ПИСЬМО Минобразования РФ от 30.12.1999 n 16-52-290ин/16-13 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 1999 г. N 16-52-290ин/16-13
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство образования Российской Федерации направляет для практического применения Рекомендации по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.



Приложение
к письму Минобразования России
от 30 декабря 1999 г. N 16-52-290ин/16-13
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАОЧНОЙ
ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150), Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2893), профессиональные образовательные программы могут осваиваться в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - образовательное учреждение) по заочной форме обучения.
1.2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее - Государственные требования) является единым и обязательным для всех форм обучения, в том числе заочной формы.
1.3. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по заочной форме не осуществляется по ряду специальностей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно - заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" от 22.04.97 N 463.
1.4. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности по заочной форме обучения увеличен на один год по сравнению с очной формой на базе среднего (полного) общего образования в соответствии с Приказом Минобразования России "Об утверждении сроков обучения по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения для реализации базового уровня профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования" от 20.11.97 N 2328 с дополнениями и изменениями в соответствии с Приказом Минобразования России от 29.07.98 N 2061.
Для лиц, имеющих профессиональное образование или стаж практической работы по профилю специальности, а также родственной ей, продолжительность обучения может быть сокращена по отношению к нормативному сроку обучения по заочной форме при обязательном выполнении Государственных требований. В этом случае образовательное учреждение разрабатывает индивидуальные планы как для отдельных студентов, так и для всей учебной группы.
1.5. Лица, имеющие основное общее и среднее (полное) общее образование, зачисляются для обучения по заочной форме соответственно на 1-й и 3-й курсы. На первом и втором курсах реализуется базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации с учетом профиля подготовки в соответствии с письмом Минобразования России "О реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями" от 03.07.98 N 12-52-105ин/12-23.
1.6. Начало учебного года по заочной форме обучения устанавливается образовательным учреждением, но не позднее 1 октября, за исключением специальностей, связанных с сезонным характером работ. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по конкретной специальности для заочной формы обучения (далее - рабочий учебный план), который разрабатывается образовательным учреждением на основе Государственных требований и примерного учебного плана очной формы обучения.
1.7. При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, лабораторные работы и практические занятия, курсовые работы (проекты), промежуточная аттестация, консультации, производственная (профессиональная) практика, итоговая государственная аттестация.
1.8. Основной формой организации образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях при заочной форме обучения является лабораторно - экзаменационная сессия (далее - сессия).
Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения и проводится с целью определения:
- полноты теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой, учебно - методическими материалами;
- соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственным требованиям по специальности.
Сессия условно фиксируется в графике учебного процесса рабочего учебного плана.
2. Организация учебного процесса
2.1. Годовой бюджет времени при заочной форме обучения распределяется следующим образом (кроме последнего курса): каникулы - 9 недель (в летний период), сессия - 4 или 6 недель в зависимости от курса, самостоятельное изучение учебного материала - остальное время.
На последнем курсе бюджет времени распределяется следующим образом: сессия - 3, 4 или 6 недель в зависимости от сроков обучения, преддипломная (квалификационная) практика - 4 недели, итоговая государственная аттестация (ИГА) - 4 или 8 недель в зависимости от вида ИГА, самостоятельное изучение учебного материала - остальное время.
Для специальностей культуры и искусства может быть установлена другая продолжительность сессии.
2.2. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает график учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности и обучаемого контингента.
2.3. Наименование дисциплин и их группирование по циклам должны быть идентичны учебным планам для очной формы обучения.
В рабочем учебном плане по дисциплине "Физическая культура" предусматриваются занятия в объеме не менее 2-х часов на группу, которые проводятся как установочные.
Программа данной дисциплины реализуется в течение всего периода обучения и выполняется студентом самостоятельно. Для контроля ее выполнения планируется проведение письменной контрольной работы.
Программа дисциплины "Иностранный язык" реализуется в течение всего периода обучения.
Факультативные дисциплины в рабочем учебном плане не предусматриваются (т.е. раздел 4 в рабочем учебном плане не заполняется).
2.4. Сессия включает: обязательные учебные (аудиторные) занятия (обзорные, установочные, практические занятия, лабораторные работы), курсовые работы (проекты), промежуточную аттестацию, консультации, дни отдыха.
2.5. Сессия в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени может быть разделена на несколько частей (периодов сессии), исходя из особенностей работы образовательного учреждения и контингента студентов.
2.6. Периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются рабочим учебным планом.
2.7. На обязательные учебные (аудиторные) занятия в учебном году отводится не менее 160 часов.
Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в день.
2.8. Образовательное учреждение может проводить установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий определяется образовательным учреждением, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на данном курсе.
Обзорные занятия проводятся, как правило, по наиболее сложным темам учебной дисциплины.
При необходимости образовательное учреждение может проводить установочные занятия по учебным дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом на следующем курсе.
Для студентов первого года обучения за счет времени, отводимого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам самостоятельной работы.
2.9. При проведении лабораторных работ и практических занятий следует руководствоваться письмом Минобразования России "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 05.04.99 N 16-52-58ин/16-13.
Образовательное учреждение вправе перенести на самостоятельное выполнение часть практических занятий расчетно - описательного характера, заменить отдельные лабораторные работы на практические занятия.
2.10. При выполнении курсового проекта (работы) по дисциплине следует руководствоваться письмом Минобразования России "О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 05.04.99 N 16-52-55ин/16-13.
Курсовая работа (проект) выполняется за счет времени, отводимого на изучение данной дисциплины, и в объеме, предусмотренном примерным учебным планом для очной формы обучения.
При проведении обязательных учебных (аудиторных) занятий численность учебной группы составляет 15 студентов.
При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может разбиваться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
2.11. Консультации могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается пояснение к рабочему учебному плану. Консультации по всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого студента и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время.
2.12. Промежуточная аттестация включает: экзамены, зачеты, итоговые письменные классные (аудиторные) контрольные работы, курсовую работу (проект). Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно.
При проведении промежуточной аттестации следует руководствоваться письмом Минобразования России "О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 05.04.99 N 16-52-59ин/16-13.
Количество экзаменов в учебном году должно быть не более восьми. В день проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.
По дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, курсовой проект (работа), проводится зачет или итоговая письменная классная (аудиторная) контрольная работа за счет времени, отводимого на изучение данной дисциплины.
На проведение одной итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы отводится не более трех учебных часов на группу. На проверку трех работ предусматривается один час.
Особенности промежуточной аттестации отражаются в рабочем учебном плане.
2.13. В межсессионный период выполняются домашние контрольные работы, количество которых в учебном году не более десяти, а по отдельной дисциплине - не более двух.
Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. По согласованию с образовательным учреждением выполнение домашних контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.
На рецензирование контрольных работ по общеобразовательным, гуманитарным, социально - экономическим, математическим, естественно научным и общепрофессиональным (общетехническим, общеэкономическим, общепедагогическим) дисциплинам отводится 0,5 часа; по общепрофессиональным (общеотраслевым) и специальным дисциплинам - 0,75 часа.
Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Общий срок нахождения домашней контрольной работы в образовательном учреждении не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карточке студента.
По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Дополнительная оплата за собеседование не предусматривается.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению и сопровождаются развернутой рецензией, используемой для последующей работы над учебным материалом. Повторно выполненную контрольную работу целесообразно направлять на рецензирование ранее проверявшего эту работу преподавателю. Рецензирование повторно выполненной контрольной работы и оплата за повторное рецензирование проводятся в общем порядке.
Образовательное учреждение имеет право разрешить прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо рецензирования домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии. На прием одной контрольной работы отводится одна треть академического часа на одного учащегося.
2.14. При проведении производственной (профессиональной) практики следует руководствоваться Приказом Минобразования России "Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования" от 21.07.99 N 1991 и письмом Минобразования России "О рекомендациях по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования" от 16.09.99 N 16-51-198ин/16-15.
Производственная (профессиональная) практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Все этапы производственной (профессиональной) практики (практики для получения первичных профессиональных навыков, практики по профилю специальности, преддипломной (квалификационной) практики), предусмотренные Государственными требованиями, должны быть выполнены.
Практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности реализуются студентом самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования.
Преддипломная (квалификационная) практика является обязательной для всех студентов, проводится после последней сессии и предшествует итоговой государственной аттестации. Преддипломная (квалификационная) практика реализуется студентом по направлению образовательного учреждения в объеме не более 4 недель.
Студенты, имеющие стаж работы по профилю специальности (родственной ей) или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, освобождаются от прохождения практик, кроме преддипломной (квалификационной).
В графике учебного процесса рабочего учебного плана фиксируется только преддипломная (квалификационная) практика, а в разделе "Производственная (профессиональная) практика" рабочего учебного плана - все этапы практики, предусмотренные Государственными требованиями по конкретной специальности.
По ряду экономических, гуманитарных, педагогических и других специальностей преддипломная практика не предусмотрена Государственными требованиями. В этом случае часть практики по профилю специальности следует определять как преддипломную (квалификационную) практику.
Особенности проведения производственной (профессиональной) практики отражаются в пояснениях к рабочему учебному плану.
2.15. Итоговая государственная аттестация осуществляется в соответствии с Постановлением Госкомвуза России "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации" от 27.12.95 N 10 и письмом Минобразования России "О рекомендациях по организации государственной итоговой аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 10.07.98 N 12-57-111ин/12-23.
Виды ИГА определены Государственными требованиями и примерным учебным планом для очной формы обучения по конкретной специальности. Для выполнения и защиты дипломного проекта графиком учебного процесса планируется два месяца (8 недель), для сдачи итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам или подготовки и сдачи итогового междисциплинарного экзамена по специальности, выполнения и защиты дипломной работы - один месяц (4 недели).
3. Порядок проведения учебного процесса
3.1. Виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и проведения сессии указываются в разрабатываемом образовательным учреждением индивидуальном учебном графике, который выдается (высылается) студентам в начале каждого учебного года (семестра).
Студентам, выполняющим индивидуальный учебный график, предоставляется право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 195, 196, 197, 198, 199, 200 КЗоТа Российской Федерации.
Форма действующей справки - вызова для дополнительных оплачиваемых отпусков определена Приказом Гособразования СССР "Об утверждении образца справки - вызова" от 05.08.91 N 372.
Справка - вызов выдается с таким расчетом, чтобы общая продолжительность отпуска не превышала срока, установленного ст. 198 КЗоТа Российской Федерации.
3.2. Извещение о календарных сроках проведения сессии направляется персонально каждому успешно обучающемуся студенту не позднее чем за месяц до ее начала, а справка - вызов - не позднее чем за 2 недели до начала сессии.
3.3. Образовательное учреждение может направлять в места расположения значительной численности студентов преподавателей для проведения консультаций, учебных занятий, итоговых письменных классных (аудиторных) контрольных работ, приема курсовых проектов (работ), зачетов и экзаменов.
3.4. Студентам, не выполнившим по уважительным причинам индивидуальный график учебного процесса к началу сессии, образовательное учреждение имеет право установить другой срок ее проведения, причем за студентом сохраняется право на дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный на данную сессию.
3.5. Студенты, прибывшие на сессию без справки - вызова, допускаются к выполнению всех видов учебной деятельности по дисциплине, по которой успешно выполнены предусмотренные учебным планом домашние контрольные работы, а также к посещению учебных занятий по другим дисциплинам, за исключением сдачи по ним экзаменов.
3.6. Не позднее чем за 10 дней до начала сессии составляется расписание ее проведения, которое утверждается руководителем образовательного учреждения.
3.7. После окончания сессии составляется сводная ведомость итоговых оценок по учебным группам.
3.8. На основании результатов промежуточной аттестации готовится проект приказа руководителя образовательного учреждения о переводе на следующей курс студентов, сдавших сессию.
3.9. Студентам, не выполнившим индивидуальный график учебного процесса и не переведенным на следующий курс, образовательное учреждение имеет право устанавливать конкретные сроки повторной промежуточной аттестации.
Условия повторной промежуточной аттестации определены письмом Минобразования России "О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 05.04.99 N 16-52-59ин/16-13.
3.10. Предоставление студентам академических отпусков производится в соответствии с Приказом Минобразования России "О порядке предоставления академических отпусков" от 05.11.98 N 2782.
3.11. Выпускнику, прошедшему в установленном порядке итоговую государственную аттестацию в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию по соответствующим специальностям, выдается диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца и приложение к нему.
Студенту, отчисленному из образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию по соответствующим специальностям, в том числе и при его переходе (переводе) в другое образовательное учреждение, выдается академическая справка.
При оформлении и выдаче государственных документов о среднем профессиональном образовании следует руководствоваться Постановлением Госкомитета России по высшему образованию от 10.04.96 N 6 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании".
Другие вопросы, связанные с организацией учебного процесса по заочной форме обучения, решаются образовательным учреждением в установленном порядке.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБХОДЧИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ, ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И МОНТЕРОВ ПУТИ, НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ ОСМОТРА. ТОИ Р-32-ЦП-731-99 (утв. МПС РФ 30.12.1999)  »
Постановления и Указы »
Читайте также