По мнению Института Развития Свободы Информации система госзакупок недостаточно прозрачна


Свободный доступ к информации о государственных закупках дает возможность обеспечить общественный контроль за деятельностью ведомств в этой сфере. Аналитики Института Развития Свободы Информации провели исследование, позволяющее оценить возможность свободного доступа к данным на официальных сайтах по госзакупкам.

По информации из официального пресс-релиза исследования, мониторинг информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов проводился экспертами Института впервые, результаты были представлены вниманию СМИ на пресс-конференции 11 февраля.

Методика исследования базируется на требованиях соответствующих нормативно правовых актов по госзакупкам, очевидным потребностям физических и юридических лиц – потенциальных поставщиков - в предоставлении информации размещаемой на официальных сайтах по госзакупкам.

Верхушка закупочного айсберга

Эксперты составили ряд параметров для оценки информации, размещаемой на официальных сайтах.

Первая группа параметров разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми актами в сфере доступа к информации о государственных закупках.

На сегодняшний день федеральные органы власти обладают единым сайтом, где должна быть размещена вся информация о закупках, каждый субъект Федерации должен иметь один персональный сайт. Впрочем, даже это простое требование не выполняется, например, Калининградская область является хозяйкой сразу трех информационных ресурсов по госзакупкам.

Вторая группа параметров — отображающие удобство визуального восприятия информации. Оценивается удобство навигационного меню, а также параметры удобства восприятия информации о закупках (наличие в общем перечне информации о закупках наименования заказа, сроков проведения, максимальной цены контракта и др.).

Эксперт Владимир Голубев: «Вся информация о госзакупках должна иметь логическую структуру; извещения, конкурсная документация, протоколы необходимо размещать с привязкой к конкретной закупке. Есть сайты где информацию размещают просто по порядку составления документов: опубликовали сегодня извещение, через месяц протокол вскрытия конвертов, еще через три дня протокол рассмотрения заявок…. С учетом того, что за день в среднем публикуется 10-50 закупок, сложно определить, какая информация относится к конкретной закупке. Яркие примеры — порталы Республики Алтай, Республики Чувашия, Ярославской области».

Третья группа — параметры, отображающие удобство поиска или группировки информации. В день может публиковаться до пятидесяти новых извещений, среди которых крайне сложно найти нужные сведения. Один из параметров данной группы — подписка на новости, рассылку о поступлениях. Такую подписку обеспечили лишь пять сайтов из исследованных.

Четвертая группа — статистическая информация о госзакупках. Наличие хотя бы общих сведений по этому вопросу позволило бы провести интересный анализ и сделать выводы. Однако такую информацию найти крайне сложно.

Пятая группа включила в себя параметры, которые не регламентированы законодательством, но непосредственно связаны с процедурой госзакупок. Например, нет указаний, что на официальных сайтах должны располагаться официальные документы, законодательство региона, нормативно правовые акты, инструкция по пользованию сайтом, наконец.

Сайт есть, но не про вашу честь

Налицо ограничение доступа к информации: так, не все проанализированные сайты госзакупок поддерживают форматы наиболее популярных веб-браузеров. В результате чего некорректное отображение данных, невозможность использовать поисковые системы. Ряд сведений — в частности, реестры государственных контрактов — размещаются единым файлом огромного размера (на сайта закупок Воронежской области архивный «кирпич» весит 31,5 Мб).

Или другой пример: на сайте госзакупок Московской области эксперты не смогли открыть протоколы, сохраненные в неизвестном формате. Некоторые регионы поступают еще проще — они просто не размещают подобные сведения.

Сайт федеральных органов государственной власти занял в рейтинге 26-е место, хотя именно это официальное виртуальное представительство должны было стать примером для остальных.

Существует всего пять способов размещения заказов: аукцион, аукцион в электронной форме, предварительный отбор, открытый конкурс, запрос котировок. На сайте федеральных органов государственной власти эксперты в течение недели, используя разнообразные поисковые запросы и веб-обозреватели, пытались получить информацию об аукционах, проводимых в электронной форме, и предварительном отборе. Не получилось. Хотя искомая информация должна быть размещена на сайте - закупки производились, государственные контракты были заключены.

Более того, на федеральном уровне не решен простой вопрос: актуальность ссылок на сайты субъектов Федерации.

Впрочем, есть и плюсы. Эксперты отметили нововведение: ряд сайтов предоставляют возможность видеотрансляции в интернет процесса проведения аукциона (сам процесс заседания, вскрытие конвертов). Это необязательная опция, но крайне удобная в том случае, если нет возможности лично присутствовать на заседании. Возможность видеотрансляции обеспечивают сайты госзакупок по Санкт-Петербургу, Калининградской области, Тверской области.

Справка:
Институт Развития Свободы Информации – негосударственная некоммерческая организация, целью которой является решение проблем, связанных с реализацией права граждан на доступ к социально-значимой информации, в частности – к информации о деятельности органов государственной власти.

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 6070


 Комментарии (Всего 0)