РЕШЕНИЕ Ленинградского областного суда от 17.05.2005 по делу n 3-44/2005 <О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 9 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.12.1997 n 59-ОЗ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ>


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2005 г. N 3-44/2005
Именем Российской Федерации
Ленинградский областной суд в составе председательствующего судьи Ерку Т.А., с участием прокурора Панфилова П.Ф., при секретаре Бойко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области об оспаривании отдельных положений областного закона "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области", установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 9 статьи 6 областного закона от 22 декабря 1997 года N 59-оз "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области" с момента принятия областного закона N 31-оз "О внесении изменения и дополнения в статью 6 областного закона "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области", то есть с 22 сентября 1998 года.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемое им положение областного закона, определяющее, что депутат, член выборного органа местного самоуправления в течение срока своих полномочий не может быть переведен на нижеоплачиваемую работу, понижен в должности или уволен по инициативе администрации без согласия выборного органа, противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти. Частью 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Следовательно, вопросы изменения трудовых правоотношений, в том числе и с депутатами органов местного самоуправления, не освобожденными от основной работы, регулируются нормами федерального законодательства. Законодательное собрание Ленинградской области, установив положение, определяющее иной порядок изменения, расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя, превысило полномочия, предоставленные ему федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель прокурора заявление поддержал, уточнив, что просит признать недействующими оспариваемые положения областного закона с момента введения в действие Трудового кодекса РФ, то есть с 1 февраля 2002 года.
Представители Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области с заявлением не согласны, указывая, что оспариваемое положение областного закона полностью соответствует требованиям федерального законодательства. Поскольку установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в отсутствие федерального закона, определяющего статус депутатов муниципальных органов власти, Ленинградская область как субъект Российской Федерации вправе осуществлять самостоятельное нормотворчество по этому вопросу. Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые имеют большую юридическую силу, чем нормы трудового права, регулируя деятельность депутатов, указывают, что статус депутата устанавливается федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности и гарантии этой деятельности также устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Областной закон установил для депутатов представительных органов местного самоуправления гарантию в виде невозможности изменения или прекращения трудового договора по инициативе работодателя без согласия представительного органа, как меру охраны прав депутатов как выборных лиц, представляющих интересы многих людей и наделенных правом принимать самые важные решения для муниципального образования.
Выслушав объяснения представителя прокурора Панфилова П.Ф., представителя Законодательного собрания Машинского А.С. и представителя Губернатора Ленинградской области Лобовой Т.А., исследовав и оценив представленные доказательства, изучив положения областного и федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Законом Ленинградской области N 31-оз от 22 сентября 1998 года "О внесении изменения и дополнения в статью 6 областного закона "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области" статья 6 областного закона от 22 декабря 1997 года N 59-оз дополнена пунктом 9, согласно которому "депутат, член выборного органа местного самоуправления в течение срока своих полномочий без согласия выборного органа не может быть по инициативе администрации переведен на нижеоплачиваемую работу, понижен в должности или уволен".
Сопоставление оспариваемых положений областного закона с федеральным законодательством позволяет суду прийти к выводу о том, что они противоречат последнему, а потому должны быть признаны недействующими.
В соответствии с пп. "к" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законодательные или иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 6 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который действует до 1 января 2006 года, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
С 1 февраля 2002 года введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации.
Статьей 6 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Из содержания указанных выше федеральных нормативных правовых актов усматривается, что законами субъекта Российской Федерации могут предоставляться депутатам представительных органов местного самоуправления гарантии защиты их прав, но лишь в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, а принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты не должны их расширять или ограничивать. Поскольку порядок изменения и расторжения трудовых договоров Трудовым кодексом Российской Федерации отнесен к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по принятию нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лишь по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, наличие в областном законе положения, согласно которому депутат выборного органа местного самоуправления не может быть переведен на нижеоплачиваемую работу, понижен в должности или уволен по инициативе администрации без согласия выборного органа, требованиям федерального законодательства не соответствует.
Ссылка представителя Законодательного собрания Ленинградской области на Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" как основание к признанию оспариваемого акта соответствующим федеральному законодательству не может быть принята во внимание, поскольку указанным законом регулируются иные правоотношения, и к разрешению вопросов, связанных со статусом депутатов органов местного самоуправления, он неприменим, так как регулирует деятельность органов власти субъектов Российской Федерации. Утверждение представителя Законодательного собрания, что указанный выше Федеральный закон, как и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет большую юридическую силу, чем Трудовой кодекс Российской Федерации, безосновательно, поскольку все эти нормативные правовые акты являются федеральными законами, то есть актами одного уровня.
Суд также считает необходимым учесть, что в настоящее время в Российской Федерации проводится реформа местного самоуправления. В переходный период к новой системе местного самоуправления начали действовать отдельные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который полностью вступает в силу с 1 января 2006 года. Статья 40 нового Федерального закона определяет статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и не содержит указания на то обстоятельство, что ограничения, связанные со статусом указанных лиц, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Суд считает необходимым признать недействующей оспариваемую норму областного закона с момента вступления в силу данного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим пункт 9 статьи 6 областного закона от 22 декабря 1997 года N 59-оз "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области" (с изменениями, внесенными областным законом от 22 сентября 1998 года N 31-оз) с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ленинградский областной суд.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2005 n 716 О ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЭСТАКАДЫ У ЗДАНИЯ УНИВЕРСАМА ПО АДРЕСУ: КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН, ПР. КОСЫГИНА, УЧАСТОК 1 (ЮЖНЕЕ ДОМА n 21, КОРП. 1, ЛИТЕРА Б, ПО ПР. КОСЫГИНА)  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также