Прописка для фирмы


В последнее время весьма часто возникают вопросы, связанные с юридическим адресом фирмы. По какому адресу зарегистрировать фирму? Что делать, если юридический и фактический адрес не совпадают? Что означает Влпрописка для фирмыВ»? На эти и другие волнующие вопросы мы попросили ответить юриста группы компаний Bosco di Ciliegi Владимира Разуваева.

Андрей Панин (АП): Владимир, если позволите, давайте сначала определимся, что означает юридический адрес? Каковы правовые последствия его выбора?

Владимир Разуваев (ВР): В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Дополняя это положение Гражданского кодекса, часть 2 статьи 8 Федерального закона ВлО государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейВ» говорит о том, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Положения названных документов не предусматривают наличия у организаций иного, кроме как адреса места нахождения (часто называемого юридическим адресом) юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и которым является место государственной регистрации.

АП: Владимир, при регистрации фирмы необходимо указывать юридический адрес. Но ведь фирмы ещё не зарегистрирована! Как можно получить юридический адрес?

ВР: Да, в заявлении о государственной регистрации юридического лица есть пункт, в котором необходимо указать адрес постоянно действующего исполнительного органа, т.е. фактически адрес, по которому располагается рабочее место директора юридического лица. Когда руководитель подписывает подаваемое для государственной регистрации заявление, он подтверждает, что все данные, которые он указывает в данном заявлении, достоверны. Действующим законодательством за нарушение этой обязанности установлена административная ответственность: если генеральный директор (или учредитель) предоставит заведомо ложные сведения, то в судебном порядке его можно будет дисквалифицировать сроком на два года (пункт 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

АП: Но ведь инспекция налоговой службы не зарегистрирует фирму, если не будет указан адрес.

ВР: Да, это действительно так. Более того, работники инспекции Федеральной налоговой службы во многих случаях требуют предоставления документов, подтверждающих правомерность использования конкретного адреса. В качестве такого документа может выступать договор аренды помещения. Многие вновь образуемые юридические лица видят выход из ситуации путём Влпокупки юридического адресаВ», заключая соответствующие договоры с организациями, предоставляющими услуги по предоставлению юридического адреса.

АП: А насколько правомерно заключение подобного рода договоров?

ВР: Вообще следует учитывать, что понятие Влюридический адресВ» (следовательно, и договор о предоставлении юридического адреса) условно. Обычно работники инспекции налоговой службы требуют предоставления таких бумаг, но в последнее время многие инспекции, наоборот, отказываются принимать указанные договоры. В данной ситуации скажу так: как это ни покажется на первый взгляд странным, заключать такие договоры по большому счёту нет смысла. Связано это в первую очередь с тем, что работники инспекций вообще не вправе требовать при осуществлении государственной регистрации документ, который подтверждал бы правомерность использования того или иного юридического адреса. Статьёй 12 уже упоминаемого мной выше Федерального закона ВлО государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейВ» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. К ним относятся:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Как видите, в этом перечне какой-либо документ, подтверждающий правомерность использования юридического адреса, отсутствует. Поэтому, следуя буквальному толкованию данного нормативного акта, требование налоговыми инспекторами при государственной регистрации юридического лица Влдоговора на предоставление юридического адресаВ» или какого-либо иного документа, подтверждающего правомерность использования конкретного адреса в качестве юридического адреса фирмы, незаконно. Т.е. просто достаточно указать в заявлении адрес места нахождения, не предоставляя при этом никаких доказательств. Было бы интересно посмотреть, какое основание придумают налоговые органы для отказа в государственной регистрации юридического лица.

АП: Владимир, предусмотрена ли какая-либо ответственность за непредставление сведений в налоговую инспекцию о смене юридического адреса?

ВР: В данном случае надо иметь в виду, что изменение юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. О внесении изменений в учредительные документы юридическое лицо должно сообщить в налоговую инспекцию об этом в пятидневный срок. После этого вносятся изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. За непредставление или несвоевременное представление сведений должностные лица фирмы-заявителя несут ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно этому пункту за данное правонарушение должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 5000 рублей.

АП: Известны случаи, когда ВлналоговикиВ» не принимают корреспонденцию от юридических лиц, если адрес на конверте не совпадает с юридическим адресом. Что Вы можете посоветовать в данном случае фирмам?

ВР: Советовать что-либо в ситуации беззакония сложно. Отмечу лишь то, что если в отправленном Вами письме содержалась, к примеру, отчётность, то ни в коем случае не выкидывайте конверт с отметкой почтовой службы. Это будет для Вас служить доказательством того, что отчётность Вы отправили вовремя.

АП: Можно ли зарегистрировать фирму по домашнему адресу директора?

ВР: Спасибо за интересный вопрос. Такой вопрос возникает постоянно у многих лиц, желающих создать фирму. В данной ситуации следует исходить из того, что согласно пункту 3 статьи 288 части первой и пункту 2 статьи 671 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нём организаций не допускается. Частью 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. А в части 2 этой же статьи указывается, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нём на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В этой связи жилое помещение не может быть использовано для размещения офисов юридических лиц.

В Москве, к примеру, позиция запрета регистрации юридического лица в жилом помещении закреплена на уровне постановления Правительства г. Москвы от 04.10.1994г. № 882 ВлО ходе выполнения распоряжения Мэра Москвы от 11 марта 1994 года № 110-РМ ВлО мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лицВ». В пункте 9 этого постановления устанавливается чёткий запрет Московской регистрационной палате производить регистрацию предприятий юридическими и физическими лицами, указавшими юридическими адресами жилые помещения. И хотя о юридической силе этого постановления можно очень даже спорить (хотя бы потому, что с 1 июля 2002 года регистрация юридических лиц, осуществляется в соответствии с Федеральным законом ВлО государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейВ»), многие налоговые органы г. Москвы слепо действуют указаниям названного постановления.

Таким образом, зарегистрировать юридическое лицо с юридическим адресом в жилом помещении не удастся в силу положений гражданского и жилищного законодательства.

АП: Владимир, если позволите, последний вопрос. Известны случаи, когда налоговые органы штрафуют юридических лиц, юридический адрес которых не совпадает с фактическим адресом. Как поступить в данной ситуации юридическому лицу?

ВР: Да, действительно, такие случаи известны и поступать в таких случаях нужно исключительно путём обжалования действий налоговых органов в судебном порядке. Я абсолютно уверен в том, что, как говорится, при прочих равных, юридическое лицо выиграет спор в суде у налоговых органов. Ведь основная функция юридического адреса (или, правильнее, адреса места нахождения юридического лица) заключается в том, чтобы обеспечить по этому адресу связь контролирующих (в т.ч. налоговых) органов с юридическим лицом. Если указанный в учредительных документах юридический адрес обеспечивает такую бесперебойную связь, то бояться фирмам нечего и любой суд, я уверен, встанет в такой ситуации на позицию юридического лица.

АП: Владимир, Влобиженные фирмыВ» могут рассчитывать на Вашу юридическую поддержку?

ВР: Да, безусловно. Я всегда готов оказать юридическую помощь любому обратившемуся.

Более того, хотел бы в заключение отметить, что обсуждаемая нами сегодня проблема в последнее время особенно актуальна. Дело в том, что налоговыми органами ведётся достаточно ожесточённая борьба с т.н. Владресами массовой регистрацииВ». По этим адресам собственник помещения заключает со всеми обратившимися к нему юридическими лицами договоры на возмездной основе, по которым обеспечивается оказание почтово-секретарских услуг. Налоговым органам такая ситуация очень не нравится и известны случаи, когда юридическому лицу отказывалось в государственной регистрации на том основании, что в качестве адреса места нахождения указывался Владрес массовой регистрацииВ». Правда, мне ни разу не удавалось увидеть правового обоснования такого отказа, ведь отказать на таком основании согласно действующему законодательству невозможно. И в связи с этим борьба налоговых органов с адресами массовой регистрации превращается в последнее время чуть ли не в правовую войну. ВлГуляющийВ» в своё время в Интернете список подобного рода адресов заставил многие фирмы искать другие адреса в качестве адреса места нахождения и, следовательно, вносить изменения в учредительные документы. Если у налоговых органов будет документально подтверждённая информация о неправомерности использования юридического адреса, тогда уже можно будет что-то придумать.

К примеру, позиция налоговых органов по данному вопросу изложена в письме Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2005 года № 14-1-04/253 ВлПо вопросам государственной регистрации юридических лицВ». В нём, в частности, указано, что в случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным.

Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т.п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта ВлаВ» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ВлО государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейВ» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа заявления.

Безусловно, такая позиция налоговых органов заслуживает внимания, но, уверен, при соблюдении некоторых условий и выборе правильной позиции судебный спор с налоговыми органами можно выиграть. Надо лишь знать свои права и чётко следовать указаниям юриста, с которым следует советоваться уже на стадии регистрации юридического лица, а не только тогда, когда возникнут проблемы.

Хотя в конечном итоге советую всем, решившим создать юридическое лицо, быть очень внимательными в определении юридического адреса, проверять предоставляемый вам по договору адрес на возможность его нахождения в т.н. Влчёрном спискеВ» и пр. Будьте внимательны и советуйтесь с юристами.

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 5074


 Комментарии (Всего 11)
 2006-09-13 13:54:14 reg

Извечные споры о теории и практике... в данном вопросе в свете чистой теории согласен с позицией Владимира. согласно п.3 ст. 288 ГК РФ, размещение в жилом помещении предприятий, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. п.2 ст. 54 ГК устанавливает местом нахождения юр.лица место его государственной регистрации. законодательство не предусматривает возможность одновременного наличия двух юридических адресов у одного и того же юр.лица. из чего следует, что в силу п.3 ст. 288 ГК, "квартирная регистрация" юр.лиц невозможна и по своей сути противоречит гражданскому кодексу.

 2006-09-12 21:29:54 Vladimir Razuvaev

Занимательно, безусловно. Но как всё это увязать с федеральными законами (ГК и ЖК)?! Никак не вяжется. Вообще, должен заметить, что проблема ОЧЕНЬ серьёзная и то, что у нас возникли споры, вполне логично.

 2006-09-12 18:55:27 garryc

Интересен один нюанс, в формах заявлений в МНС, как для регистрации юр. лица так и для регистрации изменений, в пункте место нахождения предусмотрен вариант - "квартира", и уже в скобочках, рядом, вариант "офис". Занимательно, не правда ли?