ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.1992 n 327 О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЕ МИГРАЦИЯ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 1992 г. N 327
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЕ "МИГРАЦИЯ"
В целях оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Республиканскую долговременную программу "Миграция", разработанную Комитетом по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации.
2. Возложить координацию работы министерств и ведомств Российской Федерации по выполнению мероприятий Республиканской долговременной программы "Миграция" на Комитет по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации.
3. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводить работу по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам в соответствии с Республиканской долговременной программой "Миграция".
4. Комитету по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации:
обеспечивать распределение средств и централизованно распределяемой продукции, выделяемых для реализации Республиканской долговременной программы "Миграция", и осуществлять контроль за их использованием;
осуществлять ежегодно уточнение мероприятий Республиканской долговременной программы "Миграция" с выделением узловых проблем и возможных путей их решения с учетом складывающейся политической и социально-экономической ситуации;
организовать дальнейшую научную разработку проблем, связанных с вынужденной миграцией населения.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Е.ГАЙДАР



Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 1992 г. N 327
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПРОГРАММА
"МИГРАЦИЯ"
ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ
В соответствии с Постановлениями Совета Министров РСФСР от 19 июля 1990 г. N 257 "О дополнительных мерах по оказанию помощи в размещении беженцев, прибывающих в РСФСР" и от 22 ноября 1990 г. N 539 "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам" Министерству труда РСФСР и Государственному комитету РСФСР по экономике была поручена разработка Республиканской долговременной программы "Миграция" (далее именуется Программа).
Концепция и техническое задание на разработку Программы рассмотрены и одобрены в апреле 1991 г. коллегией Министерства труда РСФСР и в июне 1991 г. Комиссией Совета Министров РСФСР по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Проект Программы был разработан в декабре 1991 г. с привлечением ученых и специалистов институтов Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтов, министерств и ведомств Российской Федерации.
В январе 1992 г. проект Программы был доработан с учетом изменения социально-политической обстановки, образования Содружества Независимых Государств. При этом были учтены замечания независимых экспертов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
В 1989 году на территории Российской Федерации появились первые беженцы <*>. Из Узбекистана в Россию прибыло свыше 20 тыс. турок - месхетинцев. Из них 13 тыс. были размещены в организованном порядке и обеспечены работой и жильем в сельской местности. В 1990 году в Российскую Федерацию из Баку прибыло свыше 90 тыс. человек, из них около двух третей - русскоязычные граждане. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыло свыше 100 тыс. осетин.
--------------------------------
<*> Под термином "беженец" понимается прибывшее на территорию Российской Федерации лицо, которое было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия, преследования в любых формах либо под угрозой реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной, расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.
Под термином "вынужденный переселенец" понимается гражданин Российской Федерации, вынужденно покинувший место своего постоянного жительства по аналогичным или другим причинам.
Определение терминов внесено в проекты Законов Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
Так как Закон о беженцах в бывшем СССР отсутствовал, то прибывшие в Российскую Федерацию граждане получали помощь как беженцы на основании отдельных постановлений Правительства РСФСР. К настоящему времени в Российской Федерации официально зарегистрировано 222 тыс. беженцев, из них 37 процентов составляют осетины, по 20 процентов - армяне и турки - месхетинцы, остальные - русские, причем число русских увеличивается. Наиболее напряженная обстановка сложилась в регионе Северного Кавказа. Краснодарский и Ставропольский края, а также Ростовская область стали, по существу, буферной зоной между районами Закавказья и центральными районами России. Благоприятные климатические условия, приближенность к местам прежнего проживания способствовали тому, что в этих районах разместилось более 96 тыс. человек, или около 40 процентов всех зарегистрированных беженцев. На юге России сосредоточены 70 процентов беженцев. Социально-экономическая, политическая и криминогенная обстановка на этой территории крайне напряженная.
Другая, не менее значимая проблема связана с так называемой вынужденной миграцией в Россию. Главными причинами, порождающими поток вынужденных переселенцев, являются социально-этническая напряженность, принятые государствами - бывшими республиками Союза ССР законы о гражданстве, о языке и бытовой национализм. В настоящее время переселение лиц, к примеру, из Литовской Республики в Российскую Федерацию - не внутригосударственная проблема, а перемещение из одного суверенного государства в другое.
С учетом вероятного обострения социально-экономической ситуации и активизации национально-политических процессов в ближайшем будущем, по крайней мере в течение 4 - 5 лет, можно ожидать увеличение объемов миграции русского населения из государств - бывших республик Союза ССР на территорию России, а также их национально-государственных образований Российской Федерации в другие районы России.
По прогнозу специалистов, наиболее вероятна активная миграция в Россию русских первого и второго поколений из государств - бывших республик Союза ССР с далекой культурной дистанцией (Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан); несколько менее интенсивный приток - из государств - бывших республик Союза ССР со средней культурной дистанцией (Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения) и минимальный - из государств - бывших республик Союза ССР с близкой культурной дистанцией (Украина, Беларусь). Данные обследования Всесоюзного центра изучения общественного мнения (1991 год) показывают, что из первой группы государств - бывших республик Союза ССР в Россию намереваются выехать 37,4 процента русских, из второй - 17,9 процента, из третьей - 10,5 процента. По причинам, связанным с преследованием по национальному признаку, по признаку языка, намереваются переехать в Россию от 400 тыс. до 2 млн. человек, что составляет примерно третью часть потенциальной миграции русского населения, проживающего в государствах - бывших республиках Союза ССР.
Из-за обострения межнациональных отношений возникает еще один аспект вынужденной миграции - переселение собственно в Российской Федерации. Примеры такой миграции дают состоявшиеся ранее перемещения из Республики Тува, а в последнее время - из Чечено-Ингушской Республики.
Переселение в таких масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения значительной части граждан, уже переехавших на территорию России, может еще более усугубить и без того напряженную ситуацию, затруднить осуществление политических и экономических реформ в Российской Федерации, что требует реализации эффективных мер в рамках Программы.
Вместе с тем следует иметь в виду, что чисто негативная оценка последствий вынужденной миграции населения для Российской Федерации была бы неверна. Прирост трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных кадров, может создать благоприятные возможности как для улучшения демографической ситуации в России, так и для активизации хозяйственного развития ряда трудодефицитных территорий. Однако эти положительные последствия миграции могут быть реализованы только при условии соответствующей заблаговременной подготовки к приему, размещению и обустройству мигрантов.
Реализация Программы в целом может быть осуществлена лишь при условии четкой координации деятельности всех органов управления, а также неправительственных и общественных организаций, международных организаций, занимающихся проблемами вынужденных переселенцев и беженцев.
Программа предусматривает возможность внесения изменений и дополнений в конкретные подпрограммы в связи с формирующимися рыночными отношениями и с учетом миграционной ситуации.
Содержание программы
Приоритетными направлениями миграционной политики России являются:
защита прав и интересов граждан Российской Федерации, проживающих как на ее территории, так и за ее пределами, в соответствии с принятой Верховным Советом Российской Федерации Декларацией прав и свобод человека и гражданина и Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О гражданстве РСФСР";
управление миграционными процессами в Российской Федерации, регулирование въезда и выезда мигрантов в Россию, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации путем создания законных и гуманных условий приема и размещения;
осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.
Программа предусматривает комплекс мер, направленных на реализацию государственной миграционной политики.
Субъектами настоящей Программы являются беженцы и вынужденные переселенцы.
Оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, предусматриваемой в рамках Программы, исходит из конкретных политических и социально-экономических условий Российской Федерации, требований норм международного права, практики их реализации в различных странах. К числу основополагающих принципов Программы относятся:
1. Принцип свободы выбора беженцами и вынужденными переселенцами места жительства и видов занятости.
2. Принцип запрещения высылки или принудительного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в страны, из которых они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законом.
3. Принцип недопустимости дискриминации беженцев и вынужденных переселенцев по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
4. Принцип гарантированного предоставления государством беженцам и вынужденным переселенцам вытекающих из их статуса основных прав и свобод, которыми пользуются в соответствии с законом собственные граждане, и возможность их судебной защиты.
5. Принцип ориентации на помощь вынужденным переселенцам и беженцам в самостоятельном решении их проблем.
6. Принцип безусловного соблюдения беженцами и вынужденными переселенцами обязанностей, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации.
7. Принцип непосредственного личного участия беженцев и вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке их инициативы и самодеятельности.
8. Принцип недопустимости создания для беженцев и вынужденных переселенцев в рамках правительственной помощи каких-либо льгот или преимуществ, которые ставили бы их в привилегированное положение по сравнению с местным населением (за исключением чрезвычайных ситуаций, связанных с массовым притоком граждан на территорию Российской Федерации).
9. Принцип координации действий на международном, межгосударственном и национальном уровнях правительственных, неправительственных учреждений и самих беженцев и вынужденных переселенцев в разрешении проблем их жизнедеятельности.
10. Принцип государственного стимулирования формирования рынка жилья и рынка занятости, отвечающих текущим и перспективным потребностям Российской Федерации и входящих в нее образований.
Разработанная с учетом этих основополагающих принципов Программа содержит практические мероприятия по оказанию помощи в расселении, жилищном и социально-культурном обеспечении, занятости, медико-санитарном и социальном обеспечении, торговом обслуживании беженцев и вынужденных переселенцев; перечень требований к правовому, организационному и финансовому обеспечению Программы.
Подпрограмма правовой защиты
Основой реализации комплекса мер, предусмотренных Программой, является создание нормативно-правовой базы.
На основе существующих законов и подзаконных нормативных актов ни одно из требуемых мероприятий практически не может быть осуществлено по той причине, что оно либо не предусмотрено имеющимися правовыми актами, либо прямо противоречит им. Как следствие, невозможны не только юридически обоснованное решение вопросов обеспечения занятости, социальной защиты, прописки беженцев и вынужденных переселенцев, но и их регистрация, оформления статуса, оценка нужд и потребностей людей для их последующего удовлетворения.
Подпрограммой определены:
1. Перечень международных актов, касающихся основных прав и свобод граждан, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, к которым необходимо присоединение Российской Федерации (Приложение 1);
2. Основные законы РСФСР, в которые необходимо внести изменения и дополнения в связи с реализацией прав и основных свобод граждан, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев (Приложение 2);
3. Перечень проектов законов России, касающихся основных прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые необходимо внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации (Приложение 2).
Подпрограмма расселения и жилищного обустройства
Решение задачи расселения и жилищного обустройства неразрывно связано с необходимостью увязки интересов самих беженцев и вынужденных переселенцев, местного населения, интересов государства в целом и отдельных входящих в него административно-территориальных образований.
Подпрограммой предусмотрены два этапа расселения беженцев и вынужденных переселенцев.
1. Временное расселение - на период притока мигрантов при чрезвычайных ситуациях для признания их беженцами и вынужденными переселенцами, оказания неотложной материальной, финансовой и медицинской помощи. Организуется в районах, расположенных близко к регионам конфликтов, с целью сокращения транспортных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.1992 n 321 О ПОДПИСАНИИ КОНСУЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ ПОЛЬША  »
Постановления и Указы »
Читайте также