НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ПОЧВОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
125 ЕН/МАГ
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ПОЧВОВЕДЕНИЯ
1. Общая характеристика направления 510700 - Почвоведение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - Магистр почвоведения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 510700 - Почвоведение при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 510700 - Почвоведение (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению 510700 - Почвоведение должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальными научными знаниями, владеть методологией научного творчества, методами получения, анализа и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и проектно-производственной работе.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности в высшей или средней школах.
В соответствии с фундаментальной и профессиональной подготовкой магистр по почвоведению предназначен для работы в исследовательских и проектно-изыскательских институтах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, в научно-исследовательских институтах и организациях Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, в организациях, министерствах и ведомствах, связанных с использованием почв при гидротехническом строительстве и строительстве аэродромов и железных дорог, при горных разработках и добыче нефти, в научно-исследовательских институтах Российской Академии наук и Российской Академии сельскохозяйственных наук. Магистр по направлению 510700 - Почвоведение имеет право работать в указанных учреждениях в качестве почвоведа. Магистр по направлению 510700 - Почвоведение имеет право работать в должностях работников науки и научного обслуживания Российской Федерации: лаборантом-исследователем, стажером-исследователем, научным сотрудником (от младшего до старшего) и других в соответствии с общероссийскими общеотраслевыми квалификационными характеристиками должностей специалистов и служащих (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 1998; Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. М., 1999) соответствующей отрасли (предприятия).
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям 03.00.27 - Почвоведение, 06.01.14 - Агрофизика, 04.00.03 - Биогеохимия, Агрохимия - 06.01.04, Микробиология - 03.00.07, Агропочвоведение - 06.01.03 и другим смежным специальностям.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
510701 - Генезис и эволюция почв
Фундаментальные основы почвообразования, систематика и классификация почв, их роль в биосфере и круговороте элементов, устойчивость почв к изменению факторов внешней среды и к техногенезу. Основные проблемы современного почвоведения, почвы зарубежных стран и дистанционные методы изучения почвенного покрова суши, систематика и эволюция почв, основные почвообразовательные процессы в связи с естественным изменением факторов почвообразования и деятельностью человека, теоретические основы устойчивости почв к антропогенным воздействиям. Математическое моделирование биогеохимических циклов в почвах и экосистемах, методы оценки антропогенного воздействия на почвы и экологическая экспертиза, полевые почвенные и аналитические исследования.
510702 - География и картография почв
Фундаментальные основы региональной и глобальной географии почв: закономерности дифференциации почвенного покрова, почвенно-географическое районирование, принципы и методы картографирования почвенных ресурсов. Законы дифференциации почвенного покрова, специфика почвообразования в различных природных обстановках, современные методы картографии и районирования почвенного покрова, оценка деградации почвенного покрова и вопросы его охраны, методы биологической и микроморфологической диагностики почв и протекающих в них процессов. Региональная география почв и современные методы почвенно-географических исследований.
510703 - Физика почв
Структура и физическое состояние почв, закономерности переноса воды и веществ в почве и ландшафте, моделирование процессов энерго- и массообмена. Физика мерзлых почв, моделирование физических процессов в почвах, механика почв, электрофизика почв. Современные проблемы и методы исследования в физике почв, физические основы поведения токсичных веществ и использование физических характеристик почв при экологической экспертизе и деградации почв; физические свойства и режимы специфических природных (торф, пески) и искусственных (смеси для теплиц) образований. Оценка плодородия почв, расчет поливных и осушительных норм и режимов в гидротехнических мелиорациях, прогноз изменения физических характеристик при воздействии на почвы технологических приемов, прогноз поведения, миграции и влияния выбросов промышленных предприятий и транспортных средств, применения ядохимикатов и удобрений в сельском хозяйстве, разливов нефтепродуктов и других экологически неблагоприятных веществ.
510704 - Мелиорация почв
Оптимизация свойств и режимов почв в связи с их использованием в разнообразных областях (сельского, лесного, водного, рекреационного и др.) хозяйства. Системы мероприятий по орошению, осушению, фитомелиорации, агромелиорации, тепловым, химическим и другим мелиорациям почв. Режимы и свойства почв в естественном состоянии и их изменение в результате современных способов мелиорации в основных природных зонах. Эколого-генетическое и эколого-экономическое обоснование целесообразности мелиорации почв. Соответствие разных приемов мелиорации конкретным почвенно-гидрологическим условиям, системе мероприятий по экологической защите почв и агроландшафтов от деградации, современным процессам почвообразования, структуре мелиорированных территорий и эволюции почв в условиях режима, обусловленного антропогенными нагрузками, методике и задачам почвенно-мелиоративных изысканий и исследований.
510705 - Химия почв
Фундаментальные основы химических почвенных процессов, теория и практика регулирования химического состояния почв и охраны почв от химического загрязнения. Химическая термодинамика почвенных процессов, минералогия и гумусное состояние почв, органоминеральные взаимодействия, оптические свойства почв и почвенных компонентов, проблемы почвенно-химического мониторинга. Химическое состояние почв и управление почвенно-химическими процессами в различных природных биоклиматических зонах России и мира, химические особенности почв целинных, техногенных и агроландшафтов.
510706 - Биогеохимия
Взаимосвязь почвенного покрова со всеми компонентами биогеоценозов и биосферы. Почвы и почвенный покров как объект, выполняющий важнейшие биогеоценологические функции, связанные с формированием химического состояния атмосферы, наземных и подземных вод, вод океанов, теплового баланса Земли, осуществляющий защитные функции при химическом загрязнении окружающей среды. Учение о биосфере, биогеохимические циклы элементов, химия и трансформация алюмосиликатов, простых солей, биоорганических соединений, гуминовых веществ в главнейших структурных блоках биосферы. Устойчивость биосферы и ее компонентов, мониторинг и охрана природной среды.
510707 - Микробиология почв
Фундаментальные основы микробиологии почв, пути управления функционированием комплексов почвенных микроорганизмов, микробиологические вопросы охраны почв. Изучение процессов, протекающих с участием почвенных организмов, закономерности пространственно-функционального распределения микроорганизмов в наземных экосистемах, проблемы почвенно-биологического мониторинга.
510708 - Охрана почв от эрозии
Основы эрозионно-аккумулятивных процессов, экологические аспекты охраны почв от эрозии, совершенствование методов оценки и прогноза эрозии почв, классификация и картографирование эродированных почв, разработка научных основ экологически сбалансированного использования земель. Моделирование эрозионно-аккумулятивных процессов, экологические основы защиты почв от эрозии, почвозащитное земледелие, основы почвенно-эрозионного мониторинга, эрозионно-геоморфологическое районирование территории, оценка почв, основы фитомелиорации и повышение плодородия эродированных почв.
510709 - Экология почв
Организация и функционирование почв и почвенного покрова как компонента биогеоценозов, неоднородность почвенного покрова как результат и условие устойчивого функционирования биогеоценозов. Ландшафтоведение, роль и закономерности возникновения и поддержания неоднородности почв и ее связь с биоразнообразием; взаимосвязь плодородия почв и продуктивности фитоценозов, экологические последствия антропогенного воздействия на экосистемы и прогноз их изменения. Методология и методы получения исходных данных и их статистического анализа. Учения об окружающей среде, энергетика педогенеза, поведение пестицидов в почвах, метрология почвенных исследований, режимы и мониторинг почв и почвенного покрова.
510710 - Агрохимия
Фундаментальные основы агрохимии, процессы оптимизации питания растений, формирования их качества и повышения плодородия почв путем применения различных удобрительных средств с учетом экологической ситуации.
Изучение физиологических и биохимических аспектов питания растений, химических, физико-химических и биологических процессов в агроэкосистеме с учетом почвенно-климатических условий, с использованием современных методов исследования, моделирования и прогнозирования.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 510700 - Почвоведение и 511100 - Экология и рациональное природопользование зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 510700 - Почвоведение.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению, но не имеющие высшего профессионального образования по направлениям, указанным п. 2.2, допускаются к конкурсу для сдачи экзаменов в объеме подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 510700 - Почвоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 510700 - Почвоведение разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 510700 - Почвоведение
---------T-------------------------------------------T-----------¬
¦ Индекс ¦ Название дисциплин и их основные разделы ¦Всего часов¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦Суммарный ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦объем часов¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦теоретичес-¦
¦государственном образовательном стандарте высшего ¦кого обу- ¦
¦профессионального образования по направлению ¦чения и ¦
¦510700 - Почвоведение ¦практик ГОС¦
¦ ¦бакалавра ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦9408 ¦
+--------T-------------------------------------------+-----------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1050 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦600 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ДНМ.01 ¦Математические модели в почвоведении ¦100 ¦
¦ ¦ Системный подход и математические модели ¦ ¦
¦ ¦в почвоведении. Системный анализ. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия, анатомия математических ¦ ¦
¦ ¦моделей (управляющие функции, переменные ¦ ¦
¦ ¦параметры, функциональные зависимости). ¦ ¦
¦ ¦Основные математические средства ¦ ¦
¦ ¦построения моделей; замыкание моделей. ¦ ¦
¦ ¦Применение ЭВМ при математическом ¦ ¦
¦ ¦моделировании. Моделирование процессов ¦ ¦
¦ ¦массо- и энергопереноса в почве. ¦ ¦
¦ ¦Теплоперенос в почвах, движение влаги в ¦ ¦
¦ ¦почве, вертикальная миграция растворенных ¦ ¦
¦ ¦веществ. Моделирование процессов ¦ ¦
¦ ¦трансформации вещества в почве. Процессы ¦ ¦
¦ ¦разложения органического вещества в ¦ ¦
¦ ¦почве, процессы микробиологической ¦ ¦
¦ ¦трансформации вещества в почве. ¦ ¦
¦ ¦Комплексные модели миграции и ¦ ¦
¦ ¦транформации вещества в почве ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ДНМ.02 ¦История и современные проблемы ¦50 ¦
¦ ¦почвоведения ¦ ¦
¦ ¦ Задачи и методология науки о почве. ¦ ¦
¦ ¦Периодизация истории почвоведения. Истоки ¦ ¦
¦ ¦знаний о почве. Становление и развитие ¦ ¦
¦ ¦генетического почвоведения. Возникновение ¦ ¦
¦ ¦геохимического и биогеохимического ¦ ¦
¦ ¦направлений в почвоведении. ¦ ¦
¦ ¦ Функции почв в биосфере. Глобальное ¦ ¦
¦ ¦значение почв. ¦ ¦
¦ ¦ Современные классификации и их ¦ ¦
¦ ¦соотношение. Проблемы прогнозных и ¦ ¦
¦ ¦оценочных моделей. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦почвоведения в системе естественных и ¦ ¦
¦ ¦отраслевых наук ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ДНМ.06 ¦Иностранный язык ¦250 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) ¦450 ¦
¦ ¦компонент (дисциплины, устанавливаемые ¦ ¦
¦ ¦вузом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ДНМ ... ¦Дисциплины по выбору магистранта <*> ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦ Состав и содержание специальных ¦ ¦
¦ ¦дисциплин определяется требованиями ¦ ¦
¦ ¦специализации магистра при реализации ¦ ¦
¦ ¦конкретной магистерской программы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦ДВМ ¦Дисциплины по выбору магистранта <*> ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1998 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦432 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦НИРМ.02 ¦Научно-исследовательская практика ¦486 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦НИРМ.03 ¦Научно-педагогическая практика ¦216 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦864 ¦
+--------+-------------------------------------------+-----------+
¦Итого часов специализированной подготовки магистра ¦4248 ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦Общий объем часов подготовки магистра ¦13656 ¦
L----------------------------------------------------+------------
--------------------------------
<*> В случае если магистрант использовал указанные часы для освоения дисциплин специализации, освоение дополнительной специальности может происходить в свободное от занятий и научно-исследовательской работы время.
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 510700 - Почвоведение
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель,
в том числе:
- образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу,
практикумы, в том числе лабораторные
работы, подготовку выпускной квалификационной
работы, а также экзаменационные сессии - 48 недель,
научно-исследовательская и
научно-педагогическая практики - 22 недели,
подготовка магистерской диссертации - 16 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель,
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 16 недель.
5.2. Ввиду большого количества лабораторно-практических занятий, а также полевых учебных и производственных практик, вечернее и очно-заочное обучения по направлению магистр почвоведения не производится.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента ввиду сокращенных сроков теоретического обучения и большого объема практик, экспериментальных лабораторных и полевых работ составляет в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 510700 - Почвоведение
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью, знать основы компьютерных технологий, иметь учебные пособия или публикации в рецензируемых журналах. Обучение должно проводиться на кафедрах, возглавляемых доктором наук или профессором.
6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методическими пособиями по всем видам учебных занятий.
Вуз предоставляет обучающемуся в магистратуре возможность пользоваться научными журналами, в том числе: "Почвоведение", "Известия Академии наук. Серия биологическая", "Вестник Московского университета. Серия Почвоведение", "Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Биология", "Агрохимия", "Земледелие", "Geoderma", "Soil Science".
6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно быть обеспечено современной инструментальной и приборной базой, компьютерным классом, программным обеспечением.
Вуз должен располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
6.6. Требования к организации практик.
Практики должны проводится в учебных, научных, проектных, научно-производственных, производственных учреждениях соответствующего профиля.
Практики организуются и проводятся в соответствии с изложенными требованиями к проведению практик и дидактическим материалом по каждой из практик по индивидуальной программе.
6.7. Требования к организации дополнительной квалификации педагогического профиля.
Вуз (факультет) обязан предоставить условия для освоения предметов по дополнительной квалификации психолого-педагогического профиля.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 510700 - Почвоведение
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 510700 - Почвоведение.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
навыки:
- владение самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программе магистра по почвоведению или в сокращенные сроки - дипломированного специалиста по специальности почвоведение в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Выпускная работа магистра должна быть представлена в форме рукописи (машинописи).
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы магистра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению "Почвоведение" и методических рекомендаций УМО по образованию в области почвоведения.
Выпускная квалификационная работа магистра по направлению 510700 - Почвоведение представляет собой законченную работу со следующей структурой представления материала: "Введение", в котором указывается актуальность исследования, а также четко сформулированы цель и задачи исследования, главы: "Состояние проблемы (обзор литературы)", в которой представляется литературный обзор проблемы с доказательством актуальности и новизны решаемой проблемы, "Объекты и методы исследования", где описываются объекты и методы исследования, "Результаты и обсуждение", в которой представлены в графической и табличной формах результаты исследования, их анализ и научно-практическое значение. Работа обязательно должна содержать выводы и заключение. Защита работы может происходить в устной форме на кафедре соответствующего направления подготовки. При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра по почвоведению.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 510700 - Почвоведение определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области почвоведения, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 510700 - Почвоведение.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области почвоведения.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения университетов России по направлению 510700 - Почвоведение 25 ноября 1999 года, протокол N 4поч.

НАПРАВЛЕНИЕ 510600 - БИОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - БАКАЛАВР БИОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также