ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 n 219-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ТОМСКА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 1999 г. N 219-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ТОМСКА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционного Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Советского районного суда города Томска,
установил:
1. В производстве Советского районного суда города Томска находится дело по заявлению прокурора города Томска о признании недействительными решений мэра города Томска о назначении на должности муниципальных служащих некоторых депутатов представительного органа местного самоуправления - Томской городской Думы. Полагая, что подлежащие применению в этом деле нормы Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" не соответствуют Конституции Российской Федерации, Советский районный суд города Томска приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
По мнению заявителя, подпункт 2 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона, согласно которому муниципальный служащий не вправе быть депутатом представительного органа местного самоуправления, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1), а пункт 2 его статьи 22, в соответствии с которым установленное статьей 11 ограничение не распространяется на муниципальных служащих, избранных депутатами представительных органов местного самоуправления в период до вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляет неравенство граждан перед законом, поскольку - в зависимости от времени избрания - одни депутаты могут совмещать свою деятельность с муниципальной службой, а другим это запрещено. Кроме того, в запросе указывается на неправомерное, с точки зрения заявителя, распространение принципа разделения властей на уровень местного самоуправления.
2. Из Федеральных законов "Об основах государственной службы Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" следует, что муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера не допускает совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью. То обстоятельство, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не означает невозможности установления определенных ограничений для муниципальных служащих. Этот вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 10 апреля 1997 года по жалобе гражданина П.И. Забродина и от 14 января 1999 года по запросу Брянской областной Думы, согласно которой федеральный законодатель вправе распространить на муниципальных служащих ограничения, предусмотренные для государственных служащих.
Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым добровольно соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица. Следовательно, запретом совмещать муниципальную службу и деятельность на выборной должности в органе местного самоуправления указанное конституционное право не нарушается. Такая правовая позиция была выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 1999 года по запросу Ленинского районного суда города Воронежа.
3. Ограничение на совмещение должностей, установленное для государственных служащих, впервые было распространено на муниципальных служащих Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 60), а не более поздним Федеральным законом от 8 февраля 1998 года "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Как констатируется в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года по запросу Брянской областной Думы, именно с момента вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо вправе осуществлять свободное волеизъявление - сохранить статус муниципального служащего либо занять выборную должность.
Следовательно, утверждение заявителя о том, что пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" закрепляется неравенство граждан перед законом, не имеет правового основания, поскольку не учитывает объективную последовательность изменения нормативного регулирования в сфере местного самоуправления.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Томска как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВВОЗ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ МАЛЫХ ЗЕМНЫХ СТАНЦИЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ (утв. Гостелекомом РФ 01.12.1999)  »
Постановления и Указы »
Читайте также