ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.12.1999 n КАС99-352 <О ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ МИНКИНА А.В.>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 1999 года
Дело N КАС99-352
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.
членов коллегии Пелевина Н.П.
Кебы Ю.Г.
с участием прокурора Белан М.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 16 декабря 1999 г. дело по жалобе Минкина А.В. на пункты 2, 4, 7, 8 и 9 "Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва", утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа 1999 г. N 8/52-3 по кассационной жалобе представителя заявителя - Ходакова С.А. на решение Верховного Суда РФ от 19 ноября 1999 года, которым жалоба Минкина А.В. оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Минкина А.В., его представителей - Ходакова С.А. и Мачабели Э.Г., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Центральной избирательной комиссии РФ Большакова С.В., Казмина В.И. и Смирнова А.А., возражавших против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Белан М.Г., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа 1999 г. N 8/52-3 утверждены "Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва".
Минкин А.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на пункты 2, 4, 7, 8, 9 Разъяснений, сославшись на несоответствие содержащихся в этих пунктах положений и нарушение прав граждан на свободу проведения предвыборной агитации, в том числе и через средства массовой информации.
Решением Верховного Суда РФ от 19 ноября 1999 года Минкину А.В. отказано в удовлетворении жалобы.
В кассационной жалобе представитель заявителя - Ходаков С.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных пунктов Разъяснений требованиям закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам РФ, политическим общественным объединениям свободу проведения агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; граждане РФ, политические общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, то есть осуществлять деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него; зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственной Думы (далее - зарегистрированные кандидаты), а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Приведенные положения Закона содержат, в частности, правило о том, что граждане и политические общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию лишь в допускаемых законом формах и законными методами.
Кроме того, приведенной статьей Закона гарантированы равные условия доступа к средствам массовой информации зарегистрированным кандидатам в депутаты и избирательным объединениям (блокам).
В соответствии с п. 6 ст. 65 Закона РФ "О выборах..." граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка только через соответствующие избирательные фонды; запрещаются выполнение оплачиваемых работ... оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального подтверждения согласия кандидата, зарегистрированного кандидата либо лиц, им уполномоченных, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока по финансовым вопросам на такое выполнение работ, ... оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда; материальная поддержка предвыборной деятельности ... может быть оказана только при ее оплате за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, блока.
Приведенные положения Федерального закона безусловно свидетельствуют о правомерности указания в абзаце 2 п. 2 Разъяснений на то, что предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего федеральный список кандидатов (независимо от того, кем проводится эта предвыборная агитация, гражданами, юридическими лицами либо зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, блоками, зарегистрировавшими списки).
Довод в кассационной жалобе о том, что ни одна норма Закона не устанавливает, что агитация, проводимая другими лицами (гражданами), должна финансироваться из избирательного фонда, является в силу изложенного выше несостоятельным.
Согласно п. 1 ст. 53 Закона РФ "О выборах..." предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Указанное положение Закона установлено в отношении всех участников избирательного процесса, граждан и юридических лиц.
Этому положению Федерального закона полностью соответствует абзац 3 п. 2 Разъяснений, предусматривающий, что действия граждан, политических общественных объединений, подпадающих под признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования Указа Президента РФ о назначении выборов депутатов Государственной Думы до регистрации кандидатов, списков кандидатов осуществляются в нарушение Федерального закона; в соответствии с подпунктами "б" и "е" пункта 2 ст. 91 Федерального закона проведение предвыборной агитации до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.
В кассационной жалобе представитель заявителя утверждает, что ст. 65 Закона "О выборах...", имея название "Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока" и пункт 6 этой статьи не содержат якобы правила о возможности проведения иными лицами (гражданами, юридическими лицами), т.е. не зарегистрированными кандидатами лишь при финансировании из избирательного фонда соответствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, блока.
С таким доводом кассационная коллегия не может согласиться, поскольку он надуман и выдвинут без учета действительного содержания последующих (после первого) предложений п. 6 ст. 65 Закона "О выборах...", которые свидетельствуют о соответствии им абзаца III п. 2 Разъяснений.
То обстоятельство, что согласно пп. "б" и пп. "е" п. 2 ст. 91 Закона РФ "О выборах...", на которые в абзаце III п. 2 Разъяснений имеется ссылка, основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка (либо основанием для отмены регистрации - см. пп. "а" п. 3 ст. 91) является факт незаконной агитации, совершаемый лишь самим кандидатом (зарегистрированным кандидатом) либо избирательным объединением, блоком (а не гражданином), свидетельствует о том, что такую ответственность кандидат, зарегистрированный кандидат либо объединение, блок могут нести только при условии, когда незаконная агитационная деятельность гражданами осуществляется с ведома и согласия самого кандидата, зарегистрированного кандидата, объединения, блока.
Вместе с тем, сами граждане, осуществляющие незаконную агитацию, могут также нести соответствующую ответственность.
Положение, содержащееся в п. 4 Разъяснений, о том, что на соответствующей стадии избирательного процесса граждане РФ и политические общественные объединения имеют право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, полностью соответствует также п. 1 ст. 53 Закона РФ "О выборах...", предусматривающему запрет на проведение всеми лицами предвыборной агитации до дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.
Пункт 4 Разъяснения соответствует также ст. 8 Закона РФ "О выборах...".
Абзац I п. 9 Разъяснения содержит следующее положение: "Статьями 8, 52, 55 - 57 Федерального закона устанавливается, что предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда; иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации.
Оспаривая это положение Разъяснения, Минкин А.В. ссылался на то, что пункт 3 ст. 52 Закона РФ "О выборах..." предусматривает исчерпывающий перечень лиц, которым запрещено проводить предвыборную агитацию, другие же граждане (не указанные в этом пункте ст. 52 Закона), по мнению заявителя, в этот перечень не включены.
С таким доводом суд первой инстанции правомерно не согласился, указав на то, что анализ содержания всего 9-го пункта Разъяснений и статей Закона, указанных в абзаце I п. 9 Разъяснений, свидетельствует о правомерности приведенных положений Разъяснений о том, что другие участники избирательного процесса (за исключением зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки) не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации.
Действительно, в п. 2 ст. 8 Закона РФ "О выборах..." подчеркнуто, что граждане РФ, политические общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
В пункте же 3 этой статьи предусмотрено принципиальное положение, согласно которому зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственной Думы (далее - зарегистрированные кандидаты), а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
В пункте 1 ст. 52 Закона приведены основные формы проведения предвыборной агитации (в том числе и через средства массовой информации).
В пункте 2 этой статьи изложены также основные формы проведения агитации через СМИ и подчеркнуто, что при этом зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избирать форму и характер своей предвыборной агитации.
Естественно, что при проведении зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, блоком граждане вправе принимать участие при проведении такой агитации.
Анализируя приведенные положения Закона, а также статьи 55 - 57 этого же Закона, кассационная коллегия не может согласиться с доводом заявителя (изложенным в кассационной жалобе) о том, что в этих статьях Закона якобы содержатся нормы, которые запрещают проводить предвыборную агитацию и за счет средств граждан, юридических лиц (то есть помимо средств избирательного фонда).
Не может согласиться кассационная коллегия и с доводом заявителя о том, что приведенные статьи Закона РФ "О выборах..." якобы допускают возможность проведения гражданами и юридическими лицами предвыборной агитации через СМИ.
Указанные доводы заявителя опровергаются принципиальными положениями Закона, которые, если допустить обоснованность выдвинутых доводов, оказались бы бессмысленными и нереализованными при проведении предвыборной агитации, а именно: равные условия доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, блоков к средствам массовой информации; их право самостоятельного избрания формы и характера своей предвыборной агитации через СМИ; возложение на определенные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязанности по предоставлению возможности проведения предвыборной агитации именно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, блокам; установление для них единых размера и условий оплаты эфирного времени и печатной площади; учет размеров такой оплаты, их опубликование и представления сведений о них в Центризбирком РФ; обязанность организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставивших зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, блокам как бесплатные так платные эфирное время и печатную площадь, вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади в соответствии с формами, установленными Центризбиркомом РФ; оказание гражданами и юридическими лицами финансовой и материальной поддержки деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, федерального списка только через соответствующие избирательные фонды; запрет выполнения оплачиваемых работ, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального подтверждения согласия зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, блока на такое выполнение работ, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда.
О необоснованности выдвинутых заявителем доводов свидетельствуют также и другие многочисленные положения Закона.
Кроме того, отказывая в удовлетворении жалобы в части оспаривания п. 9 Разъяснений, суд первой инстанции обоснованно сослался на п. 20 ст. 56 и п. 16 ст. 57 Закона РФ "О выборах...", согласно которым оплата эфирного времени и печатной площади должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, блока.
Ссылка же в кассационной жалобе на то, что в п. 3 ст. 52 Федерального закона "О выборах..." не указаны граждане и юридические лица, не свидетельствует о незаконности оспоренного п. 9 Разъяснений, поскольку перечисленным в этом пункте лицам и организациям запрещено проводить предвыборную агитацию в любой из возможных форм, а не только через СМИ.
Характер состава этих лиц и организаций свидетельствует об особом значении запрета на проведение ими предвыборной агитации в любой форме.
Несостоятелен, по мнению Кассационной коллегии, и довод в кассационной жалобе о том, что якобы Центральная избирательная комиссия РФ в нарушение п. 3 ст. 55 Конституции РФ вместо законодателя ограничила избирательные и иные права и свободы граждан.
Приведенные выше многочисленные положения именно Федерального закона "О выборах..." в своей совокупности в целях обеспечения равных прав и возможностей для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, блоков при проведении предвыборной агитации устанавливают изложенные выше ограничения прав и свобод граждан, юридических лиц и необходимость такого ограничения, а также его соразмерность, обусловлены целью защиты законных интересов других лиц.
Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, Кассационная коллегия учитывает и то обстоятельство, что заявителем оспаривался, в частности, и абз. 3 п. 2 Разъяснений, хотя содержащееся в нем положение о незаконности проведения предвыборной агитации до регистрации кандидатов прямо предусмотрено в Федеральном законе (как это указывалось выше).
Оспаривал заявитель в суде первой инстанции и пункты 7 и 8 Разъяснений, хотя в кассационной жалобе вопрос о незаконности судебного решения (которым в удовлетворении данного требования отказано) в этой части не поставлен.
При таком положении изложенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием к отмене законного судебного решения.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Минкина А.В. - Ходакова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии:
Н.П.ПЕЛЕВИН
Ю.Г.КЕБА

ПРОТОКОЛ заседания Центризбиркома РФ от 16.12.1999 n 61-3-3 (Выписка) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА ПО УДМУРТСКОМУ ОДНОМАНДАТНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ n 29, УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, И КОЛОМЕНСКОМУ ОДНОМАНДАТНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ n 106, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  »
Постановления и Указы »
Читайте также