Варианты развития законодательства по борьбе со СПАМОМ


Современный этап развития информационного законодательства ознаменован поиском эффективных юридических методов борьбы со спамом явлением социальным и принимающим в последнее время глобальные масштабы. В различных странах эта проблема решается по-разному и можно приводить много примеров, однако полагаем целесообразным сосредоточить свое внимание на том обстоятельстве, каким же образом, по нашему разумению, может урегулировать данную проблему именно российское законодательство.

При рассмотрении заявленной темы мы будем исходить из предположения истинности следующих тезисов:

спам это отрицательное явление с точки зрения пользователя услугами доступа к сети Интернет, поскольку наносит ВлвредВ»;

со спамом надо бороться не только технологически, но и юридически;

России необходим сегодня юридический публично-правовой механизм борьбы со спамом;

борьба со спамом является составной частью обеспечения информационной безопасности.

Среди некоторых теоретиков и практиков бытует мнение о том, что решить проблему спама невозможно в принципе. Законодательное закрепление запретов на рассылку массовых сообщений не приведет, по сути, ни к чему. В качестве подтверждения своих доводов они приводят зарубежную практику в этом вопросе. Однако в целях надлежащего рассмотрения заявленной темы будем полагать, что российское законодательное регулирование спама даст положительные результаты.

Именно в этих целях разработчикам вообще и законодателю в частности нельзя допустить, чтобы проблема спама решалась только путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации о рекламе. По нашему убеждению, проблему спама таким образом решить будет невозможно, поскольку спам не всегда представляет собой сообщения именно рекламного характера. К примеру, в теле электронного письма-спама может вообще не содержаться никакой информации, однако во вложении может содержаться вредоносная программа (вирус), могущая нанести ущерб операционной системе компьютера пользователя. Другим примером того, что спам это не всегда реклама, является то, что в письме может содержаться информация, не относящаяся к информации о каком-либо товаре, работе или услуге (рекламе).

Следует отметить, что в литературе, написанной сегодня на эту тему, понятие спама ограничивается в основном сообщениями, доставляемыми по электронной почте или при помощи иных средств быстрой доставки сообщений (SMS, ICQ и др.). На наш взгляд, целесообразно было бы понимать под этим и соответственно придать законодательному регулированию и другие виды комплексного понятия ВлспамВ». Речь фактически идет о всплывающих при использовании Интернет-браузера различные Pop-up окна. В связи с этим вполне аргументированным представляется мнение о том, что само понятие ВлспамВ» следует пересмотреть с учетом сказанного или, по крайней мере, над ним следует неоднократно подумать. Не будем сейчас предлагать своего варианта понимания определения спама, поскольку, на наш взгляд, этому должна быть посвящена отдельная научная работа, в которой будут учтены высказанные замечания.

Серьезным вопросом представляется вопрос о том, какого рода проект закона нужен правоприменителю в целях его работоспособности по положениям этого закона. Здесь может быть несколько вариантов.

Первый вариант развития законодательства по борьбе со спамом был уже апробирован и на сегодняшний момент уже предпринимались некоторые попытки урегулировать рассматриваемые проблемы. Речь идет о проекте1, внесенном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которым предлагалось внести изменения в Федеральный закон ВлО рекламеВ»2, в Уголовный кодекс Российской Федерации3 и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях4. То есть предлагалось внести изменения в уже существующие нормативные правовые акты.

Другим вариантом развития законодательства по борьбе со спамом является вариант, при котором представляется необходимым принять специальный федеральный закон, который регулировал бы отношения вокруг спама. Очевидно, что и такой закон будет вносить изменения в уже действующее законодательство в необходимой части, однако вся ВлконкретикаВ» будет содержаться именно в этом специальном законе.

Обязательным условием, по нашему разумению, при законодательном регулировании отношений, складывающихся вокруг спама, представляется комплексность подходов к регулированию данных вопросов. Вопросы комплексности должны ставиться и решаться не только при определении понятия спама, но и в технико-юридическом оформлении данной проблемы. Рассматриваемая отрасль отношений настолько щепетильна, что любой пробел в законодательстве может рассматриваться спамерами как лазейка для рассылки спама и повлечет за собой ВлнеработоспособностьВ» принятого закона.

Целесообразным, на наш взгляд, представляется то, что само понятие ВлспамВ» необходимо рассматривать при законодательном регулировании как средство ведения информационной войны.

На сегодняшний день информационные войны как явление можно определять как целенаправленную деятельность со стороны кого бы то ни было против органов государственной власти, массы людей или одного человека с использованием информационных технологий и ресурсов. С этой точки зрения спам можно и нужно рассматривать как средство ведения информационной войны.

Возможно, кому-то данный тезис покажется излишне теоретизированным, однако именно теоретические разработки относительно ведения информационной войны помогут решить проблемы не только борьбы со спамом, но проблемы регулирования оборота информации в России как комплексные вопросы информационной безопасности человека, общества и государства.

____________________________________________

Публикация согласована с авторов. Все права защищены

Раздел: Интернет Просмотров страницы: 1881


 Комментарии (Всего 0)