ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 n 480 (ред. от 18.12.2003, с изм. от 21.10.2004) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ (вместе с ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 И ДО 2010 ГОДА)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1996 г. N 480
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 19.03.2002 N 169 (с изм. 21.10.2004), от 18.12.2003 N 758)
В целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.03.2002 N 169.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.03.2002 N 169.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.03.2002 N 169.
5. Одобрительно отнестись к предложению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, об образовании в установленном порядке фонда реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН


Указом Президента РФ от 23.04.1996 N 601 Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" присвоен статус президентской программы.Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1996 г. N 480
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 И ДО 2010 ГОДА"
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 19.03.2002 N 169 (с изм. 21.10.2004), от 18.12.2003 N 758)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ
НА 1996 - 2005 И ДО 2010 ГОДА"
Наименование - Федеральная целевая программа "Экономическое
Программы и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года"
Дата принятия - Постановление Правительства Российской
решения Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480;
о разработке протокол N 1 от 27 февраля 2001 г. заседания
Программы, дата ее Комиссии Правительства Российской Федерации
утверждения по реализации Федеральной целевой программы
экономического и социального развития
Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005
годы
------------------------------------------------------------------
В соответствии с изменениями, внесенными в Постановление
Правительства РФ от 19.03.2002 N 169 распоряжением Правительства
РФ от 21.10.2004 N 1355-р, государственными заказчиками Программы
определены Росэнерго, Роструд, Роспром, Роснаука, Росавиация,
Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росрыболовство и Росстрой. Государственные - Министерство экономического развития и
заказчики торговли Российской Федерации -
Программы государственный заказчик-координатор;
государственные заказчики Программы:
Министерство энергетики Российской Федерации
- по вопросам энергообеспечения;
Министерство труда и социального развития
Российской Федерации - по вопросам содействия
занятости населения;
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации - по вопросам
промышленности и науки;
Министерство транспорта Российской Федерации
и Министерство путей сообщения Российской
Федерации - по вопросам транспортного
комплекса;
Государственный комитет Российской Федерации
по рыболовству - по вопросам рыбного
хозяйства;
Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу - по вопросам развития жилищно-
коммунального хозяйства
Основные - предприятия и организации, отбираемые в
исполнители соответствии с Федеральным законом "О
Программы конкурсах на размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд"
Основные - Министерство экономического развития и
разработчики торговли Российской Федерации;
Программы государственное унитарное предприятие -
научно-исследовательский центр
"Зарубежсхема" при Министерстве
экономического развития и торговли Российской
Федерации;
государственное научное предприятие "Северо-
Кавказский научный центр высшей школы" (с
использованием материалов Института
экономических исследований Дальневосточного
отделения Российской академии наук,
государственного научно-исследовательского
учреждения "Совет по изучению
производительных сил" Министерства
экономического развития и торговли Российской
Федерации и Российской академии наук,
Дальневосточного научно-исследовательского
института рынка при Министерстве
экономического развития и торговли Российской
Федерации);
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, расположенные на
Дальнем Востоке и в Забайкалье
Цели Программы - создание экономических условий для
устойчивого развития Дальнего Востока и
Забайкалья с учетом геостратегических
интересов и обеспечения безопасности
Российской Федерации;
формирование необходимой инфраструктуры и
благоприятного инвестиционного климата для
развития приоритетных отраслей экономики
Дальнего Востока и Забайкалья и
стимулирования программ и проектов
международного и приграничного
сотрудничества;
развитие социальной сферы, достижение
необходимых социальных нормативов,
соответствующих специфике Дальнего Востока и
Забайкалья
Задачи Программы - формирование системы транспортных коридоров в
целях расширения внешнеэкономического
сотрудничества и усиления позиции Российской
Федерации в мировой транспортной системе;
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и
расширение магистральных трубопроводных
сетей;
воспроизводство и сохранение морских
биоресурсов бассейнов дальневосточных морей;
модернизация структуры и развитие ключевых
секторов экономики - топливно-
энергетического, транспортного и
рыбохозяйственного комплексов;
создание условий для развития малого и
среднего предпринимательства
Сроки реализации - 1996 - 2005 и до 2010 года
Программы
Перечень основных - развитие топливно-энергетического
мероприятий комплекса;
Программы модернизация отраслей традиционной
специализации (рыбохозяйственного комплекса,
цветной металлургии, лесной и
деревообрабатывающей промышленности);
развитие транспортного комплекса;
развитие минерально-сырьевого комплекса;
развитие социальной инфраструктуры и
закрепление населения на южных территориях
региона
Объемы и источники - общая сумма затрат составляет 380308,6 млн.
финансирования рублей, в том числе:
целевые средства федерального бюджета -
16376 млн. рублей, из них:
государственные инвестиции - 16300 млн.
рублей, НИОКР - 52 млн. рублей, прочие
расходы - 24 млн. рублей;
средства, выделяемые из федерального бюджета
на реализацию в регионе мероприятий других
федеральных целевых программ, - 12652,3 млн.
рублей;
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 23374,3 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 2106,4 млн.
рублей;
средства российских акционерных обществ -
101974,2 млн. рублей;
прочие внебюджетные источники - 223825,3 млн.
рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.12.2003 N 758)
Ожидаемые - сокращение отставания Дальнего Востока и
результаты Забайкалья (по основным макроэкономическим
реализации показателям) от среднероссийского уровня;
Программы повышение финансовой самообеспеченности
региона и уровня жизни населения;
снижение социальной напряженности в регионе
Управление - управление реализацией Программы и контроль
реализацией за ходом ее выполнения организуются в
Программы и соответствии с порядком, утвержденным
контроль за ходом Постановлением Правительства Российской
ее выполнения Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Территория, занимаемая субъектами Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Забайкалье, составляет почти 40 процентов площади России (население - 6,5 процента). Объем валового регионального продукта составляет около 6 процентов общероссийского валового внутреннего продукта. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Регион обладает значительными ресурсами минерального сырья, цветных и благородных металлов, железной руды, угля (более 20 млрд. тонн), нефти (9,6 млрд. тонн), природного газа (14 трлн. куб. метров), древесины, а также гидроэнергетическими ресурсами. В пределах 200-мильной зоны морская и океаническая акватория составляет 1,5 млн. кв. километров. По прогнозным оценкам, на шельфе дальневосточных морей содержится до 30 млрд. тонн углеводородов. Здесь добывается свыше 60 процентов рыбы и морепродуктов России.
Условия хозяйствования и проживания населения резко дифференцированы. В южных районах большее развитие получили промышленность и сельское хозяйство. Северные и северо-восточные территории специализируются на развитии горнодобывающих отраслей промышленности.
Наряду с перечисленными благоприятными экономико-географическими условиями Дальний Восток и Забайкалье испытывают давление и негативных факторов. Это, прежде всего, сложные природно-климатические условия, слабая освоенность территории, низкая плотность населения, отдаленность региона от промышленных центров страны, труднодоступность большей части территории, отсутствие развитой сети дорог, отток населения.
Наличие серьезных проблем в различных отраслях экономики и социальной сферы вызвало необходимость принятия Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы. В осуществление этой Программы в период 1996 - 2005 годов было инвестировано около 20 процентов средств, запланированных на реализацию программных мероприятий. Существенным недостатком этой Программы являлось отсутствие увязки экономического и социального развития региона с реальными возможностями федерального бюджета и возможностями бюджетов субъектов Российской Федерации, вследствие чего цели и задачи в целом не были выполнены.
2. Реализация Программы в 1996 - 2001 годах
На реализацию Программы в 1996 - 2001 годах было израсходовано 88430 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе из федерального бюджета - 24250 млн. рублей. Итоги ее реализации в этот период характеризуются следующими показателями.
Топливно-энергетический комплекс
Продолжалась реконструкция угольных разрезов "Харанорский" (Читинская область), "Раковский" (Приморский край), завершено строительство ВЛ-220 кВ от Колымской ГЭС до Магаданского энергоузла, введен 4-й блок (4 МВт) на Верхнемутновской ГеоТЭС в Камчатской области, на строительстве Бурейской ГЭС выполнено работ на сумму 1001 млн. рублей, восстановлены турбоагрегаты на Артемовской ТЭЦ и Магаданской ТЭЦ, значительные объемы работ выполнены по обустройству Средневилюйского газоконденсатного месторождения и комплексной разработке Тассюряхского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), введен в эксплуатацию газопровод "Комсомольск-на-Амуре - Амурск" в Хабаровском крае, в Камчатской области началось строительство магистрального газопровода из Соболевского района до города Петропавловска-Камчатского.
Транспортный комплекс
Программные мероприятия по развитию транспортного комплекса, включающие около 120 инвестиционных проектов, реализовывались в основном в рамках отраслевых федеральных целевых программ. Построено и реконструировано около 870 километров дорог, построено 6 морских судов и 10 судов смешанного "река - море" плавания, введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы и причалы в портах Восточный, Находка, Владивосток, проведены реконструкция гидротехнических сооружений в Сахалинской области и техническое перевооружение нефтебункеровочной базы и пирсов в Ванинском порту, началась реконструкция взлетно-посадочных полос в 11 аэропортах региона, завершено строительство Северо-Муйского тоннеля на БАМе.
Рыбохозяйственный комплекс
Введено в действие 13 рыборазводных заводов в Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях, а также в Хабаровском крае.
Финансирование объектов и мероприятий рыбохозяйственного комплекса осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы "Рыба" и за счет средств целевого бюджетного Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. В 2000 году за счет средств указанного Фонда все направления рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного региона были профинансированы в сумме 2346,1 млн. рублей.
3. Обоснование необходимости использования
программно-целевых методов решения проблем
В связи с необходимостью концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития региона и активизации возможностей субъектов Российской Федерации по привлечению внебюджетных средств Правительством Российской Федерации было принято решение о корректировке указанной Программы с продлением срока ее реализации до 2010 года.
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" (далее именуется - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс проектов и мероприятий, направленных на кардинальное улучшение социально-экономического положения региона.
Основные направления развития Дальнего Востока и Забайкалья определены исходя из общей концепции социально-экономического развития Российской Федерации, согласно которой территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации в значительной мере будет определяться мировыми экономическими, экологическими и геополитическими тенденциями.
Основными факторами, действующими на период до 2010 года, будут являться:
усиление интеграции российской экономики в мировую экономику;
дифференциация геополитической ситуации и стратегических приоритетов на различных участках Государственной границы Российской Федерации в регионе;
особая значимость территории региона как резервной ресурсной и экологической зоны мирового значения.
Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года будет определяться следующими приоритетами:
развитие топливно-энергетического комплекса;
модернизация отраслей традиционной специализации (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);
развитие транспортного комплекса;
развитие минерально-сырьевого комплекса;
развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона;
интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.
Программа разработана для 13 субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, - Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Корякского, Чукотского автономных округов, Республики Бурятия, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа.
4. Цели, задачи и сроки выполнения Программы
Целями Программы являются:
создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации;
формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества;
обеспечение комплекса мер для снижения социальной напряженности в регионе;
обеспечение эффективного выполнения федеральных целевых программ, реализуемых в регионе.
Основными задачами Программы являются:
формирование системы транспортных коридоров в целях расширения внешнеэкономического сотрудничества и усиление позиции Российской Федерации в мировой транспортной системе;
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и расширение магистральных трубопроводных сетей;
воспроизводство и сохранение морских биологических ресурсов бассейнов дальневосточных морей;
модернизация структуры и развитие ключевых секторов экономики - топливно-энергетического, транспортного и рыбохозяйственного комплексов;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона.
5. Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены по их значимости и сгруппированы по следующим разделам:
обеспечение геостратегических приоритетов;
решение задач федерального значения;
мероприятия межрегионального значения;
региональные мероприятия, требующие государственной поддержки;
нормативно-правовое обеспечение Программы и необходимые институциональные преобразования.
В первую группу включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и защиту геостратегических интересов России на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К их числу относятся строительство экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов, сохранение и эффективное использование биологических ресурсов региона, сохранение экосистемы озера Байкал, создание транснациональных транспортных коммуникаций, мероприятия по интеграции региона в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.
Во вторую группу включены мероприятия и проекты федерального значения, связанные с развитием федеральных энергетических систем и объектов, освоением природных ресурсов, закреплением населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
В третью группу включены мероприятия межрегионального значения, реализация которых отвечает интересам двух или нескольких субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К ним относятся развитие межсубъектных транспортных сетей, переработка нефти и газоконденсата, строительство и реконструкция трубопроводов, развитие электроэнергетики, промышленных предприятий, выпускающих универсальную продукцию, освоение новых технологий в экономике. В социальной инфраструктуре приоритетными направлениями являются развитие информационного пространства, сохранение и использование научного потенциала, обеспечение занятости и закрепления населения в регионе.
В четвертую группу включены проекты субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, требующие государственной поддержки и имеющие важнейшее значение для развития экономики, социальной сферы, агропромышленного и промышленного производства, инженерной инфраструктуры, а также малого и среднего предпринимательства в регионе.
Учитывая особую значимость проблемы сохранения экосистемы региона (озеро Байкал, реликтовые леса, морские биологические ресурсы и др.), необходимо проведение экологической экспертизы программных мероприятий до начала их реализации.
Отдельный раздел Программы посвящен вопросам нормативно-правового обеспечения и необходимым институциональным преобразованиям.
Перечень мероприятий Программы представлен в Приложении.
Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе
Главными направлениями работы по обеспечению геостратегических приоритетов в регионе являются:
интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона;
развитие международных транспортных коридоров в регионе, системы экспортной поставки нефти и газа, а также рыбохозяйственного комплекса;
обеспечение устойчивого развития эколого-экономической
системы в бассейне озера Байкал.
Географическое положение Дальнего Востока и Забайкалья обусловливает наиболее оптимальный вариант вовлечения данного региона в мировое хозяйство, в частности, в экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика этих стран остается крупнейшим потребителем сырья и топлива, а Дальний Восток и Забайкалье в своем развитии неизбежно будут ориентированы на сложившиеся отрасли специализации: горнодобывающую и лесную, а также на рыбохозяйственный комплекс.
В Программу включены проекты по интеграции экономики региона в мировую экономическую систему, в том числе проекты развития топливно-энергетического комплекса, транспортных коридоров, портового хозяйства, рыбной и горнодобывающей отраслей.
Основная цель Программы заключается в создании условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, формировании инвестиционного климата, не менее привлекательного, чем в сопредельных странах Северо-Восточной Азии.
Целью Программы является также увеличение объема внешней торговли Дальнего Востока и Забайкалья для содействия развитию экономики и социальной сферы региона, интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии.
Программой предусматривается финансовая и институциональная поддержка реализации проектов, направленных на развитие экспорта, что позволит, по предварительным расчетам, увеличить объемы экспорта Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году до 7,2 млрд. долларов США (что в два раза превышает уровень 2000 года), а в 2010 году - до 12 млрд. долларов США.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (подпрограмма "Международные транспортные коридоры") на территории Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года предусматривается формирование и развитие евро-азиатского транспортного коридора "Транссиб" и коридоров, обеспечивающих транспортировку китайских транзитных грузов, - "Приморье-1" и "Приморье-2".
Приоритетными направлениями развития транспортной системы региона являются:
в сфере железнодорожного транспорта - реконструкция и модернизация региональной инфраструктуры с целью повышения скорости движения поездов, реконструкция и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование информационных и других сервисных служб;
в автодорожном хозяйстве - строительство и реконструкция основных магистральных автомобильных дорог (включая обходы, мосты, путепроводы, транспортные развязки и т.д.), строительство и реконструкция объектов дорожного сервиса (гостиниц, мотелей, станций технического обслуживания, автозаправочных станций и др.);
в сфере автомобильного транспорта - совершенствование парка автотранспортных средств, повышение безопасности дорожного движения и обеспечение соблюдения природоохранных требований в процессе эксплуатации автотранспортных средств, дальнейшее развитие международных автобусных перевозок пассажиров по регулярным маршрутам по автомагистралям, входящим в состав международных транспортных коридоров;
в системе автомобильных и мультимодальных терминалов - строительство сети терминалов и терминальных комплексов, создание транспортных логистических центров в крупных транспортных узлах;
в сфере морского транспорта - увеличение мощности морских портов для обеспечения возрастающего объема перевозок внешнеторговых и транзитных грузов и перевода грузопотоков с иностранных на отечественные порты, приобретение транспортных судов, средств спасения людей и обеспечения безопасности мореплавания;
в сфере внутреннего водного транспорта - реконструкция пути на магистральных участках рек Лена и Амур, обновление парка технических средств путевого хозяйства, создание терминалов круглогодичного действия в речных портах для переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах как основы для организации мультимодальных логистических комплексов, обновление флота смешанного "река - море" плавания, обеспечение безопасности судоходства;
в сфере воздушного транспорта - строительство и реконструкция приоритетных объектов, обеспечивающих эксплуатацию перспективных магистральных воздушных судов с расширением географии их полетов, доведение аэродромов до требований норм годности, развитие сети международных аэропортов с созданием соответствующих мировому уровню условий для обслуживания международных авиапассажиров и грузов, осуществление широкого комплекса природоохранных мероприятий, повышение безопасности полетов;
в системе навигации, связи и телематики - создание единой интегрированной сети зональных центров информационного и навигационного обеспечения, создаваемых в крупных транспортных узлах, в том числе портах и аэропортах на всех направлениях, охватываемых системой международных транспортных коридоров, развитие систем отраслевой связи.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона остаются в перспективе крупнейшими потребителями сырья и топлива. В связи с этим предусматривается активизация работы по формированию с участием отечественных и иностранных инвесторов инфраструктуры, которая в будущем обеспечит переброску энергетических ресурсов Дальнего Востока в страны Северо-Восточной Азии.
Первоочередными объектами для привлечения иностранных инвестиций на Дальнем Востоке и в Забайкалье являются следующие топливно-энергетические проекты:
освоение нефтегазовых месторождений на шельфе острова Сахалин и на территории Республики Саха (Якутия);
экспорт природного газа месторождений Дальнего Востока;
сооружение электроэнергетических мостов Южная Якутия - Сахалин - Япония, Приморский край - Корейская Народно-Демократическая Республика - Республика Корея - Китайская Народная Республика;
освоение месторождений каменного угля (разрезы Нерюнгринский, Тугнуйский, Эльгинский, Харанорский);
магистральный газопровод Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск.
Большое значение имеют проекты экспорта нефти и природного газа, в том числе:
формирование региональной газотранспортной системы в Восточной Сибири, стержнем которой является магистральный газопровод Иркутская область - Китай - Корейский полуостров (ресурсы - Ковыктинское газоконденсатное месторождение, месторождения Западной Якутии и Красноярского края, размеры экспорта - 30 - 35 млрд. куб. метров в год);
формирование региональной газотранспортной системы на Дальнем Востоке (Якутия, Сахалин, южные районы Дальнего Востока) с целью осуществления трубопроводного экспорта природного газа в Японию, северо-восточные провинции Китая, Корейский полуостров (ресурсы - месторождения на шельфе острова Сахалин и в центральной Якутии, размеры экспорта - 30 млрд. куб. метров в год).
По проекту "Сахалин-2" планируется строительство нефте- и газопроводов на юг острова Сахалин до пос. Пригородное, строительство завода по сжижению газа и морского терминала по отгрузке нефти и сжиженного газа. Согласно утвержденным планам строительство указанных объектов должно быть завершено к концу 2005 года.
В ближайшие годы планируется реализовать соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-3", по объему инвестиций соизмеримые с проектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Наиболее значимым для Приморского и Хабаровского краев направлением перспективного экономического сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии может стать совместное участие сторон в строительстве магистрального газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск".
Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья практически полностью обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98 процентов его приходится на экономическую зону России.
Это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений (добывающий, обрабатывающий, транспортный, вспомогательный, технический и др.), а также обслуживающей его производственной инфраструктуры. На Дальнем Востоке сосредоточено 60 процентов всех промысловых мощностей флота России, в том числе добывающих - 61 процент, обрабатывающих - 85 процентов и транспортных - 55 процентов.
Главной целью является стабилизация и дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов, их эффективное и рациональное освоение во всех доступных для Российской Федерации районах промысла для удовлетворения потребностей внутреннего рынка на рыбные товары на основе приоритетного использования отечественного производства и получения максимальной выгоды от внешнеэкономической деятельности.
Реализация поставленной цели потребует решения следующих основных задач:
осуществление организационно-правовых мероприятий по обеспечению развития рыбохозяйственного комплекса;
совершенствование системы охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и укрепление ее материально-технической базы;
повышение инвестиционной активности в рыбохозяйственном комплексе;
ускоренное развитие аквакультуры;
развитие прибрежного рыболовства с целью введения в рыбохозяйственный оборот дополнительных гидробионтов, не используемых в полном объеме в настоящее время, и развития береговых производств;
определение приоритетов развития отечественного рыболовства в открытых районах Мирового океана, разработка организационных мер по максимально возможному вовлечению водных биологических ресурсов в этих районах и их эффективному промышленному использованию;
повышение конкурентоспособности отечественных рыбных товаров и эффективности экспортных операций с ними;
увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок;
разработка механизмов, стимулирующих модернизацию и качественное обновление основных фондов отрасли, прежде всего флота, и мобилизующих финансовые ресурсы для реализации этого направления;
создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест, предотвращение на этой основе безработицы и снижение социальной напряженности, особенно в отдаленных районах.
В целях формирования эффективно функционирующего рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья необходимо предусмотреть создание оптовых рыбных бирж, что позволит повысить уровень организации торгово-посреднической деятельности и эффективности реализации рыбных товаров в стране путем значительного сокращения участия посреднических структур, расширения участия государства в управлении поставками рыбных товаров на внутренний и внешний рынки, снижения общих расходов по реализации товаров, обеспечения своевременности платежей за товары, увеличения поступлений средств в федеральный и местные бюджеты.
Для организации государственной поддержки предприятий рыбного хозяйства, защиты товаропроизводителей, расширения поставок рыбных товаров на внутренний рынок и повышения эффективности их экспорта необходимо:
проводить единую ценовую политику в отношении рыбных товаров, поставляемых на внешний рынок;
привести в соответствие с международными размеры таможенных пошлин и сборов, упорядочить и сократить сроки оформления судов таможенными, пограничными, санитарно-карантинными и ветеринарными службами для увеличения количества заходов судов в порт;
рассматривать (в зависимости от возможностей федерального бюджета) вопросы государственной поддержки лизинга в рыбопромышленном комплексе и установления льготных железнодорожных тарифов на доставку рыбных товаров потребителям в центральные районы России.
Инвестиционная деятельность в отрасли будет осуществляться в основном за счет собственных средств, направленных на простое воспроизводство основных производственных фондов, на поддержание их в эксплуатационном состоянии. Бюджетные средства будут направляться главным образом на финансирование мероприятий по воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов, поддержание отраслевой науки. При этом для организации государственной поддержки предприятий рыбного хозяйства, защиты товаропроизводителей, расширения поставок рыбных товаров на внутренний рынок, повышения эффективности их экспорта необходимо предусмотреть государственную поддержку лизинга в рыбопромышленном комплексе.
В перспективе основу сырьевой базы должны составить водные биологические ресурсы экономической зоны России: районы, в том числе прибрежные, Берингова, Охотского и Японского морей.
Открытые районы Мирового океана будут рассматриваться для отечественного флота в качестве потенциального резерва с целью восстановления истощенных видов традиционного промысла в российской экономической зоне. По приблизительным оценкам, ресурсы открытых вод Тихого океана (ставрида, морской лещ, тунец, сайра и др.) могут обеспечить вылов не менее 1 млн. тонн рыбы.
В перспективе степень использования объемов допустимых уловов в исключительной экономической зоне России должна возрасти с 60 процентов в 2000 году до 95 процентов в 2010 году.
В структуре океанического рыболовства наиболее быстрыми темпами будет возрастать добыча нерыбных объектов промысла - кальмаров, водорослей и других объектов, удельный вес которых должен увеличиться с 7 процентов в 2000 году до 20 процентов в 2010 году.
Существенное значение приобретет развитие прибрежного рыболовства в приморских регионах Дальнего Востока, в большинстве из которых оно может стать важной составляющей экономики рыбохозяйственных комплексов.
К 2010 году объем прибрежного улова может составить не менее 400 тыс. тонн, что обеспечит работой в приморских районах до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленной марикультуры. Марикультура должна развиваться на основе создания средних и малых предприятий, кооперативов, частных ферм и предприятий с участием иностранного капитала.
Развитие рыбопромыслового флота будет осуществляться по следующим основным направлениям:
развитие среднего, малого и маломерного флота. Структурная перестройка флота средних судов будет осуществляться путем списания физически изношенных судов и дооборудования судов последних лет постройки под ловушечный лов креветок и других беспозвоночных, под ярусный лов трески, палтуса, окуня и других донных видов рыб, под лов сайры на электросвет, а также путем приобретения на условиях финансового лизинга специализированных судов. Предполагается также строительство на отечественных судостроительных заводах морозильных ярусоловных судов различных проектов. Особое внимание будет уделено развитию флота прибрежного рыболовства;
большой добывающий флот будет представлен в основном судами, находящимися в эксплуатации;
обрабатывающий флот практически не получит дальнейшего развития. Для обслуживания остающихся в эксплуатации судов - ловцов в случае необходимости могут быть использованы большие добывающие суда;
развитие транспортного флота будет осуществляться в основном путем его универсализации.
Развитие береговой обрабатывающей базы предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства с целью обеспечения выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
Сохранение экосистемы озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна является проблемой международного значения. Меры по ее решению определены в соответствующих нормативных правовых документах, важнейшим из которых в настоящее время является Федеральный закон "Об охране озера Байкал".
Вопросы сохранения уникальной экосистемы озера Байкал являются объектом целого ряда международных соглашений по охране окружающей среды. Признанием исключительно высокой ценности озера Байкал является его включение в число природных объектов всемирного наследия.
Несмотря на принимаемые меры, продолжается интенсивная эксплуатация растительных и животных ресурсов и загрязнение предприятиями региона озера Байкал и впадающих в него рек.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране озера Байкал" Правительство Российской Федерации утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Постановление от 30 августа 2001 г. N 643).
Комплексное решение проблемы охраны бассейна озера Байкал требует реализации ориентированной на долгосрочную перспективу программы глубокой структурной перестройки экономики на всей территории этого бассейна, призванной обеспечить коренное изменение характера хозяйственной деятельности в бассейне озера на основе перехода к устойчивому развитию.
В рамках Программы комплексное решение проблемы сохранения экосистемы озера Байкал будет осуществляться на основе мероприятий Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", республиканской целевой программы перехода Республики Бурятия к эколого-экономическому устойчивому развитию в 2002 - 2010 годах и других целевых программ.
Программой также предусмотрена реализация проектов и мероприятий по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, способствующих оздоровлению экологической обстановки в восточной части бассейна озера Байкал.
Решение задач федерального значения
Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются:
обеспечение эффективного и устойчивого энергоснабжения;
развитие транспортной системы;
развитие минерально-сырьевого комплекса;
развитие горнодобывающего комплекса;
развитие лесного комплекса;
обеспечение занятости и закрепления населения в регионе;
развитие приграничного сотрудничества.
Начиная с 1997 года энергосистемы региона работают в условиях постоянного чрезвычайного режима, вызванного хроническим недостатком топлива и отсутствием оборотных средств у предприятий топливно-энергетического комплекса. При росте валового внутреннего продукта за 2000 год в среднем на 8,8 процента производство электрической энергии выросло только на 4,5 процента, тепловой - на 2,4 процента.
Энергосистемы имеют значительную кредиторскую задолженность за использованную энергию, почти равную годовой стоимости реализации продукции (около 15,1 млрд. рублей), более чем 7 млрд. рублей задолженности поставщикам топлива, дефицит твердого топлива в объеме 5,3 млн. тонн (более 17 процентов).
Особенно острая ситуация с энергоснабжением отмечается в Приморском крае, Сахалинской, Амурской и Камчатской областях.
Проблемой для всех регионов Дальнего Востока и Забайкалья является выработка эксплуатационного ресурса генерирующих мощностей. Износ основных фондов по выработке электроэнергии составляет 40 процентов, по тепловой - 55 процентов. На поддержку работоспособности энергетических мощностей в этом регионе ежегодно расходуется около 4,8 млрд. рублей.
В целях энергетической безопасности на Дальнем Востоке и в Забайкалье необходимо обеспечить:
энергетическую независимость территорий по поставкам топлива;
диверсификацию структуры энергетического баланса за счет развития гидроресурсов, других возобновляемых источников энергии;
введение в действие новых генерирующих мощностей, а также техническое перевооружение действующих тепловых электростанций.
Основными приоритетами в модернизации структуры электроэнергетики Дальнего Востока и Забайкалья в 2002 - 2010 годах должны стать:
строительство ГЭС с высокой степенью освоения капиталовложений, принимая во внимание огромный гидроэнергетический потенциал региона;
дальнейшее увеличение использования "малых" источников энергии (небольших модульных электростанций на местном топливе, возобновляемых источников энергии (ГеоТЭС, малых ГЭС, ветровых электростанций и солнечных коллекторов)) прежде всего в удаленных и изолированных районах;
реконструкция, техническое перевооружение и расширение основных тепловых электростанций;
повышение безопасности действующей АЭС;
развитие электрических сетей, обеспечивающих надежную передачу электроэнергии потребителям.
Наиболее важными объектами электроэнергетики федерального уровня, строительство которых предусматривается на Дальнем Востоке и в Забайкалье, являются Бурейская ГЭС, Вилюйская ГЭС-3, Усть-Среднеканская ГЭС, Харанорская ГРЭС, реконструкция Якутской ГРЭС, системообразующие линии электропередачи напряжением 500 кВ, а также такие объекты межрегионального уровня, как Хабаровская ТЭЦ-3, Улан-Удэнская ТЭЦ-2, Мутновская ГеоТЭС, каскад ГЭС на р. Толмачева. Строительство этих объектов осуществляется за счет Российского акционерного общества "ЕЭС России" и потребует безотлагательных мер государственной поддержки.
Изучаются возможности совместной реализации крупного международного проекта по сооружению энергомоста для поставки электроэнергии из России в Японию после завершения строительства Бурейской ГЭС в Амурской области.
Основные показатели энергетического баланса Дальнего Востока и Забайкалья на программный период прогнозируются следующим образом:
потребность в электроэнергии (исходя из предпосылок макроэкономического прогноза социально-экономического развития региона) должна составить в 2005 - 2006 годах 55,7 млрд. кВт.ч, в 2010 году - 65 - 66 млрд. кВт.ч. Производство электроэнергии соответствует прогнозируемым потребностям региона, резервы для расширения ее экспорта в Китай и Монголию составляют до 1 - 2 млрд. кВт.ч;
гарантированное производство электроэнергии на независимых от топливной конъюнктуры гидростанциях, а также ГеоТЭС и Билибинской АЭС должно составить к 2005 - 2006 годам 12,2 млрд. кВт.ч (22 процента суммарного производства электроэнергии), к 2010 году - 18,2 млрд. кВт.ч (28,2 процента).
Программные мероприятия по развитию транспортной системы Дальнего Востока и Забайкалья тесно увязаны с Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", ее ключевыми параметрами и приоритетными направлениями.
Регион имеет слаборазвитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет всего лишь 13,8 процента эксплуатационной длины железных дорог России, соответственно, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента, протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента.
Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. километров на Дальнем Востоке в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - соответственно в 5,6 раза.
Железные дороги Дальнего Востока и Забайкалья (включая островную Сахалинскую железную дорогу) в совокупности могут обеспечить перевозку грузов до 100 млн. тонн в год, из которых более 50 процентов составляют экспортно-импортные перевозки.
В 90-е годы существенно снизилась пропускная способность элементов железнодорожной сети при общем ухудшении ее технического состояния и увеличении износа, в частности, значительном старении подвижного состава.
На протяжении 5,6 тыс. миль дальневосточного побережья расположены 32 морских порта, включая 22 торговых, 10 рыбных, а также около 300 небольших портов и портовых пунктов. Их доля в общем грузообороте российских портов составляет около 35 процентов. Однако технический уровень дальневосточных морских портов не отвечает современным требованиям. Всего 19 процентов общей длины причального фронта этих портов представляют собой специализированные причалы, и лишь 23 процента из них имеют глубину более 11 метров.
В настоящее время морским транспортом Дальнего Востока выполняется 85 процентов экспортных и 45 процентов импортных грузовых перевозок, железнодорожным транспортом - соответственно 13 и 45 процентов, речным - 2 и 5 процентов.
Перегрузочные мощности южных материковых портов и пропускная способность железнодорожных подходов к ним позволяют переработать не более 35 млн. тонн грузов в год, что настоятельно требует развития соответствующих транспортных систем.
Внутренний водный транспорт в регионе используется главным образом в бассейнах рек Амур и Лена. Большая глубина Нижнего Амура обеспечивает применение судов смешанного "река - море" плавания для осуществления внешнеторговых перевозок грузов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, общий объем которых в последние годы превышал 1 млн. тонн.
Количество автомобильных дорог с твердым покрытием на Дальнем Востоке и Забайкалье значительно меньше, чем в европейской части страны. Дальний Восток пока оторван от единой дорожной сети страны, поскольку еще не закончено строительство дорог федерального значения на трассе Чита - Хабаровск - Находка.
Основными проблемами воздушного транспорта региона являются эксплуатация морально и физически устаревшего самолетно-вертолетного парка (степень износа - около 80 процентов), несоответствие аэропортовых сооружений современным требованиям.
Развитие транспортного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья осуществляется в два этапа.
I этап - стабилизация работы транспортного комплекса в период до 2005 года. Главной задачей этапа является создание производственно-технической и организационно-экономической базы развития транспорта, направленной на повышение конкурентоспособности экспортной продукции и транспортной инфраструктуры региона на мировом и отечественном рынках транспортных услуг.
В этот период также необходимо осуществить научно-исследовательские и проектные работы, предусматривающие развитие транспортной системы региона на отдаленную перспективу, в том числе:
программы комплексного развития хозяйства и транспорта зон хозяйственного освоения Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных магистралей;
программы комплексного развития транспорта в регионах Дальнего Востока и Забайкалья на 2010 - 2015 годы;
разработку рациональной транспортной схемы завоза грузов в районы Крайнего Севера.
II этап - ускоренное развитие транспортного комплекса для вовлечения экономики России в мировой хозяйственный процесс Азиатско-Тихоокеанского региона в период до 2010 года. Одной из главных задач, требующих решения в этот период, является освоение растущих объемов экспортно-импортных перевозок, международного транзита Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
По оценкам, суммарные объемы грузооборота южных материковых портов региона составят в 2005 году 40 млн. тонн, в 2010 году - 45 - 65 млн. тонн. Для увеличения объемов грузовых перевозок потребуется обновление транспортного флота Дальневосточного бассейна, пополнение его сухогрузными и наливными судами для обслуживания портопунктов с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами усиленного ледового класса для плавания в замерзающих морях, специализированными судами для обслуживания экспортно-импортных перевозок. Требуется также обновление пассажирского флота для обслуживания жителей Сахалина, Курил, Камчатки, Чукотки, Республики Саха (Якутия).
Приоритетными направлениями развития транспортной системы региона являются:
завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (развитие Транссибирской магистрали, завершение строительства БАМа и АЯМа и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети);
создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока;
развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино;
развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускоренную технологическую и таможенную обработку, комфортные условия для пассажиров.
Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Потребуется завершить сооружение автомобильной дороги Чита - Хабаровск - Находка, осуществить реконструкцию автомобильных дорог вдоль БАМа и АЯМа, построить автомобильные дороги Зеленый Мыс - Билибино - Певек, Петропавловск-Камчатский - Палана, Якутск - Амга - Усть-Мая - Югоренок - граница с Хабаровским краем, соорудить автодорожные части совмещенных мостовых переходов через реку Амур у городов Хабаровска и Благовещенска.
Во всех административных центрах республик, краев, областей и автономных округов Дальнего Востока и Забайкалья необходимо провести реконструкцию аэропортов, пополнение их современным подвижным составом.
На речном транспорте главными задачами являются:
поддержание глубины в реках Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Алдан;
пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного "река - море" плавания;
разработка и использование экономичных судов и аппаратов на воздушной подушке.
В рамках Программы предусматривается развитие важнейших объектов транспорта и транспортной инфраструктуры федерального значения, в том числе:
на железнодорожном транспорте:
строительство участка Беркакит - Томмот - Якутск;
строительство подъездного железнодорожного пути Улак - Эльга к Эльгинскому угольному месторождению;
на водном транспорте:
развитие и реконструкция мощностей порта Владивосток;
создание единой автоматизированной системы управления движением судов в заливе Петра Великого;
приобретение сухогрузного флота для Дальневосточного морского пароходства и наливного флота для Приморского морского пароходства;
на воздушном транспорте:
реконструкция аэропортов Владивосток, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск;
реконструкция взлетно - посадочных полос в аэропортах Благовещенск, Улан-Удэ, Чита;
обновление парка воздушных судов на основе финансового лизинга.
Строительство автомобильных дорог в регионе предусмотрено главным образом проектами, включенными в подпрограмму "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", в соответствии с которой будет осуществляться их финансирование за счет средств федерального бюджета.
Минерально-сырьевые ресурсы играют важную роль в экономике Дальнего Востока и Забайкалья. Разведанные запасы полезных ископаемых составляют сырьевую базу производства алмазов, золота, серебра, платины, олова, вольфрама и молибдена, полиметаллов, горно-химического сырья, топливно-энергетического комплекса, имеющую общероссийское значение. Кроме того, подготовлены сырьевые базы для черной металлургии, имеются геолого-экономические предпосылки создания сырьевых баз титана, алюминия, никеля, молибдена, меди, бериллия.
Важнейшее значение в минерально-сырьевом комплексе региона имеют предприятия по добыче цветных и благородных металлов, играющие основную роль в развитии экономики, формировании торгового и платежного балансов и занятости населения. Однако продолжающийся спад производства существенно снижает их влияние на развитие экономики региона и России.
Целями модернизации минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Забайкалья являются:
преодоление структурного кризиса воспроизводства минерально-сырьевой базы региона и переход к устойчивому развитию с увеличением влияния минерально-сырьевого сектора на региональную экономику и повышение уровня жизни населения;
расширение участия предприятий минерально-сырьевого комплекса региона в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Решение этих задач обеспечивают следующие программные мероприятия:
стабилизация финансового положения горнодобывающих предприятий, разработка и осуществление конкретных финансовых и инвестиционных программ, стимулирование и поддержка добычи полезных ископаемых государством, привлечение отечественного и иностранного капиталов;
углубление комплексности добычи и переработки минерального сырья (создание дополнительных переделов) вплоть до получения конечной продукции (металлов);
расширение геологоразведочных работ силами геологических служб горнодобывающих предприятий и государственных горно-геологических предприятий для восполнения либо существенного пополнения сырьевой базы разведанных запасов в связи с их отработкой;
концентрация ресурсов на поиске и оценке:
новых месторождений топливно-энергетических ресурсов в районах, тяготеющих к промышленным центрам и городским агломерациям;
легко осваиваемых месторождений в районах действующих предприятий и в районах, перспективных для подготовки новых сырьевых баз, а также на объектах, расположенных в благоприятных географо-экономических условиях;
россыпных и рудных месторождений для открытой разработки и применения прогрессивных технологий обогащения и извлечения полезных компонентов;
дефицитных видов сырья - меди, марганца, свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена;
освоение месторождений угля (разрезы Солнцевский, Раковский, Новопокровский, Ерковецкий, Харанорский, Тугнуйский, Нерюнгринский, объекты Ургальского месторождения, ряд других объектов);
освоение следующих месторождений дефицитных видов минерального сырья: Удоканское медное, Чинейское ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, Катугинское и Этыкинское (тантал, ниобий, цирконий, олово), Бугдаинское золотомолибденовое, Ново-Широкинское полиметаллическое, Жерекенское молибденовое - Читинская область, Правоурмийское и Фестивальное (олово) - Хабаровский край, Южно-Хинганское марганцево-рудное - Еврейская автономная область, серебряно-свинцово-цинковое "Сардана" и редкоземельных металлов "Томтор" - Республика Саха (Якутия), Николаевское и Партизанское свинцово-цинковые, вольфрамовые Лермонтовское и "Восток", "Искра" (олово) - Приморский край;
освоение месторождений золота и алмазов: отработка запасов глубинных горизонтов алмазной трубки "Удачная", Куранахского, Кючусского, Нежданинского, Бамского, Покровского золоторудных месторождений.
Специфика отраслевой структуры промышленного комплекса региона, ориентированной на преобладающее использование минерально-сырьевой базы, определяет сложность проблемы перехода промышленности на путь устойчивого развития ввиду:
повышенной капитало- и фондоемкости производства, обусловленной как трудностями освоения, так и спецификой самих добывающих производств, необходимости (в целях поддержки производственного потенциала) постоянного восполнения выбывающих мощностей, освоения новых районов и месторождений;
недостаточной глубины и комплексности использования и переработки сырья в рамках экстенсивного ведения хозяйства в целом, приводящих к большим потерям металлов и других ценных ресурсов и продуктов;
морального и физического старения производственно-технической базы горнодобывающей промышленности;
резкого сокращения объемов геологоразведочных работ в условиях смены механизма недропользования.
Необходимость решения выявленных проблем развития минерально-сырьевой базы в регионе диктуется постановкой долговременной задачи общефедерального уровня, направленной на развитие экспортно-ориентированных производств на территории региона.
Инвестиционная стратегия в развитии горнодобывающего и металлургического комплексов, относящихся к наиболее благоприятной группе отраслей промышленности Дальнего Востока и Забайкалья, должна исходить из того, что эти производства ориентированы как на внешний, так и на внутренний рынок и имеют потенциальные возможности развития за счет собственных или привлекаемых на коммерческой основе инвестиционных ресурсов.
На долю Дальнего Востока и Забайкалья приходится 42,7 процента площади лесов и 32,9 процента запаса древесины Российской Федерации. Лесные ресурсы региона составляют надежную основу для развития деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Почти половина лесов региона пригодна для промышленной рубки леса. В 2000 году на Дальнем Востоке были вырублены 10,5 млн. куб. метров леса, или только 11 процентов от расчетной лесосеки. Максимально возможный потенциал объема лесозаготовок в целом по региону составляет 95,5 млн. куб. метров леса, что превышает общий объем вывоза древесины по России в целом.
Определены следующие приоритетные задачи в развитии лесного хозяйства региона:
создание надежных систем контроля лесных пожаров;
обеспечение достоверной информации о лесных ресурсах;
повышение уровня использования лесных ресурсов на основе внедрения современных технологий лесозаготовок.
В структуре лесного комплекса региона значительно преобладают производства по выпуску продукции первичной переработки (вывоза) древесины, доля которой в общем физическом объеме выпуска продукции превышает 85 процентов.
Важнейшим условием развития рыночного регулирования производства в лесном комплексе является формирование инфраструктуры регионального оптового товарного рынка продукции, в том числе создание в регионе Товарной лесной биржи, что позволит упорядочить и рационализировать хозяйственные связи по сбыту продукции комплекса, регулировать пропорции внутрирегионального потребления, межрегионального обмена и экспорта, способствовать включению лесного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья в международные интеграционные процессы.
Проблема обеспечения занятости населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье является весьма актуальной в условиях свертывания производства в обрабатывающей промышленности, кризисного состояния предприятий добывающих отраслей.
Численность безработных (по методологии Международной организации труда) в начале 2001 года составила в регионе 651 тыс. человек, при этом численность официально зарегистрированных безработных в конце марта 2001 года составила 109 тыс. человек.
Обеспечение занятости населения представляет собой комплекс мер, включающий в себя:
постоянный анализ ситуации на рынке труда;
организацию исследований структуры и динамики рынка профессий на территории Дальнего Востока и Забайкалья;
развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки занятых и безработных с учетом ситуации на местном рынке труда;
поддержку групп населения, наименее конкурентоспособных на рынке труда (молодежь, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста, инвалиды, вынужденные переселенцы и др.);
снижение напряженности на рынке труда путем поддержки ведущих и перспективных отраслей хозяйственного комплекса региона, определяющих основную занятость населения, введение протекционистских мер;
разработку специальных программ санации или ликвидации убыточных предприятий, развитие новых сфер приложения труда;
оказание помощи в районах, городах и поселках малому и среднему предпринимательству и самозанятости населения;
разработку программ содействия занятости населения (краевых, областных, городских, районных);
создание региональных информационных пунктов и центров по обучению кадров.
Стратегия закрепления населения на территории Дальнего Востока и Забайкалья должна исходить из того, что экономически целесообразно закреплять коренное население на южных территориях региона и не препятствовать миграции с северных территорий, где жизнеобеспечение жителей связано с большими затратами государства. Комплекс мер по закреплению населения на юге региона включает следующее:
создание системы льготного кредитования жилищного строительства для населения, проживающего в южных районах Дальнего Востока и Забайкалья;
улучшение жилищных условий населения путем переселения из ветхого и аварийного жилого фонда;
выделение ссуд и кредитов на льготных условиях лицам, организующим рабочие места в малом бизнесе.
Государственная политика содействия миграции с северных территорий Дальнего Востока должна предусматривать такие меры, как:
строительство жилья для переселенцев с северных территорий Дальнего Востока в новых местах жительства (в том числе за счет средств федерального бюджета);
стимулирование миграции населения из районов Крайнего Севера, не занятого в экономически эффективном производстве, и расширение использования вахтового метода в процессе освоения этих территорий.
Комплекс мер по закреплению населения на южных территориях региона предусмотрен Федеральной целевой программой "Жилище".
Приграничное сотрудничество на Дальнем Востоке и в Забайкалье как комплексное взаимодействие (экономическое, экологическое, гуманитарное, технологическое, культурное) приграничных территорий должно обеспечиваться системой согласованных между сопредельными странами и субъектами Российской Федерации мер по организации и стимулированию взаимодействия по следующим направлениям:
установление и поддержание кооперационных связей и приграничной торговли между предприятиями и фирмами;
развитие транспортной сети, включая систему пограничных переходов;
охрана окружающей среды;
развитие международного туризма;
сотрудничество в сфере образования, науки и культуры;
сотрудничество в области использования природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Стратегия развития этого сотрудничества в 2002 - 2010 годах предусматривает развитие и углубление начатых преобразований по превращению территорий субъектов Российской Федерации в зону активного многоаспектного сотрудничества с приграничными регионами Монголии, Китая и Кореи. При этом стратегия сотрудничества должна быть ориентирована на:
углубление и расширение прежде всего производственно-экономических связей;
более жесткую увязку направлений сотрудничества со стратегическими целями Российской Федерации на востоке страны;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 n 480 (ред. от 19.03.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также