СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012500 - ГЕОГРАФИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОГРАФ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
104 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012500 - ГЕОГРАФИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОГРАФ
1. Общая характеристика специальности
012500 - География
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - географ.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки географа по специальности 012500 - География при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Географ по специальности 012500 - География может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999. М., 1999 (N 22446)), геохимика (20603), палеогеографа (N 25457), научного редактора (N 26039), экономиста (N 27728), экономиста-демографа (N 27726), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экономики (N 26638), экскурсовода (N 27765) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля географ может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности:
Сферой профессиональной деятельности специалиста по специальности 012500 - География являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности географа являются: географическая оболочка, ее строение, функционирование и развитие; природные, природно-антропогенные, социально-экономические и территориально-производственные системы на глобальном, региональном и локальном уровнях.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 012500 - География может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Географ по специальности 012500 - География подготовлен к решению следующих задач:
Научно-исследовательская деятельность:
Специалист должен быть подготовлен к участию:
- в проведении комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработке рекомендаций по их разрешению;
- в выявлении природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения;
- в изучении закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества;
- в исследовании проблем международного и внутригосударственного разделения труда;
- в географическом прогнозировании;
- в организации экологического мониторинга;
- в анализе частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием;
- в выявлении и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы;
- в анализе и разработке рекомендаций использования зарубежного опыта в территориальной организации производительных сил, общества и природопользования;
- в проведении геополитических и геоэкономических оценок регионов, стран, мира в целом и транснациональных фирм.
Проектно-производственная деятельность:
Географ должен быть подготовлен для участия в:
- проектировании и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
- проектировании типовых природоохранных мероприятий;
- оценке воздействий на окружающую среду;
- обеспечении экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
- разработке географических аспектов маркетинговой и управленческой деятельности отдельных предприятий и фирм;
- проведении географической и экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
- разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.
Педагогическая деятельность:
Географ подготовлен для:
- педагогической работы в общеобразовательных школах и в вузах при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Географ, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 012500 - География, подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов, 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная география, 25.00.31 - Гляциология и криология Земли, 25.00.35 - Геоинформатика, и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 510800 - География, 510900 - Гидрометеорология, 511400 - География и картография и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования
к основной образовательной программе подготовки
выпускника по специальности 012500 - География
3.1. Основная образовательная программа специалиста-географа разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста-географа, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа специалиста-географа формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста-географа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы специалиста-географа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
специалиста-географа по специальности
012500 - География
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Основные гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования и ¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс научно- ¦ ¦
¦ ¦технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля жизни; ¦ ¦
¦ ¦оздоровительные системы и спорт (теория, ¦ ¦
¦ ¦методика, практика); профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма в ¦ ¦
¦ ¦одной стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост ¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦Психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦
¦ ¦соотношение субъективной и объективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; психика и организм; активность ¦ ¦
¦ ¦психики (души), психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; структура субъективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; личность и межличностные отношения; ¦ ¦
¦ ¦свобода воли; личностная ответственность; общее ¦ ¦
¦ ¦и индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет педагогики; цели ¦ ¦
¦ ¦образования и воспитания; педагогический идеал ¦ ¦
¦ ¦и его конкретно-историческая воплощение; ¦ ¦
¦ ¦средства и методы педагогического воздействия ¦ ¦
¦ ¦на личность; общие принципы дидактики и их ¦ ¦
¦ ¦реализация в конкретных предметных методиках ¦ ¦
¦ ¦обучения; нравственно-психологические и ¦ ¦
¦ ¦идейные взаимоотношения поколений; семейное ¦ ¦
¦ ¦воспитание и семейная педагогика; ¦ ¦
¦ ¦межличностные отношения в коллективе; ¦ ¦
¦ ¦нравственно-психологический образ педагога; ¦ ¦
¦ ¦мастерство педагогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. Институциональные¦ ¦
¦ ¦аспекты политики. Политическая власть. ¦ ¦
¦ ¦Политическая система. Политические режимы, ¦ ¦
¦ ¦политические партии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. Специфические ¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. Тенденции¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процесс ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административные¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦ ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1700 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦350 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦ряды; дифференциальные уравнения, элементы ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей; элементы функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа; статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦200 ¦
¦ ¦Физические основы механики, физика колебаний и ¦ ¦
¦ ¦волн, молекулярная физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм, квантовая физика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦250 ¦
¦ ¦Химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦200 ¦
¦ ¦Сущность жизни; происхождение и эволюция; ¦ ¦
¦ ¦уровни организации живых систем; биологическое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие; функционирование организмов; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз; охрана биологических объектов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Экология ¦200 ¦
¦ ¦Организмы и среда, лимитирующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦популяции, сообщества, экосистемы, принципы их ¦ ¦
¦ ¦организации и функционирования; формы ¦ ¦
¦ ¦биологических отношений в сообществах; ¦ ¦
¦ ¦структура экосистем; основные типы экосистем и ¦ ¦
¦ ¦их динамика; биосфера ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Геология ¦100 ¦
¦ ¦Состав и строение Земли и земной коры; ¦ ¦
¦ ¦геологические процессы; развитие земной коры ¦ ¦
¦ ¦во времени; этапы геологической истории земной ¦ ¦
¦ ¦коры; эволюция органического мира прошлого; ¦ ¦
¦ ¦стратиграфическая шкала; геологическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность человека и охрана геологической ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент, в т.ч. дисциплины по ¦200 ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3560 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2600 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Землеведение ¦100 ¦
¦ ¦Понятие о географической оболочке, факторы ее ¦ ¦
¦ ¦становления и этапы развития, структура и ¦ ¦
¦ ¦динамика географической оболочки и ее единство ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Геоморфология ¦100 ¦
¦ ¦Мегарельеф Земли, эндогенные и экзогенные ¦ ¦
¦ ¦процессы и рельеф, структурно-геоморфологические ¦ ¦
¦ ¦элементы материков и океанов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Метеорология и климатология ¦100 ¦
¦ ¦Радиационный и тепловой режим атмосферы, вода ¦ ¦
¦ ¦в атмосфере, атмосферная циркуляция и ¦ ¦
¦ ¦климатообразование, барическое поле ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Гидрология ¦100 ¦
¦ ¦Химические и физические свойства природных вод, ¦ ¦
¦ ¦круговорот воды в природе, гидрология рек, ¦ ¦
¦ ¦ледников, подземных вод, озер, океанов и морей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Биогеография ¦100 ¦
¦ ¦Биоценоз и биом, биосфера; географические ¦ ¦
¦ ¦закономерности распространения организмов и ¦ ¦
¦ ¦сообществ на суше, в океанах и морях; ¦ ¦
¦ ¦география биологического разнообразия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦География почв с основами почвоведения ¦100 ¦
¦ ¦Состав и свойства почв, факторы почвообразования,¦ ¦
¦ ¦классификация и распространение почв, состояние ¦ ¦
¦ ¦почвенных ресурсов и мелиорация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Ландшафтоведение ¦100 ¦
¦ ¦Геосистемы и природно-территориальные комплексы, ¦ ¦
¦ ¦динамика геосистем, природные и природно- ¦ ¦
¦ ¦антропогенные ландшафты, прикладное ¦ ¦
¦ ¦ландшафтоведение, ландшафтное моделирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Картография ¦100 ¦
¦ ¦Математическая основа карт, способы ¦ ¦
¦ ¦картографических изображений, генерализация, ¦ ¦
¦ ¦типы и виды карт, приемы и методы использования ¦ ¦
¦ ¦карт ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦География населения с основами демографии ¦100 ¦
¦ ¦Динамика, численность и размещение населения ¦ ¦
¦ ¦на земном шаре, миграция, основы этнографии, ¦ ¦
¦ ¦конфессиональный и социальный состав ¦ ¦
¦ ¦населения; трудовые ресурсы и их ¦ ¦
¦ ¦использование; типы расселения; географические ¦ ¦
¦ ¦различия в условиях и образе жизни населения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Топография ¦100 ¦
¦ ¦Топографическое изучение поверхности Земли, ¦ ¦
¦ ¦геодезические измерения, съемка местности, ¦ ¦
¦ ¦топографические карты и планы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Экономическая, социальная и политическая ¦100 ¦
¦ ¦география ¦ ¦
¦ ¦Экономическая и социальная география в системе ¦ ¦
¦ ¦географических наук; пространственная, ¦ ¦
¦ ¦экономическая и социальная парадигмы - ¦ ¦
¦ ¦концептуальные основы экономической и ¦ ¦
¦ ¦социальной географии; экономико-географический ¦ ¦
¦ ¦аспект глобальных проблем современности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Физическая география России ¦200 ¦
¦ ¦Характеристика природы, факторы формирования и ¦ ¦
¦ ¦дифференциации современных ландшафтов, регионы ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Экономическая и социальная география России ¦200 ¦
¦ ¦Народнохозяйственный комплекс и особенности ¦ ¦
¦ ¦территориальной организации производительных ¦ ¦
¦ ¦сил, отрасли народного хозяйства, ¦ ¦
¦ ¦экономические районы России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Физическая география материков и океанов ¦200 ¦
¦ ¦Зонально-поясная структура географической ¦ ¦
¦ ¦оболочки, региональный обзор современных ¦ ¦
¦ ¦(природных и природно-антропогенных) ландшафтов ¦ ¦
¦ ¦материков и природы океанов, экологические ¦ ¦
¦ ¦проблемы освоения ландшафтов материков ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Экономическая и социальная география мира ¦200 ¦
¦ ¦Мировое хозяйство и его отрасли, мировые ¦ ¦
¦ ¦экономические связи и системы, политическая ¦ ¦
¦ ¦карта мира, региональный обзор экономической ¦ ¦
¦ ¦географии зарубежных стран ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16¦Геоэкология ¦100 ¦
¦ ¦Геосферы Земли; Земля как глобальная ¦ ¦
¦ ¦экологическая система; природные и природно- ¦ ¦
¦ ¦технические системы; антропогенные воздействия ¦ ¦
¦ ¦и реакции на них экосистемы Земля; экологический ¦ ¦
¦ ¦кризис и его проявления на различных ¦ ¦
¦ ¦иерархических уровнях; междисциплинарный подход ¦ ¦
¦ ¦как методологическая основа геоэкологических ¦ ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.17¦Палеогеография ¦100 ¦
¦ ¦Происхождение географической оболочки и ее ¦ ¦
¦ ¦основных составляющих; эволюция природных ¦ ¦
¦ ¦геосфер и их пространственно-временные ¦ ¦
¦ ¦характеристики; прогрессирующее усложнение ¦ ¦
¦ ¦природных структур; синхронность и метахронность ¦ ¦
¦ ¦развития природных процессов и формирования ¦ ¦
¦ ¦природных структур в различных частях ландшафтной¦ ¦
¦ ¦сферы; палеогеографические методы исследований ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.18¦Геоурбанистика ¦100 ¦
¦ ¦Основные исторические этапы развития городов; ¦ ¦
¦ ¦главные понятия, особенности и проблемы ¦ ¦
¦ ¦современной урбанизации; город в системе ¦ ¦
¦ ¦городов; экономико-географическое положение ¦ ¦
¦ ¦городов; основы проектирования городов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.19¦Теория и методология географической науки ¦100 ¦
¦ ¦Методологические основы географии; уровни ¦ ¦
¦ ¦методологии: всеобщий (философский) и ¦ ¦
¦ ¦специально-научный (конкретный); процесс ¦ ¦
¦ ¦географического познания; теория ¦ ¦
¦ ¦географической науки, проблемы, идеи, ¦ ¦
¦ ¦гипотезы, концепции, законы и закономерности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.20¦Экологическое проектирование и экспертиза ¦100 ¦
¦ ¦Экологическое обоснование хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности на стадиях проектирования, создания ¦ ¦
¦ ¦и эксплуатации объектов; методы и принципы оценки¦ ¦
¦ ¦воздействия на окружающую среду (ОВОС); ¦ ¦
¦ ¦государственная экологическая экспертиза, ее ¦ ¦
¦ ¦статус, уровни; методы проведения экспертиз ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.21¦Методы географических исследований ¦200 ¦
¦ ¦Классификация методов по этапам познания; ¦ ¦
¦ ¦информационная база географии; сравнительный ¦ ¦
¦ ¦географический метод; методы комплексных ¦ ¦
¦ ¦географических исследований; взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦картографических, геохимических, геофизических, ¦ ¦
¦ ¦математических, аэро- и космических методов; ¦ ¦
¦ ¦методы изучения территориально-экономических ¦ ¦
¦ ¦систем разных типов; применение балансовых, ¦ ¦
¦ ¦статистических, картометрических методов в ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических исследованиях; ¦ ¦
¦ ¦моделирование геосистем ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦960 ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦752 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Цикл психолого-педагогических дисциплин ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8262 ¦
¦ ¦(153 ¦
¦ ¦нед.)¦
+--------T-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦1620 ¦
¦ ¦ ¦(30 ¦
¦ ¦ ¦нед.)¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Итого ¦9882 ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 012500 - География
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные, а также
экзаменационные сессии (153 + 27) - 180 недель;
- практики: - 30 недель;
учебная - 12 недель;
производственная - 8 недель;
предквалификационная - 10 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - 16 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - 34 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к условиям реализации
основной образовательной программы по специальности
012500 - География
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы специалиста-географа.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста-географа на основе настоящего Государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по согласованию с УМО.
6.1.2. При реализации своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов и отдельных дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме 340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее чем 136 часов. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла СД;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- при формировании основной образовательной программы вуз (факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента - половину количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовывать основную образовательную программу по специальности 012500 - География в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование географического профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка географа проводится на географических кафедрах вузов, имеющих заведующими кафедрой профессора или доцента с научной степенью доктора или кандидата наук по географическим и смежным специальностям. Преподавание дисциплин должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
6.3.1. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научно-методической и учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий.
6.3.2. Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической литературой по каждой дисциплине в количестве 0,5 экземпляра на 1 обучающегося.
6.3.3. Вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к:
- комплектам общегеографических и тематических карт по основным направлениям географической науки и др. наук о Земле;
- комплексным научно-справочным, учебным и популярным атласам России, ее регионов и мира;
- материалам аэрокосмического зондирования (снимки, фотокарты и др.);
- программному обеспечению для построения геоинформационных систем и обработки изображений (стандартные программные пакеты);
- фондам научных библиотек;
- аналитическим лабораториям, музеям.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу географа, должно быть обеспечено для проведения учебного процесса современной инструментальной и приборной базой, компьютерными классами и программным обеспечением, а также материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной, дисциплинарной, междисциплинарной научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Учебные практики должны проводиться на специально подготовленных учебных базах и обеспечивать возможность изучения природно-территориальных комплексов и их компонентов. В составе баз практик должны быть жилые корпуса, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологической службы, пищеблок, складские помещения, камеральный корпус. Учебная практика должна обеспечиваться необходимым транспортом, вычислительной техникой, стандартным полевым оборудованием.
Производственные практики должны проводиться в научных, научно-производственных, проектных учреждениях и в высших учебных заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управления природопользованием.
Научно-методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии с утвержденными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки выпускников
по специальности 012500 - География
7.1. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Географ должен:
- знать историю возникновения и развития географии; основные понятия и категор

НАПРАВЛЕНИЕ 511600 - ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ (утв. Минобразованием РФ от 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также