СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013000 ПОЧВОВЕДЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ПОЧВОВЕД (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
126 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013000 ПОЧВОВЕДЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ПОЧВОВЕД
1. Общая характеристика специальности
013000 Почвоведение
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - почвовед.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 013000 Почвоведение при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Деятельность специалиста направлена на:
- проведение исследований почв и почвенного покрова;
- составление почвенных, агрохимических, экологических карт, картограмм и картосхем различных масштабов;
- изучение элементного и вещественного состава, физических, химических, биологических свойств почв с целью управления почвенными процессами и рационального использования почвенных ресурсов;
- проведение почвенно-экологического мониторинга и почвенно-экологической экспертизы;
- разработку теории генезиса, эволюции почв и почвенных классификаций;
- разработку и участие в проектировании почвозащитных и мелиоративных мероприятий;
- разработку теории и обоснование практических приемов использования минеральных и органических удобрений;
- изучение биосферных функций почвенного покрова;
- разработку методов и стандартов на методы исследования и анализа почв;
- разработку теории и практики бонитировки почв и составления земельного кадастра.
Выпускник-почвовед имеет право работать в следующих должностях работников науки и научного обслуживания РФ: лаборантом, стажером, специалистом в учреждениях (организациях) соответствующего направления в соответствии с общероссийскими общеотраслевыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих ("Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (М., 1998) и "Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (М., 1999)).
При условии получения дополнительной квалификации "Преподаватель" в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 31.01.97 N 163 выпускник-почвовед может работать в общеобразовательных учреждениях в качестве преподавателя естественнонаучных дисциплин соответствующего профиля.
В соответствии с фундаментальной и профессиональной подготовкой специалист - почвовед предназначен для работы в исследовательских и проектно-изыскательских институтах Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, в научно-исследовательских институтах и организациях Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, в организациях министерств и ведомств, связанных с использованием почв при гидротехническом строительстве и строительстве объектов промышленного, транспортного и бытового назначения, при горных разработках и добыче нефти, в научно-исследовательских институтах Российской Академии наук и Российской Академии сельскохозяйственных наук.
1.4. Возможности продолжения образования.
Почвовед, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013000 Почвоведение, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 013000 Почвоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки почвоведа разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки почвоведа, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки почвоведа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки почвоведа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки почвоведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки почвоведа
по специальности 013000 Почвоведение
----------T----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦ 1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент <*> ¦ 1548 ¦
¦ ¦ ¦ <*> ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ ¦Иметь представление об основных способах ¦ ¦
¦ ¦сочетаемости лексических единиц и основных ¦ ¦
¦ ¦словообразовательных моделях. Владеть навыками¦ ¦
¦ ¦и умениями речевой деятельности применительно ¦ ¦
¦ ¦к сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, основами публичной речи. Владеть¦ ¦
¦ ¦формами деловой переписки, навыками подготовки¦ ¦
¦ ¦текстовых документов в управленческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Уметь работать с оригинальной ¦ ¦
¦ ¦литературой по специальности, иметь навык ¦ ¦
¦ ¦работы со словарем, владеть основной ¦ ¦
¦ ¦иноязычной терминологией специальности, знать ¦ ¦
¦ ¦русские эквиваленты основных слов и выражений ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Владеть основами ¦ ¦
¦ ¦реферирования ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория, методика, практика); профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ 200 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы ¦ ¦
¦ ¦в России. Русская культура XIX в. и ее вклад ¦ ¦
¦ ¦в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма ¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития ¦ ¦
¦ ¦в начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны ¦ ¦
¦ ¦и общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг. Внешняя политика. Курс ¦ ¦
¦ ¦на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических ¦ ¦
¦ ¦и экономических реформ. НТР и ее влияние ¦ ¦
¦ ¦на ход общественного развития. СССР в середине¦ ¦
¦ ¦60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология ¦ ¦
¦ ¦и философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология ¦ ¦
¦ ¦и история культуры. Теоретическая и прикладная¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Локальные ¦ ¦
¦ ¦культуры. Место и роль современной России ¦ ¦
¦ ¦в мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация ¦ ¦
¦ ¦и социализация ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь ¦ ¦
¦ ¦и властные отношения. Роль и место политики ¦ ¦
¦ ¦в жизни современных обществ. Социальные ¦ ¦
¦ ¦функции политики. ¦ ¦
¦ ¦Истории политических учений. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество, его происхождение и особенности. ¦ ¦
¦ ¦Особенности становления гражданского общества ¦ ¦
¦ ¦в России. Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические системы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертные ¦ ¦
¦ ¦политические знания; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон ¦ ¦
¦ ¦и подзаконные акты. Система российского права.¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушения и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти ¦ ¦
¦ ¦в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Обязательства ¦ ¦
¦ ¦в гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Административные ¦ ¦
¦ ¦нарушения и административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты ¦ ¦
¦ ¦в области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ 100 ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы. Место ¦ ¦
¦ ¦психологии в системе наук. История развития ¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Мозг ¦ ¦
¦ ¦и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет, объект, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Цели, содержание, ¦ ¦
¦ ¦структура непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. Воспитание ¦ ¦
¦ ¦в педагогическом процессе. Общие формы ¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной ¦ ¦
¦ ¦и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Знать основные этапы развития социологической ¦ ¦
¦ ¦мысли и современные направления ¦ ¦
¦ ¦социологической теории. Уяснить определение ¦ ¦
¦ ¦общества как надындивидуальной реальности ¦ ¦
¦ ¦и целостной саморегулирующейся системы; знать ¦ ¦
¦ ¦предпосылки функционирования и воспроизводства¦ ¦
¦ ¦общественного целого. Иметь представление об ¦ ¦
¦ ¦основных социальных институтах, обеспечивающих¦ ¦
¦ ¦воспроизводство социальных отношений. Уметь ¦ ¦
¦ ¦анализировать основные проблемы стратификации ¦ ¦
¦ ¦российского общества, возникновения классов, ¦ ¦
¦ ¦причины бедности и неравенства, ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношений социальных групп, общностей, ¦ ¦
¦ ¦этносов ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ 150 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические ¦ ¦
¦ ¦и плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм ¦ ¦
¦ ¦и индетерминизм. Динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские ¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек ¦ ¦
¦ ¦и природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек ¦ ¦
¦ ¦и исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная ¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие ¦ ¦
¦ ¦и ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном человеке¦ ¦
¦ ¦в различных культурах. Эстетические ценности ¦ ¦
¦ ¦и их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ 250 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. ¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы ¦ ¦
¦ ¦и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги ¦ ¦
¦ ¦в экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦ 200 ¦
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ 52 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦ 2100 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1900 ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦Высшая математика ¦ 500 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления; векторный анализ ¦ ¦
¦ ¦и элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы, ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа, вероятность ¦ ¦
¦ ¦и статистика; теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦ 200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки ¦ ¦
¦ ¦и накопления информации; технические ¦ ¦
¦ ¦и программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов, модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; понятие ¦ ¦
¦ ¦о языках программирования. Компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦ 300 ¦
¦ ¦Физические основы механики, колебания и волны;¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная ¦ ¦
¦ ¦и ядерная физика. Физический практикум ¦ ¦
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦ 500 ¦
¦ ¦Общая и неорганическая химия. Химические ¦ ¦
¦ ¦системы: растворы, дисперсные системы, ¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы, катализаторы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры, химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика; энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; реакционная способность¦ ¦
¦ ¦веществ; химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая¦ ¦
¦ ¦связь, комплиментарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, физико-химический анализ. Химический ¦ ¦
¦ ¦практикум. ¦ ¦
¦ ¦Органическая химия. Углеводороды. Спирты, ¦ ¦
¦ ¦фенолы, меркаптаны. Простые эфиры и эфиры ¦ ¦
¦ ¦неорганических кислот. Карбоновые кислоты ¦ ¦
¦ ¦и их производные. Жиры. Углеводы. Амины. ¦ ¦
¦ ¦Аминокислоты и белки. ¦ ¦
¦ ¦Физическая химия. Основы химической ¦ ¦
¦ ¦термодинамики. Законы термодинамики. ¦ ¦
¦ ¦Химическое равновесие. Растворы. ¦ ¦
¦ ¦Электропроводность электролитов. Электродные ¦ ¦
¦ ¦равновесия. ¦ ¦
¦ ¦Коллоидная химия. Молекулярно-кинетические ¦ ¦
¦ ¦и оптические свойства дисперсных систем. ¦ ¦
¦ ¦Свойства поверхности раздела фаз. Адсорбция. ¦ ¦
¦ ¦Электроповерхностные свойства дисперсных ¦ ¦
¦ ¦систем. Устойчивость и разрушение лиофобных ¦ ¦
¦ ¦дисперсных систем. Основы физико-химической ¦ ¦
¦ ¦механики ¦ ¦
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦ 100 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды,¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды. Основные¦ ¦
¦ ¦законы экологии. Экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов¦ ¦
¦ ¦и охраны природы. Экозащитная техника ¦ ¦
¦ ¦и технологии ¦ ¦
¦ЕН.Ф.06 ¦Ботаника с основами геоботаники ¦ 100 ¦
¦ ¦Современная ботаника как комплекс дисциплин, ¦ ¦
¦ ¦связанных с изучением растений. Строение ¦ ¦
¦ ¦и жизнь растений. Клетка, ткани растений, ¦ ¦
¦ ¦вегетативные органы растений, их ¦ ¦
¦ ¦морфологические и анатомические особенности. ¦ ¦
¦ ¦Размножение растений. Систематика растений. ¦ ¦
¦ ¦Основы экологии растений. Основы ¦ ¦
¦ ¦фитоценологии. Растительный покров России. ¦ ¦
¦ ¦Лабораторные занятия ¦ ¦
¦ЕН.Ф.07 ¦Геология с основами геоморфологии ¦ 100 ¦
¦ ¦Основной объект и методы геологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Общие сведения о строении ¦ ¦
¦ ¦и развитии земного шара и главнейших элементов¦ ¦
¦ ¦Земли. Основные сведения о земной коре, ¦ ¦
¦ ¦ее составе и строении. Геологические процессы,¦ ¦
¦ ¦их рельефообразующая роль. Экзогенные процессы¦ ¦
¦ ¦и связанные с ними формы рельефа. Процессы ¦ ¦
¦ ¦внутренней динамики. Элементы исторической ¦ ¦
¦ ¦геологии. Основные структурные элементы земной¦ ¦
¦ ¦коры и главнейшие этапы ее развития. ¦ ¦
¦ ¦Четвертичный период развития Земли ¦ ¦
¦ЕН.Ф.08 ¦Минералогия ¦ 100 ¦
¦ ¦Понятие о минерале. Минералы, их роль ¦ ¦
¦ ¦в процессе почвообразования. Основы ¦ ¦
¦ ¦кристаллографии. Общие сведения о минералах. ¦ ¦
¦ ¦Описание минералов. Основы петрографии. ¦ ¦
¦ ¦Практические занятия ¦ ¦
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦ 200 ¦
¦ ¦компонент), в том числе дисциплины по выбору ¦ ¦
¦ ¦студентов ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦ 2600 ¦
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1950 ¦
¦ОПД.Ф.01 ¦Основы почвоведения ¦ 250 ¦
¦ ¦Фундаментальные основы почвообразования, ¦ ¦
¦ ¦систематика и классификация почв, их роль ¦ ¦
¦ ¦в биосфере и круговорот элементов, ¦ ¦
¦ ¦устойчивость почв к изменению факторов внешней¦ ¦
¦ ¦среды и к техногенезу. Основные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современного почвоведения, почвы зарубежных ¦ ¦
¦ ¦стран и дистанционные методы изучения ¦ ¦
¦ ¦почвенного покрова суши, систематика ¦ ¦
¦ ¦и эволюция почв, основные почвообразовательные¦ ¦
¦ ¦процессы в связи с естественным изменением ¦ ¦
¦ ¦факторов почвообразования и деятельностью ¦ ¦
¦ ¦человека, теоретические основы устойчивости ¦ ¦
¦ ¦почв к антропогенным воздействиям. ¦ ¦
¦ ¦Математическое моделирование биогеохимических ¦ ¦
¦ ¦циклов в почвах и экосистемах, методы оценки ¦ ¦
¦ ¦антропогенного воздействия на почвы ¦ ¦
¦ ¦и экологическая экспертиза, полевые почвенные ¦ ¦
¦ ¦и аналитические исследования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.02 ¦Агрохимия ¦ 200 ¦
¦ ¦Фундаментальные основы агрохимии, процессы ¦ ¦
¦ ¦оптимизации питания растений, формирования ¦ ¦
¦ ¦их качества и повышения плодородия почв путем ¦ ¦
¦ ¦применения различных удобрительных средств ¦ ¦
¦ ¦с учетом экологической ситуации. Изучение ¦ ¦
¦ ¦физиологических и биохимических аспектов ¦ ¦
¦ ¦питания растений, химических, физико- ¦ ¦
¦ ¦химических и биологических процессов ¦ ¦
¦ ¦в агроэкосистеме с учетом почвенно- ¦ ¦
¦ ¦климатических условий, использования ¦ ¦
¦ ¦современных методов исследования, ¦ ¦
¦ ¦моделирования и прогнозирования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.03 ¦Биология почв ¦ 150 ¦
¦ ¦Фундаментальные основы микробиологии почв, ¦ ¦
¦ ¦пути управления функционированием комплексов ¦ ¦
¦ ¦почвенных микроорганизмов, микробиологические ¦ ¦
¦ ¦вопросы охраны почв. Изучение процессов, ¦ ¦
¦ ¦протекающих с участием почвенных организмов, ¦ ¦
¦ ¦закономерности пространственно-функционального¦ ¦
¦ ¦распределения микроорганизмов в наземных ¦ ¦
¦ ¦экосистемах, проблемы почвенно-биологического ¦ ¦
¦ ¦мониторинга ¦ ¦
¦ОПД.Ф.04 ¦География почв ¦ 130 ¦
¦ ¦Фундаментальные основы региональной ¦ ¦
¦ ¦и глобальной географии почв: закономерности ¦ ¦
¦ ¦дифференциации почвенного покрова, почвенно- ¦ ¦
¦ ¦географическое районирование, принципы ¦ ¦
¦ ¦и методы картографирования почвенных ресурсов.¦ ¦
¦ ¦Законы дифференциации почвенного покрова, ¦ ¦
¦ ¦специфика почвообразования в различных ¦ ¦
¦ ¦природных обстановках, современные методы ¦ ¦
¦ ¦картографии и районирования почвенного ¦ ¦
¦ ¦покрова, оценка деградации почвенного покрова ¦ ¦
¦ ¦и вопросы его охраны, методы биологической ¦ ¦
¦ ¦и микроморфологической диагностики почв ¦ ¦
¦ ¦и протекающих в них процессов. Региональная ¦ ¦
¦ ¦география почв и современные методы ¦ ¦
¦ ¦почвенно-географических исследований ¦ ¦
¦ОПД.Ф.05 ¦Общее земледелие и растениеводство ¦ 130 ¦
¦ ¦Особенности почв, почвенного покрова как ¦ ¦
¦ ¦основного средства производства. Почвенные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы мира и их ограниченность. История ¦ ¦
¦ ¦развития земледелия. Научные основы ¦ ¦
¦ ¦земледелия. Факторы жизни и условия обитания ¦ ¦
¦ ¦растений. Факторы лучистой энергии, воды, ¦ ¦
¦ ¦воздуха, их оптимальные соотношения. Виды ¦ ¦
¦ ¦плодородия почв и их характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Севооборот - основные понятия и определения. ¦ ¦
¦ ¦Схема, ротация и звенья севооборотов. Способы ¦ ¦
¦ ¦повеса и посадки сельскохозяйственных культур.¦ ¦
¦ ¦Обработка почвы. Сорные растения и меры борьбы¦ ¦
¦ ¦с ними. Уборка урожая. Системы земледелия. ¦ ¦
¦ ¦Основы полевого опытного дела ¦ ¦
¦ОПД.Ф.06 ¦Мелиорация почв ¦ 150 ¦
¦ ¦Оптимизация свойств и режимов почв в связи ¦ ¦
¦ ¦с их использованием в областях народного ¦ ¦
¦ ¦(сельского, лесного, водного, рекреационного ¦ ¦
¦ ¦и др.) хозяйства. Системы мероприятий ¦ ¦
¦ ¦по орошению, осушению, фитомелиорации, ¦ ¦
¦ ¦агромелиорации, тепловым, химическим и другим ¦ ¦
¦ ¦мелиорациям почв. Режимы и свойства почв ¦ ¦
¦ ¦в естественном состоянии и их изменение ¦ ¦
¦ ¦в результате современных способов мелиорации ¦ ¦
¦ ¦в основных природных зонах. Эколого- ¦ ¦
¦ ¦генетическое и эколого-экономическое ¦ ¦
¦ ¦обоснование целесообразности мелиорации почв. ¦ ¦
¦ ¦Соответствие разных приемов мелиорации ¦ ¦
¦ ¦конкретным почвенно-гидрологическим условиям, ¦ ¦
¦ ¦системе мероприятий по экологической защите ¦ ¦
¦ ¦почв и агроландшафтов от деградации, ¦ ¦
¦ ¦современным процессам почвообразования, ¦ ¦
¦ ¦структуре мелиорированных территорий ¦ ¦
¦ ¦и эволюции почв в условиях режима, ¦ ¦
¦ ¦обусловленного антропогенными нагрузками, ¦ ¦
¦ ¦методике и задачам почвенно-мелиоративных ¦ ¦
¦ ¦изысканий и исследований ¦ ¦
¦ОПД.Ф.07 ¦Физика почв ¦ 200 ¦
¦ ¦Фазы почвы. Твердая фаза: гранулометрический, ¦ ¦
¦ ¦микроагрегатный, агрегатный составы. Структура¦ ¦
¦ ¦и физическое состояние почв, закономерности ¦ ¦
¦ ¦переноса воды и веществ в почве и ландшафте, ¦ ¦
¦ ¦моделирование процессов энерго- и массообмена.¦ ¦
¦ ¦Физические свойства и режимы естественных почв¦ ¦
¦ ¦и специфических природных (торф, пески) ¦ ¦
¦ ¦и искусственных (смеси для теплиц) ¦ ¦
¦ ¦образований. Понятие о потенциале почвенной ¦ ¦
¦ ¦влаги, основной гидрофизической ¦ ¦
¦ ¦характеристике, функции влагопроводности. ¦ ¦
¦ ¦Закон Дарси, коэффициент фильтрации. Перенос ¦ ¦
¦ ¦веществ в почвах, гидродинамическая дисперсия.¦ ¦
¦ ¦Прогноз поведения, миграции и влияния выбросов¦ ¦
¦ ¦промышленных предприятий. Теплофизика почв. ¦ ¦
¦ ¦Тепловой и радиационный балансы. Реологические¦ ¦
¦ ¦характеристики почв. Механические свойства ¦ ¦
¦ ¦почв: сопротивление сдвигу, усадка, набухание,¦ ¦
¦ ¦липкость и др. Значение физических свойств ¦ ¦
¦ ¦и режимов почв в осуществлении почвой ¦ ¦
¦ ¦биосферных функций ¦ ¦
¦ОПД.Ф.08 ¦Эрозия и охрана почв ¦ 130 ¦
¦ ¦Теоретические основы эрозионно-аккумулятивных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Экологические и экономические ¦ ¦
¦ ¦аспекты охраны почв от эрозии. Факторы водной ¦ ¦
¦ ¦и ветровой эрозии почв. Совершенствование ¦ ¦
¦ ¦методов оценки и опасности эрозии почв, ¦ ¦
¦ ¦классификация и картографирование ¦ ¦
¦ ¦эродированных почв. Моделирование эрозионно- ¦ ¦
¦ ¦аккумулятивных процессов. Научные основы ¦ ¦
¦ ¦экологически сбалансированного использования ¦ ¦
¦ ¦эрозионноопасных земель. Агротехнические, ¦ ¦
¦ ¦лесомелиоративные, гидротехнические ¦ ¦
¦ ¦и организационно-хозяйственные мероприятия ¦ ¦
¦ ¦по предупреждению водной и ветровой эрозии ¦ ¦
¦ ¦почв. Мелиорация и повышение плодородия ¦ ¦
¦ ¦эродированных почв. Охрана почв в системе ¦ ¦
¦ ¦народного хозяйства России ¦ ¦
¦ОПД.Ф.09 ¦Химия почв ¦ 130 ¦
¦ ¦Фундаментальные основы химических почвенных ¦ ¦
¦ ¦процессов, теория, практика регулирования ¦ ¦
¦ ¦химического состояния почв и охраны почв ¦ ¦
¦ ¦от химического загрязнения. Химическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика почвенных процессов, минералогия¦ ¦
¦ ¦и гумусное состояние почв, органоминеральные ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия, оптические свойства почв ¦ ¦
¦ ¦и почвенных компонентов, проблемы почвенно- ¦ ¦
¦ ¦химического мониторинга. Химическое состояние ¦ ¦
¦ ¦почв и управление почвенно-химическими ¦ ¦
¦ ¦процессами в различных природных ¦ ¦
¦ ¦биоклиматических зонах России и мира, ¦ ¦
¦ ¦химические особенности почв целинных, ¦ ¦
¦ ¦техногенных и агроландшафтов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.10 ¦Биогеохимия почв ¦ 130 ¦
¦ ¦Взаимосвязь почвенного покрова со всеми ¦ ¦
¦ ¦компонентами биогеоценозов и биосферы. Почвы ¦ ¦
¦ ¦и почвенный покров как объект, выполняющий ¦ ¦
¦ ¦важнейшие биогеоценологические функции, ¦ ¦
¦ ¦связанные с формированием химического ¦ ¦
¦ ¦состояния атмосферы, наземных и подземных вод,¦ ¦
¦ ¦вод океанов, теплового баланса Земли, ¦ ¦
¦ ¦осуществляющий защитные функции при химическом¦ ¦
¦ ¦загрязнении окружающей среды. Учение ¦ ¦
¦ ¦о биосфере, биогеохимические циклы элементов, ¦ ¦
¦ ¦химия и трансформация алюмосиликатов, простых ¦ ¦
¦ ¦солей, биоорганических соединений, гуминовых ¦ ¦
¦ ¦веществ в главнейших структурных блоках ¦ ¦
¦ ¦биосферы. Устойчивость биосферы и ее ¦ ¦
¦ ¦компонентов, мониторинг и охрана природной ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
¦ОПД.Ф.11 ¦Химический анализ почв ¦ 130 ¦
¦ ¦Особенности почвы как объекта химического ¦ ¦
¦ ¦анализа и показатели химических свойств почв ¦ ¦
¦ ¦и химических почвенных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическое обоснование приемов исследования¦ ¦
¦ ¦химического состояния почв и интерпретации ¦ ¦
¦ ¦полученных результатов. Показатели и методы ¦ ¦
¦ ¦определения элементного, вещественного, ¦ ¦
¦ ¦группового и фракционного состава почв, ¦ ¦
¦ ¦показатели и способы оценки подвижности ¦ ¦
¦ ¦соединений химических элементов в почвах, ¦ ¦
¦ ¦показатели и методы оценки кислотно-основных ¦ ¦
¦ ¦и катионообменных свойств почв ¦ ¦
¦ОПД.Ф.12 ¦Картография почв ¦ 50 ¦
¦ ¦Карта - ее особенности как средства сбора, ¦ ¦
¦ ¦представления, передачи информации, языка наук¦ ¦
¦ ¦о Земле. Свойства географической карты. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о математической основе карт, ¦ ¦
¦ ¦картографических проекциях. Основные проекции,¦ ¦
¦ ¦применяемые для почвенных карт мира и России. ¦ ¦
¦ ¦Начала полевых методов создания базовых ¦ ¦
¦ ¦почвенных карт. Почвенные карты крупного ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Назначение и содержание ¦ ¦
¦ ¦в зависимости от особенностей картографируемой¦ ¦
¦ ¦территории, вида ее использования, целевого ¦ ¦
¦ ¦назначения карты, сложности территории и круга¦ ¦
¦ ¦пользователей карты. Составление карты ¦ ¦
¦ ¦агропроизводственных групп почв. Масштабы, ¦ ¦
¦ ¦основы, источники, способы и методы ¦ ¦
¦ ¦составления агропроизводственных групп почв. ¦ ¦
¦ ¦Их назначение. Основные критерии выделения ¦ ¦
¦ ¦агропроизводственных групп почв. Рекомендации ¦ ¦
¦ ¦к практике сельского хозяйства и охране почв ¦ ¦
¦ОПД.Ф.13 ¦Физиология и биохимия растений ¦ 100 ¦
¦ ¦Клетка как структурная и функциональная основа¦ ¦
¦ ¦растительного организма. Организация ¦ ¦
¦ ¦растительной клетки. Апопласт и симпласт, их ¦ ¦
¦ ¦структурная основа и значение для интеграции ¦ ¦
¦ ¦физиологических процессов. Онтогенез ¦ ¦
¦ ¦растительной клетки. Фотосинтез как основа ¦ ¦
¦ ¦продукционного процесса. Фотосинтез целого ¦ ¦
¦ ¦растения. Биологическая роль дыхания ¦ ¦
¦ ¦в растительной клетке. Этапы дыхания, ¦ ¦
¦ ¦организация процесса во времени и в ¦ ¦
¦ ¦пространстве клетки, ткани, органа. Вода ¦ ¦
¦ ¦и жизнедеятельность растений. Роль растений ¦ ¦
¦ ¦в круговороте воды в биосфере. Минеральное ¦ ¦
¦ ¦питание растений. Функции корней. Рост, ¦ ¦
¦ ¦развитие и гормональная регуляция. ¦ ¦
¦ ¦Устойчивость растений к неблагоприятным ¦ ¦
¦ ¦факторам ¦ ¦
¦ОПД.Ф.14 ¦Земельный кадастр и сертификация почв ¦ 100 ¦
¦ ¦Оценка земель. Технология оценки. Бонитировка ¦ ¦
¦ ¦почв. Кадастр. Кадастровые технологии, переход¦ ¦
¦ ¦на новые компьютерные методы ведения ¦ ¦
¦ ¦кадастровых работ, широкое использование ¦ ¦
¦ ¦геоинформационных систем в процессе получения ¦ ¦
¦ ¦прав на землю ¦ ¦
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦ 500 ¦
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ 150 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦ 1744 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦ 450 ¦
¦ФТД.П1 ¦Военная подготовка ¦ 450 ¦
¦ ¦Итого часов теоретического обучения ¦ 8694 ¦
L---------+----------------------------------------------+--------
130 недель (теоретич. обучения) + 31 неделя (экз. сессия) = 161 неделя (54 часа x 161 неделю = 8694 часа)
--------------------------------
<*> Дисциплины цикла ГСЭ, рекомендуемые УМО, перечислены в примерном учебном плане.
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦ Наименование практики ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ недель ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦П.01 <*> ¦Комплексная практика по профессионально- ¦8 недель ¦
¦ ¦прикладной подготовке, ботанике, геологии, ¦ ¦
¦ ¦геоморфологии, геодезии, почвоведению ¦ ¦
¦ ¦Практика проводится для студентов 1 курса ¦ ¦
¦ ¦и включает следующие разделы. ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦подготовка": основы поведения в полевых ¦ ¦
¦ ¦условиях, разбивка полевого лагеря, основы ¦ ¦
¦ ¦туризма и поведения в критических ситуациях ¦ ¦
¦ ¦в полевых экспедиционных условиях. ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Ботаника с основами геоботаники":¦ ¦
¦ ¦проживание студентов на загородной учебной ¦ ¦
¦ ¦базе, близ территории которой выражены ¦ ¦
¦ ¦основные биоценозы, характерные для данной ¦ ¦
¦ ¦местности, растения и природные ассоциации. ¦ ¦
¦ ¦Выполняется в виде экскурсий, лабораторной ¦ ¦
¦ ¦работы в камеральных помещениях, подготовки ¦ ¦
¦ ¦гербария. ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Геология и геоморфология": ¦ ¦
¦ ¦экскурсии студентов по геологическим ¦ ¦
¦ ¦разрезам, геоморфологическим основным формам¦ ¦
¦ ¦рельефа. Сбор и камеральная обработка ¦ ¦
¦ ¦образцов. ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Геодезия": полевые работы ¦ ¦
¦ ¦по геодезической съемке территории с помощью¦ ¦
¦ ¦теодолита, нивелира и других геодезических ¦ ¦
¦ ¦приборов. Создание топографической карты ¦ ¦
¦ ¦участка. ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Почвоведение": экскурсии ¦ ¦
¦ ¦по изучению основных почвенных разностей ¦ ¦
¦ ¦характерных ландшафтов. Исследование ¦ ¦
¦ ¦почвенной катены в естественных условиях. ¦ ¦
¦ ¦Описание почвенных разрезов. Отбор образцов,¦ ¦
¦ ¦камеральные работы ¦ ¦
¦П.02 ¦Зональная практика по почвоведению ¦8 недель ¦
¦ ¦Проходит по основным почвенно-климатическим ¦ ¦
¦ ¦зонам: таежной (южно-таежной) лесной, ¦ ¦
¦ ¦лесостепной, степной. Практика проходит в ¦ ¦
¦ ¦виде непрерывных почвенных, геоботанических,¦ ¦
¦ ¦геологических, историко-территориальных ¦ ¦
¦ ¦экскурсий. Переезды по ключевым участкам зон¦ ¦
¦ ¦производятся на транспорте. Питание, ¦ ¦
¦ ¦повседневная жизнь, камеральные работы ¦ ¦
¦ ¦студентов происходят автономно ¦ ¦
¦П.03 ¦Практика по картографии почв, физике почв, ¦6 недель ¦
¦ ¦эрозии и охране почв, общему земледелию ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Картография почв": получение ¦ ¦
¦ ¦и закрепление навыков по составлению ¦ ¦
¦ ¦почвенных карт крупного масштаба (1:10000) ¦ ¦
¦ ¦с показом структуры почвенного покрова, ¦ ¦
¦ ¦ознакомление с методикой отбора образцов ¦ ¦
¦ ¦и составления агрохимических картограмм ¦ ¦
¦ ¦на основе полученных аналитических данных. ¦ ¦
¦ ¦Обеспечивается базовым картографическим ¦ ¦
¦ ¦материалом, аэрофотоснимками, лабораторным ¦ ¦
¦ ¦оборудованием и химическими реактивами ¦ ¦
¦ ¦для проведения аналитических работ, ¦ ¦
¦ ¦почвенно-экспедиционным оборудованием ¦ ¦
¦ ¦и транспортом. ¦ ¦
¦ ¦В разделе "Физика почв": производится ¦ ¦
¦ ¦в естественных природно-климатических ¦ ¦
¦ ¦условиях. Включает определение в натурных ¦ ¦
¦ ¦полевых условиях основных физических свойств¦ ¦
¦ ¦почв - водопроницаемости, плотности почв, ¦ ¦
¦ ¦сопротивления пенетрации, наименьшей ¦ ¦
¦ ¦влагоемкости и др., а также почвенно- ¦ ¦
¦ ¦физических режимов (влажности, состава ¦ ¦
¦ ¦почвенного воздуха и др.). Обеспечивается ¦ ¦
¦ ¦соотве

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011200 - ГЕОФИЗИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОФИЗИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также