<ПИСЬМО> Госкомстата РФ от 07.03.2000 n МС-1-23/0955 <О ПЕРЕОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ>


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПИСЬМО
от 7 марта 2000 г. N МС-1-23/0955
В связи с поступающими от территориальных комитетов вопросами Госкомстат России сообщает следующее.
1. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/97, организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств. Проведение переоценки в течение года и ежеквартальное отражение ее итогов положением не предусматриваются. Поэтому итоги переоценки, проводившейся по состоянию на начало 1999 года, должны были учитываться в бухгалтерском балансе за I квартал 1999 года, на начало квартала. В статистическом учете они отражались в форме N 11 за 1998 год, на начало года, следующего за отчетным, а также в форме N 11 за 1999 год, на начало года.
Аналогично этому, итоги переоценки, проводимой по состоянию на начало 2000 года, должны учитываться в бухгалтерском балансе за I квартал 2000 года, на начало квартала. В статистическом учете они отражаются в форме N 11 за 1999 год, на начало года, следующего за отчетным. Переоценка объектов, не завершенных строительством, и оборудования, предназначенного к установке, не проводится, поскольку отсутствуют предусматривающие это нормативные документы.
Переоценка, проводимая на основании ПБУ 6/97, является добровольной.
2. По вопросам учета результатов переоценки основных фондов, проводимой по ПБУ 6/97, при начислении налогов у разных ведомств (Минфина России и МНС России) существуют различные мнения. Госкомстатом России направлено письмо в адрес Минфина России, МНС России, Минэкономики России и Мингосимущества России (от 18.01.2000 N МС-1-21/0155), в котором предлагалось для решения этой и ряда других проблем, связанных с переоценкой основных фондов и подготовки проектов соответствующих нормативных документов создать межведомственную рабочую группу.
3. Индексы изменения стоимости основных фондов для проведения их переоценки в настоящее время Госкомстатом России не разрабатываются. Такая работа может быть проведена в случае принятия постановления Правительства России, содержащего такое поручение Госкомстату России, либо при получении письма Минфина России с просьбой разработать такие индексы для проведения переоценки основных фондов на основании ПБУ 6/97.
4. Форму N 11 за 1999 г. должны представлять все юридические лица, их обособленные подразделения, кроме субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Таким образом, банки (кроме Центробанка России, имеющего особый статус) и страховые организации должны отчитываться по форме N 11. Организации, относящиеся по классификатору ОКОПФ к некоммерческим, форму N 11 за 1999 год не представляют, включая и те из них, которые занимаются коммерческой деятельностью, но не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли. В соответствии с ОКОПФ такие организации относятся к некоммерческим организациям.
5. Отчеты по территориально обособленным подразделениям, поступившие в ТКГС по месту нахождения юридических лиц, к которым они относятся, должны быть до 15 апреля 2000 года переадресованы ТКГС по месту нахождения этих подразделений, для включения в сводный отчет.
6. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 "Доходы организации" в состав внереализационных доходов входят активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения. При этом доходом по ним будет считаться сумма в размере начисленной амортизации. В связи с этим по объектам основных средств, полученным безвозмездно после 1 января 2000 года, амортизация будет начисляться в общем порядке.
7. Организации жилищно - коммунального хозяйства, переведшие приватизированные жилые помещения с баланса на забалансовый счет, должны включать данные по этим помещениям в форму N 11 за 1999 отчетный год.
В дальнейшем вопрос о порядке отражения приватизированных помещений в форме N 11 предполагается рассмотреть при утверждении формы за 2000 отчетный год.
8. В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации" об обязательности применения общероссийских классификаторов (п. п. 1 "ж"; 5; 6), учет основных фондов должен осуществляться на основе Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).
9. Следует обратить внимание, что в дополнении к экономическому описанию формы N 11 за 1999 год предусмотрено формирование совокупности обследуемых объектов статистического наблюдения по крупным и средним коммерческим предприятиям, имеющим в генеральной совокупности тип предприятия 2 и 0 (кроме КОПФ 82).
Некоммерческие организации, имеющие реквизиты 9 (КОПФ 81 - 89, 93, 96 - 97) и 0 (КОПФ 82), не должны представлять форму N 11 за 1999 отчетный год.
Отнесение к некоммерческим организациям предприятий с типом 2 неправильно и не соответствует действующей методологии формирования генеральной совокупности.
10. Просьба принять к сведению и довести до отчитывающихся организаций, что в качестве приложения к методическому материалу унифицированных форм первичной учетной документации вышла инструкция по расчету аналитического износа, отражаемого в первичном учете в формах ОС-1, ОС-3, ОС-4, ОС-4а, ОС-6, а также в форме N 11. Величины коэффициентов пересчета в ней несколько уточнены по сравнению с применявшимися при заполнении формы N 11 за 1998 отчетный год. В 1999 отчетном году для машин и оборудования в организациях промышленности, заготовок, геологии и науки следует применять коэффициент 2,0; строительства, транспорта и лесного хозяйства - 1,5; сельского хозяйства, обслуживания сельского хозяйства, материально - технического снабжения - 1,3; для средств механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда, электронно - вычислительной техники следует применять коэффициент 0,6. По зданиям и сооружениям, транспортным средствам и другим видам основных фондов применяется коэффициент 1.
Потребность в расчете аналитического износа связана с тем, что данные бухгалтерского учета об амортизации основных средств не позволяют проанализировать реальный уровень изношенности объектов. Величина аналитического износа, отражаемая в формах первичного учета и форме N 11 (в разделе III, графе 10), более соответствует реальным закономерностям ухудшения эксплуатационных характеристик объектов основных фондов по мере эксплуатации.
Просьба довести до отчитывающихся организаций требование о необходимости обязательного расчета аналитического износа в соответствии с инструкцией и отражения его в формах первичного учета и форме N 11.
Одновременно сообщаем, что НИИ статистики Госкомстата России разработал и апробировал программу, позволяющую ежегодно оперативно рассчитывать величину аналитического износа на основании данных первичного учета, а также формировать комплекс аналитических таблиц, отражающих распределение основных фондов по возрасту, степени износа, количеству лет работы после достижения нормативного срока службы, в целом и по видам основных фондов. Информация об этой программе будет доведена НИИ статистики до ТКГС.
М.Н.СИДОРОВ

<ПИСЬМО> МНС РФ от 07.03.2000 n ВГ-8-02/1110 <О НОРМАХ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также