РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 07.11.2005 n 787-р О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 ноября 2005 г. N 787-р
О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В целях совершенствования проведения аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию и до утверждения органом управления образованием Российской Федерации в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации:
1. Утвердить Положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга согласно приложению.
2. Считать пункты 7 и 8 распоряжения Комитета по образованию от 20.09.2004 N 398-р "Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга" утратившими силу.
3. Отделу аттестации и повышения квалификации педагогических кадров довести распоряжение до сведения руководителей органов управления образованием администраций районов и образовательных учреждений прямого подчинения Комитета по образованию.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Баранова П.А.
Председатель Комитета
по образованию
О.В.Иванова


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 07.11.2005 N 787-р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. Аттестация педагогических и руководящих (руководитель, заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения) работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга проводится на основе экспертизы уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого (далее - экспертиза).
2. Экспертиза - это процедура изучения и оценки уровня и результативности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников на основе взаимосвязанных методов получения, обработки и обобщения всесторонней информации.
3. Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого о соответствии (несоответствии) заявленной квалификационной категории.
4. Аттестация педагогических и руководящих работников включает следующие компоненты:
4.1. Определение уровня профессиональной деятельности.
4.2. Изучение результатов профессиональной деятельности.
5. Формами проведения экспертизы (аттестации) согласно приложению являются:
5.1. Для педагогических работников: анализ методических разработок; анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; защита реферата; посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия); презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен.
5.2. Для руководителей (директора, начальника, заведующего) учреждений образования: анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; презентация портфолио документов аттестуемого; экзамен.
5.3. Для заместителей руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждений образования, для руководителей структурного подразделения учреждений образования: анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; посещение образовательного учреждения; посещение (анализ) мероприятия; презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен.
6. Все формы экспертизы (аттестации) предусматривают выявление уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого:
6.1. Анализ методических разработок - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение и оценку методических разработок, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве (уровень образовательного учреждения, районный, региональный, федеральный).
6.2. Анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой аттестуемый, представив документ о повышении квалификации по специальности (обучение по образовательной программе, имеющей объем более 100 часов), ходатайство учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, подведомственных Комитету по образованию, отвечает на вопросы эксперта(ов).
6.3. Анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения - это форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет документы, подтверждающие результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, в котором он работает в должности руководителя образовательного учреждения, заместителя руководителя учреждения образования, руководителя структурного подразделения учреждения образования не менее 3 лет. При этом аттестуемый представляет ходатайство Аккредитационной коллегии Комитета по образованию, позволяющее учитывать результаты процедур регламентации деятельности образовательного учреждения.
Эта форма проведения экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.
6.4. Защита реферата - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой оцениваются содержание реферата, подготовленного аттестуемым, правильность его оформления, выступление, ответы на вопросы и замечания эксперта. Тема реферата должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого.
6.5. Посещение образовательного учреждения - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на ознакомление с состоянием, результатами образовательного процесса, тенденциями его развития в образовательном учреждении. При необходимости эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение документации (административных распоряжений, годового плана работы образовательного учреждения, плана по проведению внутришкольного контроля и т.д.), результатов деятельности образовательного учреждения; опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.
6.6. Посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым) - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение процесса осуществления урока (мероприятия), а также причин, влияющих на конечный результат.
При необходимости при проведении этой формы экспертизы (аттестации) эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение соответствующей документации (классных журналов, тетрадей учащихся, их сочинений, творческих работ и т.д.); опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.
6.7. Презентация портфолио документов аттестуемого - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет портфель документов, подтверждающих наличие ученой степени (по профилю преподаваемого предмета, педагогике, психологии), государственных наград (почетные звания: "Народный...", "Заслуженный..."), знаков отличия в сфере образования и науки (медаль К.Д.Ушинского, нагрудный знак "Почетный работник...", Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, благодарность Министерства образования и науки РФ), отраслевой награды "Отличник...", нагрудного знака "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга". Кроме этого:
6.7.1. Педагогические работники, заместители руководителя учреждений образования, руководители структурного подразделения учреждений образования представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, согласованного с методической службой соответствующего уровня, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности.
6.7.2. Руководители учреждения образования представляют ходатайство органа управления образованием соответствующего уровня, в котором отражается результативность профессиональной деятельности аттестуемого при отсутствии обоснованных жалоб в Комитет по образованию и(или) Инспекцию за последние 3 года.
Эта форма проведения экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.
6.8. Презентация портфолио профессиональной деятельности - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет свидетельства своего профессионализма в педагогической или управленческой деятельности (пакет методических разработок, портфель образовательных достижений учащихся и др.).
6.9. Экзамен - форма проведения экспертизы (аттестации), которая предусматривает два варианта:
- ответы аттестуемого на вопросы и выполнение им заданий, сформулированных в экзаменационном билете;
- собеседование, строящееся как диалог аттестуемого и эксперта(ов), в процессе которого возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования, являясь более дробными, разворачиваются в определенной логике, что позволяет поэтапно проверить уровень и результативность профессиональной деятельности аттестуемого.
Аттестуемый вправе выбрать любой вариант проведения экзамена из предложенных.
7. Предметом экспертизы результативности профессиональной деятельности аттестуемого являются:
7.1. Для педагогических работников - уровень образованности учащихся (воспитанников).
7.2. Для руководящих работников - уровень эффективности управленческой деятельности, результативность деятельности образовательного учреждения.
8. Для оценки уровня и результативности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников аттестационные комиссии привлекают экспертов.
9. Координация деятельности экспертов осуществляется аттестационной комиссией соответствующего уровня.
10. В качестве эксперта аттестационной комиссией может быть привлечено лицо, имеющее документ, дающий право на осуществление экспертной деятельности в сфере аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
11. Кандидатуры экспертов утверждаются аттестационной комиссией соответствующего уровня до 1 октября текущего года.
12. Эксперт не может проводить экспертизу на высшую квалификационную категорию у аттестуемого работника того учреждения, в котором работает сам.
13. По результатам экспертизы эксперт оформляет экспертное заключение, которое представляет в аттестационную комиссию соответствующего уровня.
14. Аттестационная комиссия соответствующего уровня на основе экспертного заключения об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого принимает решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории.
15. Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.
16. Начало аттестации для работника обусловлено спецификой формы проведения экспертизы, которую выбирает аттестуемый.
17. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссией.


Приложение
к Положению о формах и процедурах
аттестации педагогических и руководящих
работников государственных образовательных
учреждений Санкт-Петербурга
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ (АТТЕСТАЦИИ)
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
----------------------------------T---------------------------------¬
¦ Формы проведения экспертизы ¦ Категории работников системы ¦
¦ ¦ образования ¦
¦ +---------T-----------------------+
¦ ¦Педагоги-¦ Руководящие работники ¦
¦ ¦ческие +---------T-------------+
¦ ¦работники¦Руководи-¦ Заместители ¦
¦ ¦ ¦дители ¦руководителя,¦
¦ ¦ ¦ ¦руководители ¦
¦ ¦ ¦ ¦ структурных ¦
¦ ¦ ¦ ¦подразделений¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Анализ методических разработок ¦ + ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Анализ результатов итоговой¦ + ¦ ¦ + ¦
¦аттестации в системе повышения¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Анализ результатов лицензирова-¦ ¦ + ¦ + ¦
¦ния, аттестации и государственной¦ ¦ ¦ ¦
¦аккредитации образовательного¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Защита реферата ¦ + ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Посещение образовательного учреж-¦ ¦ ¦ + ¦
¦дения ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Посещение (анализ) открытого¦ + ¦ ¦ + ¦
¦урока (внеклассного мероприятия,¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятия, проводимого аттесту-¦ ¦ ¦ ¦
¦емым) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Презентация портфолио документов¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦аттестуемого ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Презентация портфолио профессио-¦ + ¦ ¦ + ¦
¦нальной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+---------+-------------+
¦Экзамен ¦ + ¦ + ¦ + ¦
L---------------------------------+---------+---------+--------------
Примечание. Знаком "+" обозначена форма экспертизы, которую может избрать аттестуемый (педагогический или руководящий работник).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 n 42 (ред. от 19.01.2006) О ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также