ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 03.12.1999 n 4770-ii ГД О ПРОЕКТЕ КОДЕКСА ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 1999 г. N 4770-II ГД
О ПРОЕКТЕ КОДЕКСА ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике до 3 января 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. 1. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Статья 2. Отношения, регулируемые Кодексом. 1. Настоящий Кодекс определяет статус внутренних водных путей, порта, судна и его экипажа, права, обязанности и ответственность участников перевозки и регулирует основные условия содержания и использования внутренних водных путей для судоходства, условия обеспечения безопасности судоходства; основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, а также буксировки судов и плавучих объектов.

Статья 3. Основные понятия. В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия:

Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта. 1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно, либо через свои территориальные органы или государственные организации, находящиеся в сфере его ведения, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Статья 5. Лицензирование и сертификация. 1. Перечень видов деятельности на внутреннем водном транспорте, при осуществлении которых требуется обязательное наличие лицензии, и порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Тарифы. Порядок установления тарифов на перевозку грузов, пассажиров и багажа, и на буксировку плотов, судов и иных плавучих объектов, за погрузку и выгрузку и другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила их применения устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Общие условия. 1. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и являются путями сообщения для использования любыми юридическими и физическими лицами.

Статья 8. Содержание внутренних водных путей. 1. Проведение путевых работ (дноуглубительных, выправительных, тральных, дноочистительных, изыскательских), устройство и содержание средств навигационного оборудования на внутренних водных путях, включая рейды в портах общего пользования, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства за счет федерального бюджета Российской Федерации, доходов от собственной деятельности, а также других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Статья 9. Возведение и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях. 1. Возведение искусственных сооружений (мостов, причалов, дамб, плотин, каналов, воздушных и подводных переходов, водозаборов, водопусков, запаней, затонов, линий электрических передач и связи и др.) на внутренних водных путях и проведение работ, связанных с их эксплуатацией, добыча нерудных строительных материалов осуществляются по согласованию с Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и Государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Статья 10. Условия пользования акваториями и землями. 1. На внутренних водных путях, вне городских поселений, предоставляется в бесплатное пользование для работ, связанных с судоходством, полоса земли шириной в 20 метров от уреза воды при среднемноголетнем уровне на свободных реках и нормального подпорного уровня на искусственных водных путях вглубь берега или острова. На крутых берегах, имеющих уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от бровки берега.

Статья 11. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях. 1. Вред, причиненный физическими и юридическими лицами в результате повреждения или уничтожения объектов навигационной обстановки, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов внутреннего водного транспорта, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Средства идентификации судна. 1. Каждое судно, подлежащее регистрации в государственном судовом реестре, должно иметь свое название (наименование или номер). Название судна присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 13. Судовые документы. 1. На судне, зарегистрированном в государственном судовом реестре и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям Российской Федерации, должны находиться следующие документы:

Статья 14. Государственная регистрация судов. 1. Судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Статья 15. Органы, осуществляющие государственную регистрацию. 1. Государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации пассажирских, нефтеналивных, буксирных и других самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт и несамоходных валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн осуществляют государственные речные судоходные инспекции бассейнов, ближайшие к месту регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина, являющихся собственником судна.

Статья 16. Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации. 1. Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется Правилами регистрации судов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Исключение судна из Государственного судового реестра Российской Федерации. 1. Исключению из Государственного судового реестра Российской Федерации подлежит судно:

Статья 18. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. 1. Плавание судов по внутренним водным путям Российской Федерации допускается только под флагом Российской Федерации. По решению Правительства Российской Федерации в каждом конкретном случае может быть разрешено плавание по внутренним водным путям Российской Федерации, включая транзит через территорию России, отдельным судам под флагом иностранного государства.

Статья 19. Право собственности на судно. 1. Суда могут находиться в любой форме собственности.

Статья 20. Ипотека судов. 1. В Российской Федерации может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 21. Арест и принудительная продажа судов. 1. В случае возникновения судебного производства по иску какого-либо лица к собственнику судна и заявления этим лицом требований об обеспечении иска, судом может быть наложен арест на судно в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 22. Состав экипажа. 1. Экипаж судна состоит из лиц командного состава, судовой команды, a на пассажирских судах - также и персонала, обслуживающего пассажиров.

Статья 23. Требования, предъявляемые к членам экипажа. 1. К назначению на должности командного состава и судовой команды допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Трудовые отношения экипажа судна и судовладельца. 1. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, Уставом службы на судах, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

Статья 25. Возвращение члена экипажа судна к месту найма на работу. 1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту найма на работу или в другое обусловленное сторонами место за свой счет в случаях:

Статья 26. Капитан судна. 1. Капитаном судна может быть лицо, имеющее диплом, свидетельство, удостоверение судоводительской специальности, а также опыт для самостоятельного управления судном определенного типа.

Статья 27. Права и обязанности капитана по поддержанию порядка на судне. 1. Распоряжения капитана, в пределах его полномочий, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Статья 28. Обязанности капитана в случаях рождения ребенка, смерти и болезни на судне. 1. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне), а также сделать запись в судовом журнале.

Статья 29. Неотложная надобность в деньгах. 1. Капитан, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему судового имущества, за исключением необходимого для продолжения плавания, часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения плавания, который связан с наименьшими убытками для судовладельца.

Статья 30. Общие условия. 1. Обеспечение безопасной эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

Статья 31. Технический надзор за судами. 1. Суда внутреннего плавания, самоходные с главными двигателями мощностью 55 кВт и более, несамоходные валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, открытых для судоходства, a также суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору, классификации и обязательной сертификации Российского Речного Регистра.

Статья 32. Надзор за безопасностью судоходства. 1. Надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях, в отношении пассажирских, нефтеналивных, буксирных и других самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт и несамоходных валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн, возлагается на Государственную речную судоходную инспекцию.

Статья 33. Надзор за пожарной безопасностью. 1. Надзор за пожарной безопасностью на судах внутреннего плавания, независимо от формы собственности, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозку пожароопасных грузов, а также проведение проверок противопожарного состояния судов, выходящих в море, с выдачей свидетельства пожарной охраны, возлагается на Речную инспекцию надзора за пожарной безопасностью в составе Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.

Статья 34. Надзор капитана речного порта. 1. Надзор в речных портах, открытых для захода иностранных судов, a также в речных портах, расположенных в устьях рек, за обеспечением безопасности судоходства и порядка, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществляет капитан речного порта в соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Статья 35. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, надзор и контроль за экологической безопасностью. 1. Обеспечение экологической безопасности плавания судов, недопущение загрязнения с судов водной среды хозяйственно - бытовыми и нефтесодержащими водами, мусором, нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов в водоемах, является обязанностью судовладельца.

Статья 36. Организация лоцманской службы. 1. В целях обеспечения безопасности плавания по внутренним водным путям Российской Федерации создаются лоцманские службы государственных организаций. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации, требованиями настоящего Кодекса и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 37. Затонувшее имущество. 1. Под затонувшим имуществом понимаются создающие угрозу для безопасности судоходства:

Статья 38. Подъем затонувшего имущества. 1. Правила настоящей статьи применяются к подъему и уничтожению затонувшего имущества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, за исключением имущества, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 39. Порядок возмещения убытков по затонувшему имуществу. 1. Расходы лица, вина которого в затоплении имущества установлена в судебном порядке, включая расходы, связанные с его подъемом или уничтожением, относятся на его счет. Если имущество затонуло вследствие обстоятельств, которые нельзя было предвидеть и предотвратить, расходы собственника затонувшего имущества, включая расходы, связанные с подъемом или уничтожением этого имущества, относятся на его счет.

Статья 40. Возмещение вреда от столкновения судов. При столкновении судов внутреннего плавания вред, причиненный людям, а также убытки, причиненные судовладельцам, грузоотправителям (грузополучателям) или иным лицам, возмещается в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в области внутреннего водного транспорта и международными договорами Российской Федерации.

Статья 41. Общие условия. 1. Положения настоящего раздела применяются ко всем портам, порто - пунктам (пристаням), терминалам, другим перегрузочным комплексам, независимо от их формы собственности (в дальнейшем - порт) и расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации.

Статья 42. Портовые власти. 1. По решению федерального органа исполнительной власти в области транспорта могут создаваться государственные администрации портов внутреннего водного транспорта, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым в установленном порядке.

Статья 43. Территория и акватория порта. 1. Сухопутную территорию порта составляют земли, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, включая припортовые зоны, необходимые для его перспективного развития.

Статья 44. Основные требования по эксплуатации портов. 1. Владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, иметь склады, средства для определения массы груза, устройства и оснащение для перегрузки грузов, для посадки, высадки и пребывания пассажиров, а в необходимых случаях железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов. Средства для определения массы груза подлежат в установленном порядке государственному метрологическому контролю и надзору.

Статья 45. Обязательные постановления по портам. 1. Для регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории порта, а также находящихся на его акватории судов Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, утверждают и публикуют организационно - распорядительный акт - Обязательные постановления по порту.

Статья 46. Портовые платежи. В портах устанавливаются следующие портовые платежи с судов: корабельный (судовой), канальный, причальный, лоцманский, за прием с судов в переработку хозяйственно - бытовых, нефтесодержащих вод и сухого мусора.

Статья 47. Предпринимательская деятельность в порту. 1. Предпринимательская деятельность в порту осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом и соглашением сторон.

Статья 48. Общие условия. 1. На внутреннем водном транспорте Российской Федерации аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим разделом Кодекса.

Статья 49. Субаренда судов. 1. Если иное не предусмотрено договором, арендатор судна без экипажа вправе, без согласия арендодателя, сдавать его в субаренду, как с экипажем, так и без экипажа.

Статья 50. Права и обязанности арендодателя. 1. При аренде судна с экипажем арендодатель обязан обеспечить безопасную техническую эксплуатацию судна, укомплектование и содержание его экипажа, а также наличие всех судовых документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта, в соответствии с целями аренды.

Статья 51. Права и обязанности арендатора. 1. При аренде судна арендатор обязан иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности на внутреннем водном транспорте.

Статья 52. Расчеты за аренду судна. 1. Правила настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено договором аренды.

Статья 53. Общие условия. 1. Перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозки грузов, в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также на основании договора перевозки по мере предъявления их к перевозке. Порядок осуществления перевозок грузов регламентируется Правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утверждаемыми в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - Правила перевозок грузов).

Статья 54. Договор перевозки груза. 1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

Статья 56. Предъявление и прием груза. 1. Грузоотправитель до предъявления груза к перевозке обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.

Статья 57. Определение массы груза. 1. При предъявлении грузов к перевозке грузоотправитель указывает в транспортной накладной их массу, определяемую им по трафарету, стандарту или путем взвешивания, а для тарных и штучных грузов - и количество мест. В случаях, установленных Правилами перевозок грузов, допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (по обмеру груза, осадке судна или условно). Определение массы груза по трафарету, стандарту, расчетным путем по обмеру или условно во всех случаях производится грузоотправителем.

Статья 58. Требования к судам и контейнерам. 1. Суда и контейнеры должны подаваться перевозчиком под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки предъявляемого груза.

Статья 59. Размещение и крепление грузов в судах. 1. Способы размещения и крепления грузов в судах, с указанием характеристики приспособлений, материалов, а также нормативов их предоставления, устанавливаются Техническими условиями погрузки и крепления грузов, разрабатываемыми и утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а при их отсутствии - планом размещения грузов на судне (грузовым планом), разрабатываемым перевозчиком.

Статья 60. Подача транспортных средств, их загрузка и разгрузка. 1. О времени предстоящего прибытия судна в пункт погрузки или выгрузки груза перевозчик извещает соответственно грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под загрузку или разгрузку не позднее чем за 6 часов до подачи судна.

Статья 61. Пломбирование судов, контейнеров. 1. Загруженные трюмы судов, в том числе рефрижераторных и наливных, контейнеры должны быть опломбированы грузоотправителем, если груз погружен грузоотправителем.

Статья 63. Сроки доставки грузов. 1. Перевозимые грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки и правила их исчисления определяются в соответствии с Правилами перевозок грузов.

Статья 64. Ограничение или запрещение движения судов. 1. В случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, иных явлений стихийного характера и военных действий, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту и в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства вправе принять решение о замедлении или прекращении движения судов на определенных участках (определенных направлениях), о чем немедленно уведомляет федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который принимает решение о сроках действия такого ограничения. В случае введения ограничений на движение судов на срок более пяти суток федеральный орган исполнительной власти в области транспорта незамедлительно уведомляет об этом Правительство Российской Федерации. О принятом решении Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства информирует перевозчиков, грузоотправителей (грузополучателей) в порядке, установленном Правилами перевозок грузов, с указанием причин и сроков введения ограничений на движение.

Статья 65. Право распоряжения грузом. 1. Грузоотправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его грузополучателю либо передачи такого права грузополучателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом грузополучателю или третьему лицу грузоотправитель обязан уведомить об этом перевозчика.

Статья 66. Выдача груза грузополучателю. 1. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов.

Статья 67. Хранение груза. 1. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение одних суток, не считая дня прибытия груза. Сверх этого срока груз хранится за плату, устанавливаемую в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Кодекса.

Статья 68. Проверка груза при выдаче. 1. Перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в пункте назначения массу груза, прибывшего в неисправном судне или с неисправными пломбами на трюмах судна, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в пункте назначения проверяется тем же способом, что и в пункте отправления.

Статья 69. Зачистка судна. 1. По окончании разгрузки судно должно быть зачищено, а в необходимых случаях - вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и за счет тех, кто осуществляет его разгрузку. Случаи, основные требования и критерии зачистки судов определяются Правилами перевозок грузов.

Статья 70. Невостребованный груз. 1. Если в течение сроков, предусмотренных Правилами перевозок грузов или соглашением сторон, груз не будет принят и вывезен грузополучателем, груз считается невостребованным.

Статья 71. Особые условия перевозки. 1. Грузоотправители могут предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью. Предъявление к перевозке грузов с объявленной ценностью осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов.

Статья 72. Последствия невозможности доставки груза. 1. При невозможности доставки груза в пункт назначения или выдачи его указанному в накладной грузополучателю вследствие непреодолимой силы и иных явлений стихийного характера, чрезвычайных ситуаций, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин он уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя, пункты отправления и назначения с указанием причин препятствия к доставке груза и запрашивает распоряжения грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом.

Статья 73. Опасные грузы. 1. Опасные грузы - это грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке, перегрузочных работах и хранении создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Статья 76. Транспортно - экспедиционное обслуживание. 1. Транспортно - экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 77. Договор буксировки. 1. В соответствии с договором буксировки перевозчик обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (далее - буксируемый объект) в пункт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а отправитель обязуется предъявить буксируемый объект к буксировке и оплатить буксировку.

Статья 79. Предъявление буксируемого объекта. 1. Буксируемый объект должен быть предъявлен к буксировке его владельцем или лицом, им уполномоченным (отправителем), в состоянии, пригодном для безопасного плавания, в соответствии с Правилами буксировки; техническими условиями сплотки, формирования и оснастки плотов; договором буксировки или договором об организации буксировок. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено Правилами буксировки.

Статья 80. Обязанности отправителя плота. Отправитель плота обязан производить:

Статья 81. Приемка буксируемого объекта. 1. Буксируемый объект должен быть предъявлен отправителем для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления.

Статья 82. Ликвидация последствий транспортных происшествий с буксируемыми объектами. 1. В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом капитан буксирующего судна, отправитель и экипаж буксируемого объекта обязаны совместно принять меры к уменьшению нанесенного этим происшествием ущерба и ликвидации его последствий.

Статья 83. Сдача буксируемого объекта в пункте назначения. 1. Перевозчик должен известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта в пункт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за 6 часов до прибытия.

Статья 84. Особые условия буксировки после сроков прекращения обязательного приема или при ограничении движения. Буксируемые объекты, принятые после срока прекращения обязательного приема к буксировке, если они не могут быть доставлены по назначению или задержанные в пути, должны быть приняты их отправителями на хранение и поставлены на длительный или зимний отстой в месте остановки движения. В указанных случаях провозная плата за непройденное расстояние возвращается отправителю буксируемого объекта.

Статья 85. Общие условия. 1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договора перевозки пассажира. Сроки доставки пассажиров и багажа устанавливаются расписанием движения судов.

Статья 86. Виды перевозок пассажиров. 1. Перевозки пассажиров в зависимости от условий их перевозок, протяженности линий, продолжительности поездок, видов предоставляемых услуг подразделяются на:

Статья 87. Договор перевозки пассажира. 1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - оплатить и его перевозку.

Статья 89. Права и обязанности перевозчика. 1. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне.

Статья 90. Права и обязанности пассажира. 1. Пассажир имеет право:

Статья 91. Досрочное прекращение или изменение договора перевозчиком. 1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира, задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира в случаях:

Статья 92. Невостребованный багаж. 1. Багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна, может быть реализован в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 статьи 72 настоящего Кодекса.

Статья 93. Перевозка почты. 1. Организациям почтовой связи предоставляется право перевозить в сопровождении работников связи почту за установленную плату на всех судах внутреннего плавания, совершающих регулярные транспортные рейсы.

Статья 94. Общие условия. 1. Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным транспортом.

Статья 95. Пункты прямого смешанного сообщения. В прямое смешанное сообщение включаются:

Статья 96. Ограничения перевозок. Предъявление для перевозки в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, а также леса в плотах не допускается.

Статья 97. Передача грузов. Грузы, следующие в прямом смешанном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки по требованию стороны, принимающей груз, при передаче с одного вида транспорта на другой:

Статья 98. Грузы в контейнерах. 1. Порядок предоставления контейнеров и условия их использования при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.

Статья 99. Сроки перевозки. 1. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется, исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспорта других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

Статья 100. Оборудование вагонов и судов. 1. Оборудование вагонов и судов в целях обеспечения возможности многоярусного размещения грузов, а также тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и крепление их в вагонах и на судах производится в перевалочном порту организацией, осуществляющей перевалку грузов в этом порту. Оборудование вагонов для перевозки скоропортящихся грузов печами осуществляется железной дорогой.

Статья 101. Железнодорожные пути и склады. 1. Железнодорожные пути в портах, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно - водном сообщении, принадлежат железным дорогам.

Статья 102. Порядок перевалки грузов. 1. При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перегрузке в перевалочных портах выполняются средствами организаций, выполняющих перевалку грузов в этих портах.

Статья 103. Расчеты по перевозкам. 1. При приеме грузов на железнодорожных станциях и в морских портах плата взимается:

Статья 104. Ответственность при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. 1. Имущественная ответственность за несобранность грузов до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после фактической передачи - на стороне, принявшей грузы.

Статья 106. Ответственность за невыполнение заявки на перевозки грузов или буксировку плавучих объектов. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза или буксировки плавучих объектов в соответствии с принятой заявкой или договором, а грузоотправитель за непредъявление груза или буксируемого объекта, а также неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут имущественную ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

Статья 107. Ответственность за просрочку доставки. 1. За просрочку доставки груза или буксируемого объекта перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов или буксировку объектов за каждые сутки просрочки, но всего не более пятидесяти процентов провозной платы, если он не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Статья 108. Ответственность за несохранность груза, багажа и буксируемого объекта. 1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа и буксируемого объекта с момента приема его к перевозке (выдачи грузоотправителю квитанции, подтверждающей прием груза к перевозке) и до момента выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза) или передачи в установленном законодательством или договором порядке другому физическому или юридическому лицу, если не докажет, что несохранность груза, багажа или буксируемого объекта произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

Статья 109. Освобождение от ответственности. 1. Перевозчик освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 106, 107, 108, если невыполнение его обязательств произошло вследствие:

Статья 110. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза и багажа, а также повреждение и гибель буксируемого объекта. 1. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

Статья 111. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя. 1. За неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки, независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Статья 112. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью или другими веществами. 1. Судовладелец, грузоотправитель, грузополучатель несут ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный вследствие утечки из судна или шлангующего устройства нефтебазы, либо сброса с них нефти или других веществ.

Статья 113. Ничтожность соглашений. Соглашения перевозчиков с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную настоящим Кодексом на перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, считаются недействительными.

Статья 114. Сфера применения. 1. Правила настоящего раздела применяются к любым спасательным операциям на внутренних водных путях, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 115. Договоры о спасании. 1. Судовладелец может заключать договоры о спасании судна, а также договоры о спасании груза и иного имущества, находящихся на борту судна от имени владельца этого имущества. Капитан судна имеет право заключать такие договоры от имени судовладельца и от имени владельца груза и иного имущества, находящихся на борту судна.

Статья 116. Расходы спасателя и специальная компенсация. 1. Расходы спасателя означают фактические затраты, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции, включая справедливую плату за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции, принимая во внимание критерии, установленные пунктом 3 статьи 117 настоящего раздела.

Статья 117. Условия вознаграждения. 1. Спасательное вознаграждение должно выплачиваться за проведенное с успешным результатом спасание терпящих бедствие судов, судового имущества и грузов.

Статья 118. Распределение вознаграждения за спасание между судовладельцем и экипажем судна. 1. Принципы распределения между судовладельцем и экипажем судна любого вознаграждения, полученного за осуществление спасательной операции согласно правилам настоящего раздела, и порядок рассмотрения споров устанавливаются специальным положением, разрабатываемым и утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 119. Обязанность капитана по оказанию помощи. 1. Капитан судна обязан, если он может сделать это, не подвергая опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, которому угрожает опасность гибели на внутренних водных путях.

Статья 120. Спасание людей. 1. Спасание людей, находящихся на судах, организуют Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены обязанности по формированию и содержанию аварийно - спасательных служб.

Статья 121. Обеспечение требований спасателей. 1. Правила настоящей статьи применяются, если договором о спасании не предусмотрено иное.

Статья 122. Распределение убытков при спасании. 1. Судовладелец, грузоотправитель, грузополучатель вправе договориться о том, что убытки, понесенные ими вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов с целью предохранения судна и груза от общей для них и непосредственно угрожавшей опасности, будут распределяться между ними пропорционально стоимости судна, груза и оплаченной либо подлежащей внесению провозной плате. Эта договоренность не затрагивает права реализовать претензии о возмещении ущерба, основанные на договоре перевозки или положениях законодательства в области внутреннего водного транспорта.

Статья 123. Отношения с иностранными контрагентами. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения с иностранными контрагентами по спасанию судов и иного имущества, предусмотренные настоящим разделом, определяются:

Статья 124. Акты. 1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или пассажира при осуществлении перевозок удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

Статья 125. Порядок предъявления претензий. 1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки пассажира и его багажа, груза или буксировки объектов, обязательно предъявление ему претензии.

Статья 126. Право на предъявление претензий и исков. Право на предъявление претензий и исков к перевозчику имеют:

Статья 127. Сроки рассмотрения претензий. 1. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Статья 128. Сроки исковой давности. 1. Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, багажа или буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в тридцатидневный срок.

Статья 130. Порядок применения правил настоящего Кодекса. 1. Положения настоящего Кодекса применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 03.12.1999 n 4778-ii ГД О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также