Спам как информационное оружие в сети Интернет


На сегодняшний день одной из важнейших и интереснейших тем в плане научно-правовой разработки является тема информационных войн. Информационные войны изучаются с различных теоретических и практических аспектов. Особенно острый характер приобретают информационные войны, ведущиеся с использованием компьютерных сетей, в том числе глобальной компьютерной сети Интернет. На сегодняшний день информационные войны как явление можно определять как целенаправленную деятельность со стороны кого бы то ни было против органов государственной власти, массы людей или одного человека с использованием информационных технологий и ресурсов.

Обсуждаемое в настоящее время в различных кругах явление глобализации имеет один особенно важный аспект - информационную глобализацию в связи с появлением новых средств коммуникации, включая сеть Интернет. Несмотря на многие положительные моменты этого явления, оно несет огромный поток отрицательной массовой культуры, которая не свойственна российскому менталитету.

Все средства ведения информационных войн направлены на подавление целостности технологических составляющих какой-либо системы. Они призваны разрушить существующую систему для того, чтобы проникнуть в эту систему и действовать самим как ее участникам.

Авторы Гринберг Л.Т., Гудмен С.Е., Су ху К. Дж. отмечают, что "первой проблемой, с которой сталкивается страна, подвергшаяся информационной атаке, является идентификация вреда"1. Именно идентификация вреда представляет собой основу ведения информационного противостояния. Нельзя противостоять неизвестному противнику. А для того, чтобы эффективно бороться с ним и противостоять его действиям, необходимо иметь представление о средствах, с помощью которых ведется сама информационная война.

Некоторые авторы2 говорят об атакующих средствах информационной войны, не подразделяя их на категории, к которым относят: компьютерные вирусы; логические бомбы (программные закладные устройства), заранее внедряемые в информационно-управляющие центры военной и гражданской инфраструктуры; средства подавления информационного объема в коммуникационных сетях, фальсификация информации, несанкционированная передача по каналам гражданского и военного управления своей информации; различные способы внедрения вирусов и логических бомб в государственные и коммерческие информационные сети и системы и др.

Другие специалисты3 в области информационной и компьютерной безопасности обсуждают атаки на информационные системы с технической точки зрения. Третьи4 разделяют информационное оружие по его целевому назначению: на оборонительные и наступательные.

Нисколько не умаляя значение и бесспорную актуальность данных научных исследований хочется в настоящей работе уделить особенное внимание одному виду средств ведения информационных войн - массовой рассылке не согласованных предварительно электронных сообщений (спаму), не классифицируя его пока по какому-либо критерию и не относя к какой-либо группе.

Под спамом можно подразумевать массовую рассылку сообщений посредством использования технологии электронной почты или иной технологии быстрой доставки сообщений (например, SMS), совершенную без выраженной воли или согласия получателя сообщений, содержащую информацию рекламного, агитационного характера или иную информацию, адресованную неопределенному кругу лиц.

Следует заметить, что спам как средство (оружие) ведения информационных войн отвечает всем признакам (особенностям) информационного оружия, изложенным В.Н. Лопатиным5: скрытность (возможность достигать цели без видимой подготовки объявления войны), масштабность (возможность наносить невосполнимый ущерб, не признавая национальных границ и суверенитетов, без привычного ограничения пространства во всех сферах жизнедеятельности человека), а также универсальность (возможность многовариантного использования как военными, так и гражданскими структурами страны нападения против военных и гражданских объектов страны поражения).

Именно указанные выше признаки спама позволяют говорить о нем как об информационном оружии. Распространители спама наносят колоссальный ущерб пользователям сети Интернет, нарушая при этом действующие нормы российского законодательства, если иметь в виду российский сегмент сети Интернет. В частности, согласно части 3 статьи 13 ФЗ "О рекламе"6 при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок. Полагаем, что в данном случае необходимо применять расширительное толкование и аналогию закона в связи с тем, что возникающие правоотношения весьма сходны. В таком случае распространение спама будет считаться незаконным.

К действиям спамеров можно применять такие нормы, установленные законодательством, как статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, гласящей о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Одним из главных "козырей" спамеров по попытке легализации своих действий является пункт 4 статьи 29 Конституции РФ7, гласящая о том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Безусловно, право распространять информацию, провозглашенное Конституцией РФ никем не оспаривается. Однако необходимо помнить о том, что статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается злоупотребление правом. Именно этот правовой механизм позволит, на наш взгляд, может существенно ограничить желание спамеров по попытке легализации своих действий по рассылке спама.

По нашему мнению, именно эти нарушения норм позволяют говорить о том, что спам является информационным оружием, распространяемым по сети Интернет и обладающим признаками информационного оружия, указанными выше.

Достаточно целесообразным представляется общественное регулирование данных отношений. Так, в сентябре 2002 года Открытым форумом Интернет-сервис-провайдеров (Open Forum of Internet Service Providers) была принята новая редакция документа "Нормы пользования сетью"8, который, по сути, можно отнести в гражданско-правовом смысле к обычаям делового оборота.

К общественному регулированию отношений по поводу спама можно также отнести создание "черных списков" спамеров, распространяемых на страницах сети Интернет, и другие меры общественного порицания и воздействия.

На сегодняшний момент в России, к сожалению, не существует такого нормативного акта, который бы запрещал спам или придавал бы его распространению правовой характер с использованием, к примеру, обязательных сочетаний слов, аббревиатур (например, "На правах рекламы"). Хуже того, в России в настоящий период нет такого документа, который бы четко характеризовал сам спам, наделив его признаками и реквизитами, в результате соблюдения которых сообщение можно было бы идентифицировать именно как спам. Представляется, что это является некоторого рода недоработкой законодателя, на что следует обратить внимание.

Говоря о проблеме применения гражданско-правовых норм к общественным отношениям по поводу спама, следует сказать о том, что они распространяются лишь на последствия этого явления, а сам порядок регулирования этих отношений, по нашему убеждению, должен быть публичным.

Прогрессивным моментом с точки зрения законотворчества и нормативного закрепления отношений, складывающихся при рассылке спама и его получении пользователями является тот факт, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом В.Р. Мединским внесен проект9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях".

Данный законопроект предусматривает возможность распространения рекламы путем рассылки сообщений электросвязи (телефонной и факсимильной связи, мобильной радиосвязи, путем использования сетей общего пользования и т.д.). Однако на подобное распространение наложен ряд ограничений (в виде обязанностей), которые распространитель рекламы обязан соблюдать.

Не обсуждая по существу данный законопроект, хотелось бы однако заметить, что он сведен, по сути, к регулированию отдельных видов рекламы, в то время, когда сам спам не всегда является рекламой. Это, на наш взгляд, самая большая недоработка законодателя.

Краткий анализ спама как информационного оружия с точки зрения воздействия на конкретного пользователя, проведенный в настоящей работе, приводит к вопросам о нехватке правовых "рычагов" для регулирования данной области общественных отношений. Бесспорно, данное обстоятельство нельзя признать как положительный момент. Отставание законодательства от уже сложившихся отношений и, по сути, бесконтрольность действий субъектов в этих отношениях может выразиться в обострении социальных противоречий и формировании конфликтных ситуаций.

Делая основной вывод проделанной попытке анализа, следует заметить, что усовершенствование законодательства в рассматриваемой сфере должно охватывать два основных блока правовых норм:

1. нормативные предписания, регулирующие гражданско-правовые отношения, распространяющиеся на последствия воздействия информационного оружия на человека;

2. правовые нормы и правила, касающиеся публичного законодательства.

Необходимо также отметить, что для нормального и эффективного существования информационной сферы требуется не только принятие новых нормативных правовых актов, но и внесение изменений в уже существующие.

Сегодня необходимо приложить достаточно большую часть законотворческих усилий для реализации тех планов, которые намечены абсолютным большинством. К такого рода планам можно отнести, например, принятие закона "О несанкционированной рассылке электронных сообщений", "Об информационно-психологической безопасности". Многие проблемы сводятся, в частности, к остро обсуждаемой в средствах массовой информации (как печатных, так и электронных) теме - принятию закона о регулировании российского сегмента сети Интернет.



1 Цит. по: Гринберг Л.Т., Гудмен С.Е., Су Ху К. Дж. Информационная война и международное право (реферат) // Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор. исслед. Отдел правоведения; РАН. ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права; Отв. ред. - Бачило И.Л. - М., 2002. - 340 с. - С. 220

2 См., например: Боер В.М. Информационно-правовые проблемы безопасности России (реферат) // Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор. исслед. Отдел правоведения; РАН. ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права; Отв. ред. - Бачило И.Л. - М., 2002. - 340 с. - С. 231

3 См., например: Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире / Б. Шнайер. - СПб.: Питер, 2003. - 368 с. - С. 32-48

4 Информационная безопасность России / Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев и др. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 560 с. - С. 290

5 Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество, Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб.: Фонд "Университет", 2000. - 428 с. - С. 101

6 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г., № 30, ст. 2864

7 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237

8 Документ доступен на странице сети Интернет: http://www.ofisp.org/documents/ofisp-008.html (ссылка действительна по состоянию на 02 июля 2004 года)

9 Документ доступен на странице сети Интернет: http://www.mos-partya.ru/main.php?mainmenu=3723248&submenu=165



__________________________________________

Доклад на VI Международной конференции "Право и Интернет" ( http://www.ifap.ru/pi/06/r19.htm)

Публикация согласована с автором. Все права защищены

Раздел: Интернет Просмотров страницы: 1816


 Комментарии (Всего 0)