ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 n 275-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ РЯДА ГРАЖДАН НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 1 И ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТАТЬИ 31 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2005 г. N 275-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ РЯДА
ГРАЖДАН НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ
СТАТЬИ 1 И ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТАТЬИ 31 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ
И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ
В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ
К НИМ МЕСТНОСТЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан А.П. Адалева, Ю.Г. Анисимова, А.М. Асташкина, В.П. Афанасьева, А.Н. Базько, С.А. Барлина, Р.К. Башарова, А.П. Белова, Е.С. Белоконя, И.И. Бережного, В.Н. Богданова, В.А. Викторова, Е.Б. Волкова, И.А. Волкова, В.Ф. Воронова, Ю.В. Гнатченко, А.Р. Голосова, Н.И. Горбачева, Н.Е. Давыдова, Л.Н. Дементьева, А.Г. Евдокимова, В.В. Зайцева, Н.П. Клюева, В.А. Коваленко, В.М. Козлова, В.М. Коровякова, Л.И. Кудрявцева, В.В. Кузьменко, Е.П. Куроедова, А.С. Лазукина, В.В. Лебедева, В.Н. Макарова, И.С. Макареева, П.И. Маковея, А.Л. Малахова, А.М. Малышева, А.А. Нестерова, Ю.С. Нехорошева, А.П. Новикова, С.Н. Осенина, Е.Ф. Павлова, Е.С. Паролова, В.П. Петрова, Г.П. Полусмяка, М.Б. Сверчкова, В.В. Селезнева, Н.С. Соломатина, Е.А. Сорочинского, И.И. Стеценко, А.П. Стрельченко, В.Е. Тархана, Е.В. Ушакова, В.В. Федотова, В.С. Фролова, В.В. Фурсы, Н.И. Цветкова, В.И. Шленева, О.М. Шляпцева, А.Ю. Ядрихинского, Е.А. Яременко и И.Ю. Яхонтова вопрос о возможности принятия их жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Заявители являются военными пенсионерами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В своих жалобах они оспаривают конституционность части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (вступил в силу с 1 июня 1993 года) как не распространяющей положение о повышении размеров пенсий на районные коэффициенты, установленное частями первой и второй статьи 31 того же Закона для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет либо по Списку N 1 - не менее 6 лет 8 месяцев (для мужчин).
Как следует из представленных материалов, граждане А.П. Адалев, Ю.Г. Анисимов, А.М. Асташкин, В.П. Афанасьев, А.Н. Базько, С.А. Барлин, А.П. Белов, Е.С. Белоконь, И.И. Бережной, В.Н. Богданов, В.А. Викторов, Е.Б. Волков, И.А. Волков, В.Ф. Воронов, А.Р. Голосов, Н.Е. Давыдов, А.Г. Евдокимов, Н.П. Клюев, В.А. Коваленко, В.М. Козлов, В.М. Коровяков, Л.И. Кудрявцев, В.В. Кузьменко, Е.П. Куроедов, А.С. Лазукин, В.В. Лебедев, В.Н. Макаров, И.С. Макареев, А.Л. Малахов, Ю.С. Нехорошев, А.П. Новиков, С.Н. Осенин, Е.С. Паролов, В.П. Петров, Г.П. Полусмяк, М.Б. Сверчков, Н.С. Соломатин, Е.А. Сорочинский, И.И. Стеценко, А.П. Стрельченко, В.Е. Тархан, Е.В. Ушаков, В.В. Федотов, В.С. Фролов, В.В. Фурса, Н.И. Цветков, В.И. Шленев, О.М. Шляпцев, А.Ю. Ядрихинский, Е.А. Яременко и И.Ю. Яхонтов прослужили от 6 лет 11 месяцев до 14 лет 10 месяцев в районах Крайнего Севера, т.е. менее 15 календарных лет, но, поскольку военная служба проходила на атомных подводных лодках, они считают, что эта служба должна относиться к работе, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), в связи с чем их пенсии должны быть увеличены на районный коэффициент.
Граждане Р.К. Башаров, Ю.В. Гнатченко, Н.И. Горбачев, Л.Н. Дементьев, В.В. Зайцев, А.М. Малышев, А.А. Нестеров, Е.Ф. Павлов и В.В. Селезнев, прослужившие в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет и получающие пенсии с районным коэффициентом с 1 января 2003 года на основании части третьей статьи 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ставят вопрос об их перерасчете с применением районного коэффициента с более раннего срока согласно Закону Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
По мнению заявителей, оспариваемые нормы нарушают их право на равное пенсионное обеспечение с гражданами, работающими по найму, и тем самым противоречат статьям 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителей о том, что их жалобы не соответствуют требованиям названного Закона.
2. Вопрос о проверке конституционности положений статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина В.В. Тиханова, прослужившего, так же как и большинство заявителей, менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера на атомных подводных лодках.
В Определении от 21 декабря 2004 г. N 396-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно части первой его статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.
Право на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента для военнослужащих названный Закон не предусматривает - его статья 31 предоставляет это право лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет либо проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку N 1 мужчинам и не менее 5 лет - женщинам (Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения, признаны утратившими силу).
Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи с особыми условиями труда) назначались по нормам действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), который увязывал право на пенсионное обеспечение по старости с достижением определенного возраста, как правило, даже при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и наличием установленной продолжительности общего и (или) специального трудового стажа, закреплял определенный порядок исчисления пенсий, включающий ограничение их размеров уровнем трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости, повышения их минимальных и максимальных размеров гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, а также сохранения назначенной с учетом районного коэффициента пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере в случае выезда пенсионера на новое постоянное место жительства.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста, их размеры, как правило, выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
Частью третьей статьи 48 названного Закона (в редакции от 10 января 2002 года) предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии.
С учетом перечисленных различий пенсий за выслугу лет на военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях, установленная в Законах Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дифференциация правил исчисления пенсий с применением районного коэффициента на основании, в том числе, такого критерия, как работа по трудовому договору или военная служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.
Доводы, приведенные заявителями в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически ими ставится вопрос о необходимости расширения круга военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента. Решение этого вопроса относится к компетенции законодателя, а не к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Граждане, чей срок военной службы в районах Крайнего Севера составляет более 15 календарных лет, получающие пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента с 1 января 2003 года (на основании части третьей статьи 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции от 10 января 2002 года), полагая, что их пенсии должны исчисляться в таком порядке с даты назначения пенсии (либо с даты вступления в силу Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"), по сути, ставя вопрос о придании обратной силы правилам об исчислении пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента военнослужащим, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до назначения пенсии, что также не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, а является исключительной прерогативой законодателя.
Таким образом, данные жалобы, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не могут быть признаны допустимыми, а разрешение поставленного в них вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан А.П. Адалева, Ю.Г. Анисимова, А.М. Асташкина, В.П. Афанасьева, А.Н. Базько, С.А. Барлина, Р.К. Башарова, А.П. Белова, Е.С. Белоконя, И.И. Бережного, В.Н. Богданова, В.А. Викторова, Е.Б. Волкова, И.А. Волкова, В.Ф. Воронова, Ю.В. Гнатченко, А.Р. Голосова, Н.И. Горбачева, Н.Е. Давыдова, Л.Н. Дементьева, А.Г. Евдокимова, В.В. Зайцева, Н.П. Клюева, В.А. Коваленко, В.М. Козлова, В.М. Коровякова, Л.И. Кудрявцева, В.В. Кузьменко, Е.П. Куроедова, А.С. Лазукина, В.В. Лебедева, В.Н. Макарова, И.С. Макареева, П.И. Маковея, А.Л. Малахова, А.М. Малышева, А.А. Нестерова, Ю.С. Нехорошева, А.П. Новикова, С.Н. Осенина, Е.Ф. Павлова, Е.С. Паролова, В.П. Петрова, Г.П. Полусмяка, М.Б. Сверчкова, В.В. Селезнева, Н.С. Соломатина, Е.А. Сорочинского, И.И. Стеценко, А.П. Стрельченко, В.Е. Тархана, Е.В. Ушакова, В.В. Федотова, В.С. Фролова, В.В. Фурсы, Н.И. Цветкова, В.И. Шленева, О.М. Шляпцева, А.Ю. Ядрихинского, Е.А. Яременко и И.Ю. Яхонтова, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителями вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 n 286-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЧУМАКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 53 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также