ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.01.2000 n 20 ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ЗАПРОСОМ ВАС РФ от 14.02.2000 n С1-5/УЗ-136)


ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2000 г. N 20
ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации",
постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности части 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с настоящим запросом О.В. Бойкову, заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАПРОС
от 14 февраля 2000 г. N С1-5/УЗ-136
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 01.12.95 N 191-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 октября 1995 года принят Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", который одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1995 года, подписан Президентом Российской Федерации 1 декабря 1995 года (N 191-ФЗ) и опубликован в "Российской газете" от 5 декабря 1995 г. N 235.
Положением части 3 статьи 5 названного Федерального закона установлено, что редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно - хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит проверить конституционность положения части 3 статьи 5 Федерального закона от 01.12.95 N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемого положения части 3 статьи 5 названного Федерального закона части 2 статьи 8, статьям 12, 35, 55, 130, 132 Конституции Российской Федерации.
Допустимость запроса обусловлена, согласно части 1 статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" тем, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает оспариваемое положение части 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" не подлежащим действию ввиду его неконституционности, поскольку оно дает возможность распоряжаться собственностью без согласия собственника.
Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит в следующем.
Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации (преамбула). Такой государственной поддержкой является, в частности, передача в хозяйственное ведение редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям помещений, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно - хозяйственной деятельности.
Передача помещений в хозяйственное ведение перечисленным лицам, как установлено в статье 6 названного Федерального закона, является льготой, причем временно действующей: в первоначальной редакции Закона срок ее действия был установлен до 31 декабря 1998 года, Федеральным законом от 22.10.98 N 159-ФЗ срок ее действия был продлен до 1 января 2002 года.
Передача помещений в силу названного Федерального закона осуществляется безвозмездно, без согласия собственника. Кроме того, Законом не установлены правовой режим владения пользования и распоряжения переданными помещениями, а также условия и порядок их возврата собственнику. Все это фактически означает утрату собственником не только самих помещений, но и доходов от их использования. Это в одинаковой степени относится как к помещениям, находящимся в государственной собственности, так и к помещениям, являющимся частной и муниципальной собственностью.
Исходя из изложенного, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что передача на основании части 3 статьи 5 названного Федерального закона без согласия собственника находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, частных лиц помещений в хозяйственное ведение редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям, принадлежащим иным собственникам, является нарушением конституционных прав собственника соответствующих помещений.
В сложившейся ситуации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить:
1. Соответствует ли положение части 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", допускающее возможность распоряжения имуществом, находящемся в частной, государственной и муниципальной собственности, без согласия на то собственника, Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 35, 55, согласно которым в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Соответствует ли положение части 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" положениям статей 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к запросу прилагаются в 30 экземплярах:
1. Текст оспариваемого положения части 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности части 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

ПРОТОКОЛ n 7 УТВЕРЖДЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕМЫХ НА i ПОЛУГОДИЕ 2000 ГОДА ЦЕН НА МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1999 Г. n 1405 (утв. Минэкономики РФ, Минсельхозпродом РФ, МАП РФ 14.02.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также