НАПРАВЛЕНИЕ 551900 - ОПТОТЕХНИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 02.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
8-тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551900 - ОПТОТЕХНИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ
И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 551900 - Оптотехника
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 551900 - Оптотехника при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр по направлению 551900 - Оптотехника может занимать следующие должности, определенные квалификационными требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37: "Инженер", "Конструктор", "Технолог", "Математик", "Программист", "Научный сотрудник" и прочие.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает исследования, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения, а также оптических материалов и элементов.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: оптические и оптико-электронные методы; приборы, системы, комплексы и элементная база оптической и лазерной техники; технологии производства оптических материалов, элементов, приборов и систем; лазерные технологии различного назначения, а также программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению подготовки 551900 - Оптотехника может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности выпускника определяются содержанием основной образовательной программы, разрабатываемой вузом.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки 551900 - Оптотехника, в зависимости от вида профессиональной деятельности, подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- анализ поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- построение математических моделей для анализа свойств объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
- разработка отдельных блоков программ, их отладка и настройка для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования с целью анализа и оптимизации параметров объектов оптотехники на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные пакеты автоматизированного проектирования и исследований;
- проведение оптических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
б) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов оптической и лазерной техники по заданным техническим требованиям;
- проектирование и конструирование в соответствии с техническим заданием типовых оптических систем, деталей и узлов на схемотехническом и элементном уровнях с использованием стандартных средств компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и предварительным технико-экономическим обоснованием конструкций;
- оценка технологичности простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов контроля механических и оптических деталей;
- составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов;
в) производственно-технологическая деятельность:
- внедрение технологических процессов производства, контроля качества оптических элементов и оптических покрытий различного назначения;
- расчет норм выработки, технологических нормативов на расход оптических материалов, заготовок, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности техпроцессов;
- разработка технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;
г) организационно-управленческая деятельность:
- участие в организации работы производственных коллективов;
- разработка планов на отдельные виды конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов оптической продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
- установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических приборов и систем в процессе их изготовления;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
- осуществление технического контроля и участие в управлении качеством производства оптической продукции.
1.4. Возможность продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлениям 551900 - Оптотехника, 553100 - Техническая физика;
- освоению в сокращенные сроки образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника".
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем имеется запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению подготовки
551900 - Оптотехника
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственной практики.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна содержать следующие циклы дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, указанной в пункте 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению подготовки 551900 - Оптотехника
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----¦
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент (см. п. 6.1.2) ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; понятие¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; говорение, ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо, виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента; особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификации исторического

НАПРАВЛЕНИЕ 551500 - ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 02.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также