<ПИСЬМО> МНС РФ от 07.12.1999 n АП-6-04/982, Госкомзема РФ от 06.12.1999 n СС-1530 ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПОСТУПЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
7 декабря 1999 г. N АП-6-04/982
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
6 декабря 1999 г. N СС-1530
ПИСЬМО
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПОСТУПЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Проанализировав итоги поступления земельного налога и арендной платы за землю в бюджет за январь - октябрь 1999 года, следует отметить, что налоговыми органами и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводится определенная работа, направленная на повышение уровня собираемости платежей за землю и обеспечение их поступлений, предусмотренных бюджетными назначениями на 1999 год.
Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлен на 1999 год повышающий коэффициент 2 к ставкам земельного налога по основным категориям земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения и участков граждан, предоставленных для садоводства, личного подсобного хозяйства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, и бюджетные назначения по сбору платежей за землю в федеральный бюджет в размере 5,38 млрд. руб. В связи с этим поступления от земельного налога и арендной платы в консолидированный бюджет за 10 месяцев текущего года должны были возрасти по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 2 раза, а в федеральный бюджет должно было поступить около 3,5 млрд. рублей платы за землю.
За январь - октябрь 1999 года в консолидированный бюджет поступило 12 млрд. рублей платы за землю. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления увеличились на 4,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза. Наибольший рост поступлений достигнут в Ненецком АО (в 2,4 раза), в Кировской области (в 2 раза), Самарской области (в 2,4 раза), Свердловской области (в 2 раза), Томской области (в 2,1 раза), в Ямало - Ненецком АО (в 2 раза), в Иркутской области (в 1,9 раза).
В федеральный бюджет направлено 2,5 млрд. руб., что больше, чем за 10 месяцев 1998 года, на 1,5 млрд. рублей, или с ростом в 2,4 раза. При этом прогноз поступлений в федеральный бюджет платы за землю за январь - октябрь 1999 года выполнили только 13 субъектов Российской Федерации, среди них: Калужская (122%), Ярославская (103%), Курская (101%), Самарская (115%), Ульяновская (156%), Свердловская (113%), Томская (156%), Иркутская (101%) области, г. Москва (107%), Красноярский край (120%), Республика Бурятия (111%), Республика Алтай (104%), Республика Карелия (106%).
Одновременно следует отметить, что по настоянию руководителей налоговых органов по Ульяновской, Калужской областям и по г. Москве финансовые управления перечислили в январе - октябре 1999 года в федеральный бюджет значительные суммы земельного налога и арендной платы за землю, находящиеся в задолженности федеральному бюджету за 1997 - 1998 годы.
Вместе с тем итоги работы за январь - октябрь текущего года показывают, что, несмотря на неоднократные обращения МНС России и Госкомзема России к налоговым органам и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству о принятии ими дополнительных мер, направленных на повышение собираемости платежей за землю как в консолидированный, так и в федеральный бюджеты, а также о необходимости пересмотра ставок арендной платы по всем ранее заключенным договорам аренды, во многих регионах работа поставлена не на должном уровне.
В некоторых регионах поступления в консолидированный бюджет средств от платы за землю составили ниже уровня 10 месяцев прошлого года, что является недопустимым. По Смоленской области поступления платежей за землю по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшились на 13,4 млн. руб. и составили 82%, по Тульской области - на 11 млн. руб. (88%), по Республике Марий Эл - на 1,3 млн. руб. (92%), по Коми - Пермяцкому АО - на 210 тыс. руб. (93%), по Республике Тыва - на 639 тыс. руб. (80%), по Усть - Ордынскому Бурятскому АО - на 810 тыс. руб. (78%), по Таймырскому АО - на 3,7 млн. руб. (48%), по Магаданской области - на 4,4 млн. руб. (84%), по Чукотскому АО - на 3,3 млн. руб. (54%).
Во многих субъектах Российской Федерации не обеспечено выполнение прогнозных заданий по плате за землю в консолидированный бюджет за 10 месяцев 1999 года. Например, по Брянской области доля выполнения составила всего лишь 70% от бюджетных назначений, Читинской области - 61%, Ивановской области - 71%, Рязанской области - 71%, Тамбовской области - 76%, Саратовской области - 52%, Курганской области - 62%, Пермской области - 72%, Алтайскому краю - 66%, Ханты - Мансийскому АО - 77%, Эвенкийскому АО - 59%, Агинскому Бурятскому АО - 49%, Республике Северная Осетия - Алания - 75%, Республике Бурятия - 71%.
Недоимка в консолидированный бюджет по земельному налогу на 1 ноября 1999 года составила 11,3 млрд. рублей. Наибольшие суммы недоимки допущены по Московской области - 710 млн. руб., по Воронежской области - 368 млн. руб., по Республике Татарстан - 486 млн. руб., Самарской области - 470 млн. руб., Свердловской области - 501 млн. руб., Кемеровской области - 456 млн. руб., Красноярскому краю - 269 млн. руб., Краснодарскому краю - 307 млн. руб., Ростовской области - 298 млн. руб., Нижегородской области - 253 млн. рублей.
В некоторых субъектах Российской Федерации, в том числе Амурской и Воронежской областях, Кабардино - Балкарской Республике, Республиках Дагестан и Тыва, размеры задолженности значительно превышают годовые задания по плате за землю этим регионам в консолидированный бюджет.
Крайне неудовлетворительно проводится работа по обеспечению поступления земельного налога и арендной платы за землю в федеральный бюджет. Бюджетные назначения, установленные на 10 месяцев 1999 года для субъектов Российской Федерации по поступлению платы за землю в федеральный бюджет, не выполнены многими регионами. Среди этих регионов: Ленинградская область (60%), Тульская область (58%), Чувашская Республика (56%), Кировская (59%), Курганская (60%), Оренбургская (60%), Челябинская (63%) области, Коми - Пермяцкий АО (53%), Кемеровская (58%), Омская (57%), Читинская (56%) области, Хабаровский край (50%), Сахалинская область (53%).
Самый низкий уровень выполнения бюджетных назначений отмечается в Псковской области (Медведева А.В. - заместитель начальника Управления налоговой инспекции, курирующий плату за землю) - 25%, г. Санкт - Петербурге (Красавин В.И.) - 30%, Саратовской области (Толстов В.А.) - 36%, Республике Дагестан (Магомедов Б.Т.) - 22%, Магаданской области (Судьин В.П.) - 30%, Алтайском крае (Калачко В.Г.) - 39%. Республики Татарстан и Башкортостан продолжают нарушать федеральное законодательство и вообще не перечисляют средства от земельного налога и арендной платы за землю в федеральный бюджет.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт - Петербурга, занимающийся организацией сбора арендной платы за землю, не контролирует ее перечисление в федеральный бюджет. За 10 месяцев 1999 года задолженность города перед федеральным бюджетом по арендной плате за землю составляет более 200 млн. рублей.
Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые регионы за январь - октябрь 1999 года направили в федеральный бюджет средств от платы за землю значительно меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На 1 ноября 1999 года в 8 субъектах Российской Федерации поступления платежей за землю в федеральный бюджет ниже, чем за январь - октябрь прошлого года, среди которых: Псковская область на 2,1 млн. руб. (поступления составили всего лишь 52% от уровня прошлого года), по Смоленской области (Казакова Л.А.) на 1,6 млн. руб. (91%), по Тверской области (Юргин А.И.) на 2,3 млн. руб. (90%), по Липецкой области (Хижняков Б.П.) на 7,7 млн. руб. (78%), по Курганской области (Зайцев А.И.) на 1,7 млн. руб. (84%), по Приморскому краю на 5,9 млн. руб. (79%), по Камчатской области на 640 тыс. руб. (85%), по Магаданской области на 241 тыс. рублей (91%).
Одной из основных причин, отрицательно сказавшихся на уровне поступлений платежей за землю, является недостаточная работа по взаимодействию налоговых органов и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству с территориальными органами федерального казначейства.
Часть недостатков связана и с необеспеченностью налогоплательщиков документами, удостоверяющими право собственности, владения или пользования (аренды) земельными участками. Всего лишь около 70 процентов фактических собственников (пользователей) земли имеют документы, являющиеся основанием для взимания земельного налога. В результате не охвачены налогообложением большие площади земель и в бюджет не поступает значительная часть платежей за землю.
Еще не в полной мере реализуется на местах законодательно установленный порядок по взиманию земельного налога в двукратном размере за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Нет достаточного взаимодействия налоговых органов и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в привлечении налогоплательщиков к уплате налога в двойном размере за не используемые ими земли.
Налоговые органы проводят определенную работу по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты земельного налога. По состоянию на 1 октября 1999 года налоговыми органами проведено 94 тыс. выездных проверок по земельному налогу, из них выявлено 10 тыс. нарушений и дополнительно начислено в бюджеты разных уровней 2,35 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 621 млн. руб. Из суммы дополнительно начисленных платежей по результатам проверок взыскано 174 млн. рублей.
Однако материалы проверок, проведенных в 1999 году сотрудниками центрального аппарата МНС России, налоговых органов по Ханты - Мансийскому АО, г. Москве, Кабардино - Балкарской Республике, свидетельствуют, что налоговые органы недостаточно уделяют внимания практической работе по обеспечению полного учета плательщиков и объектов обложения.
С выходом на место проведена проверка хозяйств, входящих в Государственное унитарное предприятие "Мосзеленхоз". Данное ГУП имеет разветвленную систему филиалов, расположенных как на территории г. Москвы, так и Московской области. Совхозы, расположенные в Московской области, уплачивают земельный налог, а три совхоза декоративного садоводства "Измайловский", "Первомайский", "Останкинский", расположенные на территории г. Москвы, имеющие по 15 - 20 га земель каждый, за весь период (с 1992 г.) не уплачивали земельный налог. При этом Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Москвы при составлении списков плательщиков земельного налога данные организации не включал в эти списки.
При проверке состояния уплаты земельных платежей на территории Петровского парка г. Москвы, где расположены спортивные сооружения, было выявлено, что на данной территории расположены два юридических лица - МГО ВФСО "Динамо" и футбольный клуб "Динамо". На части закрепленных за ними земель созданы рынки, предприятия и организации торговли и общественного питания. За эти земли расчеты на уплату налога не представлялись, и налог не уплачивался. В результате составлены акты налоговой проверки по уплате земельного налога и вынесено решение о взимании налога.
В соответствии с п. 10 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" учреждения культуры, к которым относятся и кинотеатры города, независимо от источника финансирования были освобождены от уплаты земельного налога. Однако распространена практика сдачи отдельными кинотеатрами части площадей помещений коммерческим предприятиям для организации торговли. За сдачу в аренду части помещений руководством кинотеатров "Мир" и "Мечта" (г. Москва) расчеты не представлялись, земельный налог не уплачивался. По данным нарушениям составлены акты проверок.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" учреждения науки и образования освобождены от уплаты земельного налога. Всероссийский селекционно - технологический институт садоводства и питомниководства (г. Москва) сдавал помещение в аренду. За земли, сданные в аренду, институт не представлял расчеты и не уплачивал земельный налог, а также не уплачивал налог за земельные участки, занятые жилищным фондом (три общежития).
В ходе проверки ГНИ по Нижневартовскому району Ханты - Мансийского АО выявлено, что МУПу "Торговый дом Нижневартовского района" комитетом по имуществу района в аренду переданы здания и сооружения бывшего райпотребсоюза. Однако МУП за 1998 год за земли под этими зданиями и сооружениями ни земельный налог, ни арендную плату не уплачивал. При этом комитет по управлению имуществом района от имени администрации объяснял, что данная организация является арендатором здания и не должна уплачивать плату за землю. Специалистами МНС России было дано задание ГНИ по Нижневартовскому району начислить МУПу земельный налог.
Проведенные проверки показали на наличие недостатков, связанных с неправильным предоставлением льгот по земельному налогу физическим лицам. Например, некоторые ГНИ по г. Москве и Кабардино - Балкарской Республике в нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю" предоставляли льготы по земельному налогу лицам, награжденным медалью "За оборону Москвы", сотрудникам органов внутренних дел, лицам, работавшим в тылу во время Великой Отечественной войны.
Следует обратить внимание и на недостатки в работе, допускаемые комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, из-за которых значительные площади земель не облагаются налогом.
Так, например, на протяжении 3-х последних лет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Солнечногорского района Московской области (Леонтьева Е.И.- Председатель комитета) не может определить, к каким землям - городским или сельским - относятся земли огородного товарищества "Ветеран". Письмом от 16.04.98 N 1021 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству сообщил в прокуратуру г. Солнечногорска о том, что земли огородного товарищества "Ветеран" расположены вне черты населенных пунктов и являются землями сельскохозяйственного назначения. А уже письмом от 15.05.98 N 1296 сообщил в ГНИ по г. Солнечногорску о том, что земли огородного товарищества "Ветеран" являются землями сельскохозяйственного использования в черте поселка Менделеево. В связи с этим налоговые органы не могут правильно применить ставки при начислении земельного налога.
Открытому акционерному обществу "Рязанский бройлер" были отведены в 1992 году земли под жилищное строительство площадью 13 га, из которых земли площадью 7,26 га до настоящего времени оказались еще не застроенными. Все эти земли уже в 1994 году были отнесены к территории г. Рязани. Однако городской земельный комитет (Бутылин В.И.) инвентаризацию этих земель не производил, в списки плательщиков данную организацию не включал. ОАО "Рязанский бройлер" расчет налога за все эти годы не представлял и земельный налог не уплачивал. Данное нарушение обнаружено только в 1999 году в результате выездной налоговой проверки сотрудниками Управления МНС РФ по Рязанской области.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Москве (Дамурчиев В.Н.) недостаточно ведет работу по выявлению потенциальных плательщиков земельного налога и арендной платы за землю в городе. Так, например, на территории парков "Сокольники", ЦПКО им. Горького, "Измайлово", лесопарков "Лосиный остров" и "Царицыно" было выявлено более ста юридических лиц в каждом из перечисленных парков, разместившихся на этих землях. Однако до настоящего времени ни эти парки и лесопарки, ни размещенные на этих землях другие юридические лица не уплачивают земельный налог или арендную плату за использование земель.
На территории Подольского района Московской области на площади 11,5 га с 1995 года размещен полигон МУП "Спецхозяйство" для складирования твердых бытовых отходов города Подольска. Однако документы на право пользования земельным участком Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Подольского района (Карпузов В.В.) не оформлены. В связи с этим ГНИ по Подольскому району, согласно решению арбитражного суда, была вынуждена вернуть МУП "Спецхозяйство" доначисленный земельный налог в сумме 52,6 тыс. рублей.
Итоги работы за 10 месяцев 1999 года по перечислению платы за землю в соответствующие уровни бюджетов и информация о проведенных проверках по исчислению и уплате земельного налога и арендной платы показывают, что крайне недостаточно осуществляется контроль многими налоговыми органами и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству за поступлением в 1999 году в бюджеты этих платежей.
В связи с этим МНС России и Госкомзем России поручают руководителям налоговых органов и комитетов принять эффективные меры по устранению имеющихся недостатков, повышению собираемости и обеспечению полного поступления платы за землю в размерах, предусмотренных в бюджете.
Налоговым органам и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству принять необходимые меры по усилению взаимодействия с территориальными органами федерального казначейства в работе по обеспечению полного и своевременного поступления земельного налога и арендной платы за землю как в федеральный, так и в территориальные бюджеты, а также выполнению бюджетных назначений по плате за землю, предусмотренных в целом на 1999 год.
Учитывая значительный объем бюджетных назначений на 2000 год по плате за землю, необходимо активизировать работу по полному взысканию с налогоплательщиков недоимки, образовавшейся за прошедшие годы, имея в виду, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 47 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, вводимым в действие с 1 января 2000 года, взыскание земельного налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя налогового органа.
Налоговым органам не допускать случаев направления платежей за землю в счет возмещения НДС из бюджета и занижения по этой причине в налоговой отчетности фактических поступлений платы за землю, имеющих в основном целевое назначение.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
А.П.ПОЧИНОК
Председатель Государственного
комитета Российский Федерации
по земельной политике
С.И.САЙ

<ПИСЬМО> МНС РФ от 07.12.1999 n ФС-6-12/977@ <О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также