Вопросы регистрации и трудоустройства граждан стран Ближнего Зарубежья


Каковы условия регистрации и трудоустройства граждан стран бывшего Союза на территории РФ? Каковы расценки на услуги оформления временной регистрации и разрешения на работу? На эти и другие вопросы отвечает наш эксперт Наталья Разуваева.

Вопросы регистрации и трудоустройства граждан стран Ближнего Зарубежья

1. Каковы условия регистрации и трудоустройства граждан стран бывшего Союза на территории РФ? Для граждан каких стран эти процедуры упрощены?

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется рядом законодательных актов. К их числу относятся:

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ ВлО правовом положении иностранных граждан в Российской ФедерацииВ» с последующими изменениями и дополнениями.

2. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 ВлО привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силыВ» (с изменениями от 5 октября 2002 года)

3. Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (утв. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146) (с изменениями от 5 октября 2002 года).

4. Помимо того, применяются положения международных договоров, заключенных РФ с другими странами, например, Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 ВлО равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантийВ».

Если говорить об условиях регистрации иностранных граждан, то такие лица, въехавшие на территорию России, обязаны в первую очередь в течение 3 рабочих дней зарегистрироваться по месту пребывания. Делается это в территориальных органах Федеральной миграционной службы (далее ФМС).

Для осуществления регистрации по месту пребывания необходимо подать письменное заявление. Сделать это можно лично или через приглашающую организацию. Регистрация несовершеннолетних детей производится одновременно с регистрацией родителей.

Гражданин должен приложить к заявлению 4 фотографии размером 35х45 мм, в том числе фотографии несовершеннолетних детей. Кроме того, предоставляются:

1. документы, удостоверяющие личность и гражданство;

2. документ, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;

3. вид на жительство или иной документ, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;

4. один из документов, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

5. свидетельство о браке (если таковое имеется);

6. свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста;

7. согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания. Подпись ребенка на документе должна быть нотариально удостоверена;

8. сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.

Необходимо иметь в виду, что если иностранный гражданин утратил в период временного пребывания в Российской Федерации документы (потерял, украли и т.п.), на основании которых он въехал в страну, то регистрация не производится. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из России не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.

Несколько иной порядок применяется в отношении граждан Украины. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16 января 1997 года) граждане этих государств на основе взаимности освобождаются от регистрации по месту пребывания на территории другой страны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию другого государства при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания.

Теперь поговорим относительно трудоустройства иностранных граждан.

Все лица, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, должны получить разрешение на привлечение иностранной юридической силы.

Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль их использования осуществляются ФМС.

Необходимо иметь в виду, что разрешения выдаются в пределах квот, установленных на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий. Квоты устанавливаются применительно к каждому субъекту России.

Для получения подобного разрешения работодателю необходимо представить в ФМС следующие документы:

1. заявление;

2. предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

3. проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

Необходимо отметить, что предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

Важным моментом является то, что работник не может быть переведен к другому работодателю.

В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

Помимо того, что работодатель получает разрешение, у работника в свою очередь возникает обязанность получить подтверждение на право трудовой деятельности.

ФМС направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу.

Не требуется получение разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, которые:

- официально признаны беженцами;

- постоянно проживают на территории Российской Федерации;

- получили убежище на территории Российской Федерации;

- подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.

Указанный порядок также не применяется к следующим категориям иностранных граждан:

- деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;

- работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации;

- религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;

- членам экипажей российских морских и речных судов;

- студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений профессионального высшего образования;

- корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;

- лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях профессионального высшего образования;

- лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

2. Основной вопрос, который интересует всех, желающих проживать и работать в РФ каковы расценки на услуги оформления временной регистрации и разрешения на работу?

Да, действительно, этот вопрос волнует многих лиц, заинтересованных в приезде на территорию Российской Федерации. В данной связи необходимо отметить, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину только в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года № 1990-р ВлОб установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2006 годВ», например, по Центральному федеральному округу таких разрешений может быть выдано 26450 штук, в частности в Москве 1000 штук, в Московской области 6200.

По Северо-Западному федеральному округу 10280, а по Санкт- Петербургу 2000 штук.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1. родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2. признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3. имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4. состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5. осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6. поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7. в иных случаях, установленных федеральным законом.

Выдача разрешения на временное проживание оплачивается государственной пошлиной, размер которой устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.

За регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания 1 рубль за каждые сутки пребывания на территории Российской Федерации, но не более 200 рублей.

За выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также за продление срока действия такого разрешения 400 рублей.

За выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников государственная пошлина составляет 3 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.

Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства 1 000 рублей.

Соответственно, общая сумма государственной пошлины для иностранного гражданина составляет 1600 рублей, что вполне приемлемо.

3. Разрешение на работу должно оформляться работодателем. Есть ли такие случаи, когда его оформляет сам соискатель?

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы должен в любом случае оформлять сам работодатель, так как именно он заинтересован в данном вопросе и именно он привлекает иностранных работников.

Выдача же подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится территориальными органами ФМС по представленному работодателем ходатайству по форме согласно при наличии согласия иностранного гражданина.

То есть такое ходатайство в любом случае должно исходить от работодателя.

4. Часто приезжие в поисках дешевого жилья или копеечной регистрации оказываются обманутыми лже-агенствами. По каким признакам можно распознать такие ВлконторыВ» и не оказаться жертвами их деятельности?

Да, действительно, такая ситуация часто возникает у приезжих. При обилии объявлений в вагонах метро, на автобусных остановках, фонарных столбах о якобы абсолютно легальной регистрации люди бегут, Влсломя голову»», по адресам подобных ВлконторВ». Подобная ситуация имеет множество негативных последствий.

Начнём с того, что подобные агентства сами работают на острие ножа уголовного закона. Подделка таких документов, как свидетельство о регистрации по месту пребывания, карается действующим законодательством. Нужно иметь в виду, что единственным легальным способом получения подобного свидетельства является его получение в территориальных управлениях Федеральной миграционной службы. Купленные ВлрегистрацииВ» у всякого рода агентств являются недействительными. Я бы не советовала приезжим обращаться в агентства за получением регистрации. Как правильно это сделать, я уже говорила выше, поэтому не буду повторяться.

Что же касается возможности дешёвой аренды жилья, которое предлагают различного рода агентства недвижимости, то тут тоже надо быть максимально осторожными. Дело в том, что многие агентства вводят в заблуждение своих клиентов и вместо действительно поиска для них жилья предлагают для заключения договоры о предоставлении информации. В этих договорах агентство обязуется предоставить информацию о сдаваемых жилых помещениях, а ходить по этим адресам и договариваться обо всём с собственниками квартиры клиент агентства должен будет самостоятельно. Не исключено, что квартира, в которую обратится приезжий, уже сдана. Чисто юридически к деятельности таких агентств придраться весьма сложно, поскольку в договоре нисколько не предусматривается гарантия того, что агентство будет предоставлять информацию клиентам до тех пор, пока он не снимет себе жильё. Поэтому в подобных ситуациях нужно быть предельно внимательным. Для того чтобы не стать обманутыми жертвами агентств недвижимости, необходимо соблюдать несколько правил и стараться придерживаться их.

Во-первых, обходите стороной те агентства, которые расположены в полуподвальных помещениях. Снять такой ВлофисВ» для фирмы-однодневки - не проблема, зато доходность от обманутых клиентов высокая.

Во-вторых, выбирайте те агентства, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя на рынке недвижимости. Дабы не давать рекламу, не буду приводить их названия, скажу лишь, что они наслуху у всех.

В-третьих, внимательно читайте условия договора, которое Вам предлагает подписать риэлтер. От степени внимательности зависит не только то, найдёте ли вы себе жилое помещение, но и то, потеряете ли вы время и деньги впустую и не наживёте ли себе лишнюю головную боль.

В-четвёртых, я бы рекомендовала всем ищущим жилое помещение при помощи специализированных агентств дать предлагаемый для заключения договор на юридическую экспертизу адвокату. Да, вы затратите несколько больше денег на это, зато вы с высокой степенью уверенности будете знать, стоит ли вам заключать такой договор или нет.

Вот, в принципе, кратко те советы, которые можно было бы дать всем приезжим, ищущим жильё и различные дешёвые способы регистрации по месту пребывания.

5. Каковы начальные шаги для граждан стран Ближнего Зарубежья, желающих устроиться на работу на территории РФ? О чем им нужно позаботиться еще до того, как они покинули пределы своей страны?

Приказ МВД России от 14 апреля 2003 г. № 250 ВлОб организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительствоВ» предусмотрел, что разрешение на временное проживание совсем не обязательно получать именно в Российской Федерации. Так, в случае нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации, заявление подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего постоянного проживания. И именно оно уже выдает разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Данный порядок наиболее удобен и позволяет иностранным гражданам, еще не выезжая из страны своего пребывания, получить разрешение на временное проживание в России.

6. Не секрет, что на территории РФ проживает и нелегально работает немалое количество выходцев из Ближнего Зарубежья. Для них это возможность более высокого заработка, чем на родине, для работодателей дешевая рабочая сила. По вашему мнению, будет ли в ближайшее время ситуация меняться, или пока все останется, как есть на данный момент?

Действительно, дешёвая рабочая сила для работодателя - это большой денежный мешок. И в такой ситуации много проблем, в т.ч. та, которую Вы обозначили: нелегальное проживание на территории России большого количества таких работников.

Оценивая эту ситуацию, должна заметить, что государство пытается решить связанные с ней проблемы. И наверняка в данном смысле ситуация должна измениться в лучшую сторону.

К примеру, в настоящее время имеется проект федерального закона ВлО порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и ответственности за его нарушениеВ». Этот законопроект в целом направлен на защиту прав российских граждан в области трудовой занятости. Как отмечают некоторые эксперты, указанный проект требует внесения многих юридико-технических правок в него, поскольку в том виде, в котором он существует сейчас, он будет выглядеть белой вороной в системе российского законодательства и противоречить некоторым его положениям.

В проекте имеется ряд концептуально сомнительных положений. К примеру, может вызывать удивление положение о том, что в случае, если иностранные граждане привлекаются для работы в качестве руководителей, а также высококвалифицированных специалистов, подтверждение на право трудовой деятельности выдается за плату без оформления работодателем разрешения. Непонятно, чем обоснована такая привилегия для данной категории иностранной рабочей силы.

Существенным недостатком предлагаемого законопроекта является то, что им не регулируются вопросы, касающиеся налогообложения различных категорий иностранных работников.

Это далеко не все замечания к законопроекту, и их большое количество вызвано остротой рассматриваемой проблемы, её высокой социальной значимостью.

7. Чем вызвана сложная система получения российского гражданства?

Этот вопрос вряд ли нужно адресовать адвокату, поскольку вопрос больше политический, нежели юридический. Действительно, процедура получения гражданства Российской Федерации несколько сложна, но не невозможна. Исторически сложилось так, что усложнение процедуры получения гражданства выступает защитной функцией государства против наплыва громадного числа людей из зарубежья. Государство, не подготовившись к такому количеству людей (в т.ч. к гарантии осуществления ими прав и законных интересов), вынуждено ставить некоторые барьеры, ужесточать процедуру, предъявлять дополнительные требования и применять иные механизмы к регулированию этих отношений.

Более жёсткие правила в процедуре получения гражданства Российской Федерации связаны также с тем, что в последнее время в России сложился некий чёрный рынок, на котором торгуют российским гражданством. Понятно, что если подобный рынок существует, значит, для этого есть своего рода законодательные лазейки, которые и используются для получения гражданства. В связи с этим законодатель вынужден вводить всё более жёсткие правила, предъявлять всё более серьёзные требования.

Безусловно, нужно также иметь в виду, что количество желающих получить российское гражданство достаточно велико и государство может себе позволить предъявлять такие жёсткие требования, усложнять процедуру, т.е. фактически не раздавать гражданство любому обратившемуся за его получением, а делать сознательный выбор в этом.

На вопросы отвечала Наталья Разуваева, адвокат Московской городской коллегии адвокатов.

Раздел: Трудовые отношения Просмотров страницы: 8060


 Комментарии (Всего 2)
 2006-07-25 20:03:37

Непонятен Ваш вопрос. Вы статью читали?

 2006-07-25 12:05:51 1

А какие условия регистрации для граждан Беларуси?