Позиция ФССП России по Интернет статье «Особенности нового ФЗ «Об исполнительном производстве» от 09.12.2008


С введением в действие Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) существенно расширен круг полномочий судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительных документов. В частности, в Законе появилась норма, позволяющая судебным приставам-исполнителям при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выносить постановления о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации. Кроме того, часть 2 статья 30 Закона предусматривает возможность вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации одновременно с возбуждением исполнительного производства.

В интернет-статье «Особенности нового ФЗ «Об исполнительном производстве» автор ссылается на инструкции ФССП России, в которых, по его мнению, указано, что данная мера принудительного взыскания применяется судебным приставом-исполнителем только при наличии письменных доказательств уклонения должника от исполнения обязательств. Однако в действующих указаниях ФССП России подобных оснований для вынесения постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации для судебных приставов-исполнителей не установлено.

В настоящее время в ФССП России ведется работа по подготовке совместного приказа ФССП России и ФСБ России о порядке взаимодействия, в котором также не содержится подобных оснований, необходимых для вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации.

Автор в статье делает вывод о бессмысленности ходатайств взыскателя, об установлении в отношении должника ограничения в виде запрета в выезде из Российской Федерации.

Вместе с тем, судебными приставами-исполнителями активно применяются данные полномочия о чем наглядно свидетельствуют статистические данные. Так, за 3 квартала 2008 года судебными приставами-исполнителями структурных подразделений территориальных органов ФССП России вынесены постановления
о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации по 58 324 исполнительным производствам на общую сумму 28, 6 млрд. руб.

В результате принятых мер по 4 189 исполнительным производствам добровольно оплачено должниками 493 млн. руб., в том числе по алиментным обязательствам – 26, 3 млн. руб.

Автор статьи, комментируя положения Закона, касающиеся извещения и вызовов в исполнительном производстве, считает их неэффективными. Ссылаясь на часть 4 статьи 24 Закона автор полагает, что извещения направляются по юридическому адресу организации.

Вместе с тем в соответствии с данной статьей Закона, извещение может направляться также по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме, то есть по фактическому месту нахождения организации.

Среди недостатков Закона автор выделяет наличие в перечне видов исполнительных документов удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам.

В соответствии с статьей 389 Трудового кодекса Российской Федерации удостоверения, выдаваемые комиссией по трудовым спорам, являются исполнительными документами, в связи с этим Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного взыскания обязана исполнять в том числе и данную категорию исполнительных документов.

По мнению автора, наделение судебного пристава-исполнителя полномочиями по приостановлению исполнительного производства оказывает негативное влияние на сроки совершения исполнительных действий.

Полагаем, что данное мнение автора не является обоснованным.

Наделение судебного пристава-исполнителя правом принимать решение о приостановлении исполнительного производства напротив сокращает сроки совершения исполнительных действий за счет экономии времени, необходимого для обращения в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

В статье 40 Закона содержится перечень оснований для обязательного и факультативного приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Применение судебными приставами-исполнителями предоставленных Законом полномочий будет способствовать повышению фактического исполнения требований исполнительных документов и, следовательно, защите прав и законных интересов граждан.

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 10016


 Комментарии (Всего 0)