Ответственность провайдера за нарушение обязательств - есть?


Если почитать договор провайдера интернет-доступа или услуги хостинга (а также аренды и размещения сервера), то можно увидеть, что Исполнитель не несет ответственности буквально ни за что: ни за перебои в работе, ни за упущенную выгоду Клиента, и даже не гарантирует качественной работы. Правильно ли это с точки зрения законодательства сегодня ответят Дмитриев Алексей Геннадьевич, эксперт портала, адвокат Московской Коллегии адвокатов, а также член Адвокатской палаты Московской области; Фил Кулин, известный эксперт в области хостинга, а также другие наши эксперты

Корр.: Алексей Геннадьевич, знаете ли Вы о сложившейся ситуации, приходилось ли Вам сталкиваться с подобными коллизиями, какова перспективность дела в суде?

А.Г.: Да, конечно, у одного моего клиента произошел неприятный инцидент с техническими неполадками и недоступностью ДНС (доменная система имен, без ее поддержки сайт не запрашивается по символьному адресу, а доступен только по ip-адресу - прим.). Мы подали иск в суд и выиграли дело.

Понимаете, договор невозможен без ответственности сторон. Отношения по договору должны регулироваться Законом о защите прав потребителей и Гражданским Кодексом. Повторюсь, по любому договору должна быть ответственность.

В случае, если Вы понесли убытки по вине провайдера, Вам необходимо подать иск в суд. Если вина провайдера в сбое будет доказана, то он возмещает убытки. В любом случае нужно подавать иск на того, кто предоставляет услуги. Если вина не его, то уже он будет доказывать, что это была не их вина.

Если Вы ведете коммерческую деятельность и сбой повлиял на нее в худшую сторону, Вы вправе требовать возмещения упущенной прибыли.

Все зависит от масштабов сбоя, достаточно сложно обосновать в суде свою упущенную прибыль. Списания миллионов с провайдера в нашей стране очень редки. Можно также потребовать в суде компенсации морального ущерба.

Если Ваши права нарушены, мы готовы вести Ваше дело в суде.

Корр.: Шуваев Вячеслав Александрович, ведущий юрисконсульт отдела исковой и претензионной работы Юридического управления ГУП МО "Мособлгаз"

В.Ш.: Согласно основополагающим принципам гражданского права Российской федерации, все обязательства должны исполняться надлежащим образом.

Договор оказания услуг передачи данных - доступа в интернет, является публичным договором, а это значит, что те условия, которые есть в договоре, присоединяющаяся сторона (абонент) может оспорить и после заключения договора.
Кроме того, согласно правилам оказания услуг по передачи данных, оператор - провайдер должен оказывать услуги 24 часа в сутки. Невыполнение обязательства или его выполнение ненадлежащим образом возлагает обязанность по возмещению убытков на просрочившую сторону. То есть, провайдер, не выполнивший надлежащим образом свои обязанности, в том числе, не обеспечивший оговоренную скорость передачи данных, несет ответственность перед абонентом, установленную законом и договором.

Все "кабальные" условия можно оспорить, а те которые прямо противоречат закону, просто ничтожны, если без них договор может считаться заключенным.

Невыполнение может быть безнаказанным в случае отсутствия вины - сгорело оборудование в результате грозы и т.п.
Следует отметить, что провайдер может быть и не виновен в падений скорости передачи данных, что является технически обусловленным для передачи данных посредством сети Internet, например: у провайдера открыт порт на 100 мб/с, а сервер с которого запрашивается информация ограничен скоростью 10 мб/с, соответственно запрашиваемая с него информацию будет поступать со скоростью 10 мб/с, а не 100 мб/с, как определенно в договоре оказания услуг (доступа в интернет). Но это не вина провайдера - он открыл порт на 100 мб/с.

Но есть и диспозитивные нормы в гражданском праве, такие как ограничение размера возмещения убытков, досудебная процедура урегулирования споров, процедуры определения виновной стороны и прочее.

Подытоживая написанное, можно ответить следующим образом: "Исходя из общих принципов гражданского права, провайдер должен отвечать за качество выполняемых услуг и последствия неисполнения своих обязательств перед абонентом, но в зависимости от конкретных условий договора, не противоречащих закону, а так же конкретных обстоятельств, служащих причиной отсутствие доступа в интернет, снижение скорости передачи данных, действия провайдера могут быть добросовестными, т.е. не порождать неблагоприятных последствий для него.

Относительно перспектив взыскания упущенной выгоды - можно взыскать, если есть основания и соответствующие доказательства. Наиболее перспективным представляется взыскание убытков представителями малого бизнеса, т.к. они сильно зависимы от единичных контрактов, и установить причинно следственную связь между убытками и неполучением качественных услуг по передачи данных проще, нежели у физического лица или крупного предприятия.

Но нужно помнить, что дать правильное заключение о перспективности взыскания, не видя всего материала и не зная сути дела, равносильно попаданию пальцем в небо.

Корр.: Филипп, Ваш комментарий, как представителя мира хостинга, будет наиболее ценен

Ф.К.: Вообще, ответственность за сбои - это правильно. Как с законодательной, с моральной, так даже и с маркетинговой точки зрения.

Во-первых, клиент действительно зарабатывает деньги (или удовлетворение, что можно приравнять) как и сам провайдер. Естественно, провайдер и его клиент - партнёры в некотором смысле, и должны оба нести ответственность. Во-вторых, с маркетинговой точки зрения это интересно - нести ответственность. Когда клиент получает даже, может, и номинальную компенсацию за сбой, к провайдеру не относящийся - ему приятно. Приятно клиенту - приятно исполнителю услуг. Все
счастливы. У нас, в компании Петерхост, бывали случаи, когда по вине датацентра были простои, и мы давали компенсацию клиентам, хотя никакой нашей вины не было.

Но есть проблемы. Например, при сбоях у магистрального провайдера, субпровайдер не может с ним поссориться - ему некуда будет уйти. Монополия. Это я про ситуацию РТКомм-ТТК. Так же существует на мой взгляд и моральный ограничитель. В цену услуги всегда неявно входит и "страховка" от сбоев. Соответственно, требование компенсации, во
стократ превышающей цену услуги, меня удивляет. Надо держаться золотой середины. Не надо перебарщивать, но в рамках заявленного качества всё должно быть строго.

Кстати, на "западе" у хостеров традиционно существует приложение к договору или оферте - "соглашение о качестве услуг".

Комментарии экспертов будут публиковаться по мере поступления. Следите за обновлением статьи.

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 23167


 Комментарии (Всего 1)
 2008-04-17 14:19:24 MVK

Если Вы ведете коммерческую деятельность и сбой повлиял на нее в худшую сторону, Вы вправе требовать возмещения упущенной прибыли.
- т. е. даже в случае, если в договоре явно указана ответственность сторон, например с формулировкой "исполнитель несет финансовую ответственность в размере не превышающем стоимость не предоставленных услуг", есть возможность отсудить упущенную выгоду?