<ПИСЬМО> ФСС РФ от 22.12.1999 n 02-06/05-2787П <ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ>


ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 1999 г. N 02-06/05-2787П
Департамент правового обеспечения социального страхования рассмотрел обращение по вопросу исчисления пособия по временной нетрудоспособности из фактического заработка без применения ограничения, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, и сообщает следующее.
Ограничение фактического заработка, учитываемого при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, двойной тарифной ставкой (двойным должностным окладом) предусмотрено пунктом 46 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191, и пунктами 67, 69, 72, 76 и др. Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6, с изменениями и дополнениями, внесенными Президиумом Совета ВКП, по состоянию на 15 апреля 1992 года, что не противоречит положениям статьи 239 КЗоТ РФ.
Эти нормативные акты согласно Закону РСФСР от 24 октября 1990 г. "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" и части 2 статьи 4 КЗоТ РФ действуют на территории Российской Федерации до настоящего времени, поскольку законодательство Российской Федерации, которое могло бы заменить их, на сегодняшний день отсутствует.
Новые условия и размеры выдачи пособий по государственному социальному страхованию согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации и статье 240.1 КЗоТ РФ могут быть установлены только федеральным законом.
Действие на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6, подтверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 г. N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации", согласно которому до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации законодательства о государственном социальном страховании в Российской Федерации сохранен действующий порядок выплат по государственному социальному страхованию и финансирования расходов на эти цели, а также решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.98, дело ГКПИ 98-262.
Что касается Постановления Правления фонда от 02.03.93 N 24 "Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам", то в соответствии с ним ограничение пособия по временной нетрудоспособности двойной тарифной ставкой (двойным должностным окладом) фактически не отменялось, поскольку названное Постановление фонда не признавало данную норму утратившей силу, а лишь предоставляло право страхователям при наличии определенных возможностей (в пределах утвержденных нормативов расходов на выплату пособий) это ограничение не применять.
Постановление Фонда от 5 сентября 1997 г. N 71 нормативных положений, касающихся исчисления пособий по временной нетрудоспособности, не содержит. Данным Постановлением Фонд во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N ВЧ-П12-26426 о приведении актов Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством о государственном социальном страховании лишь отменил свое же Постановление от 2 марта 1993 г. N 24 "Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Являясь финансово - кредитным учреждением, Фонд социального страхования Российской Федерации должен обеспечивать выплату пособий из средств государственного социального страхования, являющихся федеральной собственностью и находящихся в его оперативном управлении, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой же статус Фонд социального страхования Российской Федерации имел в марте 1993 года (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР, утвержденное Постановлением Президиума Совета ФНПР от 29.03.91 N 4-1). Фонд никогда не обладал правами по изменению законодательства. Согласно пункту 12 Временного положения о Фонде социального страхования РСФСР, в котором определялась компетенция Правления фонда, к его полномочиям относилось только внесение предложений в Правительство РСФСР о введении новых пособий и других льгот за счет средств фонда.
Отменив Постановление от 02.03.93 N 24, Фонд социального страхования Российской Федерации устранил допущенное им ранее нарушение законодательства о государственном социальном страховании.
По поручению Правительства Российской Федерации подготовлен законопроект "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти", в котором предусматриваются новые условия исчисления пособий по временной нетрудоспособности и иной (по сравнению с действующим) механизм ограничения сумм указанных пособий.
Руководитель Департамента
правового обеспечения
социального страхования
Н.К.ЛЫСЕНКОВ

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 22.12.1999 n 448 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗОВ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 13.05.99 n 162 И ОТ 25.08.99 n 330  »
Постановления и Указы »
Читайте также