ИНФОРМАЦИЯ Счетной палаты РФ от 06.03.2000 ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЙМА МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) ru-4183 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ФОНДЕ ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ


СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 6 марта 2001 года
ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЙМА МЕЖДУНАРОДНОГО
БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) RU-4183
"ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
В НАЦИОНАЛЬНОМ ФОНДЕ ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВЫХ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Основание для проведения проверки:
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 г. (п. 5.191) и на 2001 г. (п. 1.683).
Цель проверки:
проверка законности, эффективности и целевого использования средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) RU-4183 на финансирование проекта "Инновационный проект развития образования" (Проект).
Проверяемый период:
апрель 1998 г. - сентябрь 2000 г.
Сроки проведения проверки:
проверка проводилась со 2 ноября 2000 г. по 20 февраля 2001 г.
Объекты проверки:
Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров;
Министерство образования Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (по запросам).
Предмет проверки:
представленные в ходе проверки первичные и договорные документы, справочные, расчетные и финансово - статистические материалы, сведения информационного и объяснительного характера, нормативные положения и другие документы, связанные с реализацией Проекта.
Исполнители:
- главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации В.А. Демоненко;
- ведущий инспектор Счетной палаты Российской Федерации И.Ю. Лесин (к проверке приступил согласно удостоверению на право проведения проверки с 24 января 2001 г.);
- консультант Счетной палаты Российской Федерации А.Ю. Брицко.
По результатам проверки 20 февраля 2001 г. составлен "Акт проверки целевого использования средств займа МБРР RU-4183 "Инновационный проект развития образования" в Национальном фонде подготовки финансовых и управленческих кадров". Замечаний к акту проверки нет.
Перечень документов, изученных в ходе проверки, прилагается.
Проверкой установлено:
1. Заем МБРР RU-4183 для финансирования проекта
"Инновационный проект развития образования"
Заем МБРР RU-4183 в размере 71 млн. долларов США предоставлен в соответствии с Соглашением, подписанным 9 октября 1997 г. между Российской Федерацией (Заемщик) и МБРР. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 49.
Заем предоставлен на 17 лет с 5-летним льготным периодом. Выплата основной суммы займа должна осуществляться равными долями два раза в год - каждые 15 июня и 15 декабря, начиная с 17 декабря 2002 г. и до 15 декабря 2013 г. в сумме, равной 2960000,0 доллара США. Последний платеж осуществляется 15 июня 2014 г. в сумме 2920000,0 доллара США.
Российская Федерация должна также выплачивать проценты в размере ставки LIBOR плюс маржа Минфина России. Плата комиссии за обязательства была установлена в размере 0,75% от неиспользованной суммы.
Заем вступил в силу 20 апреля 1998 г. и должен быть реализован до 30 июня 2003 года.
Целями Проекта являются:
- повышение в отобранных высших учебных заведениях качества преподавания общественных наук, поощрение мер по улучшению систем управления и повышению эффективности использования ресурсов;
- повышение качества и доступности школьных учебников как основного компонента образовательной реформы;
- закупка учебников для средних школ, оказание отдельным регионам Российской Федерации содействия в приобретении учебников.
Структура "Инновационного проекта развития образования" (ИПРО) представлена в виде компонентов с распределением по ним средств займа (приложение 1 к Соглашению о займе и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 49):
- компонент А "Инновационный фонд высшего образования" - 39,5 млн. долларов США. Средства займа в рамках данного компонента предоставляются высшим учебным заведениям Российской Федерации, из которых 7,2 млн. долларов США - на платной, срочной и возвратной основе. Погашение и обслуживание части займа в размере 7,2 млн. долларов США осуществляются высшими учебными заведениями Российской Федерации, а погашение и обслуживание части займа в размере 32,3 млн. долларов США - за счет средств федерального бюджета;
- компонент В "Реформа учебного книгоиздания" - 15,7 млн. долларов США. Средства займа в рамках данного компонента предоставляются на развитие учебного книгоиздания для общеобразовательных учреждений. Погашение и обслуживание этой части займа осуществляются за счет средств федерального бюджета;
- компонент С "Экспериментальный фонд по закупке учебников" - 8 млн. долларов США. Средства займа в рамках данного компонента предоставляются субъектам Российской Федерации на платной, срочной и возвратной основе в рамках финансирования возобновляемого фонда кредитования учебного книгоиздания. Погашение и обслуживание этой части займа осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- операционные расходы - 6,8 млн. долларов США. Погашение и обслуживание этой части займа осуществляются за счет средств федерального бюджета;
- погашение авансового займа на подготовку проекта - 1 млн. долларов США.
Для финансирования подготовки Инновационного проекта развития образования в период до подписания Соглашения о займе и поступлении заемных средств Международный банк реконструкции и развития в соответствии с письмом - соглашением от 26 марта - 26 апреля 1997 г. P316-0-RU предоставил Российской Федерации аванс в размере 1 млн. долларов США.
Цель данного кредита состояла в том, чтобы финансировать расходы, необходимые для улучшения в выбранных вузах качества преподавания социальных наук и поощрения лучших систем управления и эффективности использования финансовых ресурсов, улучшения качества и доступности школьных учебников, а также для выполнения Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров (далее - НФПК) подготовительных работ по Проекту.
Средства авансового займа, предоставленные НФПК для подготовки Проекта в соответствии с Договором поручения между Минфином России, Минобразованием России и НФПК от 11 сентября 1997 г., являются частью займа МБРР для финансирования Инновационного проекта развития образования.
Последняя дата использования средств аванса - 30 сентября 1997 г.
По согласованию Минфина России и МБРР использование средств аванса продлено по 30 марта 1998 г.
Направления использования средств авансового займа за период с сентября 1997 г. по 30 марта 1998 г. приведены в таблице:
(в долларах США)
------------------------------------------T----------------------¬
¦ Предмет финансирования ¦ Сумма кредита ¦
¦ +----------T-----------+
¦ ¦ план ¦ факт ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Предметы для подготовки Проекта (офисное ¦ 84000 ¦ 84000 ¦
¦оборудование, офисная мебель, транспорт- ¦ ¦ ¦
¦ные средства) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Услуги консультантов (включая обучение, ¦ 553500 ¦ 374977 ¦
¦семинары и рабочие встречи) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Затраты администрации НФПК (расходные ¦ 362500 ¦ 306465,35 ¦
¦материалы, офисная арендная плата, ¦ ¦ ¦
¦зарплата персонала НФПК) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Комиссия МБРР ¦ ¦ 18616,24 ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Итого ¦ 1000000 ¦ 784058,59 ¦
L-----------------------------------------+----------+------------
Как видно из данных таблицы, средства авансового займа освоены на 78,4%. Из освоенных средств авансового займа более половины (52,2%) израсходованы на операционные расходы НФПК.
Неизрасходованные средства в сумме 215941,41 доллара США отнесены на основную часть займа RU-4183 и подлежат использованию по мере реализации займа.
Кроме авансового займа, на начальной стадии для финансирования подготовки проекта развития образования Международный банк реконструкции и развития в соответствии с письмом - соглашением от 20 января 1997 г. N 029679 TF предоставил Российской Федерации японский грант в размере 455,2 тыс. долларов США.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 15 "О гранте Международного банка реконструкции и развития для финансирования подготовки проекта развития образования" контроль за целевым использованием средств гранта был возложен на Министерство экономики Российской Федерации и Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, а управление грантом - на Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК).
Между Минфином России, Минэкономики России, Минобразованием России и НФПК 12 февраля 1997 г. был подписан Договор об использовании средств японского гранта для финансирования подготовки проекта развития образования.
Последняя дата использования средств гранта - 31 октября 1997 г.
Использование НФПК средств гранта производится на основании решений Минэкономики России и Минобразования России, к исключительным полномочиям которых относятся утверждение плана реализации проекта, сметы расходов средств гранта, контрактов в размере свыше 50000 долларов США и осуществление контроля за целевым использованием средств гранта.
Для осуществления этих полномочий совместным Приказом Минэкономики России и Минобразования России от 11 ноября 1996 г. N 128/247 создана Межведомственная рабочая группа.
Расходы, произведенные за счет средств японского гранта за период с 12 февраля по 31 октября 1997 г., приведены в таблице.
(в долларах США)
------------------------------------------T----------------------¬
¦ Предмет финансирования ¦ Сумма гранта ¦
¦ +----------T-----------+
¦ ¦ план ¦ факт ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Консультационные услуги ¦330571,05 ¦ 325881,05 ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Консультационные услуги (помощь НФПК ¦ 45000 ¦ 44918 ¦
¦в подготовке деятельности в рамках ¦ ¦ ¦
¦образовательного Проекта) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Операционные расходы ¦ 79628,95 ¦ 79628,95 ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Неиспользованные денежные средства, ¦ 4772 ¦ ¦
¦возвращенные МБРР ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Итого ¦455200 ¦ 455200 ¦
L-----------------------------------------+----------+------------
Как видно из данных таблицы, основная сумма гранта (81,5%) использована на оплату консультационных услуг.
После проведения работ по подготовке Проекта и подписания 9 октября 1997 г. Соглашения о займе RU-4183 Минфину России Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 49 было поручено предусмотреть выделение средств, необходимых для погашения и обслуживания займа МБРР, а также совместно с Минобразованием России осуществлять контроль за реализацией Проекта и заключить договор об условиях реализации Проекта с НФПК.
Договор между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и НФПК об условиях реализации Инновационного проекта развития образования подписан 10 марта 1998 г.
Для вступления займа в силу было необходимо выполнить следующие дополнительные условия Соглашения о займе МБРР:
- утвердить в НФПК Операционное руководство;
- обеспечить оформление Соглашения о координации Проекта между Заемщиком и НФПК;
- получить от Министерства юстиции Российской Федерации юридическое заключение.
Соглашение о займе 2 февраля 1998 г. было зарегистрировано в Государственной книге внешнего долга Российской Федерации (регистрационный N Vr-0-M2-104).
На заседании Совета директоров НФПК, состоявшемся 28 февраля 1998 г., утверждено Операционное руководство по Инновационному проекту развития образования (протокол N 1).
Министерством юстиции Российской Федерации (по представлению Минфина России от 30 марта 1998 г. N 27-00-02/277) 20 апреля 1998 г. дано юридическое заключение (письмо Минюста России от 20 апреля 1998 г. N 2562-ПК) о том, что Соглашение между Российской Федерацией и МБРР о займе от 9 октября 1997 г. надлежащим образом санкционировано и одобрено Заемщиком, подписано от его имени, представляет собой действительное и имеющее юридическую силу обязательство Заемщика, подлежащее исполнению в соответствии с условиями этого Соглашения.
Таким образом, с выдачей юридического заключения условия вступления Соглашения о займе в силу были выполнены.
В связи с последствиями финансового кризиса 1998 года, а также с решением Минфина России не предоставлять средства займов, полученных Российской Федерацией от международных финансовых организаций, городам и субъектам Российской Федерации, имеющим задолженность перед федеральным бюджетом (письмо Минфина России от 26 марта 1999 г. N 27-00-02.707), Минобразование России посчитало целесообразным поставить вопрос об исключении из Проекта компонента С "Экспериментальный фонд по закупке учебников" (8 млн. долларов США).
Вопрос о реструктуризации займа рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансовыми организациями 22 сентября 1999 г. под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко (протокол N ХВ-П2-35пр). Комиссией было принято решение о сокращении объема ряда займов МБРР, в том числе и на финансирование Инновационного проекта развития образования, а также об исключении компонента С "Экспериментальный фонд по закупке учебников" из Проекта и перераспределении части средств этого компонента для увеличения финансирования действующих компонентов, в том числе: 1,0 млн. долларов США - на компонент А и 4,0 млн. долларов США - на компонент В. Оставшиеся 3,0 млн. долларов США из средств компонента С были аннулированы.
В соответствии с указанным решением Минфин России направил предложение в МБРР о реструктуризации займа (письмо Минфина России от 26 ноября 1999 г. N 27-00-09/1962 "Касательно изменения к Соглашению о займе RU-4183 "Инновационный проект развития образования").
Правительство Российской Федерации письмом от 12 ноября 1999 г. подтвердило предложение Минфина России МБРР о реструктуризации займа. МБРР письмами (от 17 декабря 1999 г.) первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко и министру финансов Российской Федерации М.М. Касьянову (от 10 февраля 2000 г.) подтвердил возможность изменения структуры займа RU-4183 и дал согласие на его сокращение на 3,0 млн. долларов США, исключение одного компонента и на перераспределение оставшихся средств между действующими компонентами.
В соответствии с дополнением к Соглашению о займе от 17 декабря 1999 г., в связи с аннулированием одного из компонентов, общая сумма займа была сокращена на 3,0 млн. долларов США и стала составлять 68,0 млн. долларов США. Из них:
- компонент А "Инновационный фонд высшего образования" - 40,5 млн. долларов США;
- компонент В "Реформа учебного книгоиздания" - 19,7 млн. долларов США;
- операционные расходы - 6,8 млн. долларов США;
- авансовый заем - 1,0 млн. долларов США.
2. Органы управления Проектом
НФПК создан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 1273 в целях обеспечения контроля над использованием средств займа RU-3824 Российской Федерации в МБРР на подготовку финансовых и управленческих кадров как самостоятельное юридическое лицо.
Учредительный договор о создании НФПК подписан 7 сентября 1994 года. Фонд зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 сентября 1994 г. (свидетельство N ЮР-8).
В состав учредителей НФПК вошли 26 организаций с учредительным взносом по 2,0 млн. рублей (неденоминированных).
Уставной целью НФПК является "...содействие созданию и развитию эффективной системы подготовки квалифицированных кадров для рыночной экономики".
Согласно заключенному Договору поручения от 10 марта 1998 г. между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (орган, осуществляющий контроль за ходом реализации Проекта) и Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК), Министерство финансов Российской Федерации (доверитель) поручило НФПК (поверенному) выполнять функции по реализации "Инновационного проекта развития образования" и, следовательно, нести ответственность за целевое использование средств займа, координировать работу субзаемщиков, производить расчеты по обслуживанию и погашению субзаймов, осуществлять содействие и контроль за проведением субзаемщиками закупок товаров, работ и услуг, оформлять в соответствии с процедурами МБРР заявки на снятие средств со Счета займа и Специального счета, открытых в одном из российских коммерческих банков. При этом, согласно указанному Договору поручения, передача средств займа в управление НФПК не влечет за собой перехода к НФПК права собственности на них. Заемные средства являются собственностью Кредитора, а не Заемщика.
Органами управления НФПК являются Совет учредителей в составе 21 человека, Попечительский совет, Совет директоров.
Решением Совета директоров НФПК от 28 февраля 1998 г. утверждены составы 4 постоянно действующих экспертных комитетов по "Инновационному проекту развития образования" (компонент А).
В компетенцию экспертных комитетов входит экспертиза всех проектов, а Совета директоров - утверждение всех проектов стоимостью более 250 тыс. долларов США, а также проектов, представляемых генеральным директором НФПК.
Операционным руководством определена структура Дирекции "Инновационного проекта развития образования" в общей организационной структуре НФПК, состоящей из отдела "Высшее образование" и "Учебное книгоиздание". Директор "Инновационного проекта развития образования" является заместителем генерального директора НФПК и ему подотчетен.
Штатная численность Дирекции Проекта и фонд оплаты труда утверждаются в составе бюджета по образовательному Проекту Советом директоров НФПК и МБРР. Фонд оплаты труда рассчитан исходя из планируемой штатной численности дирекции "Инновационного образовательного проекта" (ИОП) и Классификации заработной платы по категориям персонала, принятой в НФПК (утверждена решением Совета директоров от 29 октября 1994 г., подписанным председателем Совета директоров С.А. Васильевым). Шкала должностных окладов сотрудникам НФПК установлена от 400 до 4000 долларов США в месяц, что эквивалентно - от 2392 до 23920 рублей в месяц (курс рубля в январе 1998 г. за один доллар составлял 5,98 рубля). Устанавливая должностные оклады сотрудникам НФПК, Совет директоров игнорировал тот факт, что такой уровень ставок заработной платы не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации.
Советом директоров 9 апреля 1999 г. было принято решение о сокращении ставок должностных окладов в среднем на 25 процентов, после чего должностные оклады сотрудников НФПК составили от 300 до 3000 долларов США в месяц, что эквивалентно (при курсе на 1 апреля 1999 г. за один доллар 28,30 рубля) от 8490 до 84900 рублей в месяц. В соответствии с этим решением трудовые контракты сотрудников НФПК (включая дирекцию образовательного Проекта) были пересмотрены в сторону уменьшения и введены в действие с 1 июня 1999 г. Установление ставок заработной платы сотрудникам НФПК в долларах привело к тому, что заработная плата сотрудников НФПК, как видно из приведенных данных, фактически увеличилась.
Общий надзор за деятельностью НФПК осуществляет Попечительский совет. Согласно ст. 4.2.3 Устава НФПК, Попечительский совет НФПК состоит из 10 членов, которые избираются Советом учредителей (общим собранием учредителей) сроком на 3 года.
Высшим исполнительным должностным лицом НФПК является генеральный директор.
Ответственными за финансово - хозяйственную деятельность являются:
- с правом первой подписи - генеральный директор С.П. Семенцов (с 1 ноября 2000 г. от занимаемой должности освобожден) и директор ИПРО в ранге заместителя генерального директора Г.А. Сарычев (освобожден от занимаемой должности в январе 1998 г.). С 1 декабря 2000 г. генеральным директором НФПК утверждена Советом директоров Е.Н. Соболева;
- с правом второй подписи - главный бухгалтер С.М. Делендик и заместитель главного бухгалтера И.Н. Гордеева.
Для реализации "Инновационного проекта развития образования" НФПК открыл счета в ЗАО "Конверсбанк".
Поступление денежных средств на реализацию Проекта началось с июня 1998 года.
В НФПК ежегодно осуществляются аудиторские проверки. Для проведения аудиторских проверок НФПК привлекает аудиторские компании, отбираемые на конкурсной основе в соответствии со стандартами и процедурами Всемирного банка.
Всего на оплату аудиторских услуг за проверяемый период из средств займа RU-4183 было израсходовано 89560 долларов США.
3. Ход реализации "Инновационного проекта
развития образования"
В течение проверяемого периода реализация "Инновационного проекта развития образования" осуществлялась в соответствии с планом, согласованным с контрольными миссиями МБРР.
В соответствии с указанным планом НФПК разработан график расходования средств займа.
(в тыс. долларов США)
--------------------------T------T-------T-------T-------T-------¬
¦Годы реализации Проекта ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Сумма ¦4175,0¦11382,0¦20731,0¦21390,0¦10322,0¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Нарастающим итогом ¦4175,0¦15557,0¦36288,0¦57678,0¦68000,0¦
L-------------------------+------+-------+-------+-------+--------
Расходование средств займа на начальном этапе осуществлялось с большими задержками. В 1998 году расходование средств займа на реализацию Проекта не планировалось вообще. Это связано с тем, что по компоненту А "Инновационный фонд высшего образования" согласование формы типового договора субзайма "НФПК-ВУЗ" с Министерством финансов Российской Федерации и МБРР продолжалось дольше, чем было запланировано (договор согласовывался с 1 января 1998 г. по 25 июня 1999 г.).
Процедуры закупок консультационных услуг были согласованы МБРР тоже только к 25 июня 1999 г.
Последствия финансового кризиса 1998 года потребовали внесения изменений в текст договора в части гаранта возврата (вместо банковской гарантии принята гарантия вузов за счет своих внебюджетных средств).
В обзорах российского портфеля проектов за период с января 1998 г. по май 1999 г. Всемирным банком неоднократно указывалось на низкую эффективность управления реализацией Проекта. В связи с этим Совет директоров 23 марта 2000 г. постановил признать работу НФПК по плану реализации ИПРО за 1999 г. неудовлетворительной.
В обзоре российского портфеля проектов, проведенного Всемирным банком за период с июня 1999 г. по июнь 2000 г., отмечается, что ход реализации Проекта идет удовлетворительно.
В соответствии с Соглашением о займе Минфином России расходовались валютные средства на обслуживание займа. Размер произведенных выплат (на 1 октября 2000 г.) приведен в таблице.
(в долларах США)
-----------------T---------------T---------------T---------------¬
¦Годы ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦Проценты ¦ 53316,65 ¦ 247960,06 ¦ 190616,68 ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦Комиссии ¦ 178617,80 ¦ 165978,36 ¦ 76770,32 ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦Итого за год ¦ 231934,45 ¦ 413938,42 ¦ 267387,00 ¦
L----------------+---------------+---------------+----------------
Как видно из данных таблицы, Минфином России в 1998 г. на обслуживание займа затрачено 231934,45 доллара США, в то время как расходование средств этого займа на цели ИПРО в этот период не производилось.
Работа по реализации Проекта начата со второй половины 1999 г. с заключения контрактов. То есть из-за неудовлетворительной организации работы льготный период по использованию средств займа сократился с 5 до 3 лет.
На момент проверки НФПК в рамках Проекта заключил 667 контрактов.
Расходы по всем категориям Проекта полностью финансируются за счет средств займа МБРР, за исключением налога на добавочную стоимость, оплачиваемого российской стороной (за счет средств федерального бюджета и средств субзаемщиков).
Выплаты из средств займа и российское софинансирование по состоянию на 1 октября 2000 г. приведены в таблице.
(в млн. долларов США)
-----------T---------------------------T-------------------------¬
¦Категория ¦ Общая сумма выделенных ¦Фактическое расходование ¦
¦ расходов ¦ средств ¦ нарастающим итогом с ¦
¦ ¦ ¦начала реализации Проекта¦
¦ +------T------T-------------+-----T------T------------+
¦ ¦ заем ¦другие¦российское ¦заем ¦другие¦российское ¦
¦ ¦ МБРР ¦иност-¦софинанси- ¦МБРР ¦иност-¦софинанси- ¦
¦ ¦ ¦ранные¦рование ¦ ¦ранные¦рование ¦
¦ ¦ ¦источ-+------T------+ ¦источ-+------T-----+
¦ ¦ ¦ники ¦Минфин¦бене- ¦ ¦ники ¦Минфин¦бене-¦
¦ ¦ ¦(гран-¦России¦фици- ¦ ¦(гран-¦России¦фици-¦
¦ ¦ ¦ты) ¦ ¦ары ¦ ¦ты) ¦ ¦ары ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Компонент ¦40,500¦ - ¦0,000 ¦19,787¦1,039¦ - ¦0,000 ¦0,237¦
¦А "Иннова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ционный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фонд выс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шего обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зования" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Компонент ¦19,700¦ - ¦1,560 ¦ 1,047¦2,166¦ - ¦0,187 ¦0,000¦
¦Б "Реформа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦книгоизда-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Консалтинг¦ - ¦ 0,375¦ - ¦ - ¦ - ¦0,371 ¦ - ¦ - ¦
¦гранта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Операцион-¦ 6,800¦ 0,080¦1,360 ¦ 0,000¦1,393¦0,080 ¦0,157 ¦0,000¦
¦ные расхо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Расходы по¦ 1,000¦ - ¦ - ¦ - ¦0,784¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦PPF ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Итого: ¦68,000¦ 0,455¦2,920 ¦20,834¦5,382¦0,451 ¦0,344 ¦0,237¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Депозит ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦3,000¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦Спецсчета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+------+------+------+-----+------+------+-----+
¦Всего: ¦68,000¦ 0,455¦2,920 ¦20,834¦8,382¦0,451 ¦0,344 ¦0,237¦
L----------+------+------+------+------+-----+------+------+------
Как видно из приведенных в таблице данных, фактическое освоение средств займа значительно отстает от предусмотренного графиком расходования этих средств.
Графиком расходования средств займа на 2000 год Проектом предусмотрено освоить 15,557 млн. долларов США, фактически освоено 8,382 млн. долларов США (с учетом лимита спецсчета 3,0 млн. долларов США).
Из общей суммы фактически освоенных средств займа в размере 8,382 млн. долларов США на операционные расходы затрачено 1,699 млн. долларов США, что составило 20,3%.
Как видно из данных таблицы, в соответствии с Соглашением о займе, на покрытие НДС при оплате операционных расходов и софинансирование товарных контрактов Минфин России за проверяемый период перечислил НФПК 344000 долларов США. Возмещение затрат НФПК по уплате НДС Минфином России производилось авансовыми платежами в размерах, значительно превышающих произведенные НФПК расходы (с учетом предполагаемых товарных контрактов по программе "Информационная система учебного книгоиздания").
Фактическое расходование средств займа на 1 октября 2000 г. по основным категориям в рамках компонентов Проекта приведено в таблице.
(в млн. долларов США)
-------------------------------T-------------T-------------------¬
¦ Категория ¦ Общая сумма ¦ Фактическое ¦
¦ ¦ выделенных ¦ расходование ¦
¦ ¦средств займа¦ (нарастающим ¦
¦ ¦ ¦ итогом с начала ¦
¦ ¦ ¦реализации Проекта)¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Товары, оборудование, работы, ¦ 18,420 ¦ 0,704 ¦
¦контракты "под ключ" (всего) ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Консультационные услуги и ¦ 41,780 ¦ 2,500 ¦
¦переподготовка (всего) ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Операционные расходы ГРП ¦ 6,800 ¦ 1,394 ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Расходы на подготовку проекта ¦ 1,000 ¦ 0,784 ¦
¦(из средств аванса) ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Итого: ¦ 68,000 ¦ 5,382 ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Депозит на Спецсчете ¦ - ¦ 3,000 ¦
+------------------------------+-------------+-------------------+
¦Всего: ¦ 68,000 ¦ 8,382 ¦
L------------------------------+-------------+--------------------
Как видно из приведенных данных, наиболее значительные суммы израсходованы на консультационные услуги и обучение (2,5 млн. долларов США). Кроме того, на консультационные услуги было израсходовано 374977 долларов США (более 37%) и из суммы аванса, выделенного на подготовительную часть Проекта.
В основном на консультационные услуги были израсходованы и средства японского гранта. Так, из 455200 долларов США японского гранта на консультационные услуги затрачено 370799 долларов США.
Общие данные о расходовании средств займа по категориям в рамках конкретного компонента приведены в таблице.
(в долларах США)
---T-------------------T--------------T-------------T------------¬
¦ ¦ Категории ¦Израсходовано ¦ Расходы, ¦ Итого ¦
¦ ¦ ¦на 30.09.2000,¦произведенные¦ ¦
¦ ¦ ¦ Спецсчет ¦с 25.08.2000 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 25.08.00 ¦по 30.09.2000¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦1 ¦Товары для ¦ 335919,83 ¦ 96044,61 ¦ 431964,44 ¦
¦ ¦компонента А ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦2 ¦Работы для ¦ 0,00 ¦ 0,00 ¦ 0,00 ¦
¦ ¦компонента А ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦3а¦Консультационные ¦ 447913,59 ¦ 51578,88 ¦ 499492,47 ¦
¦ ¦услуги для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонента А, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в т.ч. экспертные ¦ 175765,62 ¦ 5506,08 ¦ 181271,70 ¦
¦ ¦комитеты ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦3б¦Семинары, учебные ¦ 59500,04 ¦ 47740,59 ¦ 107240,63 ¦
¦ ¦поездки для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонента А ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦4 ¦Товары для ¦ 219186,00 ¦ 52641,26 ¦ 271827,26 ¦
¦ ¦компонента В ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦5а¦Консультационные ¦ 953768,64 ¦ 83313,71 ¦ 1037082,35 ¦
¦ ¦услуги для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонента В, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в т.ч. рецензенты ¦ 197545,88 ¦ 0,0 ¦ 197545,88 ¦
¦ ¦и консультанты ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦5б¦Семинары, учебные ¦ 87486,75 ¦ 0,00 ¦ 87486,75 ¦
¦ ¦поездки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для компонента В ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦5с¦Гранты издателям, ¦ 717399,96 ¦ 51792,92 ¦ 769192,88 ¦
¦ ¦в т.ч. авторы ¦ 399691,76 ¦ 51792,92 ¦ 451484,68 ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦6 ¦Операционные ¦ 1331913,22 ¦ 61555,29 ¦ 1393468,51 ¦
¦ ¦расходы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Фонд оплаты труда, ¦ 1017697,00 ¦ 37120,80 ¦ 1054817,80 ¦
¦ ¦включая внештатный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦персонал ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Аренда служебных ¦ 55200,22 ¦ 13839,48 ¦ 69039,70 ¦
¦ ¦помещений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Текущий ремонт ¦ 15916,00 ¦ 0,00 ¦ 15916,00 ¦
¦ ¦Расходы на приобре-¦ 38769,27 ¦ 0,00 ¦ 38769,27 ¦
¦ ¦тение основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств и матери- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦альных активов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Страхование ¦ 0,00 ¦ 0,00 ¦ 0,00 ¦
¦ ¦Связь ¦ 69549,45 ¦ 1504,83 ¦ 71054,28 ¦
¦ ¦Эксплуатационные ¦ 56624,28 ¦ 2226,58 ¦ 58850,86 ¦
¦ ¦расходы и МБП ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Командировочные ¦ 4241,00 ¦ 2458,68 ¦ 6699,68 ¦
¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Обучение и подго- ¦ 2350,00 ¦ 0,00 ¦ 2350,00 ¦
¦ ¦товка персонала ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Конференции, семи- ¦ 32374,00 ¦ 4404,92 ¦ 36778,92 ¦
¦ ¦нары, представи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельские расходы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Аудит ¦ 39039,00 ¦ 0,00 ¦ 39039,00 ¦
¦ ¦Прочие расходы ¦ 153,00 ¦ 0,00 ¦ 153,00 ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦7 ¦Авансовый заем ¦ 784058,59 ¦ ¦ 784058,59 ¦
¦ ¦(PPF): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Товары ¦ 84000,00 ¦ ¦ 84000,00 ¦
¦ ¦Консультационные ¦ 374977,00 ¦ ¦ 374977,00 ¦
¦ ¦услуги, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Аудит ¦ 50521,00 ¦ ¦ 50521,00 ¦
¦ ¦Операционные ¦ 325081,59 ¦ ¦ 325081,59 ¦
¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦ ¦Итого: ¦ 4937146,62 ¦ 444667,26 ¦ 5381813,88 ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦ ¦Остаток ¦ ¦ ¦62618186,10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦ ¦Итого сумма займа: ¦ ¦ ¦68000000,00 ¦
L--+-------------------+--------------+-------------+-------------
Из данных таблицы следует, что за проверяемый период по компоненту А "Инновационный фонд высшего образования" из средств займа израсходовано 1039,0 тыс. долларов США, в том числе:
- 432,0 тыс. долларов США на приобретение товаров;
- 499,5 тыс. долларов США на консультационные услуги;
- 107,2 тыс. долларов США на проведение семинаров и учебные поездки.
В рамках данного компонента для реализации программы "Совершенствование социально - экономического образования в вузах" и программы "Совершенствование управления в вузах" было подписано с вузами Российской Федерации 36 договоров субзайма на общую сумму в 24680000 долларов США. От двух вузов получен отказ от договоров субзайма, общая сумма которых составляет 700000 долларов США. Таким образом, на дату проверки в рамках данного компонента не распределена сумма 16,5 млн. долларов США. В соответствии с условиями Соглашения вуз обязан возместить Минфину России 20% средств займа, а также выплатить проценты на остаточную величину возвратной части средств займа, начиная с первого года реализации Проекта, комиссионные и маржу. Максимальный срок погашения вузом возвратной части займа составляет 15 лет после начала Проекта и осуществляется из внебюджетных средств вуза. Доля софинансирования со стороны вуза составляет от 30 до 60% заемных средств.
Из 36 договоров субзайма, заключенных с вузами, фактически начато финансирование по 14 вузам.
Всего по действующим договорам субзайма этим 14 вузам за выполненную ими работу оплачено 737,2 тыс. долларов США.
Денежные средства займа вузами расходуются путем заключения товарных и консультационных контрактов внутри договоров субзайма с фирмами - поставщиками данных услуг.
В ходе закупок оборудования вузы допускали случаи приобретения дорогостоящего оборудования, не обосновывая необходимость его приобретения.
Так, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова в рамках договора субзайма N Е/А.10/99 от 26 октября 1999 г. заключила контракт N A1.019G 009 от 12 мая 2000 г. на сумму 102,8 тыс. долларов США с ЗАО "АЙТИ" на приобретение RISC-сервера, выплатив за него из средств займа 71,3 тыс. долларов США.
Для реализации программы "Поддержка академических инициатив в области социально - экономических наук" контракты с привлекаемыми для выполнения работ организациями заключались непосредственно НФПК.
В рамках данной программы подписано 13 контрактов на общую сумму 703,6 тыс. долларов США, из которых по состоянию на 1 октября 2000 г. выплачено 120,7 тыс. долларов США.
Кроме того, в рамках компонента А за работу консультантов экспертных комитетов за проверяемый период выплачена заработная плата на сумму 181,3 тыс. долларов США, в том числе валютными платежами со Спецсчета НФПК иностранным консультантам - на сумму 52,7 тыс. долларов США.
Выборочная проверка заключенных контрактов показала, что НФПК в своей работе по реализации "Инновационного проекта развития образования" не выполняет рекомендаций Всемирного банка по отбору консультантов.
Согласно руководству Всемирного банка по отбору и найму консультантов Заемщиками Всемирного банка, изданному в январе 1997 г., на Заемщика возлагается ответственность за сохранность средств. Поэтому Заемщика интересует обоснованность финансового предложения консультанта, и во время переговоров он должен иметь возможность изучить проверенные и заверенные независимым аудитором финансовые отчеты, подтверждающие обоснованность ставок вознаграждения.
В рамках компонента В "Реформа учебного книгоиздания" из общей суммы израсходованных средств займа в размере 2,166 млн. долларов США на оплату консультационных услуг использовано 1,037 млн. долларов США (47,9%).
Выборочная проверка контрактов, заключенных на оказание консультационных услуг в рамках ИПРО, показала, что ставки вознаграждения консультантам, выплачиваемые за оказанные консультационные услуги, устанавливались без соблюдения рекомендаций руководства Всемирного банка по отбору и найму консультантов. Такое нарушение допущено во всех контрактах, заключенных НФПК на оказание консультационных услуг.
Компонент В "Реформа учебного книгоиздания" направлен на достижение: во-первых, содействия развитию устойчивой и работоспособной рыночной системы обеспечения школ учебниками; во-вторых, повышения качественного уровня учебников и иных образовательных материалов.
Подкомпонент 1: "Повышение качества учебников"
В рамках этого подкомпонента заключено 8 контрактов на общую сумму 469897,65 доллара США, из них оплачено 458622,72 доллара США.
Одной из наиболее дорогостоящих программ в рамках данного подкомпонента (стоимостью более 200,00 тыс. долларов США) реализована программа "Реорганизация Федерального экспертного совета".
Проверка выполненных работ по реорганизации Федерального экспертного совета (ФЭС) показала следующее.
Указанная реорганизация осуществлялась в два этапа. На первом этапе консультационные работы проводило ОАО "Корпорация "Федоров", г. Самара (контракт N Е/В1.в/001/98 от 20 мая 1999 г.), сумма контракта - 100000 долларов США. На втором этапе консультационные услуги оказывал Московский городской педагогический университет по контракту N Е/В1.в/002/98 от 31 марта 1999 г., сумма контракта - 119346,65 доллара США. Основная цель реализации второго этапа программы реорганизации ФЭС - это разработка механизма, обеспечивающего независимую оценку учебной литературы, новых учебных программ, всех учебных материалов в целом.
Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации является государственным учреждением, находящимся в федеральной собственности; образован на основании Приказа Минобразования России от 5 февраля 1997 г. N 183, устав утвержден Минобразованием России 25 марта 1997 г. и зарегистрирован Московской регистрационной палатой 23 мая 1997 г. (регистрационный N 57912).
Приказом Минобразования России от 12 ноября 1999 г. N 865 государственное учреждение "Федеральный экспертный совет по общему образованию" Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации" переименован в государственное учреждение "Федеральный экспертный совет" Министерства образования Российской Федерации (ГУ "ФЭС" Минобразования России).
Основной целью ФЭС является организация работы в области экспертизы рукописей новых и переиздаваемых учебников, учебных пособий и других печатных материалов, предназначенных к использованию в учебном процессе, совершенствование гласной, независимой и компетентной экспертизы учебных изданий, ориентированных на улучшение качества и обновление содержания образования в Российской Федерации.
При проведении НФПК 27 октября 1998 г. тендера для отбора организаций в качестве консультанта для проведения работ по первому этапу программы реорганизации Федерального экспертного совета, победителем стало ООО "Издательство "Вита - Пресс" (г. Москва) (размер оплаты за выполнение услуг - 78000 долларов США, протокол заседания оценочной комиссии от 27 октября 1998 г.). Впоследствии результаты тендера были пересмотрены в пользу ОАО "Корпорация "Федоров" (г. Самара), утвержденного победителем тендера с ценой контракта за выполнение услуг - 100000 долларов США.
Основные виды деятельности ОАО "Корпорация "Федоров" согласно свидетельству N 1025 серия 1-1 от 10 мая 2000 г. о государственной регистрации ОАО "Корпорация "Федоров" (руководитель Кабанова О.А.) следующие:
- издательская деятельность, копировально - множительные работы;
- выполнение полиграфических работ;
- подготовка теле-, радиопрограмм.
Контракт на консультационные услуги N Е/В1.в/001/98, заключенный 20 мая 1999 г. между НФПК в лице генерального директора Семенцова С.П. (Заказчик) и ОАО "Корпорация "Федоров" в лице президента Федорова С.В., должен быть исполнен в период с 25 мая до 25 ноября 1999 г.
Дополнительным соглашением без номера и даты к договору N Е/В1.в/001/98 срок выполнения консультационных услуг исполнителем в лице ОАО "Корпорация "Федоров" продлен до 1 сентября 2000 г. (более чем на 9 месяцев) без объяснения причины продления.
За время выполнения контракта НФПК выплатил ОАО "Корпорация "Федоров" 100000 долларов США (в рублевом эквиваленте 2650151 рубль).
При проверке контракта выявлено следующее:
1. В бюджете консультанта не проставлены ставки заработной платы исполнителей и ключевых сотрудников.
2. В штат ключевых сотрудников исполнителя включены сотрудники других фирм. Контрактов, заключенных корпорацией с данными сотрудниками, не представлено, сумма заработной платы, выплаченной данным исполнителям, не указана.
При проверке приложенных к финансовому отчету документов по исполнению контракта Е/В1.в/001/98 от 20 мая 1999 г. был выявлен ряд нарушений, в том числе:
- согласно представленным копиям расходных ордеров сумма начисленной заработной платы составляет 537662 рубля, в то время как по отчету - 1942161 рубль;
- размер вознаграждения исполнителям работ устанавливался произвольно в пределах от 6000 до 56600 рублей в месяц.
В договорах подряда, заключаемых ОАО "Корпорация "Федоров" с исполнителями, не указывается конкретный объем работ, подлежащий выполнению.
ОАО "Корпорация "Федоров" кроме оплаты консультационных услуг по договорам подряда в рамках контракта N Е/В1.в/001/98 производило выплаты денежных средств по отдельным приказам по корпорации без заключения договоров. Так, за период с июня 1999 г. по март 2000 г. по отдельным приказам, подписанным генеральным директором ОАО "Корпорация "Федоров" Кабановой О.А., выплачено дополнительное денежное вознаграждение по контракту Е/В1.в/001/98 от 20 мая 1999 г. в сумме 687530 рублей, в том числе:
- президенту корпорации Федорову С.В. - 167150 рублей;
- генеральному директору Кабановой О.А. - 128500 рублей;
- главному бухгалтеру Шадровой В.П. - 100800 рублей,
а также другим работникам ОАО "Корпорация "Федоров" - на сумму 291080 рублей.
Выплата дополнительного денежного вознаграждения условиями контракта N Е/В1.в/001/98 не предусмотрена.
Организационные расходы и материально - технические затраты на проведение семинара экспертов в г. Пушкине Ленинградской области в отчете показаны в сумме 18740 долларов США (516211 рублей). В обоснование этих расходов ОАО "Корпорация "Федоров" представило договор от 11 января 2000 г., заключенный с ГОУ "Учебный центр подготовки руководителей" (г. Санкт - Петербург) на организацию и проведение семинара руководителей и специалистов, задействованных в работе по ФЭС, в количестве 65 человек. Семинар проводился с 16 по 19 февраля 2000 г. Список участников семинара составлен на 58 человек. Обоснования выбора города Пушкина Ленинградской области для проведения семинара, при том что более 80% участников семинара проживает в г. Москве, не представлено (экономически целесообразнее было бы организовать проведение семинара в г. Москве).
Счет - фактура N 48 от 21 февраля 2000 г. выставлен учебным центром на общую сумму в размере 516211 рублей за подготовку и организацию семинара руководителей и специалистов в количестве 65 человек. Предъявленная к оплате сумма не подтверждена документами, удостоверяющими фактически произведенные расходы.
Отсутствуют финансовые документы, подтверждающие возмещение стоимости проезда участников семинара, нет ведомости на выплату суточных участникам семинара за время нахождения в командировке в г. Санкт - Петербурге. Не представлены документы, подтверждающие фактические расходы на проживание и питание участников семинара.
Представленный отчет о семинаре по обсуждению результатов работы никем не подписан, конкретных данных о количестве лиц, принявших участие в работе семинара, не указано.
Не подписан также и представленный протокол семинара "Проблемы обеспечения системы образования качественной учебной литературой", не указана дата его составления. Текстовая часть протокола изложена в произвольной форме, без указания конкретных фамилий лиц, вносивших предложения и замечания. В тексте протокола семинара не указано ни одной фамилии участников семинара.
При завершении работы ОАО "Корпорация "Федоров" по выполнению контракта N Е/В1.в/001/98 был составлен акт от 21 сентября 2000 г. на утверждение выплат по итоговому платежу на сумму 10000 долларов США. Акт на итоговый платеж был завизирован представителями НФПК и утвержден И.о. директора ИПРО С.М. Яковлевым. Данный акт завизирован руководителем отдела закупок НФПК Красильниковым С.Р. с замечанием: "Объем работ, указанный в Т.З., выполнен не полностью". Несмотря на такое замечание, НФПК в ноябре 2000 года производит итоговый платеж.
Согласно представленному отчету о выполнении работ по контракту N Е/В1.в/001/98 на консультационные услуги ОАО "Корпорация "Федоров" в соответствии с техническим заданием на реализацию подпрограммы "Разработка структурной реформы ФЭС" был разработан ряд нормативных документов, рассмотренных на заседаниях президиума Федерального экспертного совета Минобразования России (протоколы N 4 от 29 декабря 1999 г., N 5 от 2 марта 2000 г.). Однако, как следует из материалов заседаний ФЭС, указанные нормативные документы нуждались в доработке, что и было поручено сотрудникам соответствующих управлений Минобразования России.
Имелись случаи включения в стоимость контрактов на оказание консультационных услуг затрат на закупку оборудования. Так, в контракт на консультационные услуги с Московским городским педагогическим университетом от 31 марта 1999 г. N Е/В1.в/002/98 (общая стоимость контракта 119346,65 доллара США) включены закупки оборудования на сумму 4000 долларов США. Дополнительным Соглашением от 1 марта 2000 года (к договору N Е/В1.в/002/98 от 31 марта 1999 г.) бюджет контракта был увеличен на 16500 долларов США и составил 135846,65 доллара США, в т.ч. затраты на закупку оборудования увеличены до 10500 долларов США. Однако в контракте не были оговорены условия возврата оборудования после выполнения консультационных услуг, несмотря на то, что пунктом 3.10 Standard form of contract, Consultants Services (издательство The World Bank, Washington, D.C.) указано, что такое оборудование после окончания контракта должно быть либо возвращено НФПК, либо выкуплено консультантом.
Одна из основных задач подкомпонента 1 "Повышение качества учебников" в области развития и совершенствования системы государственных образовательных стандартов и тестирования состоит в создании объективной основы для экспертизы федерального перечня учебников.
Для выполнения данной работы был заключен контракт N Е/В1.а/001/98 стоимостью 126500,0 доллара США, заключенный 19 июля 1999 г. НФПК в лице генерального директора Семенцова С.П. с ООО "НПО" Образование от А до Я" в лице генерального директора Замского В.Я. (срок исполнения до 19 января 2000 г.).
ООО "НПО" Образование от А до Я" работу по контракту N Е/В1.в/001/98 в установленные сроки не выполнило, и генеральным директором НФПК Семенцовым С.П. срок выполнения продлевается до 31 августа 2000 г. (более чем на 6 месяцев) без объяснения причин продления срока действия контракта.
Штрафных санкций за несвоевременность исполнения обязательств контрактом не предусмотрено.
Подкомпонент 2: "Обновление федерального комплекта"
Реализация данного подкомпонента предусматривает оказание помощи в авторской разработке учебников и последующее содействие издательствам в продвижении на рынок новых наименований учебников, предназначенных для использования в школах.
По состоянию на 1 октября 2000 г. в рамках подкомпонента 2 "Обновление федерального комплекта" издано 26 учебников.
На дату проверки на продвижение вновь созданных учебников заключено 10 контрактов и 1 контракт - на экспертизу рукописей, всего на общую сумму 331000,0 доллара США, из них оплачено 296867,0 доллара США.
Одним из наиболее крупных договоров в рамках подкомпонента 2 "Обновление федерального перечня" является договор N E/B2.в/044f/99, заключенный 6 июля 1999 г. НФПК с ОАО "Корпорация "Федоров" на издание учебников и их продвижение на рынке. Стоимость услуг, оказываемых в рамках указанного договора, составляет 77550,0 доллара США. Срок исполнения договора - с 6 июля по 20 декабря 1999 г. затем продлевается до 15 марта 2000 г. без указания причины продления.
При проверке статей расходов итогового финансового отчета ОАО "Корпорация "Федоров" о расходовании средств по договору N E/B2.в/044f/99 выявлен ряд нарушений:
- расходование 21700 долларов США (в рублевом эквиваленте - 564000 рублей) на проведение учебно - методических семинаров первичными бухгалтерскими документами не подтверждено;
- работы по организации учебно - методических семинаров проводились ООО "Диалог - гранстех" (г. Москва, Семеновская наб., д. 3/1, корп. 5), с которым ОАО "Корпорация "Федоров" заключило договор N 1/Е/В.2в от 1 сентября 1999 г., копии которого не представлено;
- не представлены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие произведенные расходы ООО "Диалогтранстех" на организацию учебно - методических семинаров в пяти городах России, списки участников семинаров, оправдательные бухгалтерские документы на техническое обеспечение семинаров, договоры с лекторским составом и раздаточные ведомости на выплату лекторам заработной платы, счета на закупку раздаточных материалов, оправдательные документы на оплату командировочных расходов участникам семинаров, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие расходы на транспортное обеспечение участников семинаров.
За выполненные работы ООО "Диалогтранстех" выставило ОАО "Корпорация "Федоров" счет без номера от 30 ноября 1999 г. за услуги по договору N 1/Е/В.2в от 1 сентября 1999 г. на сумму 564000 рублей.
В промежуточном финансовом отчете ОАО "Корпорация "Федоров" за 1999 год по договору N E/B2.в/044f/99 от 06.07.99 указано, что ОАО "Корпорация "Федоров" перечислило денежные средства ООО "Диалогтранстех" за выполненные услуги по договору N 1/Е/В.2в от 1 сентября 1999 г. платежным поручением N 393 от 13 октября 1999 г., т.е. до даты выставления счета (копии платежного поручения N 393 от 13 октября 1999 г. не представлено).
В итоговый финансовый отчет о расходовании средств по договору N E/B2.в/044f/99 ОАО "Корпорация "Федоров" включило расходы на рассылку рекламных материалов на сумму 404684,9 рубля, из них 68 наименований учебников и методических пособий для рассылки на общую сумму 399078,4 рубля переданы ОАО "Корпорация "Федоров" в цех экспедирования печати для отправки по регионам.
Из 68 наименований учебников и методических пособий только 13 наименований на сумму 81260 рублей соответствуют перечню учебников и пособий, определенному договором N E/B2.в/044f/99, а оплата стоимости остальных 55 наименований учебников и пособий на сумму 317818,4 рубля договором не предусмотрена.
В соответствии с договором N Е/В2.в/044f/99 ОАО "Корпорация "Федоров" заключило договор без номера от 1 августа 1999 года с ООО "Диалогтранстех" на проведение рекламы в СМИ, по условиям которого последнее обязуется в течение августа - декабря 1999 года провести рекламные публикации в газетах "Начальная школа", "Учительская газета", "Навигатор Самары".
Стоимость услуг, оказываемых ООО "Диалогтранстех", по договору составляет 450000 рублей.
ООО "Диалогтранстех" за рекламные услуги выставило ОАО "Корпорация "Федоров" счет N 3659 от 31 декабря 1999 г. на сумму 416588 рублей, которая была включена в итоговый финансовый отчет по расходованию средств по договору N E/B2.в/044f/99 от 6 июля 1999 г.
В акте приемки - сдачи выполненных работ от 31 декабря 1999 г. не указаны конкретные названия публикаций в газетах, номера и даты выпуска этих газет. Не представлены договоры с издательствами газет на публикацию статей, не представлены макеты самих статей и экземпляры газет с опубликованными материалами, не представлены платежные документы на перечисление средств издательствам за публикации этих статей.
Для рекламной кампании по продвижению на рынке учебной литературы: учебника "Физика. 7 - 8-й класс" и учебника "Основы правовых знаний. 8 - 9-й класс" в рамках подкомпонента 2 НФПК заключил контракт N Е/В.2в/044/99 от 6 июля 1999 г. с ООО "Издательство "Вита - Пресс". Стоимость контракта - 30000 долларов США. Срок выполнения услуг по контракту - с 6 июля по 31 декабря 1999 г., который затем продлен НФПК без указания причины продления до 15 февраля 2000 г.
ООО "Издательство "Вита - Пресс" 5 апреля 2000 г. обращается письмом за N 77/2 к генеральному директору НФПК Семенцову С.П. с просьбой увеличения суммы договора Е/В.2в/044/99 от 6 июля 1999 г. с 30000 до 36000 долларов США - на сумму возмещения НДС в размере 6000 долларов США.
На основании данного письма первоначальная редакция пункта 3.А Договора N Е/В.2в/044/99 изменена: "За услуги, оказанные в рамках Приложения А, Заказчик заплатит Исполнителю сумму, не превышающую 36000 долларов США, в т.ч. НДС". В результате пересмотра стоимости контракта в сторону увеличения руководством НФПК в лице генерального директора Семенцова С.П. нарушено требование Операционного руководства о соблюдении предельной суммы гранта, выплачиваемой издательствам на продвижение учебников.
При проверке представленного итогового отчета по контракту N Е/В.2в/044/99 от 6 июля 1999 г. выявлено, что при сметной стоимости выполняемых ООО "Издательство "Вита - Пресс" услуг по контракту N Е/В.2в/044/99 от 6 июля 1999 г. в 36000 долларов США, что эквивалентно 772834,31 рубля, оправдательные документы представлены на 1649732,93 рубля. Нет разграничения произведенных расходов на расходы самого ООО "Издательство "Вита - Пресс" и на расходы, осуществленные в рамках контракта N Е/В.2в/044/99 от 6 июля 1999 г.
В итоговый финансовый отчет ООО "Издательство "Вита - Пресс" включило затраты в сумме 4740 долларов США, эквивалентной 114705,60 рубля, на оплату услуг консультантов издательства по организации и участию в семинарах. В обоснование этих затрат приложены копии расчетно - платежных ведомостей за июль - декабрь 1999 г., январь 2000 г. Договоров с консультантами нет, перечень вопросов, по которым проводились консультации, отсутствует, кто именно получал консультации, не указано.
Подкомпонент 3: "Информационная система по учебному книгоизданию"
В рамках этого подкомпонента заключено 19 контрактов на общую сумму 1014555,94 доллара США, из них средства займа составляют 866280,26 доллара США, из которых выплачено 626884,61 доллара США.
В рамках данного подкомпонента НФПК заключил контракт N Е/В3.а/025/99 от 30 августа 1999 г. с ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" на сумму 25000 долларов США на разработку и издание пилотной версии каталога по учебным материалам "Дошкольное образование".
Издание каталогов по дошкольной литературе не предусмотрено Соглашением о займе МБРР RU-4183 для финансирования проекта "Инновационный проект развития образования".
ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис", взявшее на себя, согласно подписанному контракту N Е/В3.а/025/99, обязательства на разработку и издание пилотных версий каталога - справочника "Дошкольное образование в России" тиражом не менее 15000 экземпляров, заключило договор N Д-16/8 от 12 октября 1999 г. с ООО "Раелла - Оптим" на печатание каталога тиражом 15000 экземпляров. Согласно данному договору за выполненные услуги ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" выплачивает ООО "Раелла - Оптим" 40000 рублей и дополнительно 2500 долларов США, а ООО "Раелла - Оптим" передает агентству отпечатанный тираж каталога в количестве 15000 экземпляров.
Оправдательные документы (доверенность, накладные) на получение 15000 экземпляров каталога "Дошкольное образование в России" ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" от ООО "Раелла - Оптим" не представлены.
Во исполнение договора N Д-16/8 от 12 октября 1999 г. ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" и ООО "Раелла - Оптим" составили Акт сдачи - приемки выполненных работ от 21 декабря 1999 г. о том, что работы по печати тиража каталога - справочника "Дошкольное образование в России" количеством 15000 экз. выполнены и претензий не вызывают, печатная продукция надлежащим образом оформлена и принята агентством комплектно.
При изучении предъявленного контрольного образца каталога - справочника "Дошкольное образование в России" (руководитель проекта Нефедова З.А., составители: Арапова - Пискарева Н.А., Оверчук Т.И.) установлено, что данный каталог печатался в типографии ОАО "Калужская типография стандартов" по рукописи, сданной в набор 20 июля 1999 г. и подписанной в печать 20 сентября 1999 г., заказ N 3081.
НФПК 23 декабря 1999 г. подписывает с ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" Акт сдачи - приемки работ по контракту N Е/В3.а/025/99 от 30 августа 1999 г. о том, что ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" обязательства по договору согласно техническому заданию и спецификации (разработана и издана пилотная версия каталога - справочника "Дошкольное образование в России") выполнило в полном объеме, тираж издания каталога составляет 15000 экземпляров. За проделанную работу, согласно договору, НФПК перечислил агентству сумму в размере 638618,03 рубля (эквивалентно 25000 долларов США).
Финансовый отчет ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" по результатам выполненной работы, предусмотренный условиями контракта N Е/В3.а/025/99, отсутствует. Документов, подтверждающих получение НФПК от ООО "Агентство ПР-СОФТ "Издательский сервис" каталога - справочника "Дошкольное образование в России" в количестве 150

СПИСКИ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ФЕВРАЛЯ 2000 ГОДА) (утв. Постоянным комитетом по контролю наркотиков, Протокол от 06.03.2000 n 1/76-2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также