ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 31.01.1998 n 7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОЦЕНКЕ СКРЫТОЙ (НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ (вместе с МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО РАСЧЕТУ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СКРЫТОЙ (НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО РАСЧЕТУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПАРАМЕТРОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ И СКРЫТОГО ПРОИЗВОДСТВА, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ, МЕТОДИКОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ ОБЪЕМОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 1998 г. N 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПО ОЦЕНКЕ СКРЫТОЙ (НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить Основные методологические положения по оценке скрытой (неформальной) экономики, включив в них следующие методологические документы: Методологические положения по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики, Методологические указания по определению общего объема промышленного производства (с учетом оценки деятельности неформальной экономики), Методические указания по расчету отдельных показателей строительной и инвестиционной деятельности с учетом параметров неформальной экономики, Методические указания по определению объема продукции сельского хозяйства в неформальном секторе и скрытого производства, Методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне, Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики и ввести их в действие с 1 февраля 1998 года.
Председатель
Госкомстата России
Ю.А.ЮРКОВ



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 31 января 1998 г. N 7
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СКРЫТОЙ
(НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ
Настоящие Методологические положения предназначены для определения единого, унифицированного в соответствии с требованиями системы национальных счетов (СНС) подхода к расчету показателей скрытого (неформального) производства в различных отраслях экономики России. Стандартная СНС предусматривает отражение в составе макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт любой деятельности, подпадающей под определение экономической. При этом соответствие указанной деятельности правовым нормам страны и способ получения информации о ее размерах не играют существенной роли.
Методологические положения не содержат конкретных рекомендаций по расчету отдельных показателей, каждый из которых является достаточно специфическим. Поэтому, в соответствии с особенностями экономического содержания показателей и имеющейся информационной базы, для каждого из них создана своя собственная отраслевая оригинальная методика расчета. Тем не менее, все эти методики должны быть полностью сопоставимы между собой в соответствии с теоретическими определениями и подходами, изложенными в данных методологических положениях. В отличие от конкретных методов расчета отдельных показателей, которые могут и должны меняться с изменением информационной базы, основные методологические положения, изложенные в данном документе, являются относительно постоянными.
Задачи статистического изучения скрытой (неформальной)
экономической деятельности
1. Главной функцией статистической системы является количественное описание и моделирование важнейших экономических и социальных процессов, происходящих в стране. Это достигается с помощью системы статистических показателей. Важнейшими экономическими показателями производства являются валовой внутренний продукт (ВВП) на макроэкономическом уровне, а также выпуск и валовая добавленная стоимость - на уровне отраслей. Все эти показатели строятся на основании стандартной международной методологии, разработанной, принятой и рекомендуемой к применению международными организациями (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР, Евростат), в рамках построения системы национальных счетов (СНС). Последняя версия СНС, принятая в 1993 году, предполагает включение в ВВП ряда экономических операций, которые могут являться незаконными с точки зрения национального законодательства или обычно не учитываются при построении традиционных экономических показателей, но соответствуют определенным критериям, предъявляемым к экономическим операциям.
2. Поскольку при построении национальных счетов Госкомстат России руководствуется, в основном, международными стандартными методиками, получаемые традиционным путем показатели должны корректироваться на величину скрытых экономических операций. Таким образом, все рассчитанные в рамках СНС показатели, публикуемые Госкомстатом на макроуровне, на уровне регионов и отраслей должны содержать необходимые поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.
3. Изучение скрытой (неформальной) экономической деятельности как социально - экономического явления само по себе является важной проблемой. С этой целью могут быть организованы специальные исследования. Вместе с тем, поскольку основополагающей целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а правильное отражение экономических процессов, происходящих в стране, главной задачей для нее остаются адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей с учетом всех необходимых поправок, включая поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.
Понятие скрытой (неформальной)
экономической деятельности
4. Феномен неучтенной экономики может иметь самые различные толкования в зависимости от того, в каком контексте он употребляется. В различных исследованиях и документах встречается несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые, тем не менее, несколько различаются между собой. Это "скрытая" или "теневая" деятельность, "неформальная" деятельность и "нелегальная" деятельность. Эти термины, в частности, используются в руководстве по построению системы национальных счетов, а также в документах МОТ.
5. "Скрытая" экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером этой деятельности может служить подпольное производство алкоголя.
6. "Неформальная" экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, то есть предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность, как правило, бывает распространена в развивающихся странах. В России значительное распространение неформальное производство имеет в сельском хозяйстве (ЛПХ), в торговле, в строительстве, а также некоторых других отраслях.
7. "Нелегальная" экономическая деятельность является незаконной, то есть она охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством. В настоящее время к таким видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа, в обход установленных правил, оружия, проституция, контрабанда. Так как законы могут меняться, границы нелегального производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальным и перешла в регулярный, официальный сектор экономики.
8. В каждом из перечисленных случаев речь идет об экономической деятельности, то есть о деятельности с целью получения экономической выгоды от производства товаров или услуг и их последующей реализации на рынке, конечного потребления или валового накопления в собственном домашнем хозяйстве, за исключением производства бытовых услуг, потребляемых в собственном домашнем хозяйстве, если они не оказываются оплачиваемой прислугой. Все эти виды деятельности, согласно рекомендациям СНС, должны включаться в границы производства и учитываться при расчете стандартных экономических показателей.
9. Экономическая деятельность возможна, только если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос на рынке. Рекомендуя включать незаконные виды деятельности в границы производства, СНС делает четкое различие между сделками, которые осуществляются с общего согласия покупателей и продавцов (например, продажа наркотиков, краденных товаров) и включаются в границы производства, и другими видами деятельности, которые не входят в границы производства, когда сделки осуществляются без взаимного согласия (например, вымогательство, кража).
10. Можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не являются по сути своей экономическими. Например, подделка банковских документов является, по существу, кражей денег, и она не может быть квалифицирована как производство какого-либо товара или оказание услуги. Рэкет с определенной степенью условности можно принять как своеобразную услугу, но он не основан на принципе добровольности, поэтому его также нельзя относить к экономическим операциям. Эти операции не учитываются при расчете макроэкономических показателей и не влияют на их величину.
11. С другой стороны, хотя такие неэкономические операции, как воровство или грабеж, не создают новой стоимости и не означают увеличения внутреннего продукта и национального богатства, но они ведут к их перераспределению. Перераспределительные операции также имеют значение в экономике, и хотя их нельзя отождествлять с экономическими операциями, тем не менее, в аналитических целях результаты подобных действий необходимо учитывать при построении таблиц национального богатства.
12. Экономические операции осуществляются не только на стадии производства, но также на стадиях образования и распределения доходов, а также использования доходов для целей конечного потребления и накопления. Соответственно, проявления скрытой экономической деятельности бывают также на каждой из перечисленных стадий.
13. Объем скрытых доходов является важной характеристикой скрытой экономики. Доходы скрываются чаще всего с той же целью, что и большинство производственных операций - с целью уклонения от налогообложения. Они могут быть получены как от незаконной, так и от вполне законной, но скрытой или преуменьшаемой деятельности, а также от занятости в неформальном секторе. Доходы домашних хозяйств, получаемые ими от занятости в неформальном производстве, обозначаются в СНС как "смешанные доходы", то есть первичные доходы, в которых смешиваются признаки предпринимательской прибыли и доходов наемных работников.
14. В принципе, не только производство и образование доходов, но и использование доходов, то есть расходы на конечное потребление и на накопление могут быть характеристикой развития теневой экономики в том случае, если потребление идет из источников, которые не являются официально зарегистрированными. Например, стоимость товаров, покупаемых на черном рынке. Хотя само по себе потребление, если это не потребление определенных видов запрещенных товаров и услуг, не является незаконным, его доля в объеме потребления может быть значительной, и это говорит о степени развития черного рынка как явления.
15. Таким образом, следует рассматривать неучтенную экономику как совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности в той интерпретации, в какой об этом говорилось выше. Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав теневой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.
16. В связи с этим рекомендуется использовать термин "скрытая (неформальная)" экономическая деятельность для совокупного обозначения всех досчетов и поправок к ВВП, которые производятся исходя из требования СНС 1993 года об учете разного рода скрытой экономической деятельности.
---------------------------------------------T-------------------¬
¦ Неучтенная экономическая ¦ Неэкономические ¦
¦ деятельность ¦ криминальные ¦
¦ ¦ действия, ¦
¦ ¦ ведущие к ¦
¦ -------------------------¬¦ перераспределению ¦
¦ ¦ Скрытые ¦¦ национального ¦
¦------------------+--¬ доходы ¦¦ богатства ¦
¦¦Незарегистрированное¦ ¦¦ ¦
¦¦ производство ¦- скрытый ¦¦ ----------------¬ ¦
¦¦ продуктов и услуг ¦ предпринимательски馦 ¦- воровство ¦ ¦
¦¦ ¦ доход ¦¦ ¦- грабежи ¦ ¦
¦¦ - скрытое ¦- скрытая оплата ¦¦ ¦- мошенничество¦ ¦
¦¦ производство ¦ труда ¦¦ ¦- ... ¦ ¦
¦¦ - неформальное ¦- доход от ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ производство ¦ неформальной ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ - нелегальное ¦ деятельности - ¦¦ L---------------- ¦
¦¦ производство ¦ "смешанный доход" ¦¦ ¦
¦¦ +----------------------¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦
¦L--------------------- ¦ ¦
L--------------------------------------------+--------------------
17. Таким образом, если генеральная совокупность предприятий, наблюдаемых с помощью традиционных методов, включает совокупность крупных, средних, малых и совместных предприятий реального сектора, а также государственных и некоммерческих организаций, то с учетом параметров скрытой (неформальной) экономики генеральная совокупность, помимо перечисленных, должна включать некорпорированные предприятия с неформальной организацией, принадлежащие домашним хозяйствам, а также досчеты на скрытую часть производства по совокупности предприятий, наблюдаемых традиционным способом.
Общие подходы к определению параметров скрытой
(неформальной) экономической деятельности
18. В силу большой специфики проявлений скрытой (неформальной) экономической деятельности в различных отраслях и на различных стадиях экономического цикла, а также из-за различий информационной базы не представляется возможным предложить универсальный метод расчета ее показателей. Ниже излагаются только общие подходы, которые рекомендуется использовать для расчетов.
19. Следует различать элементы скрытой (неформальной) экономической деятельности, которая является таковой из-за несовершенства форм и методов статистического наблюдения, и элементы, которые возникают из-за преднамеренного сокрытия или искажения экономическими единицами информации о своей деятельности. В первом случае границы скрытой части экономики будут сокращаться по мере совершенствования статистической системы - улучшения статистического регистра, совершенствования системы выборочных наблюдений, внедрения более современных методов обработки информации и т.д. Большинство из перечисленных мер может оказаться эффективными, например, при обследованиях малых предприятий. Во втором случае следует применять более специфические методы, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.
20. Целью расчета недостающих параметров скрытой (неформальной) экономической деятельности является сведение к минимуму возможной ошибки при построении экономического показателя. Это означает, что в случае отсутствия необходимой статистической информации лучше принять в расчет любые другие соображения и сделать нужную поправку с определенной степенью возможной ошибки, чем вообще игнорировать проблему. Поправка, основанная на недостаточно точной информации, признается лучшим выходом, чем отсутствие любой поправки. Поэтому во многих случаях поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность могут носить вероятностный характер.
21. Лучшим для определения неизвестных параметров скрытой (неформальной) экономической деятельности является балансовый метод. Этот метод основан на сопоставлении между собой взаимосвязанных показателей, с разных точек зрения характеризующих исследуемое явление (доходы и расходы, ресурсы и их использование). Несовпадение количественных характеристик соответствующих показателей позволяет выдвигать гипотезы о причинах расхождений и величине необходимой поправки. Качество результатов, получаемых при применении балансового метода, тем выше, чем большее число взаимоувязанных параметров сопоставляется между собой. Балансовый метод успешно реализуется при макроэкономических расчетах, при построении национальных счетов, межотраслевого баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и т.п. С помощью балансового метода рассчитывается показатель скрытой заработной платы, может определяться стоимость услуг посреднических организаций, делаются поправки к показателям скрытого производства алкогольной продукции.
22. В некоторых случаях для оценки неизвестных параметров той или иной экономической системы могут использоваться аналогичные характеристики другой сходной системы. Например, результаты обследования, проведенного в одном из регионов, можно с определенными оговорками использовать для расчетов аналогичных показателей в сходных по комплексу экономических, природно - климатических и других условий регионах. В случае разрыва динамических рядов недостающие данные могут быть получены путем интерполяции или экстраполяции, если есть достаточные основания для принятия гипотезы о неизменности сложившихся тенденций в исследуемом периоде.
23. Хорошие результаты может дать использование для оценки необходимых параметров известных косвенных индикаторов. Можно рассчитать искомый показатель, если связь между ним и имеющейся косвенной информацией легко определима. Однако между рассчитываемым показателем и косвенным индикатором может не существовать функциональной связи. В этом случае следует выявить статистическую взаимосвязь путем построения математических моделей, описывающих соотношения между ними, сложившиеся в прошлый период. Примером использования этого метода может служить использование информации о динамике продаж строительных материалов для определения динамики индивидуального строительства. Данные о площади приусадебных и дачных участков, а также данные о средней урожайности сельскохозяйственных культур используются при расчете показателей неформального сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах.
24. Широко распространенным в мире является способ примерного определения динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и другими косвенными показателями, поддающимися достаточно простому учету. В ряде случаев этот метод давал хорошие результаты. Однако необходимым условием его применения является достаточное развитие рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены являются регулируемыми и не отражают действительной стоимости энергии, или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных и других льгот, динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства, не только по величине, но даже и по направлению. То же относится и к грузовым перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод неприменим.
25. Дополнительные выборочные обследования могут быть использованы для получения необходимой информации о параметрах скрытой (неформальной) экономической деятельности. Однако необходимо учитывать, что если экономические единицы скрывают параметры своей деятельности, они скорее всего откажутся принимать участие и в обследованиях, либо намеренно исказят предоставляемую информацию. Поэтому наиболее эффективным является сбор не прямой, а косвенной информации о масштабах скрываемой деятельности, которая потом может быть использована для дальнейших расчетов. Примером регулярно проводимых обследований такого рода является обследование неорганизованных вещевых и продуктовых рынков для определения параметров неформальной торговой деятельности. Другим примером является проведение обследования домашних хозяйств на предмет отработанного рабочего времени. Информация, полученная таким образом, может быть использована для определения параметров скрытого (неформального) производства в ряде отраслей.
26. Экспертные оценки в ряде случаев могут быть достаточно эффективны, особенно если требуется дать качественные оценки или определить общую тенденцию развития исследуемого явления. Данные налоговой инспекции могут быть использованы для определения средних размеров доходов граждан, занимающихся определенными видами индивидуальной предпринимательской деятельности. Оценка экспертов таможенной службы используется для проведения досчетов количества некоторых видов продуктов, контрабандно ввозимых в Россию в виде сырья.



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 31 января 1998 г. N 7
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"НЕФОРМАЛЬНОЙ" ЭКОНОМИКИ
Введение
Развертывание экономической реформы началось с активизации институациональных преобразований, которые сосредоточились прежде всего на реформировании собственности. Это выразилось прежде всего в разгосударствлении экономики - снижении доли государственного сектора при увеличении удельного веса видов деятельности, передаваемых из него частному сектору и иным структурам рыночного характера (акционерным, смешанным и т.д. предприятиям). Реформирование и реструктуризация государственных предприятий дополняются расширением сети быстронарождающегося малого бизнеса. Это в свою очередь потребовало внесения изменений в формирование информационных потоков.
Кроме того, существуют факторы, в силу действия которых хозяйствующие субъекты, в первую очередь в частном секторе экономики, заинтересованы в сокрытии значительной части объема производства и дохода, что обуславливает формирование так называемой "неформальной экономики".
"Неформальная экономика" - это различные сферы экономической деятельности, нерегистрируемые статистическими органами, направленные на сокрытие объема производства и дохода, мотивирующим фактором которых является уклонение от налогового бремени.
В сфере промышленного производства под понятие "неформальной экономики" попадает следующее:
- сокрытие части произведенной продукции зарегистрированными хозяйствующими субъектами;
- нерегулярная индивидуальная деятельность;
- неформальное производство в рамках некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам;
- нелицензированное производство товаров и услуг;
- подпольное производство разрешенных законом товаров.
Указанная градация носит условный характер, и в реальной экономике для конкретного хозяйствующего субъекта могут проявляться несколько из вышеприведенных аспектов.
1. Настоящие Методологические указания содержат описание системы экономических досчетов по объему произведенной промышленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного характера в стоимостном выражении, применяемых на федеральном и региональном уровнях.
В части формальной деятельности досчеты осуществляются на полный круг предприятий - производителей (крупные, средние, малые, совместные предприятия и промышленные производства при непромышленных организациях, индивидуальное предпринимательство).
В части неформальной деятельности досчитывается производство товаров домашними хозяйствами и объемы оказанных услуг физическими лицами, а также сокрытые (заниженные) юридическими лицами объемы продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения, выполнения предписанных законом норм охраны труда и т.д.
2. Досчеты в части официально учитываемой деятельности производятся в следующей последовательности.
2.1. Сводные итоги, сформированные на основе ежемесячно получаемых форм государственного статистического наблюдения за производством промышленной продукции (форма 1-п (срочная) месячная), корректируются на динамику развития официально зарегистрированных хозяйствующих объектов (юридические лица), чьи интересы находятся в сфере промышленного производства, но относительно которых действующая система статистического наблюдения не предусматривает получение месячной информации. Это касается малых, совместных предприятий и промышленных подразделений при непромышленных организациях (сельскохозяйственных, торговых, строительных и т.д.).
Дорасчеты осуществляются на основании Методики дорасчета объема продукции (работ, услуг) и корректировки индекса физического объема производства, утвержденной Госкомстатом России и согласованной с Минэкономики России, Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и Аналитическим Центром при Президенте Российской Федерации.
Расчет сводного индекса физического объема промышленной продукции (работ, услуг) осуществляется согласно алгоритма:
Iфп = (Iк x Dк + Iс x Dс + Iм x Dм + Iр x Dр) : 100,
где Iфп - сводный индекс физического объема по кругу предприятий, представляющих форму 1-п (срочная), малым, совместным предприятиям, промышленным подразделениям при непромышленных организациях;
Iк - индекс физического объема по кругу предприятий (крупных и средних), представляющих форму 1-п (срочная) месячная;
Dк - доля крупных и средних предприятий в общем производстве в базисном году;
Iс - индекс физического объема по совместным предприятиям;
Iм - индекс физического объема по малым предприятиям;
Iр - индекс физического объема по промышленным подразделениям при непромышленных организациях;
Dс, Dм, Dр - доля малых, совместных предприятий и промышленных подразделений в общем объеме производства в базисном году.
Индекс физического объема по кругу предприятий, представляющих форму 1-п (срочная) месячная, базируется на использовании данных о динамике натурально - вещественных показателей производства по установленному набору товаров - представителей. Расчет осуществляется на основании Методики расчета индекса физического объема промышленной продукции (работ, услуг), утвержденной Госкомстатом России 21.11.96 по согласованию с Минэкономики РФ.
Индекс физического объема по кругу малых и совместных предприятий определяется ежеквартально как соотношение темпа роста объема продукции в действующих ценах и индексов - дефляторов.
В качестве индекса - дефлятора для отраслей, продукция которых в основном направляется на промежуточное потребление и инвестиционные цели, принимается индекс оптовых цен производителей. Для отраслей, производящих преимущественно товары для населения, - индекс потребительских цен.
Темп роста объема продукции (работ, услуг) в действующих ценах, произведенной малыми предприятиями, определяется на основании последних имеющихся сводных итогов квартального выборочного обследования по форме МП, по организациям, которыми при регистрации основным видом деятельности была заявлена "промышленность". Согласно типовых алгоритмов сводные итоги выборочного обследования ежеквартально дорассчитываются до генеральной совокупности малых предприятий, сформированной на конец отчетного периода.
Расчеты по совместным предприятиям осуществляются на основании последних имеющихся данных формы 1-ВЭС.
Для промышленных подразделений при непромышленных организациях принято предположение, что динамика физического объема производства по ним аналогична динамике по малым предприятиям.
Общий объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах за отчетный период по промышленности в целом определяется согласно следующего алгоритма:
W п.о. = W к.п. + W к.п. x К или W п.о. = W к.п. x (1 + К),
где W п.о. - объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах, сформированный на основании данных ф. 1-п (срочная) месячная с учетом досчета на малые, совместные предприятия и промышленные подразделения при непромышленных организациях;
W к.п. - объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах, сформированный на основании данных ф. 1-п (срочная) месячная;
К - коэффициент соотношения между продукцией малых, совместных предприятий, промышленных подразделений при непромышленных организациях и продукцией, по кругу предприятий, представляющих форму 1-п (срочная).
Коэффициент соотношения между объемами продукции по малым, совместным предприятиям, промышленным подразделениям при непромышленных организациях и по предприятиям, отчитывающимся ежемесячно, определяется по следующей формуле:
100 x Iфп - Dк. x Iк.
К = ---------------------,
Dк. x Iк.
где Iфп - сводный индекс физического объема по кругу предприятий, представляющих форму 1-п (срочная), малым, совместным предприятиям, промышленным подразделениям при непромышленных организациях;
Iк. и Dк. - индекс физического объема по кругу предприятий, представляющих форму 1-п (срочная)месячная, и их доля в общем производстве.
2.2. К объему продукции (работ, услуг), сформированному по хозяйствующим субъектам - юридическим лицам, согласно алгоритмов, изложенных в пункте 2.1, добавляются расчетные объемы продукции по индивидуальным предпринимателям.
Объем продукции по индивидуальным предпринимателям определяется исходя из числа учтенных индивидуальных предпринимателей в сфере промышленной деятельности и средней выработки на одного работающего по кругу малых предприятий.
Учитывая, что индивидуальные предприниматели могут осуществлять производственную деятельность не только своими силами, но и с привлечением к работе дополнительной рабочей силы, как правило работающих членов семьи, количество которых определено на основании бюджетного обследования (округленно 2).
Расчет осуществляется согласно следующего алгоритма:
Vи x Ип x (Vмп : Чмп) x 2,
где Vи - объем производства по зарегистрированным индивидуальным предпринимателям;
Ип - число индивидуальных предпринимателей в сфере промышленной деятельности, учтенных в ЕГРПО;
Vмп - объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах по малым предприятиям промышленности, полученный на основании сводных итогов квартального выборочного обследования по форме МП и дорассчитанных до генеральной совокупности малых предприятий;
Чмп - среднесписочная численность работающих на малых предприятиях.
Пример расчета приведен в Приложении 2.
3. Объем неформальной деятельности по промышленности складывается из объемов производства товаров в домашних хозяйствах, услуг промышленного характера, оказанных физическими лицами, и скрываемых объемов выпуска продукции.
Неформальная экономическая деятельность не может быть учтена на основе традиционных статистических методов. Поэтому для ее определения используются методы, основанные на системе косвенных и экспертных оценок.
3.1. Производство товаров в домашних хозяйствах рассчитывается на основании данных выборочных обследований бюджетов семей по группам товаров: вино - водочные, колбасные изделия, животное масло, молоко и молоко - продукты, хлебные продукты по следующему алгоритму:
Пдх = (В100/100 x Кс) x Ц x Нн x Дз,
где Пдх - производство товаров в домашних хозяйствах;
В100 - получено из переработки товара (в среднем на 100 семей);
Кс - среднее наличное количество членов семьи;
Ц - цена покупки за единицу товара;
Нн - наличное население на конец года;
Дз - доля членов семей, занятых производством конкретного товара в общей численности по обследованным семьям.
Пример расчета приведен в Приложении 3.
3.2. Объем услуг промышленного характера, оказываемых населению физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), как зарегистрированными, так и незарегистрированными в налоговых службах, рассчитывается в соответствии с Методикой экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населения, утвержденной Постановлением Госкомстата России 24.04.95 N 33 по следующим видам услуг:
- ремонт и индивидуальный пошив обуви;
- ремонт и индивидуальный пошив одежды и вязка трикотажных изделий;
- ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
- ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств;
- ремонт и изготовление мебели.
Результаты расчета приведены в Приложении 4.
3.3. Скрываемые объемы выпуска продукции официально зарегистрированными предприятиями определяются экспертно на основании косвенных оценок.
Одним из подходов к определению этих объемов может служить информация о результатах контрольной работы налоговых органов.
В качестве основы расчета используется информация о проверенных документально налогоплательщиках по налогу на добавленную стоимость по данным 1 раздела формы N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов".
Расчет производится согласно следующего алгоритма:
[(Ндс - Фс) : Кдп] x Крп x Дн
Пс = ----------------------------- x Кн,
Д
где Ндс - дополнительно начисленные платежи по нарушению выплаты НДС по результатам проверок;
Фс - доначисленные по нарушению выплаты НДС финансовые санкции и пени;
Кдп - количество документально проверенных налогоплательщиков, по которым выявлены нарушения;
Крп - число юридических лиц, заявивших при регистрации своей деятельности "промышленность" и фактически работающих;
Дн - доля налогоплательщиков, по которым выявлены нарушения в общем числе документально проверенных;
Д - доля НДС в фактической выручке от реализации;
Кн - коэффициент соотношения среднего размера доначислений на одну проверку на промышленном предприятии к среднему размеру доначислений по всем проверенным налоговой полицией объектам.
Пример расчета приведен в Приложении 5.
4. Для обеспечения увязки с показателями СНС и обеспечения расчетов добавленной стоимости на окончательном этапе расчетов объем производства корректируется на элементы, по экономическому содержанию относящиеся к промышленной продукции, но исходя из действующих в микроэкономике принципов учета не включаемые в показатель "объем произведенной промышленной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах производителей" при заполнении непосредственно предприятиями форм статистического наблюдения по продукции (в соответствии с действующими Временными указаниями по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утвержденных Постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России от 31 декабря 1996 г. N 153).
В соответствии с принципами системы национальных счетов к промышленному выпуску относится: готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство и работы промышленного характера, выполненные предприятием. Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях на структуру производства, отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам. Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, исключая любые налоги на продукты, но с учетом субсидий на продукты.
Корректировка касается следующих элементов.
Во-первых, продукции, изготовленной из неоплаченного сырья и материалов заказчика (давальческого сырья), которая при формировании объема произведенной промышленной продукции в отпускных ценах производителя включается с исключением стоимости неоплаченного сырья и материалов, и должна быть дооценена до полной стоимости.
Во-вторых, изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки, не включаемых в ряде отраслей в объемы продукции.
Для определения объемов вышеназванных элементов используется информация квартальной формы 5-3 "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)". На основании данных указанной формы определяются коэффициенты как отношение продукции, изготовленной из давальческого сырья, и величины изменения остатков незавершенного производства к объему произведенной продукции (работ, услуг). Указанные коэффициенты уточняются ежеквартально.
Ежемесячно объемы этих элементов определяются исходя из объема продукции (работ, услуг), сформированного по отчетному месяцу, и вышеназванных коэффициентов.
Пример расчета приведен в Приложении 6.
К объему продукции в действующих ценах производителей добавляются суммы субсидий на продукты для базовых отраслей промышленности. Информация по суммам указанной государственной поддержки для отраслей промышленности берется из годового отчета Минфина России "Об исполнении бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований Российской Федерации".
Ежемесячно сумма дотаций определяется долей от поступивших в бюджет налогов за месяц. Эта доля рассчитывается как соотношение субсидий и налогов за предшествующий год и сохраняется неизменной на протяжении отчетного года.
5. Полученные согласно методов, изложенных в пункте 3, оперативные оценки объемов неформальной экономики в дальнейшем могут быть уточнены по окончанию разработки Межотраслевого баланса.
В качестве проверочного момента правильности досчетов на круг производителей, не охваченных отчетностью по формам 1-п (срочная), МП, 1-вэс, 3-п, 6-пп, 29-АПК (п. п. 2.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.3), используется соотношение производства и потребления промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера отечественной экономикой с учетом изменения запасов во всех звеньях товаропотока производителей и сальдо экспортно - импортных операций.
------------T--------------------------¬
¦ Ресурсы ¦ Распределение ¦
+-----------+--------------------------+
¦Зн + ПР + И¦Э + Пм + Пн + Пнс + Н + Зк¦
L-----------+---------------------------
Производство продукции определяется согласно следующего алгоритма:
ПР = Зк - Зн - И + Э + Пм + Пн + Пнс + Н,
где ПР - объем промышленного производства;
Зн, Зк - запасы на складах участников товаропотока (производителей, потребителей, посредников, торговых, снабженческо - сбытовых и других) на начало и конец отчетного периода;
И - объем импорта промышленной продукции;
Э - объем экспорта промышленной продукции;
Пм - объем потребления промышленной продукции отраслями материальной сферы;
Пн - объем потребления промышленной продукции отраслями нематериальной сферы;
Пнс - объем потребления промышленной продукции населением;
Н - объем промышленной продукции, направленной на накопление.



Приложение 1
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
(по данным за 1996 год)
-------------------------------------T-------------T------T------¬
¦ ¦ ¦трлн. ¦В % к ¦
¦ ¦ ¦рублей¦итогу ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Объем продукции по кругу¦ 1 ¦1100 ¦ 79,7 ¦
¦предприятий, представляющих месячную¦ ¦ ¦ ¦
¦отчетность ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Объем продукции по малым, совместным¦ 2 ¦ 174 ¦ 12,6 ¦
¦предприятиям, промышленным¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделениям при непромышленных¦ ¦ ¦ ¦
¦организациях ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Итого по предприятиям,¦ 3 = 1 + 2 ¦1274 ¦ ¦
¦представляющим месячную отчетность¦ ¦ ¦ ¦
¦по форме 1-п (срочная) с учетом¦ ¦ ¦ ¦
¦досчета на малые, совместные¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятия и промышленные¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделения при непромышленных¦ ¦ ¦ ¦
¦организациях ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Объем продукции, произведенной¦ 4 ¦ 0,4¦ 0,03¦
¦учтенными в ЕГРПО индивидуальными¦ ¦ ¦ ¦
¦предпринимателями ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Итого по официально учитываемой¦ 5 = 3 + 4 ¦1274,4¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Производство товаров домашними¦ 6 ¦ 12,6¦ 0,9 ¦
¦хозяйствами ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Объем услуг промышленного характера,¦ 7 ¦ 10,7¦ 0,8 ¦
¦оказываемых населению физическими¦ ¦ ¦ ¦
¦лицами ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Скрываемые объемы выпуска продукции¦ 8 ¦ 35,1¦ 2,5 ¦
¦официально зарегистрированными¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятиями ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Итого по неформальной деятельности ¦9 = 6 + 7 + 8¦ 58,4¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Объем продукции, изготовленной из¦ 10 ¦ 10,3¦ 0,7 ¦
¦давальческого сырья ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Изменение остатков незавершенного¦ 11 ¦ 27,8¦ 2,0 ¦
¦производства ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Объем государственных субсидий ¦ 12 ¦ 10,6¦ 0,8 ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Итого по элементам, не включенным в¦13 = 4 + 9 + ¦ 107,5¦ ¦
¦объем продукции по официально¦+ 10 + 11 + ¦ ¦ ¦
¦представленным отчетам по форме 1-п¦+ 12 ¦ ¦ ¦
¦(срочная) с учетом досчета на малые,¦ ¦ ¦ ¦
¦совместные предприятия и¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленные подразделения при¦ ¦ ¦ ¦
¦непромышленных организациях ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+------+------+
¦Общий объем произведенной¦14 = 3 + 13 ¦1381,5¦100 ¦
¦промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+-------------+------+-------



Приложение 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
----------------T-------------------------------------T----------¬
¦Число индивиду-¦Объем продукции (работ, услуг) в дей-¦Среднеспи-¦
¦альных предпри-¦ствующих ценах по малым предприятиям ¦ сочная ¦
¦ нимателей в ¦промышленности, полученный на основа-¦ числен- ¦
¦ сфере промыш- ¦нии сводных итогов выборочного обсле-¦ ность ра-¦
¦ленной деятель-¦дования по ф. МП и досчетов до гене- ¦ ботающих ¦
¦ности, учтенных¦ ральной совокупности согласно стан- ¦ на малых ¦
¦ в ЕГРПО ¦ дартных процедур, млн. рублей ¦ предприя-¦
¦ ¦ ¦ тиях, че-¦
¦ ¦ ¦ ловек ¦
+---------------+-------------------------------------+----------+
¦ 5523 ¦ 53779622 ¦ 1399709 ¦
L---------------+-------------------------------------+-----------
Vи = Ип x (Vмп : Чмп) x 3 = 5523 x (53779622 : 1399709) x 2 = = 424 млрд. рублей.



Приложение 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДОМАШНИМ ХОЗЯЙСТВАМ
(по данным обследования домашних хозяйств за 1996 год,
на примере вино - водочных изделий)
---T-----------------------------------------T-------------------¬
¦N ¦ Наименование показателя ¦Домашние хозяйства,¦
¦п ¦ ¦ расположенные в ¦
¦/ ¦ +---------T---------+
¦п ¦ ¦городах и¦сельской ¦
¦ ¦ ¦ ПГТ ¦местности¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦1.¦Количество членов семьи во всех¦101684 ¦ 36698 ¦
¦ ¦обследованных хозяйствах, чел. ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦2.¦в том числе в хозяйствах, занятых¦ 1015 ¦ 4772 ¦
¦ ¦производством домашнего вина и водки,¦ ¦ ¦
¦ ¦человек ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦3.¦Доля членов семей, занятых производством¦ 1 ¦ 13 ¦
¦ ¦домашнего вина и водки в общей¦ ¦ ¦
¦ ¦численности по обследованным семьям, % ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦4.¦Получено из переработки товара (в среднем¦ 1964 ¦ 1448 ¦
¦ ¦на 100 семей, занятых производством¦ ¦ ¦
¦ ¦конкретного товара), литров ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦5.¦Среднее наличное количество членов семьи¦ 2,72¦ 3,22¦
¦ ¦по семьям, занятым производством¦ ¦ ¦
¦ ¦домашнего вина и водки, человек ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦6.¦Цена покупки за один литр, тысяч рублей ¦ 14,74¦ 10,35¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦7.¦Наличное население на конец 1996 года,¦107800 ¦ 39700 ¦
¦ ¦тысяч человек ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------------+---------+---------+
¦8.¦Произведено вина и водки в домашних¦ 114,5 ¦ 240,3 ¦
¦ ¦хозяйствах - всего, млрд. рублей ¦ ¦ ¦
L--+-----------------------------------------+---------+----------
Всего производство домашнего вина и водки в домашних хозяйствах в 1996 году составило 354,8 млрд. рублей.
Согласно указанного алгоритма определяется производство домашними хозяйствами по следующим товарам: колбасные изделия, животное масло, молоко и молоко - продукты, хлебные продукты. Суммарное производство перечисленных товаров составило в 1996 г. - 12627 млрд. руб.



Приложение 4
ОБЪЕМ УСЛУГ ПРОМЫШЛЕННОГО ХАРАКТЕРА,
ОКАЗАННЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
(в соответствии с Методикой экономических оценок
и досчетов показателей, характеризующих платные
услуги населению)
----------------------------------------------------T------------¬
¦ Наименование услуги ¦Объем услуг,¦
¦ ¦ оказанных ¦
¦ ¦физическими ¦
¦ ¦ лицами, ¦
¦ ¦млрд. рублей¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Ремонт и индивидуальный пошив обуви ¦ 508,0 ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Ремонт, индивидуальный пошив одежды и вязка¦ 6462,1 ¦
¦трикотажных изделий ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры,¦ 2036,7 ¦
¦бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление¦ ¦
¦металлоизделий ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных¦ 1304,5 ¦
¦средств ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Ремонт и изготовление мебели ¦ 401,7 ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Итого по приведенным видам услуг ¦ 10713 ¦
L---------------------------------------------------+-------------



Приложение 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКРЫТОГО ОБЪЕМА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
В качестве основы использована информация о проверенных документально налогоплательщиках по налогу на добавленную стоимость по форме N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов" раздел 1 за 1996 год по экономике в целом:
------------------------------------------------------T----------¬
¦ Наименование показателя ¦Фактически¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Дополнительно начислено платежей по нарушению выплаты¦ 62,7 ¦
¦НДС по результатам проверок, трлн. рублей ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Доначисленные по нарушению выплаты НДС финансовые¦ 55,8 ¦
¦санкции и пени, трлн. рублей ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Количество документально проверенных¦ 361840 ¦
¦налогоплательщиков - юридических лиц, уплачивающих ¦ ¦
¦НДС, единиц ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦в том числе по которым обнаружены нарушения по уплате¦ 192604 ¦
¦налога ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Доля налогоплательщиков, по которым обнаружены¦ 53,2 ¦
¦нарушения, в общем числе документально проверенных,¦ ¦
¦% ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Количество действовавших в 1996 году юридических лиц,¦ 150000 ¦
¦основной деятельностью которых является¦ ¦
¦промышленность ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Количество объектов, проверенных налоговой полицией,¦ 14572 ¦
¦единиц ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦в том числе объектов, основной вид деятельности¦ 2825 ¦
¦которых промышленность ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Доначисления с учетом финансовых санкций за налоговые¦ 14478 ¦
¦нарушения по всем объектам, проверенным налоговой¦ ¦
¦полицией, млрд. рублей ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦в том числе по объектам, основной вид деятельности¦ 5877 ¦
¦которых промышленность ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Доначисления с учетом финансовых санкций за налоговые¦ 2080 ¦
¦нарушения в среднем на один объект, проверенный¦ ¦
¦налоговой полицией, млрд. рублей ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦в том числе по объектам, основной вид деятельности¦ 994 ¦
¦которых промышленность ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Коэффициент соотношения между средним размером¦ 2,09¦
¦доначислений по проверкам налоговой полиции в целом и¦ ¦
¦по объектам, основной вид деятельности которых¦ ¦
¦промышленность ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Доля НДС в фактической выручке от реализации¦ 17 ¦
¦(оценка), % ¦ ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
[(Ндс - Фс) : Кдп] x Крп x Дн
Пс = ----------------------------- x 2,09 =
Д
[(62,7 - 55,8) : 192604] x 150000 x 0,532
= ----------------------------------------- = 2,09 = 35,1 трлн.
0,17 рублей



Приложение 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕЛИЧИНЫ ДОСЧЕТА ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
НА ЭЛЕМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗЛИЧИЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОКАЗАТЕЛЯ ПО МАКРО- И МИКРОУРОВНЯМ
--T-------------------------T------------------------T-----------¬
¦N¦ Наименование показателя ¦ Источник информации ¦ 1996 г. ¦
¦п¦ ¦ ¦ ¦
¦/¦ ¦ ¦ ¦
¦п¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------+------------------------+-----------+
¦ ¦По крупным и средним¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиям ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1¦Объем продукции (работ,¦ф. 5-з (квартальная),¦ 806430 ¦
¦ ¦услуг), млрд. руб. ¦строка 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2¦Изменение остатка¦ф. 5-з (квартальная),¦ 17566 ¦
¦ ¦незавершенного ¦строка 48 ¦ ¦
¦ ¦производства, ¦ ¦ ¦
¦ ¦полуфабрикатов ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментов и¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной выработки, не¦ ¦ ¦
¦ ¦включаемых в стоимость¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции, млрд. рублей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3¦в % к объему продукции¦3 = 2 : 1 ¦ 2,18 ¦
¦ ¦(работ, услуг) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4¦Стоимость неоплаченного¦ф. 5-з (квартальная),¦ 6533 ¦
¦ ¦переработанного сырья¦строка 53 ¦ ¦
¦ ¦заказчика, млрд. рублей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5¦в % к объему продукции¦5 = 4 : 1 ¦ 0,81 ¦
¦ ¦(работ, услуг) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦По крупным, средним,¦ ¦ ¦
¦ ¦малым и совместным¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиям, ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленным ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделениям при¦ ¦ ¦
¦ ¦непромышленных ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6¦Объем продукции (работ,¦ф. 1-п (срочная) и¦1274146 ¦
¦ ¦услуг), млрд. рублей ¦досчет на малые,¦ ¦
¦ ¦ ¦совместные предприятия,¦ ¦
¦ ¦ ¦промышленные ¦ ¦
¦ ¦ ¦подразделения при¦ ¦
¦ ¦ ¦непромышленных ¦ ¦
¦ ¦ ¦организациях ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7¦Изменение остатка¦7 = 6 x 3 ¦ 27776 ¦
¦ ¦незавершенного ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства, ¦ ¦ ¦
¦ ¦полуфабрикатов ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментов и¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной выработки, не¦ ¦ ¦
¦ ¦включаемых в стоимость¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции, млрд. рублей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8¦Стоимость неоплаченного¦8 = 6 x 5 ¦ 10321 ¦
¦ ¦переработанного сырья¦ ¦ ¦
¦ ¦заказчика, млрд. рублей ¦ ¦ ¦
L-+-------------------------+------------------------+------------



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 31 января 1998 г. N 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ
И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПАРАМЕТРОВ
НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Общие положения
Настоящие Указания содержат порядок определения объемов инвестиций, подрядных работ в строительстве с учетом неформальной деятельности и предназначены для применения на федеральном и региональном уровнях.
С учетом принятых в международной практике и сформулированных в системе национальных счетов положений под неформальной экономической деятельностью понимается деятельность (законная или незаконная), осуществляемая институциональными единицами с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.
Неформальная экономика - деятельность, не подлежащая статистическому наблюдению традиционными способами. В связи с этим для определения ее параметров используются различные методы косвенных оценок, включая экспертные.
Объемы неформальной экономики по инвестиционной деятельности определяются по объему инвестиций в основной капитал, т.е. инвестиций на строительство, расширение и реконструкцию предприятий и организаций, капитальный ремонт, приобретение жилых зданий, машин, оборудования, инструмента и инвентаря, а также прирост инвестиций за счет продажи вновь построенных жилых домов.
К неформальной экономике в части инвестиций в основной капитал относятся:
- занижение данных о фактических размерах явления с целью уклонения от уплаты налогов или по другим причинам;
- строительство дачных домиков и других надворных построек на дачных и садовых участках, гаражей и других объектов физическими лицами, не представляющими данные в статистические органы;
в строительной деятельности:
- деятельность некорпорированных предприятий, осуществляющих строительство и ремонт объектов (например, временные бригады строителей, не зарегистрированные в соответствующих органах исполнительной власти, не получившие лицензию на строительную деятельность);
- занижение данных о выполненных объемах строительными организациями с целью уклонения от уплаты налогов.
Порядок определения объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ в строительстве с учетом неформальной деятельности включает в себя следующие этапы:
1. Определение возможных (оценочных) объемов инвестиций в основной капитал, подрядных работ в строительстве (федеральный уровень, ежегодно).
2. Определение объемов инвестиций в основной капитал, подрядных работ в строительстве по крупным, средним предприятиям и организациям на основе представляемых ими форм государственного статистического наблюдения (федеральный и региональный уровни, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).
3. Определение объемов инвестиций в основной капитал, подрядных работ в строительстве малыми предприятиями по данным выборочного обследования предприятий, распространенным на их генеральную совокупность (федеральный и региональный уровни, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).
4. Определение параметров неформальной инвестиционной и строительной деятельности путем сравнения возможных объемов инвестиций, подрядных работ в строительстве (итоги 1 этапа) с соответствующими данными статнаблюдения (итоги 2 и 3 этапов); распределение этого объема по регионам Российской Федерации (федеральный уровень, ежегодно).
5. Осуществление досчета суммарных объемов инвестиций в основной капитал, подрядных работ в строительстве крупных, средних и малых предприятий на величину неформальной деятельности (федеральный, региональный уровни, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).
Раздел I. Определение объемов инвестиций
в основной капитал с учетом параметров
неформальной деятельности
1. На первом этапе определяются оценочные объемы инвестиций в основной капитал по их технологической структуре, т.е. отдельно по строительным и монтажным работам и затратам на приобретение оборудования, инструмента и инвентаря.
Во-первых, определяется величина материальных инвестиционных ресурсов для выполнения строительных, монтажных и ремонтных работ, далее с учетом доли стоимости материалов в объеме работ определяется объем выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ, а также рассчитывается объем выполненных строительных и монтажных работ без учета капитального и текущего ремонта.
1.1. Определение оценочного объема строительных и монтажных работ.
1.1.1. Величина инвестиционных (материальных) ресурсов для строительных, монтажных работ (включая ремонт зданий и сооружений) рассчитывается по следующей формуле

Статья 01 определяется путем суммирования данных перечисленных форм государственного статистического наблюдения.. По статьям 02 и 03 производятся дополнительные расчеты по переводу в цены розничной торговли. В этих целях данные статьи 02 "Производство потребительских товаров", которые определяются на основании ф. N 1-п (срочная) в фактических отпускных ценах предприятий (с досчетом на полный охват промышленных предприятий и сокрытие объемов производства), досчитываются на величину НДС, акцизов и товарно - транспортной наценки. Для расчетов используются данные межотраслевого баланса о структуре цены покупателя на товары, потребляемые домашними хозяйствами. По данным за 1993 г. эта структура составила (в % к основной цене):

ПРИКАЗ МВД РФ от 05.04.2002 n 324 (ред. от 27.06.2005) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ МВД РОССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВДТ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЗАКРЫТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ, ГОРРАЙЛИНОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  »
Постановления и Указы »
Читайте также