ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 25.02.2000 n 15 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2000 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ
ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности и ввести ее в действие с I квартала 2000 года.
2. С введением указанной в п. 1 настоящего Постановления Методики отменить ранее действовавшую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 31.01.98 N 7.
Генеральный директор
Российского статистического
агентства
В.Л.СОКОЛИН



Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 25 февраля 2000 г. N 15
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящая Методика разработана в целях получения объективной и достоверной статистической информации об уровне потребления населением платных услуг в рамках федерального государственного статистического наблюдения в этой сфере. Она предназначена для использования исключительно территориальными органами Госкомстата России при определении общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности в целом по субъекту Российской Федерации. Для других целей (налогообложения, построения прогнозов на будущие периоды и т.п.) применение настоящей Методики напрямую не предполагается.
С некоторыми условностями на основе Методики возможен расчет общего объема платных услуг населению в разрезе административных районов и городов субъекта Российской Федерации.
Расчеты по настоящей Методике производятся раз в год по итогам прошедшего года. Они осуществляются в рамках годовой работы "Объем платных услуг населению", предусмотренной Федеральной программой статистических работ. В целом по России итоги формируются суммированием данных по субъектам Российской Федерации.
1. Основные понятия
Под платными услугами понимаются полезные результаты разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Услуги, как правило, не принимают форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности (исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам, услуги фотографий и другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях - дискетах, магнитных лентах, бумаге и т.п.). Услуги являются объектом купли - продажи и реализуются по ценам, покрывающим издержки производителя и обеспечивающим ему прибыль.
Показатель "Объем платных услуг населению" отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги.
Классификация платных услуг, учитываемых в данном показателе, осуществляется на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. В соответствии с ним в действующих формах статистического наблюдения выделяются следующие группы, подгруппы и виды платных услуг:
Бытовые услуги
в том числе:
Услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви
Услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий
в том числе:
услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры
услуги по ремонту бытовых машин и приборов
услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств
в том числе легковых автомобилей
Услуги по изготовлению и ремонту мебели
Услуги по химической чистке и крашению
Услуги прачечных
Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек
в том числе:
услуги по ремонту жилья и других построек
услуги по строительству жилья и других построек
Услуги фотографий и фотокинолабораторий
Услуги бань и душевых
Услуги парикмахерских
Ритуальные услуги
Услуги предприятий по прокату
Транспортно - экспедиторские услуги
Прочие виды бытовых услуг
Услуги пассажирского транспорта
Услуги связи
Жилищные услуги
из них:
предоставление жилой площади (квартирная плата)
услуги гостиниц, мотелей
Коммунальные услуги
из них:
пользование электроэнергией
водоснабжение
газоснабжение
центральное отопление
горячее водоснабжение
канализация
Услуги учреждений культуры
Туристско - экскурсионные услуги
Услуги физической культуры и спорта
Медицинские услуги
Санаторно - оздоровительные услуги
Ветеринарные услуги
Услуги правового характера
Услуги системы образования
из них:
услуги детских дошкольных учреждений
услуги системы среднего и высшего образования
обучения населения на курсах
Прочие виды платных услуг
Производителями платных услуг могут быть официально зарегистрированные организации любой организационно - правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (юридические лица), некорпорированные организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе (физические лица).
В настоящей Методике к некорпорированным организациям относятся организации, принадлежащие отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства, занимающимися этой деятельностью часто в качестве дополнительного приработка, на временной основе и во многих случаях непрофессионально.
К скрытой и неформальной деятельности в настоящей Методике отнесена деятельность, осуществляемая некорпорированными организациями и физическими лицами, результаты которой не могут быть учтены статистикой традиционными способами, а также объемы скрытой деятельности в организованном, формальном секторе экономики. Исходя из этого выделяются следующие составляющие скрытой и неформальной деятельности на рынке платных услуг:
- объем платных услуг, оказанных населению официально зарегистрированными организациями (юридическими лицами), не представившими сведения в органы государственной статистики;
- объем платных услуг, сокрытый официально зарегистрированными организациями, представившими в органы государственной статистики заниженные сведения;
- объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями;
- объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (зарегистрированными и незарегистрированными).
Первые две составляющие характеризуют скрытую деятельность, остальные две - неформальную деятельность.
Расчет общего объема платных услуг населению с учетом объемов скрытой и неформальной деятельности осуществляется по каждому из перечисленных групп (подгрупп) услуг в отдельности <*> путем последовательного определения размеров перечисленных составляющих и их добавления к официально учтенным данным. На основе полученного таким образом общего объема услуг и отчетных данных по каждой группе услуг рассчитывается коэффициент досчета, который на протяжении следующего за отчетным года используется для автоматического увеличения отчетных данных на соответствующую величину, отражающую размер скрытой и неформальной деятельности.
--------------------------------
<*> В случае, если в отчетности предусмотрена расшифровка группы услуг на отдельные виды (жилищные, коммунальные услуги и др.), допустимо расчет производить по группе в целом и использовать полученный при этом коэффициент для досчетов по каждому виду услуг, входящему в эту группу.
По итоговой строке (объем платных услуг населению - всего) общий объем получается как сумма данных по группам. При этом коэффициент досчета по этой строке определять необязательно, т.к. он не используется в дальнейших расчетах. Вместо него в аналитических целях целесообразно рассчитывать удельный вес досчета в общем объеме платных услуг населению, который характеризует долю "теневого" сектора на потребительском рынке услуг.
2. Объем платных услуг населению по организациям,
представившим сведения в органы государственной
статистики
Объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям формируется в разрезе видов услуг на основе форм федерального государственного статистического наблюдения:
- N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (она распространена на все юридические лица, занимающиеся оказанием платных услуг населению по роду основной и неосновной своей деятельности, за исключением субъектов малого предпринимательства);
- N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Схематично формирование объема платных услуг по отчитавшимся организациям выглядит следующим образом:
Оо = Ок + Ом, (1)
где:
Ок - объем платных услуг населению по крупным, средним организациям и организациям с численностью работников до 15 человек, не имеющим статус малого предприятия (по данным ф. N 1-услуги);
Ом - объем платных услуг по малым предприятиям (по данным ф. N ПМ).
Статистическое наблюдение по форме N ПМ осуществляется на выборочной основе. Распространение итогов выборочного обследования малых предприятий по показателю "Объем платных услуг населению" на генеральную совокупность производится по каждому виду услуг в отдельности по среднему объему платных услуг в расчете на одно обследованное предприятие:
Ообс
Ом = ---- x Чг, (2)
Чобс
где:
Ом - объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями;
Ообс - объем платных услуг по обследованному кругу малых предприятий;
Чобс - число обследованных малых предприятий (т.е. попавших в выборку);
Чг - число малых предприятий в генеральной совокупности.
3. Объем платных услуг, оказанных населению
неотчитавшимися организациями
Для определения объема платных услуг, оказанных населению неотчитавшимися организациями, устанавливается число таких организаций причем в разрезе видов услуг. В этих целях необходимо:
3.1. Разгруппировать весь массив полученных отчетов по форме N 1-услуги по видам услуг. Отнесение организации в соответствующую группу производится по коду ОКОНХ, указанному в кодовой зоне формы, с использованием переходного ключа между ОКОНХ и ОКУН, приведенного в Приложении N 1 настоящей Методики. Если код по ОКОНХ, указанный в кодовой зоне формы, не относится к услугам, то эта организация включается в ту группу, которая занимает наибольший удельный вес в структуре ее платных услуг населению.
3.2. Произвести выборку из ЕГРПО объектов, имеющих перечисленные в Приложении N 1 коды по ОКОНХ (как по основному, так и по неосновному виду деятельности), разгруппировав их по тем же группам, что и отчеты по ф. N 1-услуги. Если основным видом деятельности организации является деятельность, не связанная с обслуживанием, то такая организация попадает в группу по первому встретившемуся в перечне ее видов деятельности коду, относящемуся к оказанию услуг. В отборе должны участвовать организации, функционирующие на территории данного субъекта Российской Федерации, независимо от того, где они зарегистрированы (в пределах или за пределами его территории). Малые предприятия, которые обследуются на выборочной основе по форме N ПМ и соответственно не должны представлять форму N 1-услуги, включать в этот перечень не следует.
3.3. Сопоставить оба перечня организаций по каждой группе и выявить неотчитавшиеся организации. Каждую выявленную таким образом организацию следует проверить на наличие в списке отчитавшихся организаций по другим группам. В этом случае организация исключается из перечня неотчитавшихся. За счет этого возможны варианты, когда по одному и тому же виду услуг группа отчитавшихся организаций числено превосходит соответствующую группу из ЕГРПО.
Остальные неотчитавшиеся организации проверяют на наличие их в генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, созданной на основе ЕГРПО (ГС). Если организация в ГС отсутствует, то резонно предположить, что она не функционирует, следовательно, досчет на нее производиться не должен и эту организацию необходимо исключить из перечня неотчитавшихся.
После определения окончательного числа неотчитавшихся официально зарегистрированных организаций по каждому виду услуг рассчитывается следующий коэффициент:
Чо + Чн
Кн = -------, (3)
Чо
где:
Кн - коэффициент досчета на неотчитавшиеся организации;
Чо, Чн - число соответственно отчитавшихся (включая генеральную совокупность малых предприятий) и неотчитавшихся организаций.
При этом в число отчитавшихся организаций (Чо) обязательно следует добавить число малых предприятий по генеральной совокупности. Принцип распределения их по группам услуг тот же, что по крупным и средним организациям (см. п. 3.2 настоящей Методики).
Условный пример:
--------T-------------T-------------------------T----------------¬
¦ Виды ¦ Код по ¦ Перечень организаций ¦ Коэффициент ¦
¦ услуг +------T------+-------T---------T-------+ досчета на ¦
¦ ¦ ОКУН ¦ОКОНХ ¦отчита-¦ в ЕГРПО ¦неотчи-¦ неотчитавшиеся ¦
¦ ¦ ¦ ¦вшихся ¦ ¦тав- ¦организации, Кн ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шихся ¦ ¦
+-------+------+------+-------+---------+-------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 = (4 + 6) : 4¦
+-------+------+------+-------+---------+-------+----------------+
¦Ремонт,¦011000¦17372,¦органи-¦органи- ¦органи-¦ ¦
¦окраска¦ ¦17373 ¦зации: ¦зации: ¦зации: ¦ ¦
¦и пошив¦ ¦ ¦N а ¦N а ¦N d ¦ ¦
¦обуви ¦ ¦ ¦N b ¦N b ¦N m ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦N c ¦N c ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦N e ¦N d ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦N n ¦N e ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦N r ¦М m ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦N k <*>¦N n ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N r ¦ ¦ ¦
+-------+------+------+-------+---------+-------+----------------+
¦Итого число ¦ 7 ¦ 8 ¦ 2 ¦ 7 + 2 ¦
¦организаций: ¦ ¦ ¦ ¦Кн = ----- = 1,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7 ¦
+-------T------T------+-------+---------+-------+----------------+
¦Турист-¦060000¦91600 ¦органи-¦органи- ¦ ¦ ¦
¦ско - ¦ ¦ ¦зации: ¦зации: ¦ ¦ ¦
¦экскур-¦ ¦ ¦N f ¦N f ¦ - ¦ ¦
¦сионные¦ ¦ ¦N l ¦N l ¦ ¦ ¦
¦услуги ¦ ¦ ¦N j ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------+------+-------+---------+-------+----------------+
¦Итого число ¦ 3 ¦ 2 ¦ 0 ¦ 3 + 0 ¦
¦организаций: ¦ ¦ ¦ ¦ Кн = ----- = 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦
+-------T------T------+-------+---------+-------+----------------+
¦Услуги ¦070000¦91700 ¦органи-¦органи- ¦органи-¦ ¦
¦физи- ¦ ¦ ¦зации: ¦зации: ¦зации: ¦ ¦
¦ческой ¦ ¦ ¦N z ¦N р ¦N p ¦ ¦
¦куль- ¦ ¦ ¦N y ¦N z ¦ ¦ ¦
¦туры ¦ ¦ ¦ ¦N y ¦ ¦ ¦
¦и ¦ ¦ ¦ ¦N j <**> ¦ ¦ ¦
¦спорта ¦ ¦ ¦ ¦N s <***>¦ ¦ ¦
+-------+------+------+-------+---------+-------+----------------+
¦Итого число ¦ 2 ¦ 5 ¦ 1 ¦ 2 + 1 ¦
¦организаций: ¦ ¦ ¦ ¦Кн = ----- = 1,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦
L---------------------+-------+---------+-------+-----------------
--------------------------------
<*> Организация имеет основной вид деятельности, не относящийся к оказанию услуг, и включена в эту группу по наибольшему удельному весу данного вида услуг в объеме оказываемых ею платных услуг.
<**> Организация исключена из перечня по данной группе, т.к. по отчитавшимся организациям она попала в другую группу (туристско - экскурсионные услуги).
<***> Организация отсутствует в генеральной совокупности объектов статистического наблюдения на основе ЕГРПО.
Расчет коэффициента досчета на неотчитавшиеся организации производится по схеме N 1-КН (услуги), приведенной в Приложении N 4.
Объем платных услуг, оказанных населению неотчитавшимися организациями (Он), получается умножением отчетных данных об объеме платных услуг населению (Оо) на уменьшенный на единицу коэффициент досчета на неотчитавшиеся организации:
Он = Оо x (Кн - 1). (4)
4. Сокрытый объем платных услуг населению
Для определения объема занижения организациями сведений необходимо установить степень надежности статистических данных, показанных в отчетах, т.е. насколько (процентов) они отражают действительный размер явления (в данном случае объем реализации платных услуг населению).
Если степень надежности обозначить символом Н, то коэффициент досчета объема платных услуг на объемы занижения организациями сведений в своих отчетах будет иметь следующий вид:
100
Кз = ---. (5)
Н
По существу степень надежности (Н) представляет из себя удельный вес объема платных услуг, показанного в отчетах, в фактически имевшем место объеме по данному кругу организаций, т.е.:
Оо
Н = ----- x 100. (6)
Офакт
Учитывая, что в этой формуле два неизвестных (Н и Офакт), причем конечной целью является установление Офакт, поэтому Н может быть определена только экспертным путем.
Исходной базой для оценки Н является анализ всей имеющейся по конкретным (специально отобранным) организациям статистической информации с точки зрения реальности и объективности соотношений между показателями, напрямую или косвенно связанными с показателем "объем платных услуг населению". При этом выборка организаций должна быть представительна по всем видам платных услуг и их доля по числу организаций не менее 5%, по объемам - не менее 30%. Удобнее для сопоставления показателей отбирать профильные организации.
Наиболее простой способ воспользоваться в этих целях данными бухгалтерского баланса, форм N П-1, П-2, П-3, П-4, ПМ и самой формы N 1-услуги. При этом целесообразно рассчитать различного рода относительные показатели (объем платных услуг на одного работника, среднемесячная заработная плата, прибыль на одного работника, прибыль по отношению к затратам, затраты на одного работника и т.д.), сопоставить динамику показателей (например, число занятых не изменилось, объем платных услуг снизился, а заработная плата увеличилась, возможно, объем платных услуг занижен).
Также можно произвести сопоставление данных об объеме платных услуг населению в расчете на одного работника, среднемесячной заработной плате, доле НДС в объеме платных услуг населению и т.п. по однотипным, с точки зрения числа занятых и структуры оказываемых услуг, организациям. У организации нет особых причин занижать в форме N 1-услуги данные об НДС, поэтому если его доля в объеме платных услуг по какому-либо виду услуг завышена по сравнению с аналогичными данными по другой организации, выбранной для сравнения, есть вероятность, что сведения об объеме платных услуг населению в отчете этой организации занижены.
Другой пример. Уровень заработной платы работников одной организации выше, чем в другой, а объем платных услуг населению в расчете на одного работника ниже. В этом случае можно предположить, что в первой организации имеет место занижение данных об объеме платных услуг населению. Возможны и другие направления анализа.
Наряду с анализом имеющейся в органах статистики информации для выявления объемов занижения организациями сведений об объеме платных услуг населению будут полезны материалы налоговых органов.
Районные и городские налоговые инспекции осуществляют регулярные проверки организаций (в т.ч. и оказывающих платные услуги населению) по применению ими контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Проверки бывают рейдовые и документальные. Они направлены на выявление фактов наличия неоприходованной выручки. Результаты этой работы фиксируются в квартальной форме N 1-ККМ "Отчет о контрольной работе по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Раздел III этой формы содержит сведения о проверке полноты оприходования выручки организацией. По строке 303 отражаются суммы неоприходованной выручки.
С определенной долей условности можно считать, что сумма неоприходованной организацией выручки - это та величина, на которую занижены сведения в отчете организации по форме N 1-услуги (или N ПМ).
Для того, чтобы от единичных фактов наличия неоприходованной выручки в отдельных организациях перейти к обобщающим данным о степени надежности статистических сведений о платных услугах в отчетах в целом, необходимо по выборочному кругу организаций (в которых налоговыми органами проводились проверки) рассчитать фактически имевший место объем платных услуг населению и найти в нем удельный вес показанных в отчетах данных. При этом выборка организаций по возможности должна быть представительной в разрезе видов услуг и включать в себя как организации, в которых установлен факт наличия неоприходованной выручки, так и те, где при проверке налоговыми органами такой факт не выявлен.
По отобранным организациям берутся данные об объеме платных услуг населению, показанные этими организациями в отчетах по форме N 1-услуги (Оо), и сумма выявленной неоприходованной выручки (Вн). При этом Оо и Вн по всем организациям должны быть приведены к единому периоду времени, лучше к данным за один день, т.к. рейдовая проверка (а по некоторым организациям могут иметься лишь итоги рейдовых проверок) позволяет зафиксировать только дневную сумму неоприходованной выручки. Затем определяется фактически имевший место объем платных услуг населению по этому кругу организаций за выбранный период времени (день, месяц и т.д.):
Офакт = Оо + Вн. (7)
Далее по каждому виду услуг рассчитывается степень надежности статистических сведений об объеме платных услуг населению (Н) и на основе ее коэффициенты досчета объема платных услуг на объемы занижения организациями сведений в своих отчетах (Кз).
Расчет коэффициента досчета на организации, занизившие сведения в отчетах, производится по схеме N 1-КЗ (услуги), приведенной в Приложении N 5.
Оценка сокрытого объема платных услуг населению в целом по всем организациям, представившим сведения в органы государственной статистики, производится по формуле:
Оз = Оо x (Кз - 1), (8)
где:
Оо - объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям;
Кз - коэффициент досчета на организации, занизившие сведения в отчетах.
5. Объем платных услуг, оказанных населению
некорпорированными организациями
Объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями, определяется экспертным путем на основе изучения рекламных объявлений о предоставлении населению тех или иных видов услуг. При этом важно, чтобы в список не попали физические лица, работающие в сфере услуг на индивидуальной основе. Они, скорее всего, рекламируют свою деятельность в разделе частных объявлений (это дешевле) и, кроме того, по ассортименту предлагаемых в рекламном объявлении услуг можно косвенно сделать вывод о размере производителя: чем шире перечень услуг, тем больше вероятность, что это не индивидуальный предприниматель, а некорпорированная организация.
Следует составить наиболее широкий перечень рекламодателей по каждому виду услуг (отнесение организации к виду услуг осуществляется по заявленному в объявлении роду деятельности), по возможности установить адреса их расположения, а затем по ним сверить с данными генеральной совокупности объектов статистического наблюдения на основе ЕГРПО. Те из организаций, которых не окажется в этой совокупности, и можно отнести к некорпорированным. Далее рассчитывается следующий коэффициент:
Чо + Чнр
Кнр = --------, (9)
Чо
где:
Чо - число отчитавшихся организаций, включая генеральную совокупность малых предприятий по данному виду услуг;
Чнр - число выявленных некорпорированных организаций;
Кнр - коэффициент досчета на объемы платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями.
Расчет указанного коэффициента досчета производится по схеме N 1-КН (услуги), приведенной в Приложении N 4.
Объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями, определяется по каждому виду услуг по следующей формуле:
Онр = Оо x (Кнр - 1), (10)
где:
Оо - объем платных услуг, оказанных населению отчитавшимися организациями, включая распространенные на генеральную совокупность данные по малым предприятиям.
6. Объем платных услуг, оказанных
населению физическими лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица и без привлечения
наемных работников
Возможно несколько вариантов оценки объема платных услуг, оказанных населению гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (физическими лицами), каждый из которых по-своему теоретически обоснован, но одновременно не имеет каких-либо предпочтений перед другими. Более того, существует вероятность получения различных значений искомой величины на основе разных вариантов. Поэтому считать, что получены наиболее объективные результаты, можно только при сравнении расчетов по разным вариантам.
Расчет производится по схеме N 1-КФ (услуги), приведенной в Приложении N 6.
6.1. Определение объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, на основе данных о валовых доходах, полученных этими лицами
Объем платных услуг, оказанных населению гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (физическими лицами), равен сумме валового дохода, полученного указанными лицами. Этот доход индивидуальные предприниматели отражают в представляемой в налоговую инспекцию "Декларации о доходах ___ года". Лист В декларации содержит сведения о валовых доходах предпринимателя в разрезе видов деятельности. В схеме N 1-КФ (услуги) данные о суммарном валовом доходе показываются по графе 12.
Однако считать суммарный валовой доход таких лиц искомой величиной преждевременно, т.к. имеются случаи, когда индивидуальные предприниматели из-за нерегулярности работы или по другим причинам не декларируют свои доходы. Поэтому суммарный валовой доход индивидуальных предпринимателей можно принять лишь за нижнюю границу оценки объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами.
6.2. Определение объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, на основе данных о численности предпринимателей и среднем объеме услуг в расчете на одного предпринимателя
Объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами (Оф), можно оценить как произведение числа предпринимателей, занимающихся оказанием услуг, и среднего объема услуг, оказанных одним предпринимателем. Расчет делается по каждому виду услуг в отдельности по формуле:
Оф = Ф x оф, (11)
где:
Ф - среднегодовая численность физических лиц, занимающихся оказанием платных услуг без образования юридического лица;
оф - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, в расчете на одного предпринимателя.
Оба множителя могут быть определены несколькими способами:
--------------T------------------------------T-------------------¬
¦ Показатели ¦ Информационная база ¦Источник информации¦
+-------------+------------------------------+-------------------+
¦Численность ¦1. Выборочное обследование до-¦органы Госкомстата ¦
¦физических ¦машних хозяйств по проблемам ¦России ¦
¦лиц, занимаю-¦занятости (обследование рабо- ¦ ¦
¦щихся оказа- ¦чей силы) ¦ ¦
¦нием платных ¦2. Численность индивидуальных ¦органы Министерства¦
¦услуг населе-¦предпринимателей, состоящих на¦РФ по налогам и ¦
¦нию без обра-¦учете в налоговой инспекции и ¦сборам (МНС России)¦
¦зования юри- ¦представивших декларации о до-¦ ¦
¦дического ли-¦ходах предшествующего года ¦ ¦
¦ца (Ф) ¦3. Численность лиц, получивших¦органы, ¦
¦ ¦лицензию на занятие определен-¦уполномоченные ¦
¦ ¦ным видом деятельности ¦выдавать лицензии ¦
+-------------+------------------------------+-------------------+
¦Объем платных¦1. Объем платных услуг населе-¦органы Госкомстата ¦
¦услуг в рас- ¦нию в расчете на одного работ-¦России ¦
¦чете на одно-¦ника малого предприятия ¦ ¦
¦го предприни-¦2. Валовой доход в расчете на ¦органы МНС России ¦
¦мателя (оф) ¦одного индивидуального пред- ¦ ¦
¦ ¦принимателя ¦ ¦
¦ ¦3. Вмененный доход (с досчетом¦органы МНС России ¦
¦ ¦до размера валового) в расчете¦ ¦
¦ ¦на одного индивидуального ¦ ¦
¦ ¦предпринимателя ¦ ¦
L-------------+------------------------------+--------------------
6.2.1. Выборочное обследование по проблемам занятости (обследование рабочей силы). Выборочное обследование по проблемам занятости (обследование рабочей силы) проводится во всех субъектах Российской Федерации с квартальной периодичностью по состоянию на специально установленную критическую неделю. Единицей наблюдения является частное домашнее хозяйство, отдельные лица, проживающие в этих домашних хозяйствах. Порядок организации, проведения и обработки материалов обследования установлен в Положении о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы), утвержденном Постановлением Госкомстата России от 28 мая 1999 г. N 35.
Обследование позволяет выявить число лиц, занимавшихся на обследуемой неделе на основной или дополнительной работе предпринимательством в области оказания платных услуг населению без образования юридического лица или на индивидуальной основе, без привлечения наемных работников, причем в разрезе видов деятельности в соответствии с четырехзначным кодом ОКДП.
Численность тех, для кого это основная работа, определяется по ответам на вопросы N 13, 14, 15 и 25 анкеты:
------T--------------------T-------------------------------------¬
¦N во-¦ Вопрос ¦ Нужные варианты ответов ¦
¦проса¦ +---T--------------T---T--------------+
¦в ан-¦ ¦N ¦ ответ ¦N ¦ ответ ¦
¦кете ¦ ¦от-¦ ¦от-¦ ¦
¦ ¦ ¦ве-¦ ¦ве-¦ ¦
¦ ¦ ¦та ¦ ¦та ¦ ¦
+-----+--------------------+---+--------------+---+--------------+
¦13. ¦Скажите, пожалуйста,¦3. ¦предпринима- ¦4. ¦на индивиду- ¦
¦ ¦на обследуемой не- ¦ ¦тельская дея- ¦ ¦альной основе ¦
¦ ¦деле Ваша основная ¦ ¦тельность без ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа была: ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦юридического ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦лица ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+---+--------------+---+--------------+
¦14. ¦Работали ли Вы: ¦1. ¦на собственном¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦предприятии ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦или в собст- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦венном деле ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦для получения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦дохода ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+---+--------------+---+--------------+
¦15. ¦Работали ли Вы: ¦1. ¦без наемных ¦1. ¦без наемных ¦
¦ ¦ ¦ ¦работников ¦ ¦работников ¦
+-----+--------------------+---+--------------+---+--------------+
¦25. ¦Назовите, пожалуй- ¦ ¦должен быть ¦ ¦должен быть ¦
¦ ¦ста, основной вид ¦ ¦указан один из¦ ¦указан один из¦
¦ ¦деятельности пред- ¦ ¦видов деятель-¦ ¦видов деятель-¦
¦ ¦приятия, организа- ¦ ¦ности, относя-¦ ¦ности, относя-¦
¦ ¦ции либо подразделе-¦ ¦щихся к оказа-¦ ¦щихся к оказа-¦
¦ ¦ния, на котором Вы ¦ ¦нию услуг на- ¦ ¦нию услуг на- ¦
¦ ¦работали на обсле- ¦ ¦селению (при- ¦ ¦селению (при- ¦
¦ ¦дуемой неделе, или ¦ ¦ведены в При- ¦ ¦ведены в При- ¦
¦ ¦собственного дела. ¦ ¦ложении N 1 ¦ ¦ложении N 1 ¦
¦ ¦Если затрудняетесь, ¦ ¦настоящей Ме- ¦ ¦настоящей Ме- ¦
¦ ¦то укажите, какую ¦ ¦тодики) ¦ ¦тодики) ¦
¦ ¦основную продукцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦или услуги оно про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изводит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+--------------------+---+--------------+---+---------------
Численность лиц, которые на дополнительной работе занимались предпринимательством или имели собственное дело на рынке услуг без образования юридического лица, выявляется на основе ответов на вопросы N 35, 36, 37 и 39 анкеты:
------T--------------------T-------------------------------------¬
¦N во-¦ Вопрос ¦ Нужные варианты ответов ¦
¦проса¦ +---T-------------T---T---------------+
¦в ан-¦ ¦N ¦ ответ ¦N ¦ ответ ¦
¦кете ¦ ¦от-¦ ¦от-¦ ¦
¦ ¦ ¦ве-¦ ¦ве-¦ ¦
¦ ¦ ¦та ¦ ¦та ¦ ¦
+-----+--------------------+---+-------------+---+---------------+
¦35. ¦Расскажите, пожа- ¦3. ¦предпринима- ¦4. ¦на индивидуаль-¦
¦ ¦луйста, о той допол-¦ ¦тельская дея-¦ ¦ной основе ¦
¦ ¦нительной работе или¦ ¦тельность без¦ ¦ ¦
¦ ¦подработке, которую ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦Вы считаете наиболее¦ ¦юридического ¦ ¦ ¦
¦ ¦важной. Была ли эта ¦ ¦лица ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа на обследуе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мой неделе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+---+-------------+---+---------------+
¦36. ¦Была ли эта работа: ¦1. ¦на собствен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ном предприя-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тии или в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦собственном ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦деле для по- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦лучения дохо-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦да ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+---+-------------+---+---------------+
¦37. ¦На этой Вашей допол-¦1. ¦без наемных ¦1. ¦без наемных ¦
¦ ¦нительной работе на ¦ ¦работников ¦ ¦работников ¦
¦ ¦обследуемой неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работали ли Вы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+---+-------------+---+---------------+
¦39. ¦Назовите, пожалуйс- ¦ ¦должен быть ¦ ¦должен быть ¦
¦ ¦та, основной вид ¦ ¦указан один ¦ ¦указан один из¦
¦ ¦деятельности пред- ¦ ¦из видов дея-¦ ¦видов деятель- ¦
¦ ¦приятия, организа- ¦ ¦тельности, ¦ ¦ности, относя- ¦
¦ ¦ции, подразделения ¦ ¦относящихся к¦ ¦щихся к оказа- ¦
¦ ¦или собственного де-¦ ¦оказанию ус- ¦ ¦нию услуг насе-¦
¦ ¦ла, где у Вас допол-¦ ¦луг населению¦ ¦лению (приведе-¦
¦ ¦нительная работа, о ¦ ¦(приведены в ¦ ¦ны в Приложении¦
¦ ¦которой Вы мне рас- ¦ ¦Приложении ¦ ¦N 1 настоящей ¦
¦ ¦сказали. Если Вы ¦ ¦N 1 настоящей¦ ¦Методики) ¦
¦ ¦затрудняетесь, то ¦ ¦Методики) ¦ ¦ ¦
¦ ¦укажите, какую осно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вную продукцию или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуги оно произво- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+--------------------+---+-------------+---+----------------
Общая численность индивидуальных предпринимателей на потребительском рынке услуг определяется суммированием по каждому виду услуг численности лиц, для которых данное занятие является основной работой и для которых это дополнительный заработок.
Поскольку обследование по проблемам занятости проводится с квартальной периодичностью, а расчет объема платных услуг по физическим лицам осуществляется за год, необходимо рассчитать среднегодовую численность индивидуальных предпринимателей. Она определяется как средняя величина из квартальных данных об общей численности индивидуальных предпринимателей, занятых на рынке услуг, после проведения определенным образом объединения квартальных массивов данных.
Полученные данные об общей численности индивидуальных предпринимателей отражаются в графе 4 схемы N 1-КФ (услуги).
6.2.2. Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговой инспекции и представивших декларации о доходах предшествующего года. Данные о численности индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговой инспекции и представивших декларации о доходах предшествующего года, имеются в органах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Соглашением между б. Госналогслужбой России (16.07.98 N ВП-15-09/507) и Госкомстатом России (16.07.98 N ВС-1-21/2929) об обмене информацией с целью осуществления мониторинга деятельности по субъектам малого предпринимательства, доведенным до территориальных статистических и налоговых органов совместным письмом от 16.09.98 N ОР-1-23/3688 и от 20.09.98 N ВП-6-12/639, предусмотрено представление государственными налоговыми инспекциями территориальным органам Госкомстата России перечня физических лиц - индивидуальных предпринимателей с указанием наименования вида (видов) осуществляемой деятельности (без признаков, позволяющих идентифицировать индивидуального предпринимателя). В территориальном органе Госкомстата России производится присвоение видам деятельности кодов ОКОНХ.
На основе указанного перечня и переходного ключа между ОКОНХ и ОКУН, приведенного в Приложении N 1 Методики, составляется группировка числа индивидуальных предпринимателей в разрезе видов услуг. Индивидуальный предприниматель, занимающийся несколькими видами деятельности, должен быть учтен во всех группах, соответствующих видам его занятий. Полученные данные заносятся в графу 5 схемы N 1-КФ (услуги).
6.2.3. Численность лиц, получивших лицензию на занятие определенным видом деятельности. Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (текст приведен в приложении к Приказу Госкомстата России от 20.11.98 N 193) установлен перечень лицензируемых видов деятельности (статья 17). Он включает в себя и отдельные виды обслуживания населения. Кроме того, имеются виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено другими федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу указанного Федерального закона. Полный перечень видов деятельности, относящихся к сфере обслуживания населения, на осуществление которых требуется получение лицензии, с указанием лицензирующих органов приведен в Приложении N 2.
Законом установлено, что лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестрах, в частности, содержатся сведения о лицензиатах (является он юридическим или физическим лицом), сроках действия лицензий и видах деятельности, на осуществление которых они выданы. В соответствии со статьей 14 (п. 2) указанного Закона лицензирующие органы обязаны безвозмездно предоставлять информацию из реестров лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления. Для расчетов по настоящей Методике из указанных реестров необходимо получить в разрезе видов деятельности сведения о численности лицензиатов - физических лиц, имевших в отчетном году лицензии (срок действия которых не истек) на осуществление на территории данного субъекта Российской Федерации конкретной деятельности. Эти данные показываются в графе 6 схемы N 1-КФ (услуги).
6.2.4. Окончательный вариант оценки численности физических лиц, занимающихся оказанием платных услуг населению без образования юридического лица. В качестве окончательного из всех вариантов расчета численности физических лиц, занимающихся обслуживанием населения, по каждому виду услуг выбирается наибольшее значение, поскольку фактическая численность индивидуальных предпринимателей не может быть меньше численности лиц, получивших лицензию или представивших декларацию о доходах. Выбранное по каждому виду услуг число физических лиц (Ф) заносится в графу 7 схемы N 1-КФ (услуги).
6.2.5. Объем платных услуг населению в расчете на одного работника малого предприятия. Деятельность индивидуального предпринимателя по своему масштабу и условиям хозяйствования сопоставима с деятельностью малого предприятия аналогичного профиля. Поэтому возможно допустить, что индивидуал и работник малого предприятия работают с одинаковой производительностью, т.е. объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, в расчете на одного предпринимателя можно приравнять к объему платных услуг населению в расчете на одного работника малого предприятия.
Информационной базой для определения этой величины являются данные формы N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Программное обеспечение обработки статистической информации по форме N ПМ предусматривает получение по кругу предприятий, попавших в выборку, данных об объеме платных услуг населению в расчете на одного работника по видам услуг (таблица N У-4-м). В схеме N 1-КФ (услуги) эти данные показываются по графе 8.
6.2.6. Валовой доход в расчете на одного индивидуального предпринимателя. Валовой доход в расчете на одного индивидуального предпринимателя можно рассчитать, разделив суммарный валовой доход, полученный индивидуальными предпринимателями за оказание конкретного вида услуг, на их численность. При этом расчет можно делать по выборочной совокупности, главное условие - чтобы взятые в расчет данные о доходах и численности отражали один и тот же круг предпринимателей. Источником информации являются данные "Декларации о доходах, полученных в ___ году". По этой причине валовой доход в расчете на индивидуального предпринимателя можно считать нижней границей искомого показателя, т.к. вряд ли предприниматель будет завышать свои доходы в декларации. В схеме N 1-КФ (услуги) эти данные заносятся в графу 9.
6.2.7. Вмененный доход (с досчетом до размера валового) в расчете на одного индивидуального предпринимателя. Понятие вмененного дохода определено в Федеральном законе "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ (с учетом изменений и дополнений от 31 марта 1999 г. N 63-ФЗ).
Вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
В статье 3 названного Закона установлен перечень видов деятельности, на которые в субъектах Российской Федерации может вводиться единый налог на вмененный доход. В части услуг этот перечень приведен в Приложении N 3 настоящей Методики.
Каждый субъект Российской Федерации нормативными правовыми актами своих законодательных (представительных) органов государственной власти определяет на основе этого перечня виды деятельности, на которые в данном субъекте вводится такой порядок налогообложения, и размер вмененного дохода для каждого вида деятельности.
Для целей настоящей Методики необходимы сведения о базовой доходности единицы физического показателя по видам деятельности. При этом следует иметь в виду следующие моменты.
Во-первых, для целей налогообложения применяются, как правило, данные о базовой доходности в расчете на месяц, а для расчетов по настоящей Методике необходимы сведения в целом за год. Поэтому месячные данные должны быть пересчитаны на годовой период.
Во-вторых, вмененный доход не включает в себя величину произведенных предпринимателем затрат при оказании услуг, а при расчетах объема платных услуг населению необходимо оперировать данными, соответствующими валовому доходу, в котором затраты учтены. Поэтому полученные данные о базовой доходности для использования их в дальнейших расчетах следует увеличить на сумму затрат. Это можно сделать путем использования удельного веса затрат в валовом выпуске по соответствующей отрасли по данным формы N 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)".
В-третьих, при определении размера вмененного дохода используется понятие базовой доходности - условной доходности в стоимостном выражении в расчете на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Таким показателем может выступать численность работающих, количество оборудованных рабочих мест, кв. м общей площади, грузоподъемность транспортного средства и т.п. (см. Приложение N 3 настоящей Методики). В расчетах по настоящей Методике напрямую могут быть использованы только данные о вмененном доходе в расчете на одного работающего и на одно оборудованное рабочее место (предполагается, что на одном рабочем месте может работать один работник), все другие виды базовой доходности перед использованием необходимо привести к тому же знаменателю.
По услугам по краткосрочному проживанию перевод доходности 1 кв. м общей площади в средний доход в расчете на одно физическое лицо, предоставляющее эти услуги, осуществляется путем умножения на средний размер общей площади квартир по данным ф. N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" (гр. 2 разделить на гр. 1 по строке 08). По услугам по предоставлению автостоянок и гаражей умножение производится на среднюю площадь типового гаража для размещения одного автомобиля, по транспортным услугам - на среднюю грузоподъемность автомобиля (по данным обследования перевозочной деятельности предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей, выходная таблица N 3). В других случаях можно воспользоваться соотношением между показателем, по отношению к которому рассчитан вмененный доход (например, единица производственной мощности), и численностью работающих, сложившимся в малых предприятиях того же профиля:
ВмДр = ВмДпм x ПМр, (12)
где:
ВмДр - вмененный доход в расчете на одного работника;
ВмДпм - вмененный доход в расчете на единицу производственной мощности;
ПМр - производственная мощность, приходящаяся на одного работающего, в малых предприятиях того же профиля. Рассчитывается делением производственных мощностей малых предприятий на численность работающих в них.
Пример (данные условные):
-------T-------T------T---------T------------------T----T---------------¬
¦Вид ¦Физиче-¦Базо- ¦Показа- ¦Вмененный доход в ¦Уро-¦Валовой доход ¦
¦дея- ¦ский ¦вая ¦тель для ¦расчете на одного ¦вень¦в расчете на ¦
¦тель- ¦показа-¦доход-¦перевода ¦ предпринимателя, ¦за- ¦одного предпри-¦
¦ности ¦тель, ¦ность ¦базовой ¦ руб. ¦трат¦нимателя, руб. ¦
¦(ус- ¦харак- ¦еди- ¦доходно- +-------T----------+в ¦ ¦
¦луг) ¦тери- ¦ницы ¦сти еди- ¦ за ¦ за год ¦ва- ¦ ¦
¦ ¦зующий ¦физи- ¦ницы фи- ¦ месяц ¦ ¦ло- ¦ ¦
¦ ¦вид де-¦чес- ¦зического¦ ¦ ¦вом ¦ ¦
¦ ¦ятель- ¦кого ¦показа- ¦ ¦ ¦до- ¦ ¦
¦ ¦ности ¦пока- ¦теля во ¦ ¦ ¦хо- ¦ ¦
¦ ¦ ¦зателя¦вмененный¦ ¦ ¦де, ¦ ¦
¦ ¦ ¦за ¦доход в ¦ ¦ ¦% ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяц,¦расчете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦руб. ¦на одного¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦предпри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦нимателя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------+------+---------+-------+----------+----+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦5 = ¦6 = ¦ 7 ¦ 6 x 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 x 4 ¦гр. 5 x 12¦ ¦8 = -----------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 - гр. 7¦
+------+-------+------+---------+-------+----------+----+---------------+
¦Услуги¦Общая ¦ 133 ¦Средний ¦ 6464 ¦ 77568 ¦ - ¦ 77568 ¦
¦по ¦площадь¦ ¦размер ¦ ¦ ¦ <*>¦ ¦
¦крат- ¦(кв. м)¦ ¦общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ко- ¦ ¦ ¦площади в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сроч- ¦ ¦ ¦расчете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ному ¦ ¦ ¦на 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прожи-¦ ¦ ¦квартиру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванию ¦ ¦ ¦(48,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦кв. м) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------+------+---------+-------+----------+----+---------------+
¦Транс-¦Грузо- ¦ 500 ¦Средняя ¦ 1800 ¦ 21600 ¦54,1¦ 47059 ¦
¦порт- ¦подъем-¦ ¦грузо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные ¦ность ¦ ¦подъем- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуги¦транс- ¦ ¦ность ав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦портно-¦ ¦томобилей¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го сре-¦ ¦(3,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дства ¦ ¦тонны) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тонн) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------+-------+------+---------+-------+----------+----+----------------
--------------------------------
<*> По этому виду услуг в целях избежания повторного счета вмененный доход приравнивается к валовому, т.к. жилищно - коммунальные платежи, которые можно считать затратами владельца жилья, являются оплатой услуг, предоставляемых службами жилищно - коммунального хозяйства и учитываемых в их отчетах по ф. N 1-услуги.
6.2.8. Окончательный вариант оценки объема платных услуг населению в расчете на одного индивидуального предпринимателя. Из трех вариантов расчета объема платных услуг населению на одного предпринимателя ни один не является предпочтительным, каждый имеет свои преимущества и свои недостатки:
-------------T-----------------------T---------------------------¬
¦ Показатель ¦ Преимущества ¦ Недостатки ¦
¦ (вариант ¦ ¦ ¦
¦ расчета) ¦ ¦ ¦
+------------+-----------------------+---------------------------+
¦1. Объем ¦Расчет менее трудоемок ¦Некоторая условность при ¦
¦платных ус- ¦(вся необходимая инфор-¦расчете, выражающаяся в не-¦
¦луг в расче-¦мационная база имеется ¦полном соответствии вида ¦
¦те на одного¦в органах статистики), ¦услуг и численности работ- ¦
¦работники ¦показатель имеет квар- ¦ников, занимающихся оказа- ¦
¦малого ¦тальную периодичность ¦нием именно этого вида ус- ¦
¦предприятия ¦разработки, что позво- ¦луг, особенно при разнооб- ¦
¦(Омал) ¦ляет на основе анализа ¦разном ассортименте предос-¦
¦ ¦текущей динамики отсле-¦тавляемых предприятием ус- ¦
¦ ¦живать его объектив- ¦луг ¦
¦ ¦ность ¦ ¦
+------------+-----------------------+---------------------------+
¦2. Валовой ¦По экономическому со- ¦Есть вероятность искажения ¦
¦доход в рас-¦держанию наиболее точно¦данных в сторону занижения,¦
¦чете на од- ¦соответствует искомому ¦т.к. в целях уклонения от ¦
¦ного индиви-¦показателю ¦налогов предприниматели мо-¦
¦дуального ¦ ¦гут намеренно указывать в ¦
¦предпринима-¦ ¦своих декларациях меньший ¦
¦теля (Овд) ¦ ¦уровень доходов, чем это ¦
¦ ¦ ¦имело место на самом деле ¦
+------------+-----------------------+---------------------------+
¦3. Вмененный¦Рассчитывается по спе- ¦Для некоторых видов услуг ¦
¦доход (с ¦циальной методике на ¦не является представитель- ¦
¦досчетом до ¦основе использования ¦ным, т.е. не соответствует ¦
¦размера ва- ¦всего спектра имеющихся¦в полном объеме тому виду ¦
¦лового) в ¦данных, утверждается ¦услуг, для которого вынуж- ¦
¦расчете на ¦нормативными правовыми ¦ден применяться (может от- ¦
¦одного инди-¦актами ¦ражать только одну услугу ¦
¦видуального ¦ ¦из перечня услуг, входящих ¦
¦предпринима-¦ ¦в вид). Требуются досчеты ¦
¦теля (Овмд) ¦ ¦до размера валового дохода,¦
¦ ¦ ¦а в ряде случаев - пересче-¦
¦ ¦ ¦ты к необходимой базе ¦
L------------+-----------------------+----------------------------
При выборе окончательного варианта оценки, объема платных услуг в расчете на одного предпринимателя однозначной рекомендации нет, возможны разные случаи, в зависимости от чего специалистом, осуществляющим расчеты по настоящей Методике, принимается решение. Наиболее часто встречающимися случаями могут быть следующие:
--------------------T---------------------T----------------------¬
¦ Полученные ¦ Соотношения между ¦ Выбор окончательного ¦
¦ результаты ¦результатами расчетов¦варианта расчета (Оф) ¦
+-------------------+---------------------+----------------------+
¦1. По всем трем ва-¦Омал ~= Овд ~= Овмд ¦Выбирается любой ва- ¦
¦риантам получены ¦ ¦риант или среднеариф- ¦
¦примерно одинаковые¦ ¦метическая из них. ¦
¦результаты (разрыв ¦ ¦ ¦
¦между максимальным ¦ ¦ ¦
¦и минимальным зна- ¦ ¦ ¦
¦чением не превышает¦ ¦ ¦
¦5%) ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------------------+----------------------+
¦2. По второму вари-¦Овд ~= Овмд или Овд ¦Выбирается любой из ¦
¦анту получены ре- ¦~= Омал ¦этих двух, близких ¦
¦зультаты, близкие к¦ ¦друг другу, вариантов ¦
¦расчетам по треть- ¦ ¦или среднеарифметичес-¦
¦ему или первому ва-¦ ¦кая из них ¦
¦рианту (разрыв ме- ¦ ¦ ¦
¦нее 5%) ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------------------+----------------------+
¦3. Результат, полу-¦Овд > Омал и ¦Выбирается результат, ¦
¦ченный по второму ¦Овд > Овмд ¦полученный по второму ¦
¦варианту, превышает¦ ¦варианту (Овд), т.к. ¦
¦данные расчетов по ¦ ¦нереально считать, что¦
¦другим вариантам ¦ ¦предприниматель завы- ¦
¦(даже если послед- ¦ ¦шает свои доходы в ¦
¦ние близки между ¦ ¦декларации ¦
¦собой) ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------------------+----------------------+
¦4. По одному из ва-¦Омал = ?, Овд > Овмд,¦Выбирается второй ¦
¦риантов данные от- ¦Овмд = ?, Овд > Омал ¦вариант (Овд) ¦
¦сутствуют (вид ус- +---------------------+----------------------+
¦луг может не вхо- ¦Омал = ?, Овмд > Овд,¦Предпочтение отдается ¦
¦дить в перечень ¦Овд = ?, Овмд > Омал,¦третьему варианту, за ¦
¦сфер деятельности, ¦Овд = ?, Омал > Овмд ¦исключением тех видов ¦
¦на которые устанав-¦ ¦услуг, по которым вме-¦
¦ливается единый на-¦ ¦ненный доход не совсем¦
¦лог на вмененный ¦ ¦представителен по на- ¦
¦доход, или в выбор-¦ ¦бору входящих в вид ¦
¦ку малых предприя- ¦ ¦услуг (Овмд) ¦
¦тий не попало ни +---------------------+----------------------+
¦одного предприятия,¦Овмд = ?, Омал > Овд ¦Предпочтение отдается ¦
¦оказывающего данный¦ ¦тому варианту, который¦
¦вид услуг, и т.п.),¦ ¦наиболее часто выбран ¦
¦а разрыв между дан-¦ ¦в качестве окончатель-¦
¦ными других вариан-¦ ¦ного по другим видам ¦
¦тов существенен ¦ ¦услуг ¦
+-------------------+---------------------+----------------------+
¦5. По всем трем ва-¦Омал не равно Овд, ¦Предпочтение отдается ¦
¦риантам получены ¦Овд не равно Овмд, ¦тому варианту, который¦
¦абсолютно разные ¦Овмд не равно Омал ¦наиболее часто выбран ¦
¦результаты ¦ ¦в качестве окончатель-¦
¦ ¦ ¦ного по другим видам ¦
¦ ¦ ¦услуг, за исключением ¦
¦ ¦ ¦случая, когда второй ¦
¦ ¦ ¦вариант превосходит ¦
¦ ¦ ¦первый и третий (Овд >¦
¦ ¦ ¦Омал и Овмд), тогда ¦
¦ ¦ ¦выбирается второй ¦
¦ ¦ ¦вариант (Овд) ¦
L-------------------+---------------------+-----------------------
Возможны и другие мотивы выбора специалистом, осуществляющим расчеты по настоящей Методике, того или иного значения, главное, чтобы этот выбор был объясним и логически обоснован.
Принятые в качестве окончательных данные об объеме платных услуг населению в расчете на одного предпринимателя (оф) заносятся в графу 11 схемы N 1-КФ (услуги). Перемножением их на данные графы 7 этой схемы (Ф) получается объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами (Оф).
6.3. Окончательный вариант оценки объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами
По каждому виду услуг в качестве окончательной оценки объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, принимается наибольшее из двух значений этого показателя, рассчитанных в соответствии с п. 6.1 и 6.2 настоящей Методики. Оно заносится в графу 14 схемы N 1-КФ (услуги).
После определения объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, рассчитывается следующий коэффициент досчета, на основе которого в следующем за отчетным году будет оцениваться объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами:
Оо + Оф
Кф = -------, (13)
Оо
где:
Кф - коэффициент досчета на объемы платных услуг, оказанных населению физическими лицами;
Оо - объем платных услуг, оказанных населению отчитавшимися организациями, включая распространенные на генеральную совокупность данные по малым предприятиям;
Оф - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Коэффициент Кф показывается в графе 16 схемы N 1-КФ (услуги).
7. Общий объем платных услуг населению с учетом
оценки скрытой и неформальной деятельности
Общий объем платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности получается суммированием отчетных данных с расчетными:
Ов = Оо + Он + Оз + Онр + Оф. (14)
Расчет общего объ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мингосимущества РФ от 25.02.2000 n 244-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ К ПЛАНУ ПРИВАТИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО КОМБИНАТА ТВЕРДЫХ СПЛАВОВ ИМ. С.П. СОЛОВЬЕВА (ОАО САНДВИК-МКТС)  »
Постановления и Указы »
Читайте также