НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650200 - ТЕХНОЛОГИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
3 марта 2000 года
Регистрационный номер
4-тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
650200 - ТЕХНОЛОГИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления
подготовки дипломированного специалиста - Технологии
геологической разведки
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки:
080400 - Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
080700 - Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых;
080900 - Геофизические методы исследования скважин.
1.3. Квалификация выпускника - горный инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки горного инженера в рамках направления - Технологии геологической разведки при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Горный инженер по направлению - Технологии геологической разведки в соответствии с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37, может занимать следующие должности: инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер по метрологии, начальник исследовательской лаборатории, начальник производственного отдела и прочие.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника представляет собой совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности в области науки и техники, направленных на поиски, разведку и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых (МПИ), а также на изучение строения планеты Земля, происходящих в ее недрах процессов посредством использования естественных и искусственных физических полей.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: геологические тела в земной коре, горные выработки, физические поля в горных породах; математические и физические модели пластов, разрезов, месторождений полезных ископаемых в процессе их разведки и разработки; геофизические системы и комплексы; теоретические и физические модели для их проектирования и эксплуатации.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки дипломированных специалистов - Технологии геологической разведки может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-изыскательская;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированных специалистов - Технологии геологической разведки, в зависимости от вида профессиональной деятельности, подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) проектно-изыскательская деятельность:
- анализ состояния научно-технических проблем, обоснование технических заданий на исследования геосистем, горно-буровых проблем путем подбора и изучения литературы и патентных источников;
- разработка проектов комплексов технологий геологической разведки, геофизических и горно-буровых методов исследований и методов обработки информации для различных геолого-технических условий;
- подготовка технических заданий на разработку функциональных и структурных схем геофизических и горно-буровых приборов и систем с обоснованием физических принципов действия устройств, их структур, с проведением технико-экономических расчетов;
- оценка технологичности геологической разведки, разработка технологических процессов;
- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний и технические условия;
б) производственно-технологическая:
- разработка методик и проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу, синтезу и оптимизации технологий геологической разведки;
- разработка и внедрение технологических процессов и режимов производства геологической разведки;
- осуществление метрологических процедур по калибровке геофизических средств измерения, а также их наладки, настройки и опытной проверки в лабораторных условиях и на объектах;
- выполнение геофизических исследований в полевых условиях;
- разработка норм выработки, технологических нормативов на проведение геологической разведки с оценкой экономической эффективности;
в) научно-исследовательская деятельность:
- построение математических моделей анализа и оптимизации объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
- разработка отдельных программ и их блоков, их отладка и настройка для решения различных задач обработки геологической, геофизической и горно-буровой измерительной информации, включая задачи контроля результатов измерения;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования с целью анализа и оптимизации параметров объектов на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные пакеты автоматизированного проектирования и исследований;
- выбор оптимальных комплексов геофизических методов измерений и разработка программ экспериментальных исследований, проведение измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- участие в разработке и организации новых методов геологической разведки и геофизических исследований;
г) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, придание ей творческого характера, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений;
- разработка научно обоснованных планов геологической разведки, конструкторско-технологических работ и управление их ходом выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при проведении геологической разведки с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения и безопасности жизнедеятельности;
- установление порядка выполнения технологических операций в геологической разведке;
- размещение технологического оборудования на объектах геологической разведки и его техническое оснащение; организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач горный инженер:
- разрабатывает оптимальные комплексы геофизических методов и технологии геофизических исследований, горнопроходческих работ для геологической разведки месторождений полезных ископаемых;
- участвует в разработке технически обоснованных норм времени на проведение геологической разведки месторождений полезных ископаемых;
- рассчитывает материальные затраты на использование геофизической и горнопроходческой аппаратуры, информационно-измерительных систем и оборудования для проведения геологической разведки;
- рассчитывает экономическую эффективность геофизических методов, технологий геологической разведки, контроля разработки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в отрядах, партиях и трестах, выполняющих геологическую разведку;
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению геологической эффективности разведки месторождений полезных ископаемых и повышению производительности труда;
- анализирует причины брака геофизических измерений, обработки и интерпретации получаемых результатов геофизических и горнопроходческих работ;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии геологической разведки и дает заключения о целесообразности их использования;
- участвует в проведении научных исследований по разработке новых технологий, геофизической и горнопроходческой техники;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- проектирует технологию испытаний и метрологическое обеспечение геофизических и горнопроходческих средств измерения; выполняет метрологические процедуры для обеспечения единства и требуемой точности измерений;
- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет отчеты по законченным научно-исследовательским и проектно-конструкторским работам;
- участвует во внедрении новых технологий и методов геологической разведки, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых технологий геологической разведки;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области техники и технологии геологической разведки;
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентно способной продукции, разработки и реализации прогрессивных технологий геологической разведки.
Горный инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по методам геологической разведки;
- технологию геологической разведки;
- перспективы технического развития геофизических и горнопроходческих предприятий;
- основную геофизическую и горнопроходческую измерительную аппаратуру и принципы ее работы;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных геофизических технологий и аппаратуры;
- технические требования, предъявляемые к качеству продукции;
- стандарты и технические условия;
- нормы расхода времени, топлива и энергии на проведение геофизических и горнопроходческих работ;
- виды брака и способы его предупреждения;
- порядок и методы проведения патентных исследований;
- основы изобретательства;
- современные средства вычислительной техники и коммуникаций;
- основные требования организации труда при проектировании технологий геологической разведки;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- основы экономики, организации труда и производства;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Горный инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста - Технологии геологической разведки, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по направлению
подготовки дипломированного специалиста -
Технологии геологической разведки
3.1. Основная образовательная программа подготовки горного инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки горного инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки горного инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента, по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки горного инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДСП - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки горного инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста -
Технологии геологической разведки
------------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке: основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; ¦ ¦
¦ ¦понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); понятие ¦ ¦
¦ ¦о свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах; понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования; грамматические ¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю специаль- ¦ ¦
¦ ¦ности; ¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура: ¦408 ¦
¦ ¦физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; ¦ ¦
¦ ¦основы здорового образа жизни студента; ¦ ¦
¦ ¦особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦общая физическая и специальная подготовка ¦ ¦
¦ ¦в системе физического воспитания; спорт; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта или систем ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история: ¦ ¦
¦ ¦сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории; ¦ ¦
¦ ¦античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов; проблема этногенеза восточных славян; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы становления государственности; ¦ ¦
¦ ¦древняя Русь и кочевники; византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи; особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси; этнокультурные и социально-¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦ХI - ХII вв.; социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в ХIII - ХV вв.; Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии; специфика формиро- ¦ ¦
¦ ¦вания российского государства; возвышение ¦ ¦
¦ ¦Москвы; формирование сословной системы органи- ¦ ¦
¦ ¦зации общества; реформы Петра I; век Екатерины;¦ ¦
¦ ¦предпосылки и особенности складывания россий- ¦ ¦
¦ ¦ского абсолютизма; дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю; структура феодального землевладения; ¦ ¦
¦ ¦крепостное право в России; мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство; становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное; общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в.; реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России; русская культура ¦ ¦
¦ ¦XIX в. и ее вклад в мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобализа- ¦ ¦
¦ ¦ция общественных процессов; проблема экономиче-¦ ¦
¦ ¦ского роста и модернизации; революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в.; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века; политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика; ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенаци- ¦ ¦
¦ ¦онального кризиса; революция 1917 г.; граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия, российская эмиграция; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; ¦ ¦
¦ ¦формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима; образование СССР; культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг.; внешняя политика; ¦ ¦
¦ ¦курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму; ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы; холодная война; ¦ ¦
¦ ¦попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений; Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг.; перестройка; попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения; октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г.; становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.); Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации; культура в современной России; ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология: ¦ ¦
¦ ¦структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания; культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология; культурология и история культуры;¦ ¦
¦ ¦теоретическая и прикладная культурология; ¦ ¦
¦ ¦методы культурологических исследований; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой культуре; ¦ ¦
¦ ¦тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе; ¦ ¦
¦ ¦культура и природа; культура и общество; ¦ ¦
¦ ¦культура и глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; инкультурация и социализа-¦ ¦
¦ ¦ция ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология: ¦ ¦
¦ ¦объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ; социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики; история политических учений; ¦ ¦
¦ ¦российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика, современные политологические школы; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности; особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политическая власть, политическая система; ¦ ¦
¦ ¦политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения; политические¦ ¦
¦ ¦технологии; политический менеджмент; ¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; ¦ ¦
¦ ¦политические организации и движения; полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты; политическое лидерство; социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные аспекты политики; мировая политика ¦ ¦
¦ ¦и международные отношения; особенности мирового¦ ¦
¦ ¦политического процесса; национально-государст- ¦ ¦
¦ ¦венные интересы России в новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации; ¦ ¦
¦ ¦методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение: ¦ ¦
¦ ¦государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; ¦ ¦
¦ ¦основные правовые системы современности; ¦ ¦
¦ ¦международное право как особая система права; ¦ ¦
¦ ¦источники российского права; закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты; система российского права; ¦ ¦
¦ ¦отрасли права; правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность; значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе; правовое ¦ ¦
¦ ¦государство; ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства; особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России; система органов государст- ¦ ¦
¦ ¦венной власти в Российской Федерации; ¦ ¦
¦ ¦понятие гражданского правоотношения; физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица; право собственности; ¦ ¦
¦ ¦обязательства в гражданском праве и ответствен-¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение; наследственное право; ¦ ¦
¦ ¦брачно-семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ¦ ¦
¦ ¦ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая дисципли-¦ ¦
¦ ¦на и ответственность за ее нарушение; адми- ¦ ¦
¦ ¦нистративные правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; ¦ ¦
¦ ¦понятие преступления; уголовная ответственность¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны; законодательные и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика: ¦ ¦
¦ ¦ психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; место психологии в системе наук; ¦ ¦
¦ ¦история развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основных направлений в психологии; индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность; ¦ ¦
¦ ¦психика и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; структура психики; соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного; основные психичес-¦ ¦
¦ ¦кие процессы; структура сознания; познаватель- ¦ ¦
¦ ¦ные процессы; ощущение; восприятие; представ- ¦ ¦
¦ ¦ление; воображение; мышление и интеллект; ¦ ¦
¦ ¦творчество; внимание; мнемические процессы; ¦ ¦
¦ ¦эмоции и чувства; психическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельности; общение и речь; ¦ ¦
¦ ¦психология личности; межличностные отношения; ¦ ¦
¦ ¦психология малых групп; межгрупповые отношения ¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦ педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача; ¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система¦ ¦
¦ ¦России, цели, содержание, структура непрерыв- ¦ ¦
¦ ¦ного образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения; ¦ ¦
¦ ¦воспитание в педагогическом процессе; ¦ ¦
¦ ¦общие формы организации учебной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация; методы, приемы, средства органи- ¦ ¦
¦ ¦зации и управления педагогическим процессом; ¦ ¦
¦ ¦семья как субъект педагогического взаимодейст- ¦ ¦
¦ ¦вия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности; ¦ ¦
¦ ¦управление образовательными системами ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи: ¦ ¦
¦ ¦стили современного русского языка; языковая ¦ ¦
¦ ¦норма, ее роль в становлении и функционировании¦ ¦
¦ ¦литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦научный стиль; специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи; речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой стиль, сфера его функциони- ¦ ¦
¦ ¦рования; жанровое разнообразие; языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов; приемы унифика-¦ ¦
¦ ¦ции языка служебных документов; интернаци- ¦ ¦
¦ ¦ональные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; язык и стиль распорядительных ¦ ¦
¦ ¦документов; язык и стиль коммерческой коррес- ¦ ¦
¦ ¦понденции; язык и стиль инструктивно-методичес-¦ ¦
¦ ¦ких документов; реклама в деловой речи; правила¦ ¦
¦ ¦оформления документов; речевой этикет ¦ ¦
¦ ¦в документе; ¦ ¦
¦ ¦жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле; особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи; оратор и его аудитория; ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов; подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи; основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов; словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления; понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; ¦ ¦
¦ ¦разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей разговорной речи; роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология: ¦ ¦
¦ ¦предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; ¦ ¦
¦ ¦общество и социальные институты; мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации; ¦ ¦
¦ ¦социальные группы и общности; виды общностей; ¦ ¦
¦ ¦общность и личность; малые группы и коллективы;¦ ¦
¦ ¦социальная организация; социальные движения; ¦ ¦
¦ ¦социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; ¦ ¦
¦ ¦социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества; ¦ ¦
¦ ¦культура как фактор социальных изменений; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры; ¦ ¦
¦ ¦личность как социальный тип; социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация; личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; концепция социального прогресса; ¦ ¦
¦ ¦формирование мировой системы; место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе; методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия: ¦ ¦
¦ ¦предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия; понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального; пространство, ¦ ¦
¦ ¦время; движение и развитие, диалектика; ¦ ¦
¦ ¦детерминизм и индетерминизм; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности; научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и природа;¦ ¦
¦ ¦общество и его структура; гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство; человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей; человек и исторический процесс: ¦ ¦
¦ ¦личность и массы, свобода и необходимость; ¦ ¦
¦ ¦формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие;¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право; нравственные ценности; ¦ ¦
¦ ¦представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах; эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни; религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести; ¦ ¦
¦ ¦сознание и познание; сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности; проблема истины; ¦ ¦
¦ ¦действительность, мышление, логика и язык; ¦ ¦
¦ ¦научное и вненаучное знание; критерии ¦ ¦
¦ ¦научности; структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы; рост научного знания; научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности, наука ¦ ¦
¦ ¦и техника ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика: ¦ ¦
¦ ¦введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономический выбор, ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические системы;¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦микроэкономика; рынок; спрос и предложение; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос; эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения; эластичность; предложения и его ¦ ¦
¦ ¦факторы; закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности; эффект масштаба; виды ¦ ¦
¦ ¦издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли; предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли; эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков; рыночная власть; монопо- ¦ ¦
¦ ¦лия; монополистическая конкуренция; олигополия;¦ ¦
¦ ¦антимонопольное регулирование; спрос на факторы¦ ¦
¦ ¦производства; рынок труда; спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда; заработная плата и занятость; рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок¦ ¦
¦ ¦земли; рента; общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние; распределение доходов; ¦ ¦
¦ ¦неравенство; внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага; роль государства; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономика; национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения; инвестиции; государственные расходы¦ ¦
¦ ¦и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика; деньги и их функции; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на денежном рынке; денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор; банковская система; денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика; экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство; теневая экономика; ¦ ¦
¦ ¦рынок труда; распределение и доходы; преобра- ¦ ¦
¦ ¦зования в социальной сфере; структурные сдвиги ¦ ¦
¦ ¦в экономике; формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.0.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика: ¦650 ¦
¦ ¦аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: теория вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦случайные процессы, статистическое оценивание и¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика: ¦300 ¦
¦ ¦понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных;¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих государст- ¦ ¦
¦ ¦венную тайну; методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования; работа с прикладными программными ¦ ¦
¦ ¦пакетами; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика: ¦500 ¦
¦ ¦физические основы механики: понятие состояния в¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, основы релятивистской ¦ ¦
¦ ¦механики, принцип относительности в механике, ¦ ¦
¦ ¦кинематике и динамике твердого тела, жидкостей ¦ ¦
¦ ¦и газов; ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика и термодинамика: начала ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, кинетическая теория газов; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм: электростатика, ¦ ¦
¦ ¦электродинамика; электромагнитные явления, ¦ ¦
¦ ¦уравнения Максвелла, принцип относительности в ¦ ¦
¦ ¦электродинамике; ¦ ¦
¦ ¦физика колебаний и волн: гармонический и ангар-¦ ¦
¦ ¦монический осцилляторы, интерференция и дифрак-¦ ¦
¦ ¦ция волн, явление поляризации и дисперсии; ¦ ¦
¦ ¦квантовая физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, принцип суперпозиции, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, энергетический спектр ¦ ¦
¦ ¦атомов и молекул; элементы квантовой статистики¦ ¦
¦ ¦и физики твердого тела: распределение Ферми - ¦ ¦
¦ ¦Дирака и Бозе - Эйнштейна, теплоемкость и ¦ ¦
¦ ¦электропроводность, зонная теория твердых тел; ¦ ¦
¦ ¦физика атомного ядра и элементарных частиц: ¦ ¦
¦ ¦естественная и искусственная радиоактивность, ¦ ¦
¦ ¦ядерные реакции, единая теория взаимодействий; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия: ¦130 ¦
¦ ¦химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, полимеры¦ ¦
¦ ¦и олигомеры; химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, колебатель- ¦ ¦
¦ ¦ные реакции; реакционная способность веществ: ¦ ¦
¦ ¦химия и Периодическая система элементов, ¦ ¦
¦ ¦кислотно-основные и окислительно-восстанови- ¦ ¦
¦ ¦тельные свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико- ¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология: ¦70 ¦
¦ ¦биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Физика горных пород: ¦100 ¦
¦ ¦физика горных пород (петрофизика): ¦ ¦
¦ ¦электрические, магнитные, упругие и прочностные¦ ¦
¦ ¦свойства пород и минералов; изучение плотности,¦ ¦
¦ ¦пористости и проницаемости пород; ¦ ¦
¦ ¦теплофизические параметры; физическая ¦ ¦
¦ ¦классификация горных пород; физические модели ¦ ¦
¦ ¦геологических объектов ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Физика Земли: ¦50 ¦
¦ ¦физика Земли, ее место в системе наук о Земле; ¦ ¦
¦ ¦строение оболочек Земли; сейсмология и ¦ ¦
¦ ¦внутреннее строение Земли; сейсмическое ¦ ¦
¦ ¦районирование, прогноз; сейсмические волны, ¦ ¦
¦ ¦закономерности их распределения; гравитационное¦ ¦
¦ ¦поле Земли, методы наблюдений, гипотеза ¦ ¦
¦ ¦изостазии; магнитное поле Земли, его ¦ ¦
¦ ¦происхождение, палеомагнетизм; магнетизм пород ¦ ¦
¦ ¦и минералов; тепловое поле Земли, тепловой ¦ ¦
¦ ¦поток, его измерение, источники тепла; вещество¦ ¦
¦ ¦Земли в условиях высоких температур и давлений;¦ ¦
¦ ¦развитие Земли, современные теории; ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера; учение ¦ ¦
¦ ¦В.И. Вернадского о био- и ноосфере; физические ¦ ¦
¦ ¦поля как индикаторы природных и антропогенных ¦ ¦
¦ ¦нарушений; физико-экологические модели; новые ¦ ¦
¦ ¦методы экогеофизических исследований; приклад- ¦ ¦
¦ ¦ные аспекты физических явлений ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦100 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1600 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1300 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦80 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.01¦Инженерная графика: ¦ ¦
¦ ¦конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; изображения, надписи, обозначения; ¦ ¦
¦ ¦рабочие чертежи деталей; способы преобразования¦ ¦
¦ ¦чертежа; аксонометрические проекции; ¦ ¦
¦ ¦методы инженерной графики при решении задач ¦ ¦
¦ ¦геологии и геофизики, геологического и ¦ ¦
¦ ¦геофизического картирования; основы ¦ ¦
¦ ¦автоматизации инженерных графических работ; ¦ ¦
¦ ¦комплексное использование инженерных пакетов ¦ ¦
¦ ¦(Exel, Acad) для получения и оформления ¦ ¦
¦ ¦документации на основе Windows-технологий ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика: ¦300 ¦
¦ ¦основные понятия прикладной механики; метод ¦ ¦
¦ ¦сечений; центральное растяжение - сжатие, ¦ ¦
¦ ¦сдвиг, прямой поперечный изгиб, кручение, косой¦ ¦
¦ ¦изгиб; элементы рационального проектирования ¦ ¦
¦ ¦простейших систем; основы механики упругой ¦ ¦
¦ ¦среды; анализ напряженного и деформированного ¦ ¦
¦ ¦состояния в точке тела; продольные и поперечные¦ ¦
¦ ¦волны; продольно-поперечный изгиб, удар, ¦ ¦
¦ ¦усталость; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия теории механизмов и машин; ¦ ¦
¦ ¦основные виды механизмов; линейные и нелинейные¦ ¦
¦ ¦уравнения движения в механизмах, вибрация; ¦ ¦
¦ ¦динамическое гашение колебаний; ¦ ¦
¦ ¦типы привода буровых станков, геофизических ¦ ¦
¦ ¦подъемников: электрический, гидропривод, ¦ ¦
¦ ¦пневмопривод; специфика горнопроходческих ¦ ¦
¦ ¦машин и бурового оборудования; ¦ ¦
¦ ¦детали машин и основы конструирования измери- ¦ ¦
¦ ¦тельных приборов; классификация механизмов, ¦ ¦
¦ ¦узлов и деталей; основы проектирования ¦ ¦
¦ ¦механизмов, стадии разработки; требования к ¦ ¦
¦ ¦деталям; синтез рычажных механизмов; механичес-¦ ¦
¦ ¦кие передачи, валы и оси; подшипники качения и ¦ ¦
¦ ¦скольжения; уплотнительные устройства; ¦ ¦
¦ ¦конструкции подшипниковых узлов; соединения ¦ ¦
¦ ¦деталей; упругие элементы; муфты механических ¦ ¦
¦ ¦приводов ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Электротехника и электроника ¦220 ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Общая электротехника и электроника: ¦ ¦
¦ ¦электрические и магнитные цепи; основные ¦ ¦
¦ ¦определения, топологические параметры и методы ¦ ¦
¦ ¦расчета электрических цепей; анализ и расчет ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей с нелинейными элементами; ¦ ¦
¦ ¦переходные процессы в линейных цепях и методы ¦ ¦
¦ ¦их расчета; нелинейные электрические цепи ¦ ¦
¦ ¦постоянного и переменного тока; переходные ¦ ¦
¦ ¦процессы в нелинейных цепях; анализ и расчет ¦ ¦
¦ ¦магнитных цепей; электромагнитные устройства ¦ ¦
¦ ¦и электрические машины; ¦ ¦
¦ ¦цифровые (дискретные) цепи и их характеристики;¦ ¦
¦ ¦численные методы расчета электромагнитных ¦ ¦
¦ ¦полей при сложных граничных условиях; ¦ ¦
¦ ¦современные пакеты прикладных программ расчета ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей и электромагнитных полей ¦ ¦
¦ ¦на ЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦основы электроники и электрические измерения; ¦ ¦
¦ ¦элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств; источники вторичного электропитания;¦ ¦
¦ ¦усилители электрических сигналов; импульсные и ¦ ¦
¦ ¦автогенераторные устройства; основы ¦ ¦
¦ ¦радиотехники; основы цифровой электроники; ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорные устройства; электрические ¦ ¦
¦ ¦измерения и приборы ¦ ¦
+-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Метрология, стандартизация и сертификация: ¦60 ¦
¦ ¦теоретические основы метрологии; физические ¦ ¦
¦ ¦величины, специфика геофизических величин; ¦ ¦
¦ ¦единство измерений; погрешности измерений и ¦ ¦
¦ ¦средств измерений; причины погрешностей; ¦ ¦
¦ ¦обработка результатов измерений; ¦ ¦
¦ ¦метрологические характеристики средств ¦ ¦
¦ ¦измерений; метрологическое обеспечение; ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650100 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ: ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также