СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351000 - АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
71мжд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351000 - АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР
1. Общая характеристика специальности 351000 -
Антикризисное управление
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 2 марта 2000 года.
1.2. Квалификация выпускника - экономист-менеджер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 351000 - Антикризисное управление при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место специальности в системе знаний.
Специальность - Антикризисное управление дает комплекс знаний в области: правовых основ исполнения процедур банкротства и арбитражного процесса, антикризисного управления и финансового оздоровления предприятий и кредитных организаций, антикризисного менеджмента, финансового анализа и мониторинга деятельности предприятия, его диагностики и предупреждения неплатежеспособности и несостоятельности.
Специальность предполагает изучение процессов разработки эффективной стратегии и формирования маркетинговой политики предприятия; проведения комплексного финансового анализа предприятия на основе данных бухгалтерского учета с целью выявления причин неплатежеспособности и несостоятельности; реализации процедур банкротства, поиска оптимальных источников финансирования деятельности предприятий и кредитных организаций в процессе реструктуризации и финансового оздоровления.
1.3.2. Экономист-менеджер должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, территориального и муниципального уровня, занимающихся санацией (финансовым оздоровлением) и банкротством предприятий и кредитных организаций, в службах экономического анализа, диагностики и прогнозирования деятельности предприятий различных форм собственности и кредитных организаций, в аудиторских, консалтинговых и оценочных фирмах. После получения диплома специалиста экономист-менеджер может претендовать на получение лицензии Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству для работы в качестве антикризисного управляющего.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности экономиста-менеджера:
- организационная;
- управленческая;
- экспертная;
- нормативно-методическая;
- аналитическая;
- консультационная;
- предпринимательская.
1.3.4. Возможности профессиональной адаптации.
Специалист по антикризисному управлению может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационной;
- управленческой;
- финансово-хозяйственной;
- аудиторской;
- банковской;
- консультационной;
- научно-методической;
- научно-исследовательской;
- нормативно-правовой.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист-менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 351000 - Антикризисное управление, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или профессиональном начальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или профессиональном высшем образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 351000 -
Антикризисное управление
3.1. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины;
- цикл ДС - дисциплины специализации;
- ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к образовательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
экономиста-менеджера по специальности
351000 - Антикризисное управление
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых ¦ ¦
¦ ¦групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. Семья как ¦ ¦
¦ ¦субъект педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. Жанровая дифференциация и отбор ¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; ¦ ¦
¦ ¦личность и массы, свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество, практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 11.1¦Экономическая теория ¦ ¦
¦ ¦Общеэкономические понятия. Экономические агенты ¦ ¦
¦ ¦(рыночные и нерыночные), собственность и ¦ ¦
¦ ¦хозяйствование: структура прав, передача прав, ¦ ¦
¦ ¦согласование обязанностей, экономические ¦ ¦
¦ ¦интересы, цели и средства, проблема выбора ¦ ¦
¦ ¦оптимального решения, экономическая стратегия и ¦ ¦
¦ ¦экономическая политика, конкуренция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические блага и их классификации, полные ¦ ¦
¦ ¦и частичные взаимодополняемость и ¦ ¦
¦ ¦взаимозамещение благ, фактор времени и ¦ ¦
¦ ¦дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и ¦ ¦
¦ ¦реальные величины; кругообороты благ и доходов; ¦ ¦
¦ ¦затраты и результаты: общие, предельные и ¦ ¦
¦ ¦средние величины; альтернативные издержки ¦ ¦
¦ ¦(издержки отвергнутых возможностей); ¦ ¦
¦ ¦экономические ограничения: граница ¦ ¦
¦ ¦производственных возможностей, компромисс ¦ ¦
¦ ¦общества между эффективностью и равенством, ¦ ¦
¦ ¦компромисс индивида между потреблением и ¦ ¦
¦ ¦досугом; экономические риски и ¦ ¦
¦ ¦неопределенность; внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦(экстерналии); краткосрочный и долгосрочный ¦ ¦
¦ ¦периоды в экономическом анализе; метод ¦ ¦
¦ ¦сравнительной статики, показатели эластичности. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Закон предложения, закон ¦ ¦
¦ ¦спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; ¦ ¦
¦ ¦излишки потребителя и производителя, теории ¦ ¦
¦ ¦поведения потребителя и производителя ¦ ¦
¦ ¦(предприятия); монополия, естественная ¦ ¦
¦ ¦монополия, ценовая дискриминация; олигополия, ¦ ¦
¦ ¦монополистическая конкуренция, барьеры входа и ¦ ¦
¦ ¦выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; ¦ ¦
¦ ¦производственная функция, факторы производства, ¦ ¦
¦ ¦рабочая сила, физический капитал; рынки ¦ ¦
¦ ¦факторов производства, рента, заработная плата; ¦ ¦
¦ ¦бюджетное ограничение, кривая безразличия, ¦ ¦
¦ ¦эффект дохода и эффект замещения; провалы в ¦ ¦
¦ ¦регулировании экономики рынка, координации и ¦ ¦
¦ ¦государства: асимметрия информации, ¦ ¦
¦ ¦оппортунистическое поведение. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Общественное воспроизводство, ¦ ¦
¦ ¦резидентные и нерезидентные институциональные ¦ ¦
¦ ¦единицы; валовой внутренний продукт ¦ ¦
¦ ¦(производство, распределение и потребление), ¦ ¦
¦ ¦личный располагаемый доход, конечное ¦ ¦
¦ ¦потребление, модели потребления, сбережения, ¦ ¦
¦ ¦инвестиции (валовые и чистые); национальное ¦ ¦
¦ ¦богатство, отраслевая и секторальная структуры ¦ ¦
¦ ¦национальной экономики, межотраслевой баланс; ¦ ¦
¦ ¦теневая экономика; равновесие совокупного ¦ ¦
¦ ¦спроса и совокупного предложения (модель AD- ¦ ¦
¦ ¦AS), мультипликатор автономных расходов; ¦ ¦
¦ ¦адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; ¦ ¦
¦ ¦деньги, сеньораж, количественная теория денег, ¦ ¦
¦ ¦классическая дихотомия; государственный бюджет, ¦ ¦
¦ ¦его дефицит и профицит, пропорциональный налог, ¦ ¦
¦ ¦прямые и косвенные налоги, чистые налоги; ¦ ¦
¦ ¦закрытая и открытая экономика, фиксированный и ¦ ¦
¦ ¦плавающий курсы валюты, паритет покупательной ¦ ¦
¦ ¦способности; макроэкономическое равновесие и ¦ ¦
¦ ¦реальная процентная ставка (модель IS-LM): ¦ ¦
¦ ¦сравнительный анализ эффективности инструментов ¦ ¦
¦ ¦макроэкономической политики государства; ¦ ¦
¦ ¦стабилизационная политика; технологические ¦ ¦
¦ ¦уклады и "длинные волны"; теории экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и экономического цикла; "золотое правило ¦ ¦
¦ ¦накопления". ¦ ¦
¦ ¦Переходная экономика: либерализация цен, ¦ ¦
¦ ¦приватизация собственности, инфраструктура ¦ ¦
¦ ¦хозяйствования, структурная перестройка ¦ ¦
¦ ¦экономики, влияние глобализации на выбор ¦ ¦
¦ ¦стратегии национальной экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 11.2¦История экономических учений ¦ ¦
¦ ¦Становление экономической теории и периодизация ¦ ¦
¦ ¦истории экономической мысли. Экономическая ¦ ¦
¦ ¦мысль в Древней Греции. Древний Рим. Общая ¦ ¦
¦ ¦характеристика экономических учений ¦ ¦
¦ ¦средневековья. Меркантилизм и его особенности в ¦ ¦
¦ ¦различных странах. Экономические идеи России ¦ ¦
¦ ¦XVII - начала XVIII вв. ¦ ¦
¦ ¦Возникновение классической школы в Англии и во ¦ ¦
¦ ¦Франции. Физиократы. Экономическое учение А. ¦ ¦
¦ ¦Смита и Д. Рикардо. Экономические теории начала ¦ ¦
¦ ¦и середины XIX века в Англии, Франции, Германии ¦ ¦
¦ ¦и США. Экономические взгляды социалистов- ¦ ¦
¦ ¦утопистов. Экономические взгляды К. Маркса и Ф. ¦ ¦
¦ ¦Энгельса. Экономическая мысль России XVIII - ¦ ¦
¦ ¦середины XIX вв. Историческая школа. ¦ ¦
¦ ¦Зарождение математического направления в ¦ ¦
¦ ¦экономике. А.О. Курно, И.Г. Тюнен, Г.Г. Госсен. ¦ ¦
¦ ¦Возникновение маржинализма. У. Джевонс. ¦ ¦
¦ ¦Австрийская школа. Лозанская школа. Оптимум ¦ ¦
¦ ¦Парето. Экономическая теория благосостояния А. ¦ ¦
¦ ¦Пигу. Кембриджская и американская школа ¦ ¦
¦ ¦маржинализма. ¦ ¦
¦ ¦Американский (ранний) институционализм. Т. ¦ ¦
¦ ¦Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчел. ¦ ¦
¦ ¦Экономическая мысль России конца XIX - начала ¦ ¦
¦ ¦XX века. Математическая школа. В. Дмитриев, Е. ¦ ¦
¦ ¦Слуцкий. Марксистская школа в России. ¦ ¦
¦ ¦Экономические взгляды В.И. Ленина. ¦ ¦
¦ ¦Дж. М. Кейнс и его теоретическая система. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная экономическая мысль XX века. А. ¦ ¦
¦ ¦Чаянов, Л. Канторович. Экономическая теория Н. ¦ ¦
¦ ¦Кондратьева. ¦ ¦
¦ ¦Неоклассическое направление в XX веке. ¦ ¦
¦ ¦Неолиберализм. Теория социального рыночного ¦ ¦
¦ ¦хозяйства. Монетаризм. Концепция М. Фридмена. ¦ ¦
¦ ¦Экономическая теория предложения. Теория ¦ ¦
¦ ¦рациональных ожиданий. Социально- ¦ ¦
¦ ¦институциональное направление в конце XX века. ¦ ¦
¦ ¦Теорема Коуза. Теория общественного выбора Дж. ¦ ¦
¦ ¦Бьюкенена. Лауреаты Нобелевской премии по ¦ ¦
¦ ¦экономике. Создание новой парадигмы: опыт ¦ ¦
¦ ¦мировой экономической мысли и проблемы рыночной ¦ ¦
¦ ¦экономики в России ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 11.3¦Мировая экономика ¦ ¦
¦ ¦Современное мировое хозяйство: понятие, ¦ ¦
¦ ¦структура, субъекты и тенденции развития. ¦ ¦
¦ ¦Международное разделение труда. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦мирового хозяйства. Ресурсы мирового хозяйства. ¦ ¦
¦ ¦Система современных международных экономических ¦ ¦
¦ ¦отношений. Международная торговля: структура, ¦ ¦
¦ ¦динамика, ценообразование. Регулирование ¦ ¦
¦ ¦внешней торговли. Внешняя торговля России: ¦ ¦
¦ ¦динамика, структура и формы регулирования. ¦ ¦
¦ ¦Международный рынок услуг. Международное ¦ ¦
¦ ¦движение капитала: сущность, формы, динамика, ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Транснациональные корпорации. ¦ ¦
¦ ¦Иностранные инвестиции в России. Вывоз капитала ¦ ¦
¦ ¦из России. Международные валютно-расчетные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Платежный и расчетный балансы. ¦ ¦
¦ ¦Международный рынок рабочей силы, его ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Интеграционные процессы в ¦ ¦
¦ ¦мировом хозяйстве. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦организации России в системе современных ¦ ¦
¦ ¦международных экономических отношений ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1200 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1050 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Математический анализ: дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; экстремумы функций; ¦ ¦
¦ ¦аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения. Численные методы. ¦ ¦
¦ ¦Дискретная математика: логические исчисления, ¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика. Элементы теории ¦ ¦
¦ ¦нечетких множеств. Нечеткие алгоритмы. ¦ ¦
¦ ¦Теория вероятностей и математическая ¦ ¦
¦ ¦статистика: вероятности, случайные процессы, ¦ ¦
¦ ¦статистическое оценивание параметров и ¦ ¦
¦ ¦статистическая проверка гипотез, статистические ¦ ¦
¦ ¦методы обработки экспериментальных данных. ¦ ¦
¦ ¦Математическая логика и формальные системы: ¦ ¦
¦ ¦знаковые системы, логика высказываний, логика ¦ ¦
¦ ¦предикатов, формальные системы, элементы теории ¦ ¦
¦ ¦доказательств, принцип резолюции, элементы ¦ ¦
¦ ¦теории алгоритмов и рекурсивных функций. ¦ ¦
¦ ¦Математическое программирование: линейное, ¦ ¦
¦ ¦нелинейное, динамическое программирование ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Основные понятия о современных информационных ¦ ¦
¦ ¦технологиях; аппаратные и программные средства ¦ ¦
¦ ¦персональных ЭВМ; использование персональных ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ в локальных и глобальных вычислительных ¦ ¦
¦ ¦сетях; основные принципы алгоритмизации и ¦ ¦
¦ ¦программирования; операционные системы и их ¦ ¦
¦ ¦назначение; файлы и их организация на дисках, ¦ ¦
¦ ¦основные команды; программы-утилиты и ¦ ¦
¦ ¦программы-оболочки. ¦ ¦
¦ ¦Текстовые и табличные процессоры и системы ¦ ¦
¦ ¦управления базами данных: функциональные ¦ ¦
¦ ¦возможности, области применения, основные ¦ ¦
¦ ¦команды и функции. Системы электронного ¦ ¦
¦ ¦документооборота ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Экономико-математические методы ¦ ¦
¦ ¦Использование экономико-математических методов ¦ ¦
¦ ¦при принятии управленческих решений. ¦ ¦
¦ ¦Оптимизационные модели экономической динамики. ¦ ¦
¦ ¦Математическая модель оптимальных процессов ¦ ¦
¦ ¦управления, общие постановки задачи ¦ ¦
¦ ¦оптимального управления для непрерывных и ¦ ¦
¦ ¦дискретных процессов, их сравнительный анализ. ¦ ¦
¦ ¦Достаточные условия оптимальности; теоремы о ¦ ¦
¦ ¦достаточных условиях оптимальности для ¦ ¦
¦ ¦непрерывных и дискретных процессов; обобщенная ¦ ¦
¦ ¦теорема о достаточных условиях оптимальности; ¦ ¦
¦ ¦непосредственное применение достаточных условий ¦ ¦
¦ ¦оптимальности к решению задач оптимального ¦ ¦
¦ ¦управления. Метод Лагранжа - Понтрягина для ¦ ¦
¦ ¦непрерывных процессов. Метод Лагранжа для ¦ ¦
¦ ¦многошаговых процессов. Применение необходимых ¦ ¦
¦ ¦условий оптимальности для решений экономических ¦ ¦
¦ ¦задач ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Статистика ¦ ¦
¦ ¦Теория статистики. Предмет, метод и задачи ¦ ¦
¦ ¦статистики. ¦ ¦
¦ ¦Статистическое измерение и наблюдение ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений. Классификация, ¦ ¦
¦ ¦виды и типы показателей, используемых при ¦ ¦
¦ ¦статистических измерениях, правила построения ¦ ¦
¦ ¦статистических показателей и индексов. ¦ ¦
¦ ¦Статистические методы классификации и ¦ ¦
¦ ¦группировки, анализа взаимосвязей и динамики ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений. Организация ¦ ¦
¦ ¦статистических работ. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономическая статистика. Статистический ¦ ¦
¦ ¦анализ эффективности функционирования ¦ ¦
¦ ¦хозяйствующих объектов разных форм ¦ ¦
¦ ¦собственности, качества технологий, продуктов и ¦ ¦
¦ ¦услуг. Статистические методы оценки финансовых, ¦ ¦
¦ ¦страховых и бизнес-рисков предприятий при ¦ ¦
¦ ¦принятии решений в условиях неопределенности. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическая статистика. Статистическая ¦ ¦
¦ ¦методология национального счетоводства и ¦ ¦
¦ ¦макроэкономических расчетов, построения ¦ ¦
¦ ¦балансов для регионов и экономики в целом. ¦ ¦
¦ ¦Статистика населения и занятости. Статистика ¦ ¦
¦ ¦национального богатства, доходов и потребления ¦ ¦
¦ ¦населением товаров и услуг. Статистические ¦ ¦
¦ ¦показатели денежного обращения, инфляции и цен, ¦ ¦
¦ ¦банковской и биржевой деятельности, ¦ ¦
¦ ¦налогообложения. Статистика финансовых рынков. ¦ ¦
¦ ¦Статистические методы исследования ¦ ¦
¦ ¦экономической конъюнктуры и деловой активности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦75 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и ресурсы по выбору студента, ¦75 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2040 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1632 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Менеджмент ¦ ¦
¦ ¦Потребность и необходимость управления в ¦ ¦
¦ ¦деятельности человека. Менеджмент в системе ¦ ¦
¦ ¦понятий рыночной экономики. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦менеджмента: условия и предпосылки ¦ ¦
¦ ¦возникновения менеджмента, школы менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности российского менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦и внутренняя среда организации. Факторы прямого ¦ ¦
¦ ¦и косвенного воздействия. ¦ ¦
¦ ¦Системы менеджмента: функции и организационные ¦ ¦
¦ ¦структуры. ¦ ¦
¦ ¦Процессы управления: целеполагание и оценка ¦ ¦
¦ ¦ситуации, принятие управленческих решений. ¦ ¦
¦ ¦Механизмы менеджмента: средства и методы ¦ ¦
¦ ¦управления. Диверсификация менеджмента, ¦ ¦
¦ ¦типология и выбор альтернатив эффективного ¦ ¦
¦ ¦управления. ¦ ¦
¦ ¦Экономика и социология управления персоналом и ¦ ¦
¦ ¦формирование человеческого капитала. Личность ¦ ¦
¦ ¦менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть ¦ ¦
¦ ¦и партнерство. Групповая динамика и разрешение ¦ ¦
¦ ¦конфликтов. Формальное и неформальное ¦ ¦
¦ ¦управление. ¦ ¦
¦ ¦Ресурсы, качество и эффективность управления. ¦ ¦
¦ ¦Система информационного обеспечения управления. ¦ ¦
¦ ¦Инновационный потенциал менеджмента, ¦ ¦
¦ ¦профессионализация менеджмента ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Маркетинг ¦ ¦
¦ ¦Понятие маркетинга, его цели, принципы и ¦ ¦
¦ ¦организация. Стратегический и оперативный ¦ ¦
¦ ¦маркетинг. Сегментация (сегментирование) рынка, ¦ ¦
¦ ¦ее роль в маркетинге. Понятие рыночной ниши. ¦ ¦
¦ ¦Организация маркетинговой службы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦ориентация маркетинга. Типология потребителей. ¦ ¦
¦ ¦Стратегическое и оперативное планирование ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Содержание разработки маркетинговой ¦ ¦
¦ ¦стратегии, ее этапы. Стратегические цели ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Формирование товарной политики и ¦ ¦
¦ ¦рыночной стратегии. Разработка ценовой политики.¦ ¦
¦ ¦Формирование спроса и стимулирование сбыта. ¦ ¦
¦ ¦Рекламная политика. ¦ ¦
¦ ¦Маркетинговая информация. Маркетинговый анализ. ¦ ¦
¦ ¦Электронный маркетинг ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Бухгалтерский учет ¦ ¦
¦ ¦Содержание и функции бухгалтерского учета. ¦ ¦
¦ ¦Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; ¦ ¦
¦ ¦балансовое обобщение, система бухгалтерских ¦ ¦
¦ ¦счетов, двойная запись. Первичное наблюдение, ¦ ¦
¦ ¦документация, учетные регистры; инвентаризация ¦ ¦
¦ ¦и инвентарь; методы стоимостного измерения. ¦ ¦
¦ ¦Формы бухгалтерского учета; основы ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерской (финансовой) отчетности; ¦ ¦
¦ ¦организация бухгалтерского учета; нормативное ¦ ¦
¦ ¦регулирование бухучета. ¦ ¦
¦ ¦Пользователи бухгалтерской информации; цели и ¦ ¦
¦ ¦концепции финансового учета; принципы ¦ ¦
¦ ¦финансового учета; организационно-правовые ¦ ¦
¦ ¦особенности предприятий и их влияние на ¦ ¦
¦ ¦постановку финансового учета в хозяйствующих ¦ ¦
¦ ¦субъектах; основное содержание и порядок ¦ ¦
¦ ¦ведения учета: денежных средств, дебиторской ¦ ¦
¦ ¦задолженности; инвестиций в основной капитал; ¦ ¦
¦ ¦основных средств; арендованного имущества; ¦ ¦
¦ ¦нематериальных активов; долгосрочных и ¦ ¦
¦ ¦краткосрочных финансовых вложений; ¦ ¦
¦ ¦производственных запасов; текущих и ¦ ¦
¦ ¦долгосрочных обязательств; готовой продукции, ¦ ¦
¦ ¦работ, услуг и их реализации; финансовых ¦ ¦
¦ ¦результатов и использования прибыли; ¦ ¦
¦ ¦хозяйственных операций на забалансовых счетах; ¦ ¦
¦ ¦содержание и порядок составления финансовой ¦ ¦
¦ ¦отчетности. ¦ ¦
¦ ¦Цели и концепции управленческого учета; системы ¦ ¦
¦ ¦учета издержек в связи с особенностями ¦ ¦
¦ ¦технологии и организации производства, ¦ ¦
¦ ¦проведением затрат; учет налоговых и ¦ ¦
¦ ¦приравненных к ним издержек; модели ¦ ¦
¦ ¦формирования издержек в финансовом и ¦ ¦
¦ ¦управленческом учете; системы учета издержек по ¦ ¦
¦ ¦видам затрат; системы калькулирования и анализа ¦ ¦
¦ ¦себестоимости; модели формирования издержек; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь управленческого учета и анализа. ¦ ¦
¦ ¦Международные стандарты бухгалтерского учета. ¦ ¦
¦ ¦Особенности бухгалтерского учета на ¦ ¦
¦ ¦несостоятельном предприятии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Финансы и кредит ¦ ¦
¦ ¦Сущность и функции финансов, их роль в системе ¦ ¦
¦ ¦денежных отношений рыночного хозяйства. ¦ ¦
¦ ¦Финансовая политика. Управление финансами. ¦ ¦
¦ ¦Финансовое планирование и прогнозирование. ¦ ¦
¦ ¦Финансовая система, ее функции и звенья; ¦ ¦
¦ ¦государственные финансы, государственный бюджет ¦ ¦
¦ ¦и внебюджетные фонды, территориальные финансы: ¦ ¦
¦ ¦финансы реального сектора экономики, финансовые ¦ ¦
¦ ¦ресурсы предприятий, корпоративные финансовые ¦ ¦
¦ ¦риски, финансовый менеджмент; финансовый ¦ ¦
¦ ¦контроль; финансы населения; финансовые потоки ¦ ¦
¦ ¦на макроуровне. Финансовый рынок, сущность и ¦ ¦
¦ ¦функции; кредитный рынок, страховой рынок, ¦ ¦
¦ ¦рынок ценных бумаг; валютный рынок, финансовая ¦ ¦
¦ ¦глобализация. ¦ ¦
¦ ¦Необходимость, сущность, функции и роль ¦ ¦
¦ ¦кредита. Формы и виды кредита. Границы кредита. ¦ ¦
¦ ¦Ссудный процент и его роль. Основы формирования ¦ ¦
¦ ¦уровня ссудного процента. Границы процента и ¦ ¦
¦ ¦источники его уплаты. ¦ ¦
¦ ¦Кредитная система: сущность и элементы. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система России: структура, этапы ¦ ¦
¦ ¦развития. Центральный банк и его функции. ¦ ¦
¦ ¦Коммерческие банки и их функции. Особенность ¦ ¦
¦ ¦деятельности небанковских финансово-кредитных ¦ ¦
¦ ¦институтов. Международные финансово-кредитные ¦ ¦
¦ ¦институты. Банковские системы отдельных стран ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Теория антикризисного управления предприятием ¦ ¦
¦ ¦Антикризисное управление в России: ¦ ¦
¦ ¦институциональные, правовые и финансовые ¦ ¦
¦ ¦механизмы обеспечения. Экономические основы ¦ ¦
¦ ¦возникновения неплатежеспособности и ¦ ¦
¦ ¦банкротства предприятий. Государственное ¦ ¦
¦ ¦регулирование отношений несостоятельности ¦ ¦
¦ ¦(банкротства). Банкротство как институт ¦ ¦
¦ ¦рыночного хоз

НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также