НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 654000 - ОПТОТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 02.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 марта 2000 года
Регистрационный N 9-тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
654000 - ОПТОТЕХНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Оптотехника"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки:
072300 - Лазерная техника и лазерные технологии;
131200 - Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике;
190700 - Оптико-электронные приборы и системы;
191100 - Оптические технологии и материалы.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" при очной форме обучения - 5 лет и 6 месяцев.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" может занимать следующие должности, определенные квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37: "Инженер", "Конструктор", "Технолог", "Математик", "Программист", "Научный сотрудник" и прочие.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает исследования, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения, а также оптических материалов и элементов.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) направления подготовки являются: оптические и оптико-электронные методы; приборы, системы, комплексы и элементная база оптической и лазерной техники; технологии производства оптических материалов, элементов, приборов и систем; лазерные технологии различного назначения, а также программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности выпускника определяются содержанием образовательной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования оптической техники и технологий на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- разработка функциональных и структурных схем оптико-электронных приборов и лазерных систем с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;
- проектирование и конструирование различных типов оптических и лазерных систем, деталей и узлов с использованием средств компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием конструкций;
- оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов сборки и контроля оптических, оптико-электронных, механических блоков, узлов и деталей;
- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов лазерной и оптической техники;
б) производственно-технологическая деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач разработки оптических технологий на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- разработка и внедрение технологических процессов и режимов производства, контроля качества оптических элементов и оптических покрытий различного назначения;
- разработка норм выработки, технологических нормативов на расход оптических материалов, заготовок, инструмента, выбор оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;
- разработка технических заданий на проектирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ проблемы и постановка задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
- разработка отдельных программ и их блоков для решения различных задач оптотехники, включая задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации объектов на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
- выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение оптических измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и лазерных систем в лабораторных условиях и на объектах;
г) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы производственного коллектива, принятие исполнительских решений;
- разработка научно-обоснованных планов конструкторско-технологических работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании оптической продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
- установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических приборов и систем в процессе их изготовления;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
- осуществление технического контроля и управление качеством производства оптической продукции.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Оптотехника"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна содержать следующие циклы дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Оптотехника"
-------------T--------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦ 1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент (см. п. 6.1.2) ¦ 1260 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных ¦ ¦
¦ ¦и устойчивых словосочетаниях, фразеологиче- ¦ ¦
¦ ¦ских единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; поня-¦ ¦
¦ ¦тие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художествен- ¦ ¦
¦ ¦ной литературы; основные особенности научно-¦ ¦
¦ ¦го стиля; культура и традиции стран изучае- ¦ ¦
¦ ¦мого языка, правила речевого этикета; гово- ¦ ¦
¦ ¦рение, диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; ¦ ¦
¦ ¦основы публичной речи (устное сообщение, ¦ ¦
¦ ¦доклад); аудирование; понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматиче- ¦ ¦
¦ ¦ские тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности; письмо, виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры ¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; спорт; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта или систем¦ ¦
¦ ¦физических упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории;¦ ¦
¦ ¦понятие и классификации исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России как неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории; античное наследие в эпоху¦ ¦
¦ ¦Великого переселения народов; проблема ¦ ¦
¦ ¦этногенеза восточных славян; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления государственности; Древняя Русь ¦ ¦
¦ ¦и кочевники; византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи; особенности социального строя Древней¦ ¦
¦ ¦Руси; этнокультурные и социально-политиче- ¦ ¦
¦ ¦ские процессы становления русской государст-¦ ¦
¦ ¦венности; принятие христианства; распростра-¦ ¦
¦ ¦нение ислама; эволюция восточнославянской ¦ ¦
¦ ¦государственности в XI - XII вв.; социально-¦ ¦
¦ ¦политические изменения в русских землях в ¦ ¦
¦ ¦XIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимо-¦ ¦
¦ ¦влияния; Россия и средневековые государства ¦ ¦
¦ ¦Европы и Азии; специфика формирования ¦ ¦
¦ ¦единого российского государства; возвышение ¦ ¦
¦ ¦Москвы; формирование сословной системы ¦ ¦
¦ ¦организации общества; реформа Петра I; век ¦ ¦
¦ ¦Екатерины; предпосылки и особенности склады-¦ ¦
¦ ¦вания российского абсолютизма; дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия; особенности и основ- ¦ ¦
¦ ¦ные этапы экономического развития России; ¦ ¦
¦ ¦эволюция форм собственности на землю; струк-¦ ¦
¦ ¦тура феодального землевладения; крепостное ¦ ¦
¦ ¦право в России; мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦общественная мысль и особенности обществен- ¦ ¦
¦ ¦ного движения России XIX в.; реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России; русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру; роль XX ¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории; глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов; проблема экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ского роста и модернизации; революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма; Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦XX в.; объективная потребность индустриаль- ¦ ¦
¦ ¦ной модернизации России; российские реформы ¦ ¦
¦ ¦в контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века; политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса; революция 1917 г.; гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и послед-¦ ¦
¦ ¦ствия; российская эмиграция; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг.; ¦ ¦
¦ ¦НЭП; формирование однопартийного политиче- ¦ ¦
¦ ¦ского режима; образование СССР; культурная ¦ ¦
¦ ¦жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; ¦ ¦
¦ ¦курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия; социально-экономи-¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е гг.; усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму; СССР накануне и в начальный ¦ ¦
¦ ¦период второй мировой войны; Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война; социально-экономическое¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоен-¦ ¦
¦ ¦ные годы; холодная война; попытки осуществ- ¦ ¦
¦ ¦ления политических и экономических реформ; ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного разви-¦ ¦
¦ ¦тия; СССР в середине 60 - 80-х гг.: нараста-¦ ¦
¦ ¦ние кризисных явлений; Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственного переворота 1991 г. и ее провал;¦ ¦
¦ ¦распад СССР; беловежские соглашения; ¦ ¦
¦ ¦октябрьские события 1993 г.; становление ¦ ¦
¦ ¦новой российской государственности (1993 - ¦ ¦
¦ ¦1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; ¦ ¦
¦ ¦культура в современной России; внешнеполи- ¦ ¦
¦ ¦тическая деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания; культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ис-¦ ¦
¦ ¦следований; основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, межкуль- ¦ ¦
¦ ¦турные коммуникации, культурные ценности и ¦ ¦
¦ ¦нормы, культурные традиции, культурная ¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры,¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная мо- ¦ ¦
¦ ¦дернизация; типология культур; этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры;¦ ¦
¦ ¦восточные и западные типы культур; специфи- ¦ ¦
¦ ¦ческие и "серединные" культуры; локальные ¦ ¦
¦ ¦культуры; место и роль России в мировой ¦ ¦
¦ ¦культуре; тенденции культурной универсализа-¦ ¦
¦ ¦ции в мировом современном процессе; культура¦ ¦
¦ ¦и природа; культура и общество; культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности; культура ¦ ¦
¦ ¦и личность; инкультурация и социализация ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ; социальные ¦ ¦
¦ ¦функции политики; история политических ¦ ¦
¦ ¦учений; российская политическая традиция: ¦ ¦
¦ ¦истоки, социокультурные основания, истори- ¦ ¦
¦ ¦ческая динамика; современные политологиче- ¦ ¦
¦ ¦ские школы; гражданское общество, его проис-¦ ¦
¦ ¦хождение и особенности; особенности станов- ¦ ¦
¦ ¦ления гражданского общества в России; инсти-¦ ¦
¦ ¦туциональные аспекты политики; политическая ¦ ¦
¦ ¦власть; политическая система; политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; политические отношения и процессы; ¦ ¦
¦ ¦политические конфликты и способы их разреше-¦ ¦
¦ ¦ния; политические технологии; политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент; политическая модернизация; поли-¦ ¦
¦ ¦тические организации и движения; политиче- ¦ ¦
¦ ¦ские элиты; политическое лидерство; социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные аспекты политики; мировая полити-¦ ¦
¦ ¦ка и международные отношения; особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса; националь- ¦ ¦
¦ ¦но-государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации; методология позна-¦ ¦
¦ ¦ния политической реальности; парадигмы поли-¦ ¦
¦ ¦тического знания; экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества; норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; основные правовые системы современ- ¦ ¦
¦ ¦ности; международное право как особая систе-¦ ¦
¦ ¦ма права; источники российского права; закон¦ ¦
¦ ¦и подзаконные акты; система российского пра-¦ ¦
¦ ¦ва; отрасли права; правонарушение и юриди- ¦ ¦
¦ ¦ческая ответственность; значение законности ¦ ¦
¦ ¦и правопорядка в современном обществе; ¦ ¦
¦ ¦правовое государство; Конституция Российской¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства; ¦ ¦
¦ ¦особенности федеративного устройства России;¦ ¦
¦ ¦система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица; право собственности; обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение; наследственное право; брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения; взаимные права и обязан-¦ ¦
¦ ¦ности супругов, родителей и детей; ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность по семейному праву; трудовой дого- ¦ ¦
¦ ¦вор (контракт); трудовая дисциплина и ответ-¦ ¦
¦ ¦ственность за ее нарушение; административные¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность; понятие преступления; уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны; законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны; органи- ¦ ¦
¦ ¦зация и регулирование деятельности предприя-¦ ¦
¦ ¦тий по защите государственной тайны; виды ¦ ¦
¦ ¦юридической ответственности за посягатель- ¦ ¦
¦ ¦ство на государственные секреты ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; место психологии в системе наук;¦ ¦
¦ ¦история развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии; индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность; психика¦ ¦
¦ ¦и организм; психика, поведение и деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность; основные функции психики; развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; структура психики; соотноше-¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного; основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприя- ¦ ¦
¦ ¦тие; представление; воображение; мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект; творчество; внимание; мнемические¦ ¦
¦ ¦процессы; эмоции и чувства; психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности; общение ¦ ¦
¦ ¦и речь; психология личности; межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; психология малых групп; межгруп- ¦ ¦
¦ ¦повые отношения и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функ- ¦ ¦
¦ ¦ции, методы педагогики; основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обуче- ¦ ¦
¦ ¦ние, педагогическая деятельность, педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческое взаимодействие, педагогическая техно-¦ ¦
¦ ¦логия, педагогическая задача; образование ¦ ¦
¦ ¦как общечеловеческая ценность; образование ¦ ¦
¦ ¦как социокультурный феномен и педагогический¦ ¦
¦ ¦процесс; образовательная система России; ¦ ¦
¦ ¦цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самооб- ¦ ¦
¦ ¦разования; педагогический процесс; образова-¦ ¦
¦ ¦тельная, воспитательная и развивающая функ- ¦ ¦
¦ ¦ция обучения; воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе; общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут,¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация; методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческим процессом; семья как субъект педаго- ¦ ¦
¦ ¦гического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности; ¦ ¦
¦ ¦управление образовательными системами ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; языковая норма, ее роль в становлении¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, коммуника-¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письмен- ¦ ¦
¦ ¦ной речи; функциональные стили современного ¦ ¦
¦ ¦русского языка; взаимодействие функциональ- ¦ ¦
¦ ¦ных стилей; научный стиль; специфика исполь-¦ ¦
¦ ¦зования элементов различных языковых уровней¦ ¦
¦ ¦в научной речи; речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности; официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой стиль, сфера его функционирования, ¦ ¦
¦ ¦жанровое разнообразие; языковые формулы ¦ ¦
¦ ¦официальных документов; приемы унификации ¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов; интернациональ- ¦ ¦
¦ ¦ные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; язык и стиль распорядитель-¦ ¦
¦ ¦ных документов; язык и стиль коммерческой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции; язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов; реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи; правила оформления документов; речевой¦ ¦
¦ ¦этикет в документе; жанровая дифференциация ¦ ¦
¦ ¦и отбор языковых средств в публицистическом ¦ ¦
¦ ¦стиле; особенности устной публичной речи; ¦ ¦
¦ ¦оратор и его аудитория; основные виды ¦ ¦
¦ ¦аргументов; подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развер- ¦ ¦
¦ ¦тывание и завершение речи; основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов; словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления; понятность, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка; условия функ- ¦ ¦
¦ ¦ционирования разговорной речи, роль внеязы- ¦ ¦
¦ ¦ковых факторов; культура речи; основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки; социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта; классические социологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие теории; современные социологические ¦ ¦
¦ ¦теории; русская социологическая мысль; ¦ ¦
¦ ¦общество и социальные институты; мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации; социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности; виды общностей; общность ¦ ¦
¦ ¦и личность; малые группы и коллективы; ¦ ¦
¦ ¦социальная организация; социальные движения;¦ ¦
¦ ¦социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; социальное взаимодействие и социа- ¦ ¦
¦ ¦льные отношения; общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества; культура ¦ ¦
¦ ¦как фактор социальных изменений; взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры; личность как социальный тип; ¦ ¦
¦ ¦социальный контроль и девиация; личность как¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект; социальные изменения; ¦ ¦
¦ ¦социальные революции и реформы; концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса; формирование мировой ¦ ¦
¦ ¦системы; место России в мировом сообществе; ¦ ¦
¦ ¦методы социологического исследования ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философ- ¦ ¦
¦ ¦ского знания; учение о бытии; монистические ¦ ¦
¦ ¦и плюралистические концепции бытия, само- ¦ ¦
¦ ¦организация бытия; понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального; пространство и время; движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика; детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм; динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности; научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира; человек, общество,¦ ¦
¦ ¦культура; человек и природа; общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура; гражданское общество и государ- ¦ ¦
¦ ¦ство; человек в системе социальных связей; ¦ ¦
¦ ¦человек и исторический процесс: личность и ¦ ¦
¦ ¦массы, свобода и необходимость; формационная¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития; смысл человеческого бытия; насилие¦ ¦
¦ ¦и ненасилие; свобода и ответственность; ¦ ¦
¦ ¦мораль, справедливость, право; нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности; представления о совершенном чело- ¦ ¦
¦ ¦веке в различных культурах; эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни; ¦ ¦
¦ ¦религиозные ценности и свобода совести; ¦ ¦
¦ ¦сознание и познание; сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в познаватель-¦ ¦
¦ ¦ной деятельности; проблема истины; действи- ¦ ¦
¦ ¦тельность, мышление, логика и язык; научное ¦ ¦
¦ ¦и вненаучное знание; критерии научности; ¦ ¦
¦ ¦структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы; рост научного знания; научные револю-¦ ¦
¦ ¦ции и смены типов рациональности; наука и ¦ ¦
¦ ¦техника; будущее человечества; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономические выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические ¦ ¦
¦ ¦системы; основные этапы развития экономичес-¦ ¦
¦ ¦кой теории; методы экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦микроэкономика; рынок; спрос и предложение; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос; эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения; эластичность; предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы; закон убывающей предельной произво-¦ ¦
¦ ¦дительности; эффект масштаба; виды издержек;¦ ¦
¦ ¦фирма; выручка и прибыль; принцип максимиза-¦ ¦
¦ ¦ции прибыли; предложение совершенно конку- ¦ ¦
¦ ¦рентной фирмы и отрасли; эффективность кон- ¦ ¦
¦ ¦курентных рынков; рыночная власть; монопо- ¦ ¦
¦ ¦лия; монополистическая конкуренция; олигопо-¦ ¦
¦ ¦лия; антимонопольное регулирование; спрос на¦ ¦
¦ ¦факторы производства; рынок труда; спрос ¦ ¦
¦ ¦и предложение труда; заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость; рынок капитала; процентная ставка¦ ¦
¦ ¦и инвестиции; рынок земли; рента; общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние; распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов; неравенство; внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага; роль государства; макро-¦ ¦
¦ ¦экономика; национальная экономика как целое;¦ ¦
¦ ¦кругооборот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения; инвестиции; государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги; эффект мультипликатора; ¦ ¦
¦ ¦бюджетно-налоговая политика; деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции; равновесие на денежном рынке; ¦ ¦
¦ ¦денежный мультипликатор; банковская система;¦ ¦
¦ ¦денежно-кредитная политика; экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие; международные экономические¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; пред- ¦ ¦
¦ ¦принимательство; теневая экономика; рынок ¦ ¦
¦ ¦труда; распределение и доходы; преобразова- ¦ ¦
¦ ¦ния в социальной сфере; структурные сдвиги ¦ ¦
¦ ¦в экономике; формирование открытой экономики¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦ 270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ 270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.0.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦ 2300 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1900 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦ 700 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦векторный анализ и элементы теории поля; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; уравнения математической физики; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; численные ¦ ¦
¦ ¦методы; основы вычислительного эксперимента;¦ ¦
¦ ¦элементы функционального анализа; элементы ¦ ¦
¦ ¦дискретного анализа; вероятность и статисти-¦ ¦
¦ ¦ка: теория вероятностей, случайные процессы,¦ ¦
¦ ¦статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; вариационное ¦ ¦
¦ ¦исчисление и оптимальное управление ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦ 200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и про- ¦ ¦
¦ ¦граммные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных ¦ ¦
¦ ¦и вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; критерии оценки ¦ ¦
¦ ¦степени защищенности информации; защита ¦ ¦
¦ ¦файлового ресурса; методы защиты информации;¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦ 500 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состоя- ¦ ¦
¦ ¦ния в классической механике, уравнения дви- ¦ ¦
¦ ¦жения, законы сохранения, основы релятивист-¦ ¦
¦ ¦ской механики, принцип относительности в ¦ ¦
¦ ¦механике, кинематика и динамика твердого ¦ ¦
¦ ¦тела, жидкостей и газов; электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм: электростатика и магнитостатика ¦ ¦
¦ ¦в вакууме и веществе, уравнения Максвелла ¦ ¦
¦ ¦в интегральной и дифференциальной форме, ¦ ¦
¦ ¦материальные уравнения, квазистационарные ¦ ¦
¦ ¦токи, принцип относительности в электро- ¦ ¦
¦ ¦динамике; физика колебаний и волн: гармони- ¦ ¦
¦ ¦ческий и ангармонический осциллятор, физи- ¦ ¦
¦ ¦ческий смысл спектрального разложения, кине-¦ ¦
¦ ¦матика волновых процессов, нормальные моды, ¦ ¦
¦ ¦интерференция и дифракция волн, элементы ¦ ¦
¦ ¦Фурье-оптики; квантовая физика: корпуску- ¦ ¦
¦ ¦лярно-волновой дуализм, принцип неопределен-¦ ¦
¦ ¦ности, квантовые состояния, принцип супер- ¦ ¦
¦ ¦позиции, квантовые уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦операторы физических величин, энергетический¦ ¦
¦ ¦спектр атомов и молекул, природа химической ¦ ¦
¦ ¦связи; статистическая физика и термодинами- ¦ ¦
¦ ¦ка: три начала термодинамики, термодинами- ¦ ¦
¦ ¦ческие функции состояния, фазовые равновесия¦ ¦
¦ ¦и фазовые превращения, элементы неравновес- ¦ ¦
¦ ¦ной термодинамики, классическая и квантовые ¦ ¦
¦ ¦статистики, кинетические явления, системы ¦ ¦
¦ ¦заряженных частиц, конденсированное ¦ ¦
¦ ¦состояние; физический практикум ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦ 130 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катали- ¦ ¦
¦ ¦заторы и каталитические системы, полимеры ¦ ¦
¦ ¦и олигомеры; химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, колеба- ¦ ¦
¦ ¦тельные реакции; реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ: химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно-¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химичес-¦ ¦
¦ ¦кая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦ 70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, эко-¦ ¦
¦ ¦системы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования при- ¦ ¦
¦ ¦родных ресурсов и охраны природы; основы ¦ ¦
¦ ¦экономики природопользования; экозащитная ¦ ¦
¦ ¦техника и технологии; основы экологического ¦ ¦
¦ ¦права, профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦охраны окружающей среды; экологический ¦ ¦
¦ ¦мониторинг ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Основы оптики ¦ 300 ¦
¦ ¦Описание световых полей: уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла, волновые уравнения, комплексная ¦ ¦
¦ ¦амплитуда, уравнения Гельмгольца, регистри- ¦ ¦
¦ ¦руемые характеристики; энергетика световых ¦ ¦
¦ ¦полей: энергетические и световые единицы, ¦ ¦
¦ ¦виды и модели источников излучения; прохож- ¦ ¦
¦ ¦дение света через границу раздела: отражение¦ ¦
¦ ¦и преломление, формулы Френеля, слоистые ¦ ¦
¦ ¦среды; геометрическая оптика: уравнение ¦ ¦
¦ ¦эйконала, волновые фронты и лучи, пучки ¦ ¦
¦ ¦лучей, основные законы геометрической ¦ ¦
¦ ¦оптики; геометрическая теория оптических ¦ ¦
¦ ¦изображений: идеальные оптические системы, ¦ ¦
¦ ¦параксиальная оптика, матричная теория; ¦ ¦
¦ ¦реальные оптические системы: ограничение ¦ ¦
¦ ¦пучков, зрачки и люки, энергетика оптических¦ ¦
¦ ¦систем, аберрации; дифракционная теория ¦ ¦
¦ ¦формирования оптического изображения: диф- ¦ ¦
¦ ¦ракционное распространение поля, структура ¦ ¦
¦ ¦оптического изображения, преобразование поля¦ ¦
¦ ¦в оптических системах, влияние аберраций, ¦ ¦
¦ ¦фурье-теория оптического изображения; фото- ¦ ¦
¦ ¦метрия и колориметрия: методы фотометрии, ¦ ¦
¦ ¦основные понятия о цвете и цветности; поля- ¦ ¦
¦ ¦ризованный свет: методы описания, матричная ¦ ¦
¦ ¦теория; оптика анизотропных сред: распро- ¦ ¦
¦ ¦странение света в анизотропной среде, виды ¦ ¦
¦ ¦анизотропии; частичная когерентность: интер-¦ ¦
¦ ¦ференция квазимонохроматического света, ¦ ¦
¦ ¦взаимная интенсивность, пространственная и ¦ ¦
¦ ¦временная когерентность, распространение ¦ ¦
¦ ¦взаимной интенсивности; принципы голографии:¦ ¦
¦ ¦образование голограммы и восстановление ¦ ¦
¦ ¦изображений, типы голограмм; волноводное ¦ ¦
¦ ¦распространение поля: типы световодов, ¦ ¦
¦ ¦модовое распространение света; дисперсия: ¦ ¦
¦ ¦классическая теория дисперсии, оптические ¦ ¦
¦ ¦свойства сред; рассеяние света: рэлеевское ¦ ¦
¦ ¦рассеяние и рассеяние Ми; нелинейная оптика ¦ ¦
¦ ¦и спектры ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦ 200 ¦
¦ ¦компонент) ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ 200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.0.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 1700 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1440 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия и инженерная ¦ 130 ¦
¦ ¦графика ¦ ¦
¦ ¦Начертательная геометрия: задание точки, ¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на ком- ¦ ¦
¦ ¦плексном чертеже Монжа; позиционные задачи ¦ ¦
¦ ¦и метрические задачи; способы преобразования¦ ¦
¦ ¦чертежа; многогранники; кривые линии; ¦ ¦
¦ ¦поверхности: вращения, линейчатые, винтовые,¦ ¦
¦ ¦циклические; построение разверток поверх- ¦ ¦
¦ ¦ностей; касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности; аксонометрические проекции; ¦ ¦
¦ ¦инженерная графика: конструкторская доку- ¦ ¦
¦ ¦ментация; оформление чертежей; элементы ¦ ¦
¦ ¦геометрии деталей; изображения, надписи, ¦ ¦
¦ ¦обозначения; аксонометрические проекции ¦ ¦
¦ ¦деталей; изображения и обозначения элементов¦ ¦
¦ ¦деталей; изображение и обозначение резьбы; ¦ ¦
¦ ¦рабочие чертежи деталей; выполнение эскизов ¦ ¦
¦ ¦деталей приборов; изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц; сборочный чертеж изделий; компьютер-¦ ¦
¦ ¦ная инженерная графика: инструментальные и ¦ ¦
¦ ¦программные средства компьютерной инженерной¦ ¦
¦ ¦графики, работа с графическими редакторами ¦ ¦
¦ ¦и пакетами ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦ 170 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.01 ¦Прикладная механика ¦ 170 ¦
¦ ¦Теоретическая механика: кинематика точки и ¦ ¦
¦ ¦твердого тела, уравнения и параметры движе- ¦ ¦
¦ ¦ния, элементы статики, силовое поле, система¦ ¦
¦ ¦сил, уравнения равновесия, динамические ¦ ¦
¦ ¦характеристики механической системы, теоремы¦ ¦
¦ ¦и уравнения динамики; сопротивление материа-¦ ¦
¦ ¦лов: напряженно-деформированное состояние ¦ ¦
¦ ¦изотропного тела; обобщенный закон Гука, ¦ ¦
¦ ¦константы упругости, теория прочности, ¦ ¦
¦ ¦растяжение, сжатие, кручение, изгиб, устой- ¦ ¦
¦ ¦чивость элементов; теория механизмов, детали¦ ¦
¦ ¦приборов и основы конструирования: виды ¦ ¦
¦ ¦механизмов, структурный, кинематический, ¦ ¦
¦ ¦динамический и силовой анализ, синтез ¦ ¦
¦ ¦механизмов; точность механизмов; допуски ¦ ¦
¦ ¦и посадки, размерные цепи; механические ¦ ¦
¦ ¦передачи трением и зацеплением; валы и оси; ¦ ¦
¦ ¦соединения вал-втулка; опоры скольжения и ¦ ¦
¦ ¦качения; уплотнительные устройства; типовые ¦ ¦
¦ ¦механизмы: зубчатые, винтовые, кулачковые, ¦ ¦
¦ ¦рычажные, волновые; типовые устройства и ¦ ¦
¦ ¦элементы передач: муфты, фиксаторы, упругие ¦ ¦
¦ ¦элементы; соединения; корпусные детали ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение и технология ¦ 130 ¦
¦ ¦конструкционных материалов ¦ ¦
¦ ¦Материаловедение: строение металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов, пластическая деформация, влияние ¦ ¦
¦ ¦нагрева на структуру и свойства деформиро- ¦ ¦
¦ ¦ванного металла, механические свойства ме- ¦ ¦
¦ ¦таллов и сплавов, конструкционные материалы,¦ ¦
¦ ¦термическая и химико-термическая обработка ¦ ¦
¦ ¦металлов, конструкционные пластики, компози-¦ ¦
¦ ¦ты, электротехнические материалы; технология¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов: получение заго- ¦ ¦
¦ ¦товок литьем и пластическим деформированием,¦ ¦
¦ ¦пайка и склеивание материалов, формообра- ¦ ¦
¦ ¦зование поверхностей деталей резанием, ¦ ¦
¦ ¦электрофизическими и электрохимическими ¦ ¦
¦ ¦способами обработки, обработка поверхностей ¦ ¦
¦ ¦деталей абразивным инструментом, точность ¦ ¦
¦ ¦обработки и шероховатость поверхности дета- ¦ ¦
¦ ¦лей, типовое технологическое оборудование ¦ ¦
¦ ¦и инструменты ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Электротехника и электроника ¦ 330 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04.01 ¦Общая электротехника ¦ 140 ¦
¦ ¦Электрические и магнитные цепи: основные ¦ ¦
¦ ¦определения, топологические параметры и ¦ ¦
¦ ¦методы расчета электрических цепей, линейные¦ ¦
¦ ¦и нелинейные цепи, анализ и расчет магнитных¦ ¦
¦ ¦цепей, переходные процессы в цепях; электро-¦ ¦
¦ ¦магнитные устройства и электрические машины:¦ ¦
¦ ¦электромагнитные устройства, трансформаторы,¦ ¦
¦ ¦электродвигатели постоянного тока, асинхрон-¦ ¦
¦ ¦ные машины, синхронные машины, информацион- ¦ ¦
¦ ¦ные электрические машины: поворотные транс- ¦ ¦
¦ ¦форматоры, сельсины, индуктосины, редуктоси-¦ ¦
¦ ¦ны, тахогенераторы, шаговые двигатели ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04.02 ¦Электроника и микропроцессорная техника ¦ 190 ¦
¦ ¦Основы электроники: элементная база ¦ ¦
¦ ¦электронных устройств, источники вторичного ¦ ¦
¦ ¦электропитания, усилители и генераторы ¦ ¦
¦ ¦электрических сигналов, линейные и нелиней- ¦ ¦
¦ ¦ные преобразователи сигналов, импульсные ¦ ¦
¦ ¦устройства; основы цифровой электроники: ¦ ¦
¦ ¦логические функции и логические элементы; ¦ ¦
¦ ¦комбинационные и последовательностные ¦ ¦
¦ ¦логические схемы; сопряжение аналоговых и ¦ ¦
¦ ¦цифровых устройств; ЦАП и АЦП; запоминающие ¦ ¦
¦ ¦устройства; программируемые логические ¦ ¦
¦ ¦интегральные схемы; микропроцессорные ¦ ¦
¦ ¦средства: архитектура, система команд; ¦ ¦
¦ ¦организация ввода-вывода; периферийные ¦ ¦
¦ ¦устройства; микропроцессы в измерительной ¦ ¦
¦ ¦технике и управлении ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05 ¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦ 70 ¦
¦ ¦Метрология: теории и средства измерений, ¦ ¦
¦ ¦результат и погрешности измерений, обработка¦ ¦
¦ ¦результатов измерений, основные положения ¦ ¦
¦ ¦законодательной метрологии, эталоны, пове- ¦ ¦
¦ ¦рочные схемы, государственная метрологичес- ¦ ¦
¦ ¦кая служба; стандартизация: цели и задачи, ¦ ¦
¦ ¦государственная и международные системы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации, категории и виды стандартов,¦ ¦
¦ ¦международная организация по стандартизации ¦ ¦
¦ ¦(ИСО), государственный контроль и надзор за ¦ ¦
¦ ¦внедрением и соблюдением стандартов; ¦ ¦
¦ ¦сертификация: цели и объекты сертификации, ¦ ¦
¦ ¦качество продукции, основы квалиметрии, ¦ ¦
¦ ¦экспертные методы оценки качества, системы ¦ ¦
¦ ¦сертификации, органы сертификации, аккреди- ¦ ¦
¦ ¦тация испытательных лабораторий, сертифика- ¦ ¦
¦ ¦ция услуг ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06

ПРИКАЗ Мингосимущества РФ от 02.03.2000 n 34 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И СОХРАННОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА  »
Постановления и Указы »
Читайте также