СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040800 - МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ-БИОХИМИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
135 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040800 - МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ-БИОХИМИК
1. Общая характеристика специальности
040800 - Медицинская биохимия
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.94 N 180.
1.2. Квалификация выпускника - врач-биохимик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки врача-биохимика по специальности 040800 - Медицинская биохимия (обучение проводится только по очной форме) - шесть лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Врач-биохимик подготовлен для научно-исследовательской работы с целью разработки и внедрения в медицинскую практику достижений медико-биологических наук, биохимии и молекулярной биологии, для педагогической работы в медицинских вузах. Врач-биохимик предназначен для работы в лечебно-профилактических, клинико-диагностических, научно-исследовательских и учебных учреждениях системы Министерства здравоохранения РФ и РАМН в должностях врача-лаборанта, врача-вирусолога, врача-бактериолога, врача-аллерголога-иммунолога, врача-генетика, врача-лаборанта-генетика, врача судебно-медицинской экспертизы по исследованию вещественных доказательств, заведующего судебно-химическим отделением отдела судебно-медицинского исследования вещественных доказательств (судебно-медицинской лаборатории) бюро судебно-медицинской экспертизы, научных сотрудников и преподавателей.
Специалист должен знать:
- теоретические и методические основы фундаментальных наук (биологии, математики, физики, химии), медико-биологических наук (морфологии, физиологии, общей патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, фармакологии, радиобиологии, медицинской генетики, биофизики, биохимии), клинических (хирургии, терапии, неврологии, педиатрии) и прикладных (вычислительная техника, медицинская электроника) дисциплин, необходимых для самостоятельной работы в области исследований природы и механизмов развития патологических процессов, а также для совместной работы с врачами-лечебниками по постановке диагноза, для совершенствования существующих и разработки новых методов диагностики и лечения, для внедрения новой электронной и вычислительной техники и разработки современных медицинских технологий;
- методологические принципы изучения живых систем, включая принципы теории и практики планирования медико-биологического эксперимента, его технического и математического обеспечения;
- качественные и количественные различия между здоровьем и болезнью, этиологию, патогенез и клинику наиболее часто встречающихся заболеваний, принципы их профилактики, лечения, а также общие закономерности нарушений функций систем;
- основы обработки диагностической и медико-биологической информации с помощью современных компьютерных технологий;
- принципы действия, область применения современной биохимической аппаратуры и методических подходов для проведения научного эксперимента и клинической диагностики;
- принципы организации здравоохранения и документы, принимаемые в этой области, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием, вопросы охраны труда и окружающей среды, основы правоведения и научной организации труда.
Специалист должен уметь:
- оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, коме, шоке, острой сердечной и дыхательной недостаточности, инсульте, эпилептических припадках, аллергических реакциях, остром животе, травмах, отравлениях, обморожениях, переломах и кровотечениях, змеиных укусах и т.д.;
- выполнять общие врачебные манипуляции (перевязки, остановку кровотечения, инъекции лекарственных веществ, установление группы крови и резус-фактора, промывание желудка и кишечника, местную анестезию, транспортную и лечебную иммобилизацию при переломах костей), расшифровывать электрокардиограммы и оценивать результаты иммунологических, медико-генетических исследований;
- в целях изучения природы и механизмов патологических процессов формулировать задачу исследования, адекватно задаче выбирать объект и использовать современные физико-химические, биохимические и медико-биологические методы исследования;
- для решения проблем практического здравоохранения (сердечно-сосудистые заболевания, онкология, заболевания иммунной системы, медицинская генетика, заболевания нервной системы, трансплантация и др.) применять достижения математики, теоретической и экспериментальной химии, биохимии и на этой основе совместно с врачами-лечебниками осуществлять диагностику заболеваний, совершенствовать существующие, разрабатывать новые методы диагностики;
- владеть основами современных методов морфологии (подготовка материала, чтение макро- и гистологических препаратов и электронограмм, морфометрия, цитофотометрия), методами оптической и электронной микроскопии, методами физиологии и патофизиологии (основные электрофизиологические, биохимические, манометрические и механографические методы оценки функций систем и органов организма), методами иммунологии (методы количественной функциональной оценки лимфоцитов, гуморальные и клеточные иммунные реакции, иммуноферментные методы), методами микробиологии (культивирование и идентификация микроорганизмов основных видов, методы определения вирулентности патогенных микроорганизмов, конструирование штаммов бактерий с новыми свойствами), методами медицинской генетики (цитогенетические, генеалогические, антропометрические методы, гибридологический анализ, близнецовый метод, популяционный анализ), молекулярной фармакологии (методы изучения метаболизма лекарственных и биологических веществ, методы изучения механизмов их действия), методами радиобиологии (методы радиоизотопных исследований, методы изучения механизмов действия ионизирующих излучений на биологические объекты); методами экспериментальной хирургии (техника общего обезболивания, основные виды хирургических операций, используемых для изучения физиологии и моделирования патологических процессов);
- владеть методами математического анализа, методами статистической обработки результатов наблюдений, методами планирования эксперимента;
- владеть основами лабораторной техники химического эксперимента, методами аналитической химии, органического синтеза и физико-химического анализа;
- интерпретировать экспериментальные результаты с целью выяснения молекулярных механизмов биохимических процессов;
- осуществлять мероприятия по изучению действия факторов внешней среды и предупреждению их неблагоприятного воздействия на организм;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- формулировать задачу исследования, выбирать адекватные методы и аппаратуру для ее решения, адекватные методы интерпретации результатов исследования с привлечением современной компьютерной техники;
- на основе представлений современной химии, биохимии, молекулярной биологии и медицинской биотехнологии, физико-химической медицины и клинических дисциплин исследовать механизмы возникновения патологических процессов в организме человека; используя приемы современной генной инженерии и биотехнологии получать физиологически активные соединения с целью использования их в химиотерапевтической практике; совместно с врачами-специалистами участвовать в разработке новых методов диагностики, выполнять биохимическое моделирование физиологических и патологических процессов на различных уровнях организации живых систем; изучать механизмы возникновения и развития патологических состояний и оптимальные методы лечения этих состояний; разрабатывать научно обоснованные оптимальные условия применения лекарственных препаратов и их сочетаний; совершенствовать методы биохимического анализа и диагностики, внедрять их в широкую клиническую практику; участвовать в разработке и совершенствовании систематического биохимического контроля за течением патологического процесса и его лечением;
- на основе представлений современной иммунологии, биохимии, молекулярной биологии, физико-химической медицины осуществлять иммунодиагностику, оценивать состояние иммунной системы в норме и патологии; проводить качественный и количественный анализ гуморальных и клеточных факторов иммунитета в норме и патологии;
- владеть методикой получения иммунокомпетентных клеток и гистологических препаратов из тканей иммунной системы; ставить и учитывать клеточные иммунологические реакции и реакции гуморального иммунитета; оценивать интенсивность иммунного ответа после активной иммунизации; моделировать и изучать в эксперименте болезни иммунной системы (иммунодефицитные, аутоиммунные, иммунопролиферативные заболевания); трансплантировать в эксперименте иммунокомпетентные клетки, создавать животных парабионтов; использовать гибридную технику для получения моноклональных антител и других продуктов иммунной биотехнологии;
- на основе знаний по генетике человека, представлений о молекулярно-генетических механизмах наследственных болезней и современной энзимологии и биохимии осуществлять биохимическую и цитогенетическую диагностику наследственных заболеваний; совместно с другими специалистами осуществлять пренатальную диагностику наследственных заболеваний и определять генетические прогнозы при различных формах наследственных заболеваний.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - врача-биохимика, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040800 - Медицинская биохимия.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в ординатуре и аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040800 - Медицинская биохимия
3.1. Основная образовательная программа подготовки врача-биохимика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача-биохимика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача-биохимика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача-биохимика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию (дипломная работа):
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки врача-биохимика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
040800 - Медицинская биохимия
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость) ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык. ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изуче- ¦ ¦
¦ ¦ние нового лексико-грамматического материа- ¦ ¦
¦ ¦ла, необходимого для чтения и перевода ори- ¦ ¦
¦ ¦гинальной иноязычной литературы по специаль-¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности ¦ ¦
¦ ¦для использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние, реферирование (на родном и иностранном ¦ ¦
¦ ¦языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь), позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история. ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦истории человечества. ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности и особенности миро- ¦ ¦
¦ ¦вой истории сквозь призму национальной рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской истории. Воздействие русской истории¦ ¦
¦ ¦на мировой процесс. Представления об истории¦ ¦
¦ ¦человечества и ее основных этапах как важный¦ ¦
¦ ¦фактор формирования ценностных ориентаций и ¦ ¦
¦ ¦определения гражданской позиции современного¦ ¦
¦ ¦человека. Проблемы методологии истории; ¦ ¦
¦ ¦соотношение политических, экономических, ¦ ¦
¦ ¦духовных факторов в истории; роль религии и ¦ ¦
¦ ¦религиозных представлений. Критерии познания¦ ¦
¦ ¦истории; типы и формы цивилизаций. Новые ¦ ¦
¦ ¦подходы к проблеме "человек в истории"; ¦ ¦
¦ ¦история повседневной жизни, образ жизни и ¦ ¦
¦ ¦нравы; политические лидеры, полководцы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в истории. Социальная история, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие революций и реформ. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России, российской цивилизации и куль- ¦ ¦
¦ ¦туры в истории человечества. Характерные ¦ ¦
¦ ¦черты европейской и восточной цивилизаций. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы мировой истории. Древний мир:¦ ¦
¦ ¦роль античного наследия для европейской ¦ ¦
¦ ¦культуры; вклад восточных цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦(Китая, Индии, арабского Востока и др.); ¦ ¦
¦ ¦Россия и кочевнический мир. Средние века: ¦ ¦
¦ ¦формирование национальных государств; авто- ¦ ¦
¦ ¦ритарная власть и появление сословного ¦ ¦
¦ ¦представительства; гуманизм и реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль христианства в европейской цивилизации;¦ ¦
¦ ¦формирование православия в России. Новая ¦ ¦
¦ ¦история: история географических открытий, ¦ ¦
¦ ¦расширивших границы мира; промышленная рево-¦ ¦
¦ ¦люция и ее последствия; XVIII век - век ¦ ¦
¦ ¦просвещения и гуманизма; Россия открывает ¦ ¦
¦ ¦окно в Европу; российские реформы и реформа-¦ ¦
¦ ¦торы в XIX веке; вклад русской культуры в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. Новейшая история (XX век):¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов; проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизация; социальная¦ ¦
¦ ¦трансформация общества; столкновение интер- ¦ ¦
¦ ¦национализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Мировые и локальные войны; роль Советского ¦ ¦
¦ ¦Союза в победе над фашизмом; история холод- ¦ ¦
¦ ¦ной войны. Научно-техническая революция и ее¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦интеграция науки и образования. Российский ¦ ¦
¦ ¦фактор в политической, социальной и духовной¦ ¦
¦ ¦истории XX столетия. Геополитические измене-¦ ¦
¦ ¦ния в мире на рубеже 1800 - 90-х годов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология. ¦48 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуро- ¦ ¦
¦ ¦логического знания. Культурология и филосо- ¦ ¦
¦ ¦фия культуры, социология культуры, культур- ¦ ¦
¦ ¦ная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гии: культура, цивилизация, морфология ¦ ¦
¦ ¦культуры, функции культуры, субъект культу- ¦ ¦
¦ ¦ры, культурогенез, динамика культуры, язык ¦ ¦
¦ ¦и символы культуры, культурные коды, меж- ¦ ¦
¦ ¦культурные коммуникации, культурные ценности¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная ¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры,¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая ¦ ¦
¦ ¦и национальная, элитарная и массовая культу-¦ ¦
¦ ¦ры. Восточные и западные типы культур. Спе- ¦ ¦
¦ ¦цифические и "серединные" культуры. Локаль- ¦ ¦
¦ ¦ные культуры. Место и роль России в мировой ¦ ¦
¦ ¦культуре. Тенденции культурной универсализа-¦ ¦
¦ ¦ции в мировом современном процессе. Культура¦ ¦
¦ ¦и природа. Культура и общество. Культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности. Культура ¦ ¦
¦ ¦и личность. Инкультурация и социализация ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология. ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. Исто- ¦ ¦
¦ ¦рия политических учений. Российская полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая традиция: истоки, социокультурные ос-¦ ¦
¦ ¦нования, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общест- ¦ ¦
¦ ¦во, его происхождение и особенности. Особен-¦ ¦
¦ ¦ности становления гражданского общества в ¦ ¦
¦ ¦России. Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния и процессы. Политические конфликты и ¦ ¦
¦ ¦способы их разрешения. Политические техноло-¦ ¦
¦ ¦гии. Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики.¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса.¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. Методоло- ¦ ¦
¦ ¦гия познания политической реальности. Пара- ¦ ¦
¦ ¦дигмы политического знания. Экспертное поли-¦ ¦
¦ ¦тическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение. ¦51 ¦
¦ ¦Медицинское право, биоэтика и деонтология - ¦ ¦
¦ ¦важные нормативные системы в сфере охраны ¦ ¦
¦ ¦здоровья граждан. Государство и право. Их ¦ ¦
¦ ¦роль в жизни общества. Нормы права и норма- ¦ ¦
¦ ¦тивно-правовые акты. Правосознание и право- ¦ ¦
¦ ¦вая культура врача. Основные правовые систе-¦ ¦
¦ ¦мы современности. Международное право как ¦ ¦
¦ ¦особая система права. Источники российского ¦ ¦
¦ ¦права. Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права как гаранты¦ ¦
¦ ¦обеспечения прав граждан в сфере охраны ¦ ¦
¦ ¦здоровья. Правонарушение и юридическая от- ¦ ¦
¦ ¦ветственность. Значение законности и право- ¦ ¦
¦ ¦порядка в современном обществе. Правовое го-¦ ¦
¦ ¦сударство. Конституция Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Конституцион- ¦ ¦
¦ ¦ные права граждан на охрану здоровья и меди-¦ ¦
¦ ¦цинскую помощь. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов государ- ¦ ¦
¦ ¦ственной власти в Российской Федерации. Пра-¦ ¦
¦ ¦вовые основания управления здравоохранением.¦ ¦
¦ ¦Медицинское право. Основы законодательства ¦ ¦
¦ ¦РФ об охране здоровья граждан. Права пациен-¦ ¦
¦ ¦тов и медицинских работников. Понятие граж- ¦ ¦
¦ ¦данского правоотношения. Физические и юриди-¦ ¦
¦ ¦ческие лица. Право собственности. Обязатель-¦ ¦
¦ ¦ства в гражданском праве и ответственность ¦ ¦
¦ ¦за их нарушение. Возмещение вреда, причинен-¦ ¦
¦ ¦ного ненадлежащим оказанием медицинской по- ¦ ¦
¦ ¦мощи. Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности суп-¦ ¦
¦ ¦ругов, родителей и детей. Ответственность по¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Тайна усыновления ребенка. ¦ ¦
¦ ¦Концепция планирования семьи. Трудовой дого-¦ ¦
¦ ¦вор (контракт). Трудовая дисциплина и от- ¦ ¦
¦ ¦ветственность за ее нарушение. Особенности ¦ ¦
¦ ¦регулирования труда медицинских работников. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и админист- ¦ ¦
¦ ¦ративная ответственность. Понятие преступле-¦ ¦
¦ ¦ния. Уголовная ответственность за совершение¦ ¦
¦ ¦преступлений. Профессиональные и должностные¦ ¦
¦ ¦правонарушения медицинского персонала и их ¦ ¦
¦ ¦профилактика. Экологическое право. Особен- ¦ ¦
¦ ¦ности правового регулирования будущей про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Врачебная ¦ ¦
¦ ¦тайна. Законодательные и нормативно-правовые¦ ¦
¦ ¦акты в области защиты информации и государ- ¦ ¦
¦ ¦ственной тайны. Актуальные проблемы медицины¦ ¦
¦ ¦и права ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология. ¦90 ¦
¦ ¦Предмет, объект и методы психологии. Роль ¦ ¦
¦ ¦психологических знаний в работе врача. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные научные школы современной психологии.¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, индивидуальность. Влияние¦ ¦
¦ ¦личности пациента на возникновение, течение ¦ ¦
¦ ¦болезни и возможности влияния болезни на его¦ ¦
¦ ¦психику. Личность врача как фактор доверия к¦ ¦
¦ ¦нему пациента. Структура психики. Соотноше- ¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного. Уровни по- ¦ ¦
¦ ¦ведения. Современные представления о науче- ¦ ¦
¦ ¦нии. Поведенческий подход к пониманию ано- ¦ ¦
¦ ¦мального поведения. Модификация поведения с ¦ ¦
¦ ¦позиций научения. Научение и личность. Пси- ¦ ¦
¦ ¦хологическая характеристика деятельности как¦ ¦
¦ ¦сугубо человеческого поведения. Осознанные и¦ ¦
¦ ¦автоматизированные компоненты деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Воля как сознательная организация и саморе- ¦ ¦
¦ ¦гуляция личностью своей деятельности. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие о фрустрации. Механизмы интрапсихической¦ ¦
¦ ¦защиты. Развитие личности в деятельности и ¦ ¦
¦ ¦здоровье. Врач и пациент как партнеры в ¦ ¦
¦ ¦управлении деятельностью, направленной на ¦ ¦
¦ ¦здоровье пациента. Мотивация поведения. ¦ ¦
¦ ¦Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивы и ¦ ¦
¦ ¦смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и ¦ ¦
¦ ¦болезнь. Психологический смысл болезни. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие мира. Свойства восприятия как ¦ ¦
¦ ¦субъективного образа мира. Подпороговое ¦ ¦
¦ ¦восприятие. Восприятие в лечебно-диагнос- ¦ ¦
¦ ¦тическом процессе. Внутренняя картина здо- ¦ ¦
¦ ¦ровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное ¦ ¦
¦ ¦воздействие. Познавательные процессы. Эмо- ¦ ¦
¦ ¦циональные процессы. Эмоциональное обеспече-¦ ¦
¦ ¦ние поведения. Факторы, вызывающие эмоции. ¦ ¦
¦ ¦Психология горя. Профилактика страха и тре- ¦ ¦
¦ ¦вожности. Психология общения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦профессионального общения медика. ¦ ¦
¦ ¦Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции. Психология групп. Структура группы и ее¦ ¦
¦ ¦измерение. Групповая динамика. Врач как член¦ ¦
¦ ¦профессиональной группы. Терапевтические ¦ ¦
¦ ¦группы. Семья как малая группа. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика. ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет, задачи, функции, методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Основные категории педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагоги-¦ ¦
¦ ¦ческая деятельность, педагогическое взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие, педагогическая технология, педаго-¦ ¦
¦ ¦гическая задача. Медицинская педагогика. ¦ ¦
¦ ¦Педагогические аспекты профессиональной дея-¦ ¦
¦ ¦тельности врача. Обучение больных, медицинс-¦ ¦
¦ ¦кого персонала. Обучающие программы в работе¦ ¦
¦ ¦с семьей пациента ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально-стилис-¦ ¦
¦ ¦тический состав книжной речи. Условия функ- ¦ ¦
¦ ¦ционирования разговорной речи и роль внеязы-¦ ¦
¦ ¦ковых факторов. Лингвистические и экстра- ¦ ¦
¦ ¦лингвистические факторы публичной речи. Сфе-¦ ¦
¦ ¦ра функционирования, видовое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦языковые черты официально-делового стиля. ¦ ¦
¦ ¦Взаимопроникновение стилей. Специфика эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов всех языковых уровней в научной речи.¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация, отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти устной публичной речи. Оратор и его ауди-¦ ¦
¦ ¦тория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материа- ¦ ¦
¦ ¦ла, начало, развертывание и завершение речи.¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ-¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. Понятность, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. Языковые формулы официальных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Приемы унификации языка служебных доку-¦ ¦
¦ ¦ментов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Основные единицы общения (речевое событие, ¦ ¦
¦ ¦речевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. Культура ¦ ¦
¦ ¦речи и совершенствование грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения (литературное произношение, ¦ ¦
¦ ¦смысловое ударение, функции порядка слов, ¦ ¦
¦ ¦словоупотребление). Невербальные средства ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология. ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие теории. Современные социологические тео-¦ ¦
¦ ¦рии. Русская социологическая мысль. Общество¦ ¦
¦ ¦и социальные институты. Мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и лич- ¦ ¦
¦ ¦ность. Малые группы и коллективы. Социальная¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие эконо- ¦ ¦
¦ ¦мики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. Концепция социального ¦ ¦
¦ ¦прогресса. Формирование мировой системы. ¦ ¦
¦ ¦Место России в мировом сообществе. Методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия. ¦140 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре (медицине). Исторические типы и ¦ ¦
¦ ¦направления в философии. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития философской мысли. ¦ ¦
¦ ¦Философия в развитии русской духовности. ¦ ¦
¦ ¦Структура философского знания. Бытие. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие духа, материи и сознания, пространства, ¦ ¦
¦ ¦времени и движения. Жизнь как специфическая ¦ ¦
¦ ¦форма движения материи. Научные, философские¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. Диалектика, ее ¦ ¦
¦ ¦принципы и всеобщие законы. Развитие, его ¦ ¦
¦ ¦модели и законы. Органическая эволюция на ¦ ¦
¦ ¦Земле. Онтологический статус земной жизни. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Производство и его роль в жизни чело- ¦ ¦
¦ ¦века. Общество и его структура. Человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей. Человек как тво- ¦ ¦
¦ ¦рец и творение культуры. Любовь и творчество¦ ¦
¦ ¦в жизнедеятельности человека. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс, личность и массы, сво-¦ ¦
¦ ¦бода и необходимость. Смысл жизни и деятель-¦ ¦
¦ ¦ности человека. Познание. Соотношение мне- ¦ ¦
¦ ¦ния, веры, понимания, интерпретации и зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Рациональное и эмпирическое познание. ¦ ¦
¦ ¦Иррациональное познание: интуиция в медици- ¦ ¦
¦ ¦не. Отражение мира в сознании как познание. ¦ ¦
¦ ¦Творческое "конструирование" знания. Практи-¦ ¦
¦ ¦ка. Наука. Научное и вненаучное знание. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тина и ее критерии. Структура научного поз- ¦ ¦
¦ ¦нания, его методы и формы. Научные революции¦ ¦
¦ ¦и смена типов рациональности. Союз философии¦ ¦
¦ ¦и медицины. Философско-методологические ¦ ¦
¦ ¦основания медицины. Философско-этические ¦ ¦
¦ ¦проблемы в медицине (биоэтика) ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика. ¦ ¦
¦ ¦Предмет экономической науки, ее разделы. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Экономические инсти- ¦ ¦
¦ ¦туты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Предложение. Рыночный ме- ¦ ¦
¦ ¦ханизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимо- ¦ ¦
¦ ¦связанных товаров и услуг. Фирма. Бухгал- ¦ ¦
¦ ¦терские и экономические затраты и прибыль. ¦ ¦
¦ ¦Производительность. Конкуренция и структура ¦ ¦
¦ ¦рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Спрос и предложение труда. Человечес-¦ ¦
¦ ¦кий капитал. Доходы. Неравенство и перерасп-¦ ¦
¦ ¦ределение доходов. Функции и виды денег. ¦ ¦
¦ ¦Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. ¦ ¦
¦ ¦Национальный доход. Личный доход. Совокупные¦ ¦
¦ ¦спрос и предложение. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры¦ ¦
¦ ¦борьбы с безработицей. Экономический рост. ¦ ¦
¦ ¦Модели роста. Экономические циклы. Фискаль- ¦ ¦
¦ ¦ная политика. Основные статьи доходов и рас-¦ ¦
¦ ¦ходов госбюджета. Банковская система. Между-¦ ¦
¦ ¦народная экономика. Развитие экономической ¦ ¦
¦ ¦науки. Основы прикладной экономики. Предпри-¦ ¦
¦ ¦нимательство. Виды предприятий. Виды ценных ¦ ¦
¦ ¦бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка ¦ ¦
¦ ¦результатов хозяйственной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды¦ ¦
¦ ¦рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансо-¦ ¦
¦ ¦вые институты. Механизм действия бирж, стра-¦ ¦
¦ ¦ховых и инвестиционных компаний. Основы пот-¦ ¦
¦ ¦ребительских знаний. Переходная экономика. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика и структура российского ¦ ¦
¦ ¦хозяйства ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦111 ¦
¦ ¦компонент): ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Дисциплины, рекомендованные УМО: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦- ¦Биоэтика. ¦60 ¦
¦ ¦Морально-этические нормы, правила и принципы¦ ¦
¦ ¦профессионального врачебного поведения. ¦ ¦
¦ ¦Права пациента и врача. Этические основания ¦ ¦
¦ ¦современного медицинского законодательства. ¦ ¦
¦ ¦Применение этических принципов при использо-¦ ¦
¦ ¦вании новых биомедицинских технологий ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦- ¦История медицины и фармации. ¦120 ¦
¦ ¦Влияние среды обитания на здоровье человека,¦ ¦
¦ ¦изыскание эффективных средств лечения и ¦ ¦
¦ ¦профилактики, диагностики, взаимоотношения ¦ ¦
¦ ¦врача и пациента, место врача в обществе; ¦ ¦
¦ ¦представление о медицинских системах и меди-¦ ¦
¦ ¦цинских школах; учение о здоровом образе ¦ ¦
¦ ¦жизни. Народная и традиционная медицина. ¦ ¦
¦ ¦Магическая и демонологическая медицины. ¦ ¦
¦ ¦Медицинское образование. Первые медицинские ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Влияние мировых религий на меди-¦ ¦
¦ ¦цину. Выдающиеся деятели медицины и фарма- ¦ ¦
¦ ¦ции. Выдающиеся медицинские открытия. Влия- ¦ ¦
¦ ¦ние гуманистических идей на медицину. Влия- ¦ ¦
¦ ¦ние научной революции и технической програм-¦ ¦
¦ ¦мы на развитие медицины. Особенности отечес-¦ ¦
¦ ¦твенной истории медицины. Проблемы врачебной¦ ¦
¦ ¦этики и деонтологии в истории отечественной ¦ ¦
¦ ¦медицины и на современном этапе ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦- ¦Латинский язык и основы терминологии ¦60 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика. ¦477 ¦
¦ ¦Основы высшей математики: математический ¦ ¦
¦ ¦анализ и аналитическая геометрия, линейная ¦ ¦
¦ ¦алгебра, теория вероятностей и математичес- ¦ ¦
¦ ¦кая статистика, теория дифференциальных ¦ ¦
¦ ¦уравнений и уравнений в частных производных,¦ ¦
¦ ¦элементы прикладной математики, математичес-¦ ¦
¦ ¦кое моделирование и обработка результатов ¦ ¦
¦ ¦измерения ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика. ¦303 ¦
¦ ¦Теоретические основы информатики. Сбор, хра-¦ ¦
¦ ¦нение, поиск, переработка, преобразование, ¦ ¦
¦ ¦распространение информации в медицинских и ¦ ¦
¦ ¦биологических системах. Технические средства¦ ¦
¦ ¦информатизации. Использование ЭВМ в здраво- ¦ ¦
¦ ¦охранении ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика. ¦499 ¦
¦ ¦Основные законы физики, физические явления ¦ ¦
¦ ¦и процессы, законы механики, оптики, атомной¦ ¦
¦ ¦физики, электродинамики, физики волновых ¦ ¦
¦ ¦явлений, устройство и назначение научной и ¦ ¦
¦ ¦медицинской аппаратуры, физические принципы ¦ ¦
¦ ¦ее работы ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия. ¦783 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ. Химические явле-¦ ¦
¦ ¦ния и процессы, основы органической, неорга-¦ ¦
¦ ¦нической и физической химии. Химия, биология¦ ¦
¦ ¦и медицина ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология. ¦446 ¦
¦ ¦Зоология беспозвоночных и позвоночных. Эмб- ¦ ¦
¦ ¦риология. Общие закономерности происхождения¦ ¦
¦ ¦и развития жизни. Антропогенез и онтогенез ¦ ¦
¦ ¦человека. Биосфера и экология. Основы общей ¦ ¦
¦ ¦генетики и генетики человека ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Медико-биологические дисциплины ¦2735 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Физиология. ¦361 ¦
¦ ¦Функциональные системы организма человека, ¦ ¦
¦ ¦их регуляция и саморегуляция при воздействии¦ ¦
¦ ¦внешней среды. Закономерности функционирова-¦ ¦
¦ ¦ния отдельных органов и систем ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.07 ¦Морфология (анатомия, гистология, ¦612 ¦
¦ ¦цитология). ¦ ¦
¦ ¦Строение человеческого тела во взаимосвязи ¦ ¦
¦ ¦с функцией и топографией систем и органов. ¦ ¦
¦ ¦Развитие и индивидуальные особенности. ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности развития и жизне- ¦ ¦
¦ ¦деятельности организма на основе структурной¦ ¦
¦ ¦организации клеток, тканей и органов. Гисто-¦ ¦
¦ ¦функциональные особенности тканевых элемен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Методы их исследования ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.08 ¦Микробиология и вирусология. ¦222 ¦
¦ ¦Классификация, морфология и физиология ¦ ¦
¦ ¦микроорганизмов и их идентификация. Роль и ¦ ¦
¦ ¦свойства микроорганизмов. Распространение и ¦ ¦
¦ ¦влияние на здоровье человека. Методы микро- ¦ ¦
¦ ¦биологической диагностики. Применение основ-¦ ¦
¦ ¦ных антибактериальных, противовирусных ¦ ¦
¦ ¦препаратов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.09 ¦Молекулярная фармакология. ¦315 ¦
¦ ¦Классификация и основные характеристики ¦ ¦
¦ ¦лекарственных средств. Молекулярные основы ¦ ¦
¦ ¦действия лекарственных веществ. Фармакодина-¦ ¦
¦ ¦мика и фармакокинетика. Показания и противо-¦ ¦
¦ ¦показания к применению лекарственных ¦ ¦
¦ ¦средств, применение и побочные эффекты. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные принципы разработки новых лекарствен-¦ ¦
¦ ¦ных препаратов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.10 ¦Общая патология (патологическая анатомия и ¦435 ¦
¦ ¦патофизиология). ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности развития патологи- ¦ ¦
¦ ¦ческих процессов и состояний. Структурные ¦ ¦
¦ ¦основы болезней и патологических процессов. ¦ ¦
¦ ¦Морфологические изменения органов и тканей ¦ ¦
¦ ¦при патологических процессах. Причины, ¦ ¦
¦ ¦механизмы развития и исходы патологических ¦ ¦
¦ ¦процессов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.11 ¦Общая и медицинская радиобиология. ¦273 ¦
¦ ¦Основы и механизмы радиационного поражения ¦ ¦
¦ ¦клетки и организма. Возможные способы защиты¦ ¦
¦ ¦от радиационного воздействия. Механизмы ¦ ¦
¦ ¦устранения радиационных поражений. Лечебное ¦ ¦
¦ ¦действие ионизирующих излучений ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.12 ¦Общая и медицинская биофизика. ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности биофизических явле- ¦ ¦
¦ ¦ний и процессов в организме и клетке. Мето- ¦ ¦
¦ ¦дология биофизических исследований. Исполь- ¦ ¦
¦ ¦зование биофизических методов и приемов в ¦ ¦
¦ ¦диагностике и лечении. Роль свободноради- ¦ ¦
¦ ¦кальных процессов в развитии патологических ¦ ¦
¦ ¦состояний ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.13 ¦Медицинская электроника. ¦382 ¦
¦ ¦Использование медицинской электроники в ¦ ¦
¦ ¦диагностике и лечении заболеваний ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.00 ¦Профессиональные дисциплины ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦3252 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Сбор и анализ информации о состоянии здо- ¦ ¦
¦ ¦ровья пациента, владение алгоритмом решения ¦ ¦
¦ ¦задач диагностики, лечения больных и профи- ¦ ¦
¦ ¦лактики заболеваний, навыками профессиональ-¦ ¦
¦ ¦ного врачебного поведения. Ведение медицин- ¦ ¦
¦ ¦ской документации ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Педиатрия ¦85 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Неврология и психиатрия ¦267 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Внутренние болезни, военно-полевая терапия ¦449 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Клиническая и экспериментальная хирургия ¦321 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Экстремальная хирургия ¦51 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.06 ¦Военная гигиена и эпидемиология ¦51 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Ф.08 ¦Военная и экстремальная медицина ¦367 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент: ¦от общего¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.00 ¦Дисциплины специальности ¦1661 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.01 ¦Биохимия ¦873 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.02 ¦Молекулярная биология и медицинская ¦179 ¦
¦ ¦биотехнология ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.03 ¦Общая и клиническая иммунология ¦264 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.04 ¦Общая и медицинская генетика ¦315 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.05 ¦Современные проблемы медико-биологической ¦30 ¦
¦ ¦науки ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент: ¦от общего¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦630 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения: ¦10908 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Квалификационная (дипломная) работа: ¦918 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Практики: ¦540 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Итого: ¦12366 ¦
L---------+--------------------------------------------+----------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы выпускника по специальности
040800 - Медицинская биохимия
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки врача при очной форме обучения составляет 306 недель, в том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии 230 недель
Практики не менее
15 недель
Биологическая 4 недели
Лаборантская 3 недели
Биофизическая 4 недели
Преддипломная 4 недели
Итоговая государственная аттестация, включая
подготовку и защиту выпускной квалификационной
(дипломной) работы не менее
17 недель
Каникулы
(включая 4 (8) недели последипломного отпуска) 44 (48) недели.
5.2. Максимальный объем учебной нагрузки (общая трудоемкость) студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.
При формировании основной образовательной программы вуз обязан выделить на аудиторные занятия со студентами 2/3 объема времени общей трудоемкости, на лабораторные, практические занятия - не менее 30% от аудиторного времени. Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программы должна составлять не менее 1/3 объема времени общей трудоемкости.
5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
040800 - Медицинская биохимия
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки врача-биохимика
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки врача-биохимика на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 15%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных дисциплин;
- осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе "Физическая культура" для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% докторов наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3 лет).
К педагогической деятельности в сфере медицинского и фармацевтического профиля не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Лабораторный практикум должен быть обеспечен дисциплинами: химия, физика, информатика, биология, морфология, физиология, микробиология, общая патология, молекулярная фармакология, иммунология, генетика, радиобиология, медицинская электроника, биохимия, биофизика, молекулярная биология и медицинская биотехнология.
Семинарами и практическими занятиями должны быть обеспечены дисциплины: история, экономика, философия, культурология, биоэтика, политология, социология, психология, педагогика, иностранный язык, латинский язык, физическое воспитание, математика.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием учебно-методических пособий и рекомендаций, наглядными пособиями, аудио- и видиоматериалами по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, дипломному проектированию, практикам.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):
Акушерство и гинекология.
Аллергология.
Ангиология и сосудистая хирургия.
Анестезиология и реаниматология.
Анналы хирургии.
Антибиотики и химиотерапия.
Архив патологии.
Будь здоров.
Биология.
Бюллетень экспериментальной биологии и мед

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013000 ПОЧВОВЕДЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ПОЧВОВЕД (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также