Госзакупки в сфере Интернет


Государство не понимает целей и задач, для которых оно размещает заказы на создание различных Интернет-ресурсов или проведение рекламных компаний в сети Интернет. Как следствие, госсредства расходуются неэффективно и государственные заказчики приобретают ненужные, нефункциональные Интернет-ресурсы или услуги рекламы в сети Интернет.

История первая.

Начну, пожалуй, с наиболее нашумевшей истории с закупкой Роспотребнадзором новой версии своего сайта.

Роспотребнадзором был объявлен конкурс на создание новой версии Интернет-сайта со стартовой ценой 5 миллионов рублей и сроком исполнения 9 дней. Штрафные санкции за нарушение сроков исполнения госконтракта составляли 5% за каждый день просрочки исполнения госконтракта, что составляет более 1800% годовых.

Понятно, что сделать подобный Интернет ресурс за столь короткие сроки невозможно. Если учитывать сроки исполнения госконтракта и штрафные санкции в совокупности, то однозначно возникает ощущение, что условия конкурса могут привести к ограничению конкуренции.

Об этом я как раз и говорил на заседании комиссии ФАС России при рассмотрении жалобы на условия конкурса, поданной одним из потенциальных участников.

К сожалению, на тот момент комиссия ФАС России не смогла разрешить эту ситуацию и просто зафиксировала нарушения порядка подсчета баллов, установленного в конкурсной документации, и выделила материалы на предмет исследования возможного ограничения конкуренции в отдельное производство (решение по этим материалам до сих пор не вынесено).
Далее по этому конкурсу произошло следующее, из нескольких компаний участников конкурса победителем была признана организация, предложившая максимальную цену 4 950 000 рублей со сроком исполнения госконтракта 5 дней.

Удивительно, что госконтракт должен быть выполнен не позднее 8 декабря 2010г., однако на 29 декабря 2010г. новый сайт Роспотребнадзора размещен не был.

Таким образом, победитель конкурса должен уплатить Роспотребнадзору исходя из штрафных санкций по госконтракту около 5 миллионов рублей (начальная стоимость госзакупки).
Интересной оказалась реакция Министерства связи РФ на нашу просьбу провести экспертизу на предмет возможности создать новый сайт Роспотребнадзора за 9 или 5 дней.
В своем ответе Минсвязи сообщило, что по результатам проведенного исследования оно пришло к выводу, что такой сайт можно создать в сжатые сроки, но не дало конкретного ответа на поставленные нами вопросы.

В результате, как наверное многим стало известно, Интернет-общественность выяснила, что сайт Роспотребнадзора скорее всего сделан с помощью бесплатных приложений, не выдерживает нагрузки большого количества посещений и, кроме того, обычным посетителям предоставляет возможности администратора сайта.

На мой взгляд, эта история - яркий пример неэффективного расходования госсресдств, чем в ближайшее время по нашей просьбе займется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

История вторая.

В ней я хотел бы рассказать о проведении конкурса Минздравом на закупку социальной сети о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru.
Цель – проинформировать общественность о здоровом образе жизни.

Задачи для участников конкурса - обеспечить не менее 25 000 уникальных посетителей портала ежедневно.

Начальная цена контракта 40 миллионов рублей.
Победителем конкурса была признана компания, предложившая наиболее высокую цену из всех участников конкурса - порядка 39 миллионов рублей.

Интересно, что при отборе победителя, члены конкурсной комиссии ставили абсолютно одинаковые оценки конкурсных заявок участников, как если бы они многократно выбрасывали на кубиках одно и то же число.
Техническое задание конкурса его победитель не выполнил, Интернет трафик посетителей портала www.takzdorovo.ru , скорее всего, был накручен с помощью дочерней компании победителя, что нам подтвердили эксперты в своем заключении.
После сдачи работ исполнителем заказчику посещаемость портала резко упала, кроме того, есть подозрения, что заявленная в конкурсной документации посещаемость так и не была достигнута.

То есть цель госзакупки не выполнена, а средства израсходованы в пустую.

Нами была подана жалоба в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, которая поручила Министерству связи и массовых коммуникаций РФ провести экспертизу целесообразности создания портала www.takzdorovo.ru.

В результате проведенной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ экспертизы было установлено, что расходы на создание Интернет портала www.takzdorovo.ru завышены.
Фактически госсредства на создание портала www.takzdorovo.ru были израсходованы неэффективно.

Чтобы окончательно убедиться в этом, мы запросили у Минздрава данные об Интернет-статистике посещаемости портала www.takzdorovo.ru и копии заявок участников конкурса на создание портала.

Минздрав дважды отказывал в предоставлении этой информации, считая ее коммерческой тайной.
В результате действия Минздрава по отказу в предоставления информации являются предметом проверки Генеральной прокуратуры РФ, а также обжалуются в судебном порядке.

История третья. Закупка Пенсионным фондом РФ услуг по информированию населения Российской Федерации об услугах Пенсионного Фонда Российской Федерации и вопросах пенсионного законодательства через сеть Интернет с помощью баннерной рекламы.

Начальная стоимость 30 миллионов рублей.
Баннеры предполагалось размещать, в том числе в социальной сети Одноклассники.

Фактически, услуги Пенсионного фонда необходимо было рекламировать одним из самых неэффективных способов рекламы в сети Интернет с помощью баннерной рекламы.

Кроме того, даже если предположить что эта реклама могла возыметь хоть какой-то эффект, то явно значительная часть будущих и настоящих пенсионеров не пользуются Интернетом и не являются целевой аудиторией для такой рекламы.
Как и следовало ожидать, из двух участников конкурса победила компания, предложившая максимальную цену – 29 950 000 рублей.


История четвертая - поучительная.

Компанией - разработчиком корпоративных Интернет-сайтов был выигран конкурс на создание Интернет-сайта для нужд Фонда социального страхования РФ.

Победитель предложил заказчику выполнить заказ безвозмездно, то есть даром, что и было сделано, но по каким-то необъяснимым причинам заказчик уже длительное время не размещает резульат работы исполнителя в сети Интернет.
Такой подход навевает на мысли, что заказчику просто не выгодно размещать, разработанный безвозмездно сайт, и он намерен провести конкурс заново, чтобы освоить средства, выделенные первоначально на конкурс.

Фактически, госструктура отказалась от эффективно размещенного госзаказа - бесплатно выполненной качественной работы.

На заметку: именно за выполнение этого госконтракта исполнитель в 2010году получил Гран-При Первой Всероссийской ежегодной премии в области государственных закупок «ГОСконтракТ» (успешно выполненные госконтракты за 2009год).

Эти и не только истории позволяют говорить о следующих проблемах.

Государство не понимает целей и задач, для которых оно размещает заказы на создание различных Интернет-ресурсов или проведение рекламных компаний в сети Интернет.
Как следствие, госсресдва расходуются неэффективно и государственные заказчики приобретают ненужные, нефункциональные Интернет-ресурсы или услуги рекламы в сети Интернет.

Государство, как заказчик, не следит за фактическим исполнением госконтрактов.
Государство слабо контролирует эффективность расходования бюджетных средств.

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 7319


 Комментарии (Всего 0)