Министр просвещения Ольга Васильева: "Перед системой общего образования стоят две большие цели"


В мае для школьников наступает горячая пора: экзамены, контрольные, всероссийские проверочные работы. Даже те из них, кто с прохладцей относился к школьным будням в течение года, собираются и уделяют больше внимания учебе. Их родители делают то же самое. Они смотрят: чему научился их ребенок за год? Какие навыки освоил? Какие знания получил?

Особенно актуально это для начальной школы, которая закладывает базис для всего дальнейшего школьного пути ребенка. И здесь очень важно все сделать правильно, чтобы не отбить у ребенка интерес к учебе и развить все его способности. Именно поэтому фигура учителя имеет такое значение. Министр просвещения Ольга Васильева уверена: «Помогать раскрыть талант каждому своему подопечному.... Сделать урок интересным, увлечь ребенка – немалое искусство. У малыша большие ожидания от школы, но многое зависит от выстраивания процесса».

Как же выстроить этот процесс так, чтобы он был максимально эффективным? В российской школе есть множество отличных практик и наработок, но залог успеха – постоянное совершенствование. А это невозможно, если «вариться в своем котле».

Ольга Васильева считает, что одна из самых важных задач сейчас – вернуться в десятку ведущих стран мира по качеству образования и воспитанию гражданина и гармонично развитой личности. Чтобы достичь этой цели, необходимо осваивать лучшие мировые практики. Нужно постоянно задавать себе вопрос: «А как это делают другие?» и использовать полученные ответы.

Эксперты считают, что образовательный процесс в России сейчас сфокусирован на развитии базовых навыков, таких как умение читать, считать и писать. Таким компетенциям, как умение анализировать информацию, любознательность, трудолюбие, заинтересованность в процессе обучения, уделяется недостаточно внимания.

В западной системе образования основная задача – не столько дать ребенку знания, сколько научить его получать их. Дети должны мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, смотреть на предмет с разных точек зрения. Например, на уроках литературы американские школьники не списывают из учебника ответ на вопрос «В чем основной конфликт «Ромео и Джульетты» - они вступают в дискуссии, высказывают собственное мнение и учатся его защищать. Школа дает им не только академические знания, но и полезные в обычной жизни навыки: умение работать в команде и выступать перед аудиторией, навыки риторики и проектной работы.

Конечно, это потребует от учителя новых навыков, но министр просвещения Ольга Васильева уверена: «Кроме усовершенствования учебных программ и обновления образовательных стандартов нам нужно, чтобы педагог развивался и повышал свою квалификацию. Неслучайно мы сделали федеральный проект "Учитель будущего" в рамках нацпроекта. Мы поможем нашим учителям пройти качественную переподготовку, и они прекрасно понимают важность и необходимость этой работы».

Возможно, по академической программе западные школьники немного отстают от российских, но они больше заинтересованы процессом обучения, больше внимания уделяют физической подготовке и меньше устают. Согласно западной статистике, 53-63% старшеклассников являются членами школьных спортивных команд, в то время как в российской школе спортом занимается около 30% учащихся.

Школа очень часто становится местом, где не просто получают знания, но и проводят свободное время. Ольга Васильева на совещании по реализации нацпроекта «Образование» заявила: «Мы должны сделать все возможное, чтобы у маленьких детей, начиная с первого класса, никогда не пропадало желание идти в школу, чтобы школа снова стала домом». И для этого нужно учитывать потребности и желания самих учеников.

По информации Росстата, российские школьники в свободное время в основном общаются с друзьями (89,2%) и пользуются компьютером и мобильными устройствами (76,8%). И это можно использовать в процессе обучения. Актуальный в последнее время тренд цифровизации обучения становится все более сильным, как у нас, так и на Западе.

Учителя в западной системе обучения активно используют в своей работе игры, информационно-компьютерные технологии, мультимедийные обучающие материалы, электронные учебники, онлайн-курсы. Они пользуются тем интересом, который дети проявляют к информационным технологиям уже в младшей школе, на благо образовательной программы. Если ребенок все равно «сидит в телефоне», пусть он при этом занимается чем-то полезным.

Этот тренд сейчас активно развивается и в России. Образовательный агрегатор «Просвещение» представил на Московском международном салоне образования ММСО-2019 продукты и сервисы, разработанные для национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». «Мы стремимся повышать мотивацию к обучению и вовлеченность школьников в образовательный процесс», - утверждает президент АО «Управляющая компания «Просвещение» Михаил Кожевников.

Проект Московской электронной школы МЭШ доказал свою эффективность, и «Просвещение» сейчас сотрудничает с каждым регионом России, внедряя там подобные информационные системы.

Чтобы сделать процесс цифровизации российской школы более безопасным, Лаборатория Касперского совместно с издательством «Просвещение» разработали учебное пособие по сетевой безопасности. В следующем учебном году ряд российских регионов возьмет его на вооружение.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева уверена: «Цифровая школа – это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всех школ и очень поможет учителям».
Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также