<ПИСЬМО> Госкомэкологии РФ от 22.12.1999 n 03-22/24-321 О ПРИМЕНЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ (вместе с РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ПРОШЛОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА И СТЕПЕНИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ ОБЪЕКТОВ, НАМЕЧАЕМЫХ К ПРИВАТИЗАЦИИ)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПИСЬМО
от 22 декабря 1999 г. N 03-22/24-321
О ПРИМЕНЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" предусмотрен способ приватизации - продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с социальными условиями. При этом социальные условия могут предусматривать реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровью населения.
Учитывая положения, что социальные условия подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, территориальные органы Госкомэкологии России в рамках осуществления государственного экологического контроля в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.97 N 643 (с последующими изменениями и дополнениями), имеют возможность представить в органы по управлению имущества и администрации субъектов Российской Федерации официальные заключения о необходимости выполнения определенных природоохранных мероприятий.
Предлагаемые Рекомендации по определению размера прошлого экологического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации, определяют основные направления деятельности территориальных органов для решения вопросов соблюдения природоохранительного законодательства в процессе приватизации.
Для закрепления указанных в Рекомендациях подходов желательно утвердить соответствующий документ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Заместитель Председателя
А.А.АМИРХАНОВ



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ПРОШЛОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
УЩЕРБА И СТЕПЕНИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ
ОБЪЕКТОВ, НАМЕЧАЕМЫХ К ПРИВАТИЗАЦИИ
Рекомендации по определению размера прошлого экологического ущерба (далее - ПЭУ) и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации (далее - Рекомендации), разработаны в развитие п. 4 ст. 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и распоряжения Госкомимущества России и Минприроды России от 08.06.95 N 791-р/1 "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций", в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.97 N 643 (в редакции от 21.07.99).
1. Изложенные в настоящем документе подходы рекомендуется использовать при осуществлении государственного экологического контроля за соблюдением природоохранительного законодательства с целью предотвращения нанесения, а также возмещения вреда окружающей среде в результате приватизации предприятий.
Осуществление мероприятий по определению и взысканию ПЭУ с прежнего или нового собственника организации возможно только при взаимодействии с органом по управлению государственным имуществом, администрацией субъекта Российской Федерации и при наличии соответствующей законодательной базы для такого рода взаимодействия.
Для обеспечения создания таких условий следует ознакомить администрации субъектов Российской Федерации с настоящими Рекомендациями с целью получения поддержки в данном вопросе.
2. Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" предусмотрен способ приватизации - продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с социальными условиями. При этом в качестве социальных условий может выступать реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения. Исходя из положений, что социальные условия подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, территориальные органы готовят соответствующие предложения о необходимости выполнения мероприятий по охране окружающей среды организацией, намечаемой к приватизации.
2.1. Подготовка предложений органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органу по управлению имуществом на основании вышеуказанных положений включает следующие этапы:
направление запроса органам по управлению имуществом о прогнозом перечне объектов приватизации на текущий и/или будущий год, данного региона / муниципального образования;
проведение экологического контроля на объектах, намеченных к приватизации (при получении данных), и составление соответствующего заключения на предмет фактического экологического состояния указанных предприятий;
подготовка предварительного расчета ПЭУ;
подготовка перечня рекомендуемых природоохранных мероприятий для предложения к коммерческому конкурсу.
2.2. Определение размера ПЭУ:
Прошлый экологический ущерб определяется исходя из невозмещенных затрат на восстановление нарушенного в результате хозяйственной деятельности организаций качества окружающей среды с момента введения в действие Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и до принятия решения о приватизации в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Размер ПЭУ определяется по действующим методикам путем суммирования ПЭУ, причиненных каждому компоненту окружающей среды (поверхностные воды, земли, почвы и др.).
При этом учитывается:
наличие в судопроизводстве исков по возмещению вреда, нанесенного окружающей среде;
наличие не возмещенного по исковым требованиям вреда, нанесенного окружающей среде;
фактическая задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды;
выполнение природоохранных мероприятий;
состояние очистных сооружений и т.д.
2.3 Местом расположения организации применительно к определению ПЭУ является место, в котором организация фактически осуществляла на момент причинения вреда свою уставную деятельность. В случае осуществления деятельности в нескольких местах размер ПЭУ определяется по каждому месту в отдельности и суммируется.
2.4. Момент перехода собственности на имущество организации в результате ее приватизации определяется в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
2.5. Предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы по управлению имуществом подписываются руководителем территориального органа и содержат следующие сведения:
оформленное в установленном порядке заключение экологического контроля по состоянию объекта, намечаемого к приватизации;
предварительный расчет ПЭУ;
рекомендуемые природоохранные мероприятия.
При этом затраты на выполнение природоохранных мероприятий не должны быть меньше суммы рассчитанного ПЭУ. Таким образом, ущерб, нанесенный окружающей среде, будет возмещен путем производства соответствующих работ по восстановлению качества окружающей среды, а также выполнены мероприятия по предотвращению нанесения ущерба в будущем.
Следует иметь в виду, что с момента опубликования решения о приватизации организации до осуществления мероприятий по ее приватизации проходит срок в 45 дней. Следовательно, для определения и утверждения размера ПЭУ, нанесенного организацией, подавшей документы на приватизацию, остается 1,5 месяца.
3. Предлагаются следующие подходы к решению вопросов о возмещении ущерба при приватизации и определению степени ответственности:
3.1. В случае, когда рассчитанная сумма ПЭУ составляет не менее 50% реальной стоимости основных фондов объекта, намечаемого к приватизации, целесообразно применять способ приватизации - продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями, где социальными условиями является реализация мероприятий по охране окружающей среды. Таким образом, ответственность за возмещение ПЭУ ложится на нового собственника.
3.2. В случае, когда определенный размер ПЭУ незначителен, то есть не возникает необходимости проведения природоохранных мероприятий, выносится предложение о перечислении суммы ПЭУ в соответствующие бюджетные экологические фонды. В данном случае ответственность за ПЭУ несет государство.
3.3. При несогласии с рассчитанным размером ПЭУ руководство продавца либо покупателя намеченного к приватизации объекта может провести независимую комплексную экологическую экспертизу или экологический аудит. При этом оплата таких услуг производится за счет их заказчика.
3.4. Организация при приватизации обязана до момента перехода к ней права собственности на государственное имущество принять на себя обязательства по полному или частичному возмещению ПЭУ.
4. Для подготовки соответствующих нормативных правовых актов территориальным органам следует согласовать с администрацией субъекта Российской Федерации возможность возмещения ПЭУ при различных способах приватизации, исходя при этом из следующих положений:
- размер ответственности государства и нового собственника за ПЭУ определяется в зависимости от способа приватизации организации, указанного в ст. 16 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации";
- при продаже имущества государственной / муниципальной организации на аукционе целесообразно перераспределять полностью или частично ответственность за ПЭУ на нового собственника организации путем завышения начальной цены организации на сумму размера ПЭУ;
- при продаже организации на коммерческом конкурсе с социальными условиями в обязательном порядке включать в условия конкурса требования о возмещении ПЭУ новым собственником как в натуральной форме (проведение различных природоохранных мероприятий - регенерация почвы, посадка деревьев, постройка очистных сооружений и т.п.), так и в денежной форме - путем перечисления в региональные и федеральный государственные экофонды средств в возмещение ПЭУ;
- при продаже организации на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, так же как и в случае с продажей имущества на аукционе, целесообразно завышать оценочную цену приватизируемой организации на сумму размера ПЭУ, либо в качестве одного из инвестиционных условий включать требование об осуществлении природоохранных мероприятий (в том числе и выплат задолженностей за загрязнение окружающей среды) на сумму ПЭУ;
- при продаже работникам организации акций государственного и/или муниципального предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество (далее - ОАО), в номинальную величину одной акции должна включаться соразмерная (пропорциональная) доля ПЭУ, при реализации акции сумма, являющаяся возмещением ПЭУ, перечисляется в федеральный и региональные государственные экофонды;
- при преобразовании организации в ОАО, 100% акций уставного капитала которых принадлежит государству / муниципальному образованию, надлежит требовать включения в номинальную цену одной акции соразмерной (пропорциональной) доли ПЭУ, при реализации акции сумма, являющаяся возмещением ПЭУ, перечисляется в федеральный и региональные государственные экофонды;
- при внесении государственного и/или муниципального капитала в уставные фонды хозяйственных обществ доля ответственности за вред, соразмерная (пропорциональная) всему размеру ПЭУ и размеру передаваемого имущества, переходит на новую организацию либо стоимость передаваемого государством / муниципальным образованием имущества уменьшается на размер ПЭУ, соответствующий доли передаваемого имущества;
- при отчуждении (продаже, мене, дарении и т.д.) собственниками акций ОАО таких ценных бумаг денежная сумма, составляющая соразмерную "(пропорциональную) долю ПЭУ организации, подлежит обязательному перечислению в соответствующие экологические фонды.
Целесообразно рассмотреть также вопрос о стимулировании эффективной работы сотрудников природоохранных органов, закрепив порядок выделения определенного % собираемых в счет возмещения ПЭУ средств на поощрение (премирование) сотрудников территориального органа, проводящих данную работу, руководствуясь при этом положениями, что данная работа рассматривается в качестве показателя деятельности территориального органа по предотвращению нанесения ущерба.
5. Указанные в Рекомендациях подходы по определению ПЭУ могут применяться и при осуществлении процедуры банкротства организации в соответствии со ст. 64 ГК РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", которыми определено, что прежний собственник несет ответственность за нанесенный им вред. В общую сумму ущерба, нанесенного окружающей среде организацией - банкротом, включается и сумма ПЭУ. При этом учитывается, что причинение организацией - банкротом ущерба окружающей среде обусловило / повлекло нанесение вреда жизни и здоровью граждан, сумма возмещения взыскивается в первую очередь.
6. В случае игнорирования органами по управлению государственным имуществом заключений территориальных органов Госкомэкологии России:
готовится исковое заявление о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде, размер которого рассчитан в соответствии п. 2.2;
после принятия иска к рассмотрению судом или арбитражным судом следует сообщить об этом в вышеуказанные органы.

ТЕЛЕГРАММА МПС РФ от 05.09.1998 n 722 (ред. от 22.12.1999) <О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ И УПОРЯДОЧЕНИИ РАСЧЕТОВ С ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯМИ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯМИ И ЭКСПЕДИТОРАМИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также