НАПРАВЛЕНИЕ 511100 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
110 ЕН/МАГ
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 511100 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Общая характеристика направления
511100 - Экология и природопользование
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - магистр экологии и природопользования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы магистра по направлению 511100 - Экология и природопользование при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 511100 - Экология и природопользование (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению 511100 - Экология и природопользование должен быть широко эрудирован, должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и проектно-производственной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Магистр экологии и природопользования может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999, N 22446)), экономиста (N 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (N 20603), научного редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля магистр экологии и природопользования может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, N 25813, N 25812).
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по научным специальностям: 25.00.36 - Геоэкология, а также по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным специальностям.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
511101 - Геоэкология
Исследование и решение научных и прикладных задач в области глобальных антропогенных изменений географической оболочки (экосферы) и ее составляющих - геосистем различного уровня (континентального, регионального, локального); геосферы Земли; их антропогенное преобразование и соответствующие экологические проблемы (преобразование и деградация ландшафтов, изменения климата и их последствия, водные и водно-экологические проблемы, снижение биологического разнообразия, экологические вопросы урбанизации, трансформация прибрежных областей и др.); взаимосвязь естественных, социальных, экономических и политических факторов и проблем геоэкологии; понятие об экологической экономике и ее взаимосвязь с геоэкологией; оценка состояния окружающей среды и прогноз ее изменений; геоинформационные системы и базы данных; компьютерный анализ информации; геоэкологическое картографирование; международные междисциплинарные научные программы; перспективы глобального мониторинга.
511102 - Природопользование
Понятие о природопользовании; природопользование в системе форм взаимодействия общества с природной средой; антропогенное преобразование природной среды и системы природопользования; эколого-географическая экспертиза и оценка воздействия различных видов хозяйственной деятельности на окружающую среду; мониторинг окружающей среды; управление природопользованием; разработка территориальных схем охраны окружающей среды; организация решения региональных проблем природопользования; экологические проблемы рационального освоения недр (недропользования); оценочные модели и карты природных условий и ресурсов; определение экономической и социальной эффективности природопользования; экологическое право; менеджмент и маркетинг в природопользовании; технические средства и оборудование, применяемые при ландшафтно-экологическом мониторинге и проведении экспертиз.
511103 - Общая экология
Актуальные проблемы современной экологии; эволюция биосферы; биология популяций и сообществ; частная экология (экология растений, животных, бактерий); экологическая физиология; экологическая биология развития; элементы патологии клетки и организма; биоиндикация и биотестирование; теоретические основы оценки качества природной среды по параметрам клетки и организма; мутагенные и тератогенные факторы техносферы, методы их оценки; экологический мониторинг; роль биологических методов в ОВОС; методы полевых исследований и камеральной обработки материала; моделирование и компьютерный анализ экосистем; основы экологической экспертизы; актуальные проблемы экологии человека: медицинские и социальные аспекты; менеджмент и маркетинг в экологии; экологическое право, международные соглашения, зарубежный опыт, опыт и перспективы охраны природы в России; заповедное дело.
511104 - Экономика природопользования
Значение и роль экологического фактора в развитии экономических систем; оптимальное распределение и использование природных ресурсов и максимальное сохранение и приумножение элементов окружающей среды; техногенный тип экономического развития; эколого-экономические проблемы, связанные с изменением состояния окружающей среды и использованием природных ресурсов; концепция устойчивого развития, экологизация экономики; макроэкономические аспекты экологизации экономики; внешние эффекты (экстерналии), их экономический учет; экономическая эффективность природопользования; возможности государственного регулирования и рыночных инструментов для рационализации природопользования; экономический механизм природопользования.
511105 - Управление природопользованием
Теоретические основы управления природопользованием и его отраслевая специфика; соотношение экономических и административных рычагов управления, прямое и косвенное экологическое регулирование; исторические аспекты развития управления природопользованием в России и в зарубежных странах; основные функциональные подсистемы управления природопользованием: прогнозирование, планирование, принятие решений, контроль и регулирование; организационная структура управления; отраслевой и территориальный подход к экологическому регулированию; пространственная организация управления природопользованием, территориальные уровни: глобальный, национальный, региональный, локальный; территориальное экологическое проектирование; правовые основы и социальные факторы управления природопользованием на различных территориальных уровнях; технические средства управления; научные проблемы совершенствования управления природопользованием.
511106 - Глобальные экологические проблемы
Глобальные изменения природной среды: факторы, наблюдаемые изменения, системные взаимосвязи, индикаторы и индексы состояния среды; тенденции и прогнозы дальнейших изменений; изменения климата, их последствия; антропогенное преобразование и деградация ландшафтов; водные и водно-экологические проблемы; снижение биологического разнообразия; экологические аспекты урбанизации; антропогенная трансформация прибрежных областей; роль естественных, социальных, экономических и политических факторов глобальных изменений, их взаимосвязанность; взаимоотношения типа "нагрузка - состояние - воздействие - реакция"; международные междисциплинарные, комплексные научные программы (Международная геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследований климата, Программа исследований социальных аспектов глобальных изменений); перспективы системы глобального мониторинга.
511107 - Социальная экология
Исторические корни и философские основания социальной экологии; взаимодействие человека (общества) и природы в различных социальных, этнических и культурных системах в контексте истории природопользования; экологические потребности людей и их идентификация; эволюция представлений о ценности природных (экологических) благ; эстетическая оценка природной среды; экологический риск и основные группы реципиентов (население, природное наследие, культурные и духовные ценности); продолжительность жизни и здоровье, их взаимосвязь с экологической ситуацией; оценка экологического риска в социальной экологии; социально-экологические конфликты, их прогнозирование, предупреждение и урегулирование; экологическая культура, ее носители и атрибуты; роль литературы, искусства в наследовании и воспитании экологической культуры; место социальной экологии в экологическом регулировании и социальном управлении.
511108 - Охрана природы
Охрана природы и окружающей человека среды, рациональное использование природных ресурсов, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия; функционирование экосистем, влияние роста народонаселения и усиления воздействия человека на естественный растительный покров и животный мир, почвы, воздух, водоемы; загрязнение окружающей среды экотоксикантами; риск и экономические последствия загрязнения; оценка ресурсов биоты; переработка отходов промышленного и сельскохозяйственного производства: использование энергетических ресурсов, отторжение земель под дорожное, городское, промышленное строительство; борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства, с биологическим загрязнением водоемов, почв и продуктов питания; охраняемые объекты природы, заповедное дело; составление и ведение "Красных книг"; охрана геологической среды обитания; разработка правовой базы охраны природы; международные соглашения в области охраны природы; Всемирная стратегия охраны природы; Международный союз охраны природы; программы ООН и ЮНЕП по окружающей среде; концепции устойчивого развития, охраны ландшафтов и биологического разнообразия.
511109 - Природное и культурное наследие
Природное наследие в системе ценностей окружающей природной среды; идентификация ценности природного наследия, его структура и география; взаимозависимость и взаимообусловленность природного и культурного наследия; наследие и развитие, место природного и культурного наследия в концепциях устойчивого развития России и зарубежных стран; экологические и социальные функции природного и культурного наследия; территории наследия, особо охраняемые природные и историко-культурные территории и их регламентация в отечественном и зарубежном законодательствах; факторы экологического риска наследию и их оценка; экологический мониторинг объектов наследия; экономический и социальный ущерб от утраты природного и культурного наследия; охрана наследия в региональной, национальной и глобальной экологической и культурной политике; правовые основы и организационная структура управления наследием на различных территориальных уровнях.
511110 - Международное сотрудничество в области экологии и природопользования
Глобальные изменения окружающей среды и роль в них естественных, социальных, экономических и политических факторов. Необходимость и неизбежность международного сотрудничества; геоэкологические проблемы глобального и универсального характера; соответствующее различие в подходах к международному сотрудничеству; Международные правовые инструменты и их роль в решении проблем геоэкологии и природопользования (всемирные конвенции по изменению климата, защите озонового слоя, борьбе с опустыниванием, биологическому разнообразию, торговле исчезающими видами животных и растений, охране морских животных и пр.); региональные конвенции и соглашения в области геоэкологии и природопользования; геоэкологические последствия международных долгов и глобализации торговли; Организация Объединенных Наций и международные специализированные организации системы ООН, их деятельность и роль в международном геоэкологическом сотрудничестве; международные неправительственные экологические организации; современные тенденции развития системы глобального мониторинга; международные междисциплинарные научные программы в области глобальных изменений.
511111 - Экологическая экспертиза
Концепция устойчивого развития и приоритеты рационального природопользования; фундаментальные закономерности структуры, динамики и эволюции природных и природно-антропогенных ландшафтов и геосистем; геотехнические системы; виды неблагоприятных воздействий на окружающую среду; экологический риск, его формы и виды. Нормативные основы управления природопользованием; нормативные основы экологического проектирования; ОВОС различных видов хозяйственной и иной деятельности человека; система оценивания; государственная экологическая экспертиза, нормативная и методическая основа; природоохранные нормы, правила, стандарты качества природной среды; виды экспертиз; послепроектный экологический аудит и управление природопользованием.
511112 - Экологический мониторинг
Разработка систем экологического мониторинга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и его функционирование; закономерности структуры и пространственно-временной изменчивости окружающей среды; методы анализа и контроля компонентов окружающей среды; оценка состояния; моделирование природных процессов и антропогенного воздействия на окружающую среду, информационное обеспечение; системы наблюдений для локального, регионального и глобального мониторинга; измерительный комплекс, применяемый для проведения наблюдений за физическими, химическими и биологическими параметрами, частота и пространственная дискретность в различных видах мониторинга; статистические методы обработки информации; применение методов моделирования; информационные технологии, использование ГИС.
511113 - Экология человека
Экологическая потенция человека как биологического вида; экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции, биопродуктивность и ресурсы биосферы; физиологическая экология человека; механизмы, уровни и возможности адаптации человека к природной среде; расы и экотипы; современные техногенные экосистемы и здоровье человека; методы оценки экологического риска; обеспечение экологической безопасности; эндемические заболевания; ландшафтная эпидемиология; генофонд человека и агрессивные факторы среды; концепция здоровья; виды патологических состояний, связанные с химическими, физическими и психологическими факторами техногенной среды; биологические ритмы человека и космические циклы; элементы социальной экологии: биосфера и история цивилизации, демографические проблемы; современная цивилизация; ресурсы биосферы; человек в урбо- и агроэкосистемах. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека; проблемы биоэтики; возможность коррекции негативных воздействий на природную и социальную среду.
511114 - Радиоэкология
Основы радиационной экологии; излучения и эволюция биосферы; современная радиационная среда; виды электромагнитных загрязнений; особенности проведения и миграции радионуклидов в экосистемах; радиационный мониторинг; физика ионизирующих и неионизирующих ЭМ-излучений на живые клетки и организмы: первичные процессы, отдаленные эффекты; проблемы радиационной генетики; физико-химические основы дозиметрии; биологическая дозиметрия; проблемы радиационной безопасности, развитие атомной энергетики; использование источников ЭМ-излучений в медицине и народном хозяйстве; реабилитация населения и территорий, загрязненных радионуклидами.
511115 - Менеджмент и маркетинг в экологии
Основы экологического менеджмента и маркетинга; роль государственной политики и экономических санкций в оздоровлении природной среды; экологическая политика и проблемы устойчивого развития; основы организации и управления природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью; методология экологического менеджмента и маркетинга; экологизация технологий и безотходные производства; экономическая эффективность использования природных ресурсов; методы расчетов экономического ущерба разрушающих природу производственных процессов; методы определения экологического риска; экономические санкции к нарушителям природоохранного законодательства; экологическое предпринимательство.
511116 - Математическое моделирование экосистем
Основы экологии; понятие об экосистемах, динамика и развитие экосистем; основные принципы и актуальные проблемы моделирования экосистем; математические модели популяций; модели региональных и локальных экосистем; геоинформационные системы; компьютерная обработка данных мониторинга; модели глобального развития; модели массопереноса в природных средах; математические модели экосистем как основа экологического прогноза; эколого-экономические модели.
511117 - Экологическая безопасность
Понятие об экологической безопасности; факторы экологического риска и его реципиенты; естественные и антропогенно обусловленные факторы риска; оценка экологического риска; распространение экологического риска, современная экологическая ситуация, экологические бедствия и катастрофы; геологические риски и катастрофы; их социальные и экономические последствия; география экологического неблагополучия; основные сектора экологической безопасности: радиационная безопасность, питьевая вода, санитария и эпидемиология, экотоксикология, продукты питания, электромагнитные излучения, наведенная сейсмичность, дегумификация почв, изменения климата, озоновый слой атмосферы, крупномасштабные преобразования природы; основы государственной политики в сфере экологической безопасности, отечественный и зарубежный опыт; законодательное и нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации; управление в сфере экологической безопасности, его научно-техническое обеспечение; международные учреждения, федеральные и местные органы обеспечения экологической безопасности; экологическая безопасность в национальной и региональной политике; предупреждение экологических бедствий и катастроф, реабилитация экологически неблагоприятных территорий, компенсации жертвам экологических бедствий, экологическое страхование.
511118 - Урбоэкология
Человек и его место в природе; численность населения, темпы и факторы ее динамики, городское и сельское население, закономерности размещения населения; основы демографии и урбанистики; расселение населения, его факторы и закономерности; природно-экологические факторы и предпосылки расселения, их проявление в историческом контексте; городское и сельское расселение, оценка экологической ситуации в местах проживания; экологические проблемы городов и пути их решения; экологические проблемы сельской местности и пути их решения; основные направления экологизации расселения и образа жизни населения; системы расселения, планировочная структура региона и города, функциональное зонирование территорий; факторы экологического риска для населения, его предупреждение и компенсация; рекреация в системе жизнеобеспечения населения; территориальное проектирование в решении проблем урбоэкологии, основные виды и стадии проектирования, районная планировка, ландшафтное планирование, генеральные планы поселений; нормативно-правовая регламентация в сфере урбоэкологии; экономическое стимулирование удовлетворения экологических потребностей населения.
511119 - Ландшафтное планирование
Понятие о ландшафтном планировании, его место в управлении природопользованием, цели, задачи и функции, методы реализации, сочетание директивных и индикативных элементов; фундаментальные основы науки о ландшафте, геофизика, геохимия и биогеохимия ландшафта; теоретическое и прикладное ландшафтоведение; типология ландшафтов; основные ландшафтно-типологические единицы; естественные и культурные ландшафты; сельские, аквальные, техногенные, городские (селитебные, садово-парковые, промышленные), переходные и смешанные ландшафты; динамика ландшафтов, естественные и антропогенные факторы их нарушений; охрана ландшафтов, рекультивация и регенерация нарушенных территорий; биологическое и ландшафтное разнообразие; природное и культурное наследие, его охрана и использование; особо охраняемые природные и историко-культурные территории; картографирование ландшафтов, ландшафтное и природно-хозяйственное районирование; эстетика ландшафтов, ландшафтная архитектура, оценка социально-экологических функций ландшафтов; ландшафтное планирование и его связь с районной планировкой, генпланами поселений, схемами охраны природы и другими видами планировочной документации; ландшафтное планирование в городах, природных зонах и сельской местности; ландшафтное планирование в зарубежных странах; земельное, лесное, водное, природоохранное и градостроительное законодательство в области недропользования РФ; нормативно-правовые основы и предпосылки ландшафтного планирования в России; специфика и функции ландшафтного планирования в переходный период.
511120 - Экологическое образование
Междисциплинарный характер экологического образования; место экологического образования в общей структуре образования в РФ; значение экологического образования в решении экологических проблем и обеспечения сбалансированного природопользования; роль экологического императива в общей системе гуманистических ценностей человечества; концепция непрерывного экологического образования по экологии и охране окружающей среды; переподготовка кадров; структура содержания экологического образования в средней и высшей школах: многопредметный, однопредметный и смешанный подходы (модели); соотношение обязательного и необязательного (факультативного) компонентов; школьное и внешкольное образование; дополнительные виды экологического образования; методики преподавания экологии и охраны окружающей среды; разработка конкретных примеров, практических занятий, полевых экскурсий, тем для самостоятельных работ учащихся; соотношение национальных и интернациональных ценностей в решении экологических проблем; правозащитный аспект экологического образования; анализ соотносительной роли антропоцентризма и биоцентризма в современном образовании.
511121 - Дистанционное зондирование и географические информационные системы
Основы картографии и картографического метода исследования; тематическое картографирование, основы дистанционного зондирования; тематическое дешифрирование снимков; теория и практика цифровой обработки изображений; основы геоинформатики создания ГИС; основы спутникового позиционирования; компьютерные сети; применение методов дистанционного зондирования, цифровой обработки снимков и ГИС-технологий. Основы картографии и картографического метода исследования; тематическое картографирование, основы дистанционного зондирования; тематическое дешифрирование снимков; теория и практика цифровой обработки изображений; основы геоинформатики создания ГИС; основы спутникового позиционирования; компьютерные сети; применение методов дистанционного зондирования, цифровой обработки снимков и ГИС-технологий для использования в экологических исследованиях и в области управления и охраны окружающей среды.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 511100 - Экология и природопользование, 510900 - Гидрометеорология, 511100 - Экология и природопользование, 511400 - География и картография, а также специалиста по специальностям 013100 - Экология, 013400 - Природопользование, 013600 - Геоэкология, 012500 - География, 012600 - Метеорология, 012700 - Гидрология, 012800 - Океанология, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 511100 - Экология и природопользование.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению, но не имеющие высшего профессионального образования по направлениям подготовки, указанным в п. 2.2, допускаются к конкурсу для сдачи экзаменов в объеме подготовки бакалавра по данному направлению. Для выполнения данного требования Научно-методический совет по экологии УМО университетов разрабатывает программу вступительного экзамена.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки магистра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
3.1. Основная образовательная программа магистра экологии и природопользования разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы магистра географии, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа магистра географии состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра географии и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа магистра экологии и природопользования должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
- СД - специальные дисциплины;
- ФТД - факультативные дисциплины;
- ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
- цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
- цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
- НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
- ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы магистра по направлению
511100 - Экология и природопользование
-----------T------------------------------------------T----------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦Суммарный ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦объем ¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦часов ¦
¦Государственном образовательном стандарте высшего ¦теорети- ¦
¦профессионального образования подготовки бакалавра ¦ческого ¦
¦по направлению 511100 - Экология и природопользование¦обучения и¦
¦ ¦практик ¦
¦ ¦ГОС ¦
¦ ¦бакалавра ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8316 ¦
+----------T------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1392 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.01 ¦Философские проблемы естествознания ¦100 ¦
¦ ¦Основные идеи современной науки; структура¦ ¦
¦ ¦научного знания; особенности методов ¦ ¦
¦ ¦научного познания; закономерности развития¦ ¦
¦ ¦науки; наука и общество; проблема ¦ ¦
¦ ¦целостности и единства организации ¦ ¦
¦ ¦геосистем (нуклеарных систем); соотношение¦ ¦
¦ ¦глобального, регионального, локального; ¦ ¦
¦ ¦общего, особенного, частного; диалектика ¦ ¦
¦ ¦биосферы и ноосферы; философия восприятия ¦ ¦
¦ ¦природы и ландшафта; философия устойчивого¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы экологии и ¦100 ¦
¦ ¦природопользования ¦ ¦
¦ ¦Несущая способность биосферы; основные ¦ ¦
¦ ¦законы общей экологии; сохранение ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия; рост численности ¦ ¦
¦ ¦человечества; обеспеченность развития ¦ ¦
¦ ¦человечества ресурсами; стратегии ¦ ¦
¦ ¦ресурсопотребления, в том числе ¦ ¦
¦ ¦энергопотребления; возможные пути решения ¦ ¦
¦ ¦продовольственной проблемы; основные ¦ ¦
¦ ¦причины и пути загрязнения окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды; способы предотвращения негативных ¦ ¦
¦ ¦эффектов антропогенного воздействия на ¦ ¦
¦ ¦природу и здоровье людей: ¦ ¦
¦ ¦технологические, экономические, ¦ ¦
¦ ¦законодательные, управленческие, ¦ ¦
¦ ¦образовательные, информационные ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.04 ¦Компьютерные технологии в экологии и ¦250 ¦
¦ ¦природопользовании ¦ ¦
¦ ¦Сетевые технологии сбора и распространения¦ ¦
¦ ¦экологической информации, усвоение данных ¦ ¦
¦ ¦в прогностических моделях, пакеты ¦ ¦
¦ ¦обработки и графического представления, ¦ ¦
¦ ¦работа с геоинформационными системами и ¦ ¦
¦ ¦специализированными базами данных, ¦ ¦
¦ ¦создание обучающих программ ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.05 ¦Иностранный язык ¦250 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ ¦Региональный (вузовский) компонент ¦542 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ ¦Дисциплины по выбору студента ¦150 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦и т.д. ¦определяются требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1964 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре¦432 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.02 ¦Научно-исследовательская практика ¦432 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.03 ¦Научно-педагогическая практика ¦216 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦884 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦Итого часов специализированной подготовки магистра ¦4256 ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Общий объем часов подготовки магистра ¦12572 ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
5. Срок освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
511100 - Экология и природопользование
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:
образовательная программа бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели
из них:
теоретическое обучение и экзаменационные сессии - 52 недели
научно-исследовательская работа в семестре,
научно-исследовательская и научно-педагогическая
практика - 20 недель
подготовка магистерской диссертации - 18 недель
итоговая государственная аттестация и защита
выпускной квалификационной работы - 2 недели
каникулы (включая 4 недели последипломного
отпуска) - 12 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра экологии и природопользования по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в виду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы предусматривают:
- умение формулировать цели и задачи исследования;
- опыт составления плана исследования;
- опыт библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
- умение выбрать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разработать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- опыт обработки полученных результатов, анализа и осмысливания их с учетом данных, имеющихся в научной литературе;
- умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- проведение исследований на основе использования современных источников картографической информации, использования компьютерных сетей INTERNET.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 10%;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы магистра экологии и природопользования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины; из них 2/3 должны иметь степень доктора или кандидата наук, иметь опыт практической работы, знать основы компьютерных технологий, систематически заниматься научно-исследовательской и научно-методической деятельностью, иметь монографии, учебники, учебные пособия или публикации в рецензируемых журналах. Обучение должно проводиться на кафедрах, возглавляемых доктором наук или профессором.
6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса:
- все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий;
- вуз предоставляет обучающемуся в магистратуре возможность пользоваться научными журналами, издающимися в России; в том числе: Известия Российской Академии наук, серия географическая и биологическая; Известия Русского географического общества; Вестник Московского университета, серии география, геология, биология; География и природные ресурсы; Вестник Санкт-Петербургского университета, серии геология и география;
- вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической литературой в размере 0,5 экземпляра на одного обучающегося: новейшей учебно-методической и монографической литературой по теории и методологии науки, основным направлениям развития географической науки, геоинформационных технологий, а также широким перечнем географических и смежных с географией (биологических, геологических, экологических, экономических и др.) журналов, периодических изданий, в том числе зарубежных;
- вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к: наборам общегеографических карт, включая карты топографические; комплектам тематических карт по основным направлениям географической науки и др. наук о Земле; комплексным научно-справочным, учебным и популярным атласам России, ее регионов и мира; материалам аэрокосмического зондирования (снимки, фотокарты и др.); программному обеспечению для геоинформационного картографирования и обработки изображений (стандартные программные пакеты); к фондам научных библиотек.
6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста, должно быть обеспечено для проведения учебного процесса современной инструментальной и приборной базой, компьютерной аппаратурой и лицензионным программным обеспечением, включая:
- материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной, дисциплинарной, междисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам;
- Интернет-серверы;
- множительную технику;
- стационарные и полевые геохимические лаборатории;
- лабораторную базу;
- компьютерные классы, оснащенные соответствующей техникой (компьютеры, цифрователи, сканеры, печатающие устройства и др.), обеспечивающие геоинформационное картографирование.
6.6. Требования к организации практик.
Практики должны проводиться в научных, проектных, научно-производственных, производственных учреждениях и в высших учебных заведениях, в составе которых работают профессиональные географы. Материально-техническое обеспечение должно соответствовать современному уровню.
Практики магистров должны соответствовать основным направлениям научных исследований. Они могут включать:
- преподавательскую деятельность в высших, средних и средних специальных учебных заведениях географического, экономического, регионального (любого уровня), экологического профиля и смежных с ними;
- научно-исследовательскую работу в экспедициях, полевых стационарах академических институтов, высших учебных заведений;
- научно-производственную работу в организациях и учреждениях, занятых комплексной оценкой территории, разработкой территориальных планов развития регионов и принятием решений по развитию и размещению производительных сил, решением проблем политического, экономического и социального плана и др.;
- работу в административно-управленческих и хозяйственных структурах всех уровней;
- научно-исследовательскую и производственную деятельность в учреждениях широкого экономического и экологического профиля;
- работу в международных организациях экономического и экологического профиля.
Научно-методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 511100 - Экология и природопользование.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности на базе широкого образования в соответствующем направлении;
- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, на базе углубленных профессиональных знаний;
- владение необходимыми методами исследований; умение модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- опыт обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся литературных данных;
- опыт библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
- опыт представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- умение анализировать пространственно-временные связи, характерные для геосфер Земли;
- знание истории становления и развития философско-методологических основ экологии и природопользования;
- понимание основных проблем и современных тенденций развития экологической науки и производств; знание истории возникновения и развития экологии и природопользования; основных понятий и категорий; системы экологических наук; истории идей и роли выдающихся ученых в развитии экологии и природопользования; умение оценить вклад российских ученых в формирование общемировой системы наук об окружающей среде;
- представления о строении геосфер Земли и их составляющих; их взаимодействии и эволюции, о факторах пространственной дифференциации экосистем, об общих законах круговоротов вещества и потоков энергии, знание закона о периодической географической зональности, понимание структуры и динамики геосфер Земли, их единство;
- знания основных принципов, законов и закономерностей пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней, их основных типологий и классификаций, закономерностей развития природно-антропогенных геосистем;
- знание принципов и методов комплексного, отраслевого и прикладного экологического исследования; умение создавать таксономические системы районирования и осуществлять их картографирование;
- знание учения об ареалах, проблемы систематики, классификации и районирования экосистем, умение создавать системы прикладного районирования;
- владение общенаучными методами исследований и творчески применять их при проведении экологических изысканий; владеть методами полевых (экспедиционных, стационарных) и камеральных работ;
- владение навыками организации полевых исследований.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра экологии и природопользования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра экологии и природопользования к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по географическим специальностям в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям 25.00.36 - Геоэкология, а также по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным специальностям.
Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по перечисленным научным специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного образовательного стандарта по направлению 511100 - Экология и природопользование и методических рекомендаций Научно-методического совета по экологии УМО университетов. Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра экологии и природопользования.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 511100 - Экология и природопользование определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных Научно-методическим советом по экологии УМО университетов, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и Государственного образовательного стандарта по направлению 511100 - Экология и природопользование.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей 25.00.36 - Геоэкология, а также по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным специальностям.
Составители:
Научно-методический совет по экологии Учебно-методического объединения университетов России.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 511100 - Экология и природопользование одобрен на заседании Научно-методического совета по экологии Учебно-методического объединения университетов 17 ноября 1999 г., протокол N 4-эко.

НАПРАВЛЕНИЕ 511100 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - БАКАЛАВР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также