<ПИСЬМО> Роспотребнадзора от 30.06.2005 n 0100/4964-05-32 О СИСТЕМЕ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ ПРИ ИММУНИЗАЦИИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. N 0100/4964-05-32
О СИСТЕМЕ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ
ПРИ ИММУНИЗАЦИИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2003 году при участии экспертов Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Российской Федерации была проведена оценка безопасности инъекций при иммунизации среди населения в 8-ми субъектах Российской Федерации.
По итогам были даны рекомендации экспертов ВОЗ о необходимости проведения анализа существующей практики сбора и утилизации отходов, образующихся при проведении иммунизации, и внедрения безопасных методов работы по трем основным направлениям:
- манипуляции со шприцами и иглами после проведения инъекций;
- сбор и хранение использованного инъекционного инструментария;
- способы утилизации инъекционного материала.
Неправильное обращение с медицинскими отходами подвергает работников здравоохранения, тех, кто убирает эти отходы, и население риску заражения и травм. Они могут также наносить ущерб окружающей среде. Помимо этого такие отходы создают возможность для сбора разового медицинского оборудования (особенно шприцев) для перепродажи и повторного использования без стерилизации, что увеличивает риск заражений.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире в результате небезопасной практики инъекций регистрируется от 8 до 16 миллионов случаев инфицирования вирусом гепатита В, от 2,3 до 4,7 миллиона случаев инфицирования вирусом гепатита С и от 80000 до 160000 случаев инфицирования ВИЧ. Среди небезопасных видов практики особую озабоченность вызывает повторное использование шприцев и игл без стерилизации.
Связанную с инъекцией передачу патогенов с кровью можно предотвратить, разработав стратегию обеспечения безопасности инъекций, для чего необходимо разностороннее и полное изучение существующей системы сбора и утилизации медицинских отходов, возникающих при иммунизации в России.
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информация по вопросам, касающимся безопасности при иммунизации в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), поступила из 89 субъектов Российской Федерации.
Анализ существующей практики сбора и утилизации медицинских отходов проведен по 65415 медицинским учреждениям, в том числе по 8992 амбулаторно-поликлиническим учреждениям, 44462 больничным учреждениям, расположенным в сельской местности (центральным районным, районным, участковым больницам, фельдшерско-акушерским пунктам), 2245 учреждениям охраны материнства и детства, 9506 здравпунктам вузов, медико-санитарным частям (МСЧ) предприятий и 210 коммерческим центрам вакцинации.
Необходимо отметить, что в практике отечественного здравоохранения по-прежнему остается много ручных манипуляций со шприцами и иглами после проведения инъекций, не везде решены проблемы безопасного хранения использованного инъекционного материала, применяются устаревшие методы сбора и утилизации медицинских отходов, что увеличивает риск заражения гемоконтактными инфекциями для медицинского персонала и населения и наносит вред окружающей среде.
Так, ручные манипуляции по разборке шприцев и изъятию игл практикуются в 95,6% проверенных медицинских учреждений. И лишь в 891 (1,4%) ЛПУ для изъятия игл используются отсекатели, которые позволяют существенно снизить риск получения травм медицинскими работниками. Несколько чаще иглоотсекатели применяются в коммерческих центрах вакцинации (7,1%) и амбулаторно-поликлинических учреждениях (2,6%). Лучше всего отсекателями обеспечены проверенные лечебно-профилактические учреждения Орловской и Челябинской областей (от 10 до 30%).
Не проводят разборку шприцев после использования в среднем 3,2% ЛПУ, в том числе 3,9% амбулаторно-поликлинических учреждений, 3,0% сельских больничных учреждений, 4,4% учреждений охраны материнства и детства, 3,0% здравпунктов вузов, МСЧ предприятий и 3,8% коммерческих центров вакцинации. Условия обеззараживания, сбора, транспортирования, утилизации и захоронения отходов в указанных ЛПУ требуют дополнительного изучения.
Дезинфекция в местах первичного сбора отходов - шприцев и игл проводится в 98,0 - 98,9% проверенных медицинских учреждений, преимущественно химическим способом.
Не проводят дезинфекцию в 149 (0,2%) ЛПУ, в связи с чем при сборе и транспортировке отходов существует риск инфицирования как медицинского персонала, так и населения.
Для сбора и хранения использованных шприцев и игл в подавляющем большинстве медицинских учреждений применяется приспособленная тара, в ряде случаев не отвечающая требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" и не обеспечивающая безопасность медперсонала при обращении с острыми отходами.
По представленным из субъектов Российской Федерации данным, мягкая упаковка для сбора игл используется в Хабаровском крае в 510 (71,3%) медицинских учреждениях, в Саратовской области - в 370 (21,1%) ЛПУ, в Псковской и Московской областях соответственно в 101 (15%) и в 154 (9,1%) ЛПУ, что недопустимо, так как создает реальную угрозу травматизма для лиц, участвующих в сборе, транспортировании и утилизации отходов.
Всего по стране мягкую упаковку для сбора и временного хранения игл используют в 2014 медицинских учреждениях (3,1%).
Также недопустимо применение для сбора игл пластиковых бутылок, которые не являются достаточно прочными, чтобы обеспечить полную безопасность от травм. Несмотря на это, в целом по стране количество лечебно-профилактических учреждений, где используются пластиковые бутылки для сбора, хранения и транспортировки игл, значительное - 40046 (61,2%).
Специальная одноразовая твердая упаковка (пластиковые контейнеры) для сбора игл, корпусов и поршней шприцев имеется всего в 4,7 - 5,7% медицинских учреждений. Лучше всего обеспечены такой тарой лечебно-профилактические учреждения Республик Татарстан, Дагестан, Мордовия, Бурятия, что является положительным опытом для остальных территорий.
В среднем только в трети сельских больничных учреждений (35,7%), здравпунктов и МСЧ (27,3%), а также в половине амбулаторно-поликлинических (50,8%) и учреждений охраны материнства и детства (51,6%) упорядочено хранение отходов при иммунизации - выделены помещения для сбора и временного хранения контейнеров с отходами. В коммерческих центрах вакцинации выделение специальных помещений предусмотрено в 68,1%.
Практически все коммерческие центры вакцинации (96,7%) и большинство амбулаторно-поликлинических учреждений (75%), учреждений охраны материнства и детства (67,3%) и здравпунктов (67,5%) заключают договора на вывоз отходов со специализированными организациями, и только около 20% указанных ЛПУ, за исключением коммерческих, утилизирует отходы после иммунизации самостоятельно. Сельские больничные учреждения практикуют заключение договоров и самостоятельную утилизацию в равных долях - соответственно 43,3% и 40,2%.
Выбор способов утилизации, применяемых в перечисленных медицинских учреждениях, обусловлен влиянием ряда факторов: спецификой территории (город-село), удаленностью от перерабатывающего предприятия, объемом медицинских отходов, экономическими затратами на их утилизацию, в том числе транспортными расходами и др.
Наиболее часто в перечисленных ЛПУ применяют не требующие больших финансовых затрат методы - сброс шприцев (15,9%) и игл (37,3%) в мусоросборники вместе с техническими и бытовыми отходами (ТБО), а также, особенно в сельской местности, термическую утилизацию (сжигание) открытым способом (17,3 - 19,6% ЛПУ). Существенным недостатком этих методов является сохранение риска причинения случайных травм от укола иглой, а последнего способа утилизации, не отвечающего требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", - задымление и выброс в окружающую среду токсичных загрязнителей.
Термическая утилизация в специальных установках, малогабаритных комплексах шприцев и игл, а также использование установок, основанных на химической дезинфекции с последующим измельчением, встречается гораздо реже: соответственно в 1,5% и 0,5% ЛПУ.
Другие методы, в том числе вывоз шприцев и игл для последующей утилизации в печах промышленного типа или переработки термопластическими компаниями, используют соответственно 27,9% и 13,9% медицинских учреждений. Главная проблема при реализации данной системы удаления отходов заключается в относительно высоких затратах.
Мировая практика решения проблемы обеспечения безопасности при иммунизации предлагает новые подходы: использование неразборных самоблокирующихся шприцев, повторное применение которых технически невозможно, и герметичных одноразовых непрокалываемых контейнеров для их сбора и транспортирования к месту утилизации; применение иглоотсекателей с интегрированными одноразовыми контейнерами для сбора игл; отказ от химического способа дезинфекции, применение метода автоклавирования; преимущественно централизованная система утилизации и переработки отходов.
Такая система сбора и утилизации медицинских отходов при иммунизации успешно прошла апробацию в пилотном проекте в Украине в 2003 - 2004 годах и рекомендована к внедрению на ее территории, однако требует серьезных финансовых вложений для своей реализации.
Учитывая высокую значимость решения проблемы безопасности при иммунизации для медицинских работников и населения, а также экологической безопасности страны, руководителям Территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации предлагаю:
1. Обеспечить надлежащий контроль за выполнением СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" в медицинских учреждениях страны.
2. Организовать регулярную подготовку медицинских работников ЛПУ по вопросам безопасности при иммунизации.
Заместитель Руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО

ПРИКАЗ Росздравнадзора от 26.01.2005 n 115-Пр/05 (ред. от 30.06.2005) О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ДОКЛИНИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также