НАПРАВЛЕНИЕ 511000 - ГЕОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
120 ЕН/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 511000 - ГЕОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 511000 - Геология
1.1. Направление утверждено Приказом Минобразования России от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования".
1.2. Степень (квалификация) выпускника: бакалавр геологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы бакалавра по направлению 511000 - Геология при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Под руководством ответственного исполнителя или руководителя темы бакалавр геологии:
осуществляет деятельность, связанную с изучением строения земной коры, поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых, решением конкретных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, геокриологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач в соответствии с полученной профилизацией;
осуществляет сбор, обработку, обобщение фондовых геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических данных с использованием современных методов анализа и вычислительной техники;
выполняет экспериментальные и лабораторные геологические исследования по заданной методике;
осуществляет подготовку и проведение полевых геологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств, в соответствии с полученной профилизацией;
участвует в подготовке полевой геологической информации, составлении научно-технических отчетов, пояснительных записок, карт, схем и другой установленной отчетности по утвержденным формам;
участвует в подготовке обзоров, аннотаций, рефератов, составлении библиографии по тематике проводимых исследований;
участвует в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной квалификационной характеристике приводятся в п. 7.1.
Исходя из своих квалификационных возможностей, бакалавр геологии может занимать предусматривающие высшее образование должности стажера-исследователя в области геологии и геофизики, а также стажера на должностях геолога, геофизика, геохимика, гидрогеолога в соответствии с полученной геологической профилизацией и требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.
Бакалавр геологии подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя основной школы при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 511000 - Геология являются: Земля, ее оболочки, горные породы, минералы, кристаллы; минеральные ресурсы, геологические процессы; геофизические поля. Бакалавр подготовлен к участию в работе в полевых геологических экспедициях, в научных геологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских работ и при выполнении производственных геологических работ.
Сферами профессиональной деятельности бакалавра являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного Комитета по экологии, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических проблем;
- организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;
- образовательные учреждения (основная школа).
Конкретное содержание профессионально-ориентированного компонента подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре, преимущественно по направлению 511000 - Геология, а также по направлениям Прикладная геология, Технологии геологической разведки;
- освоению в сокращенные сроки основных профессиональных образовательных программ по специальностям: 011100 Геология, 011200 Геофизика (с квалификацией Геофизик), 011300 Геохимия, 011400 Гидрогеология и инженерная геология, 011500 Геология и геохимия горючих полезных ископаемых, 013300 Экологическая геология, а также по специальностям: 080100 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, 080300 Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания, 080500 Геология нефти и газа, 080600 Прикладная геохимия, петрология, минералогия и направления Технологии геологической разведки: 080400 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, 080700 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых - в соответствии с освоенной профилизацией (геология; геофизика; геохимия; гидрогеология и инженерная геология; геология и геохимия горючих ископаемых; экологическая геология).
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
бакалавра по направлению 511000 - Геология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 511000 - Геология
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции, интонации и ритма речи ¦ ¦
¦ ¦в изучаемом языке, лексический минимум в объеме¦ ¦
¦ ¦4000 лексических единиц, дифференциация лексики¦ ¦
¦ ¦по сферам применения (бытовая, ¦ ¦
¦ ¦терминологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦др.); свободные и устойчивые словосочетания, ¦ ¦
¦ ¦фразеологические единицы, способы ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию при письменном и ¦ ¦
¦ ¦устном профессиональном общении; понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном и художественном стилях; правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; говорение; диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь; основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад); аудирование; ¦ ¦
¦ ¦понимание речи в бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦сферах; чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов, ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте; физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности; основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента; общая физическая и специальная ¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX ¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально-¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология <*> ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав культурологии, философия ¦ ¦
¦ ¦культуры; история мировой культуры; история ¦ ¦
¦ ¦культуры России; школы, направления и теории в ¦ ¦
¦ ¦культурологии; охрана и использование ¦ ¦
¦ ¦культурного наследия; культура и природа; ¦ ¦
¦ ¦культура и общество; культура и личность ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология <*> ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политологии, ее место ¦ ¦
¦ ¦в системе социально-гуманитарных дисциплин; ¦ ¦
¦ ¦история политических учений; теория власти и ¦ ¦
¦ ¦властных отношений; политическая жизнь, ее ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики; политическая система, ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; субъекты ¦ ¦
¦ ¦политики; политическая культура; политические ¦ ¦
¦ ¦учения (история развития, современное ¦ ¦
¦ ¦состояние, перспективы); политические отношения¦ ¦
¦ ¦и процессы в России; мировая политика и ¦ ¦
¦ ¦международные отношения; сравнительная ¦ ¦
¦ ¦политология; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право, личность и общество; ¦ ¦
¦ ¦структура права и его действия; конституционная¦ ¦
¦ ¦основа правовой системы; частное право; ¦ ¦
¦ ¦сравнительное правоведение; закон и подзаконные¦ ¦
¦ ¦акты; понятие преступления; уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; экологическое право; правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика <*> ¦ ¦
¦ ¦ Психология: объект, предмет и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; соотношение субъективной и ¦ ¦
¦ ¦объективной реальности; психика и организм; ¦ ¦
¦ ¦активность психики (души), психика, поведение ¦ ¦
¦ ¦и деятельность; структура субъективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; личность и межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; свобода воли; личностная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; общее и индивидуальное в ¦ ¦
¦ ¦психике человека; психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: предмет, задачи и методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики; цели образования и воспитания, ¦ ¦
¦ ¦педагогический идеал и его конкретно- ¦ ¦
¦ ¦историческое воплощение; средства и методы ¦ ¦
¦ ¦педагогического воздействия на личность; ¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦цель и содержание непрерывного образования; ¦ ¦
¦ ¦методы и средства педагогического процесса; ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание ¦ ¦
¦ ¦и семейная педагогика; межличностные отношения ¦ ¦
¦ ¦в коллективе; нравственно-психологический образ¦ ¦
¦ ¦педагога; мастерство педагогического общения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология <*> ¦ ¦
¦ ¦ История становления и развития социологии; ¦ ¦
¦ ¦общество как социокультурная система; ¦ ¦
¦ ¦социальные общности как источник самодвижения, ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; влияние культуры на ¦ ¦
¦ ¦социальные и экономические отношения; обратное ¦ ¦
¦ ¦влияние экономики и социально-политической ¦ ¦
¦ ¦жизни на культуру; личность как активный ¦ ¦
¦ ¦субъект; взаимосвязь личности и общества; ¦ ¦
¦ ¦ролевые теории личности; социальный статус ¦ ¦
¦ ¦личности; социальные связи, действия, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия между индивидами и группами, ¦ ¦
¦ ¦групповая динамика, социальное поведение, ¦ ¦
¦ ¦социальный обмен и сравнение как механизм ¦ ¦
¦ ¦социальных связей; социальная структура, ¦ ¦
¦ ¦социальная стратификация; социальные институты,¦ ¦
¦ ¦социальная организация; гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство; социальный контроль; массовое ¦ ¦
¦ ¦сознание и массовые действия; социальные ¦ ¦
¦ ¦движения; источники социального напряжения, ¦ ¦
¦ ¦социальные конфликты и логика их разрешения; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; глобализация социальных ¦ ¦
¦ ¦и культурных процессов в современном мире; ¦ ¦
¦ ¦социально-культурные особенности и проблемы ¦ ¦
¦ ¦развития российского общества; возможные ¦ ¦
¦ ¦альтернативы его развития в будущем; ¦ ¦
¦ ¦методология и методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. ¦ ¦
¦ ¦ Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦ Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦240 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1900 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦450 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦250 ¦
¦ ¦ Общие сведения об информации; процессы сбора, ¦ ¦
¦ ¦передачи, обработки и накопления информации; ¦ ¦
¦ ¦технические и программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмические языки и программирование; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦350 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и волны;¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦250 ¦
¦ ¦ Химические системы; химическая термодинамика ¦ ¦
¦ ¦и кинетика; реакционная способность веществ, ¦ ¦
¦ ¦их идентификация; химический практикум ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦150 ¦
¦ ¦ Структура биосферы; экосистемы; биосферные ¦ ¦
¦ ¦процессы; живые системы; экология и здоровье ¦ ¦
¦ ¦человека; глобальные проблемы окружающей среды;¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экологического права; ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Общая геология (дисциплина, установленная УМО) ¦150 ¦
¦ ¦ Состав и строение Земли и земной коры; ¦ ¦
¦ ¦геологические процессы; развитие земной коры ¦ ¦
¦ ¦во времени; геологическая деятельность человека¦ ¦
¦ ¦и охрана геологической среды ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент,¦300 ¦
¦ ¦в том числе дисциплины и курсы по выбору ¦ ¦
¦ ¦студента ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦1340 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1040 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01¦Историческая геология с основами палеонтологии ¦100 ¦
¦ ¦ Методы исторической геологии; этапы ¦ ¦
¦ ¦геологической истории земной коры и их ¦ ¦
¦ ¦характеристика; стратиграфическая шкала; ¦ ¦
¦ ¦основные биологические закономерности эволюции ¦ ¦
¦ ¦органического мира прошлого; ¦ ¦
¦ ¦палеонтологические методы синхронизации горных ¦ ¦
¦ ¦пород ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02¦Структурная геология и геокартирование ¦75 ¦
¦ ¦ Первичные и вторичные формы залегания горных ¦ ¦
¦ ¦пород; складчатые и разрывные нарушения; ¦ ¦
¦ ¦основы механики деформаций и разрушения горных ¦ ¦
¦ ¦пород; поля тектонических деформаций и ¦ ¦
¦ ¦напряжений; парагенезы структурных форм; ¦ ¦
¦ ¦построение геологических карт и разрезов, ¦ ¦
¦ ¦методы геологического картирования; применение ¦ ¦
¦ ¦дистанционных методов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03¦Геология России ¦75 ¦
¦ ¦ Геология древних платформ: Восточно- ¦ ¦
¦ ¦Сибирской, Восточно-Европейской, занимающих ¦ ¦
¦ ¦большую часть территории России; молодых ¦ ¦
¦ ¦платформ: Западно-Сибирской, Тимано-Печерской ¦ ¦
¦ ¦и др., а также складчатых обрамлений этих ¦ ¦
¦ ¦платформ (Урал, Охотско-Чукотский пояс); ¦ ¦
¦ ¦геология прилегающих акваторий России ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04¦Геотектоника ¦75 ¦
¦ ¦ Тектонические движения, деформации и развитие ¦ ¦
¦ ¦литосферы; геодинамические процессы глубинных ¦ ¦
¦ ¦оболочек Земли, их развитие во времени и ¦ ¦
¦ ¦пространстве; методы изучения тектонических ¦ ¦
¦ ¦движений; строение главных структурных ¦ ¦
¦ ¦элементов и закономерности развития литосферы; ¦ ¦
¦ ¦принципы тектонического районирования; ¦ ¦
¦ ¦тектоническое районирование территории России ¦ ¦
¦ ¦и сопредельных территорий ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05¦Минералогия с основами кристаллографии ¦75 ¦
¦ ¦ Симметрия и морфология кристаллов; основы ¦ ¦
¦ ¦кристаллохимии; физические свойства и рост ¦ ¦
¦ ¦кристаллов; внутреннее строение и химический ¦ ¦
¦ ¦состав минералов; систематика и характеристика ¦ ¦
¦ ¦минералов; природные минеральные ассоциации и ¦ ¦
¦ ¦их генезис ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.06¦Петрография ¦75 ¦
¦ ¦ Формы залегания, текстуры и структуры ¦ ¦
¦ ¦магматических и метаморфических горных пород, ¦ ¦
¦ ¦их вещественный состав и классификация; ¦ ¦
¦ ¦представление об ассоциациях, сериях и ¦ ¦
¦ ¦формациях горных пород, геологическая ¦ ¦
¦ ¦обстановка и условия формирования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.07¦Литология ¦75 ¦
¦ ¦ Осадочные породы, их состав, строение и ¦ ¦
¦ ¦классификация, закономерности размещения; ¦ ¦
¦ ¦осадочные фации и формации, условия их ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.08¦Геохимия ¦75 ¦
¦ ¦ Распространенность химических элементов в ¦ ¦
¦ ¦природе; законы миграции химических элементов; ¦ ¦
¦ ¦геохимия геологических процессов; ¦ ¦
¦ ¦геохимические циклы элементов; принципы ¦ ¦
¦ ¦биогеохимии ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.09¦Геофизика ¦75 ¦
¦ ¦ Строение, физические свойства и модели Земли; ¦ ¦
¦ ¦методы геофизических исследований земной коры; ¦ ¦
¦ ¦основы комплексирования геофизических методов; ¦ ¦
¦ ¦способы геологической интерпретации ¦ ¦
¦ ¦геофизических данных ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.10¦Геология месторождений полезных ископаемых ¦75 ¦
¦ ¦ Генетические условия образования ¦ ¦
¦ ¦месторождений полезных ископаемых, их связь с ¦ ¦
¦ ¦геологическими формациями и структурами; ¦ ¦
¦ ¦главные типы рудных полезных ископаемых; ¦ ¦
¦ ¦геологические структуры рудных полей и ¦ ¦
¦ ¦месторождений, методы их исследования; ¦ ¦
¦ ¦геодинамические и структурно-петрографические ¦ ¦
¦ ¦факторы, контролирующие образование рудных ¦ ¦
¦ ¦месторождений; принципы прогнозно- ¦ ¦
¦ ¦металлогенического районирования; ¦ ¦
¦ ¦металлогеническая периодизация истории Земли; ¦ ¦
¦ ¦стадийность разведочных работ; геологические ¦ ¦
¦ ¦предпосылки поисков полезных ископаемых; основы¦ ¦
¦ ¦подсчета запасов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦0ПД.Ф.11¦Геология и геохимия нефти и газа ¦50 <**>¦
¦ ¦ Современные модели образования и формирования ¦ ¦
¦ ¦состава горючих полезных ископаемых; нефть, ¦ ¦
¦ ¦уголь, газ как продукты взаимодействия биосфер ¦ ¦
¦ ¦прошлого с другими оболочками Земли; геолого- ¦ ¦
¦ ¦геохимические условия концентрации скоплений ¦ ¦
¦ ¦горючих полезных ископаемых; нефтегазоносные и ¦ ¦
¦ ¦угленосные бассейны, условия формирования и ¦ ¦
¦ ¦связь с основными структурами литосферы; ¦ ¦
¦ ¦закономерности размещения месторождений ¦ ¦
¦ ¦горючих полезных ископаемых ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦0ПД.Ф.12¦Гидрогеология, инженерная геология и ¦75 ¦
¦ ¦геокриология ¦ ¦
¦ ¦ Гидрогеологические свойства горных пород, ¦ ¦
¦ ¦гидродинамический режим подземных вод, основы ¦ ¦
¦ ¦гидрогеохимии и гидрогеотермии; региональные ¦ ¦
¦ ¦гидротермические закономерности; состав, ¦ ¦
¦ ¦строение и свойства грунтов, геологические ¦ ¦
¦ ¦процессы, их влияние на состояние и поведение ¦ ¦
¦ ¦грунтов; инженерно-геологические ¦ ¦
¦ ¦(антропогенные) процессы и явления; ¦ ¦
¦ ¦региональная инженерная геология; состав, ¦ ¦
¦ ¦строение и свойства мерзлых пород, ¦ ¦
¦ ¦закономерности формирования и развития; ¦ ¦
¦ ¦региональные закономерности распределения ¦ ¦
¦ ¦мерзлых пород и криогенных процессов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦0ПД.Ф.13¦Экологическая геология ¦50 <**>¦
¦ ¦ Предмет, объект, методы экологической ¦ ¦
¦ ¦геологии, связь с геоэкологией, экологические ¦ ¦
¦ ¦функции литосферы; экологически опасные ¦ ¦
¦ ¦природные и техногенные процессы; их ¦ ¦
¦ ¦воздействие на экосистемы и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦эколого-геологический мониторинг ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦0ПД.Ф.14¦Геодезия с основами космоаэросъемки ¦40 <**>¦
¦ ¦ Методы геодезических работ и космоаэросъемки; ¦ ¦
¦ ¦методы обработки информации и построения ¦ ¦
¦ ¦топографических карт; система топографических ¦ ¦
¦ ¦карт России ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.15¦Правовые основы, экономика и организация ¦50 <**>¦
¦ ¦геологоразведочных работ ¦ ¦
¦ ¦ Закон РФ о недрах; структура геологической ¦ ¦
¦ ¦службы России; виды, методы, стадии проведения ¦ ¦
¦ ¦геологоразведочных работ; организация и ¦ ¦
¦ ¦проектирование геологосъемочных работ; ¦ ¦
¦ ¦действующее законодательство об охране труда и ¦ ¦
¦ ¦правила безопасности при геологоразведочных ¦ ¦
¦ ¦работах ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦150 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины, устанавливаются вузом ¦774 ¦
¦ ¦(факультетом), включая дисциплины по выбору ¦ ¦
¦ ¦студента ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦6264 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.00 ¦Практики ¦22 ¦
¦ ¦ ¦недели ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.01 ¦Учебные полевые геологические ¦10 ¦
¦ ¦ Практическое закрепление теоретических знаний ¦недель ¦
¦ ¦по общей и структурной геологии; приобретение ¦ ¦
¦ ¦навыков полевых наблюдений, выделения и ¦ ¦
¦ ¦описания горных пород, геологических структур, ¦ ¦
¦ ¦процессов, ископаемой фауны и флоры; ¦ ¦
¦ ¦ознакомление с практическими методами ¦ ¦
¦ ¦геологического картирования, интерпретации и ¦ ¦
¦ ¦документации данных, пространственной привязки ¦ ¦
¦ ¦полевых наблюдений ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.02 ¦Специализированные геологические практики ¦4 ¦
¦ ¦ Закрепление теоретических знаний и ¦недели ¦
¦ ¦приобретение практических навыков проведения ¦ ¦
¦ ¦полевых и лабораторных исследований, работы с ¦ ¦
¦ ¦аппаратурой и оборудованием, практическое ¦ ¦
¦ ¦овладение методикой полевых наблюдений, ¦ ¦
¦ ¦обработки и интерпретации данных ¦ ¦
¦ ¦(геологических, геофизических, геохимических, ¦ ¦
¦ ¦гидрогеологических и инженерно-геологических, ¦ ¦
¦ ¦нефтегазовых, эколого-геологических) в ¦ ¦
¦ ¦соответствии с геологической профилизацией ¦ ¦
¦ ¦студента ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.03 ¦Учебно-исследовательские или производственные ¦8 ¦
¦ ¦ Закрепление теоретических и практических ¦недель ¦
¦ ¦навыков и знаний при решении конкретных ¦ ¦
¦ ¦геологических задач в научных и ¦ ¦
¦ ¦производственных организациях. Сбор материалов ¦ ¦
¦ ¦для написания курсовых и выпускных работ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов практик ¦1188 ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
--------------------------------
<*> Из числа дисциплин, помеченных звездочкой, вузу рекомендуется формировать регионально-вузовский компонент блока ГСЭ.
<**> Малая трудоемкость дисциплины связана с увеличением часов на учебную практику.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
бакалавра по направлению 511000 - Геология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы - 118 недель
- экзаменационные сессии - 26 недель
- практики - не менее 22 недель:
учебные полевые геологические - 10 недель
специализированные геологические - 4 недели
учебно-исследовательская или
производственная - 8 недель
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы, - не менее 5 недель
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 37 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в связи с сокращенными сроками теоретического обучения за счет большой продолжительности геологических практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В том случае, если выпускник поступает в магистратуру по направлению 511000 - Геология, последипломный отпуск предоставляется ему после окончания магистратуры.
6. Требования к условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 511000 - Геология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов, "Отечественная история" и "Философия". Объем часов по каждой из последних дисциплин предусматривается не менее 136 часов. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра геологии должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин должны заниматься научной деятельностью в области геологии, геохимии, геофизики, гидрогеологии, инженерной геологии и экологической геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых и, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей специальных дисциплин, имеющих ученую степень и звание, должна составлять не менее 50%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса при подготовке бакалавра геологии должно включать предусматриваемую требованиями к минимуму содержания дисциплин направления и основными разделами циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин настоящего стандарта, лабораторно-практическую и информационную базу, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного выпускника. Вуз должен располагать основными реферативными и научными журналами, а также научной литературой в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии и геоэкологии. Вуз должен предоставить студенту свободный доступ к информационным базам и сетевым источникам информации по всем профилям геологической подготовки.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра геологии должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы направления 511000 - Геология, наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными аудио-, видеоматериалами. Библиотека вуза должна располагать учебниками и учебными пособиями, включенными в основной список литературы, приводимый в программах естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин направления, утвержденных УМО. К моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра геологии, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Учебный процесс должен быть обеспечен лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в соответствии с содержанием основных естественнонаучных и общепрофессиональных геологических дисциплин, а также специальным оборудованием и техническими средствами, позволяющими осуществлять профессиональную подготовку по геологическим профилизациям бакалавров (геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых).
6.5. Требования к организации учебных и производственных геологических практик.
При подготовке бакалавров геологии организуются следующие виды практик: учебные полевые геологические, учебные специализированные, учебно-исследовательские производственные.
Учебные геологические практики должны проводиться на хорошо изученных геологических полигонах (вузовских и межвузовских базах геологических практик); полигоны учебных практик должны иметь специальное оснащение и лабораторное оборудование, позволяющие выполнять полевые геологические наблюдения и их обработку; на полигонах должны быть предусмотрены камеральные помещения для занятий студентов, созданы условия для жизнедеятельности преподавателей и студентов, соответствующие санитарно-техническим нормам.
Специализированные и учебно-ис

НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ПОЧВОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также