Заключение договоров купли-продажи через интернет


Заключение договора купли-продажи через Интернет является актуальной проблемой российского гражданского права. Такой способ заключения договоров прямо не предусмотрен ни законодательством, ни разъяснен практикой ВАС, что порождает особые трудности в сфере их реализации между сторонами

Информационные технологии, стремительное развитие которых началось в 90-е годы, коренным образом изменили нашу жизнь. Уже сегодня такие действия как купля-продажа товаров online, ведение переписки с деловыми партнерами, заключение договоров посредством сети Интернет, стало обыденной практикой, как для предпринимателей, коммерческих организаций, так и для простых граждан.
В своем исследовании мне хотелось бы подробнее остановиться на ключевых вопросах, связанных с заключением сделок в электронной форме посредством сети Интернет, на примере самого популярного вида таких сделок – договора купли-продажи.
Заключение договора купли-продажи через Интернет является одной из актуальных проблем российского гражданского права. Такой способ заключения договоров прямо не предусмотрен ни законодательством, ни разъяснен практикой ВАС, что порождает особые трудности в сфере их реализации между сторонами. Так, например, проект Федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле» был отклонен от принятия в первом чтении 23 апреля 2004 года, оставив эту сферу прямо законодательно не урегулированной.
Сделки, в частности основная их разновидность - договоры, остаются сделками независимо от того, совершаются они с использованием сети Интернет или нет, заключены они в виде письменного документа на бумажном носителе, скрепленного подписью и заверенного печатью (при ее наличии), или в виде электронного документа, подписанного с использованием электронной цифровой подписи. Такой особый способ заключения любого типа договора, как заключение договора через Интернет, порождает лишь ряд специфических, и прежде всего технических, особенностей, но правовое регулирование таких особенностей происходит на основе базовых положений об обязательствах.
Опираясь на проведенных другими авторами исследованиях отношений в сети Интернет, можно сформулировать следующий перечень имеющих юридическое значение особенностей правовых отношений в такой сети:
1) неопределенность местоположения сторон, что обусловливает возможные проблемы с применимым правом, а также с реальным исполнением обязательств;
2) сложность идентификации участников отношений в сети;
3) зависимость отношений между участниками сети от отношений с информационными провайдерами;
4) электронный характер документооборота в сети, что обусловливает необходимость применения специального программного и аппаратного обеспечения.
Посмотрим, как эти особенности влияют на заключения договора в сети. Интернет допускает получение доступа к имеющимся в ней информационным ресурсам под псевдонимом либо вообще анонимно. «Анонимность» поведения в сети Интернет есть причина сложности идентификации субъектов: субъект может указывать свое имя (псевдоним), однако сложно проверить его достоверность и проследить, действительно ли действия совершаются одним и тем же лицом под одним и тем же идентификатором, или же под одним идентификатором действуют несколько лиц.
Статья 19 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает право, а фактически и обязанность использования гражданином в гражданском обороте собственного имени, как общее правило установлено, что гражданин приобретает права и обязанности под своим именем; в случаях и порядке, установленных законом, он может использовать псевдоним. Законным случаем использования псевдонима, при электронном документообороте, закон называет электронную подпись, где наряду с псевдонимом используются реальные паспортные данные пользователя. А как же быть с повсеместной практикой анонимных сделок купли-продажи столь широко распространенной в Интернете. Неужели они все являются нарушением законодательства? Сущность сделки купли-продажи через Интернет заключается в том, что для ее действительности, не обязательно четкое обозначение сторон в договоре. Для осуществления договора купли-продажи стороны все равно обозначают себя каким-либо способом: будь то электронным адресом, псевдонимом в программах для общения, либо путем прохождения регистрации на сайте продавца. Никто не отказывается, например, продать товар покупателю в супермаркете на том основании, что покупатель не представился. С другой стороны воспользоваться компьютером для отправки такого сообщения, который является акцептом предложению продавца, может любой, в том числе и ребёнок, который не имеет необходимой, для заключения договора, дееспособности. Поэтому важно определить, кто является субъектом сделки и обладает ли он сделкоспособностью. Идентификация не всегда должна проводиться по имени, например, розничная купля-продажа предполагает, что контрагент – это любое лицо, представившее документ, свидетельствующий об уплате покупной цены. Поэтому сложность в идентификации стороны сделки связана не с проблемой определения, кто находится «на той стороне провода», а с проблемой незаконного использования чужого идентификатора.
Сложность же в волеизъявлении, то есть в намерении заключить сделку- то, что стороны ограничены технически в своих действиях. Все действия в Интернете простых граждан осуществляются через посредников: это провайдер, это системные службы, осуществляющие поддержку и работу различных серверов – сайтов, электронной почты и других сервисов. Обычной нормой, содержащейся в договорах пользователей с провайдером, является норма о снятии с провайдера ответственности за действительность, законность той информации, которая принимается, пересылается пользователем по Интернет-каналу, предоставленному им провайдером.
Теперь непосредственно перейдем к рассмотрению различных способов заключения таких договоров.
Итак, существует 2 способа заключения договора посредством сети Интернет: первый способ-заключение договоров через электронную почту (по e-mail) и второй- заключение договора с использованием web-страниц (сайтов), путем «щелчка по иконке». Разберем каждый из них в отдельности.

1. Заключение договоров через электронную почту (по e-mail)
Вопрос о форме договора, заключенного по электронной почте имеет принципиальное значение в связи с тем, что действующее законодательство в определенных случаях устанавливает требования к форме сделки, несоблюдение которых может повлечь отрицательные последствия для одной или нескольких сторон. Ст. 162 ГК РФ предусматривает при несоблюдении простой письменной формы сделки лишение сторон права в случае спора ссылаться на свидетельские показания. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. И что особенно существенно для участников торгового оборота международной глобальной сети, несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки также влечет ее недействительность.
В принципе, сделка может быть совершена через Интернет и в устной словесной форме, посредством общения контрагентов с помощью web-камер или аппаратно-программных комплексов, позволяющих общаться через сеть голосом. Но мы не выделяем этот способ вступления в обязательства в нашей работе, так как оборот в этой сфере гражданских правоотношений незначителен, и его правовое регулирование не содержит каких-либо особенностей.
Стоит выяснить, удовлетворяют ли договоры, заключаемые с помощью электронной почты, требованиям письменной формы?
В п. 2 ст. 434 ГК РФ прямо указано, что договор (двух-, многосторонняя сделка) может заключаться путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Что представляет собой документ в российском праве?
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под документом (документированной информацией) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее определить. Электронное письмо полностью удовлетворяет этому определению и может считаться документом, так как оно зафиксировано на материальном носителе – записано в память компьютера, как отправителя, так и получателя; имеет реквизиты: дату вплоть до минуты, имена адресата и адресанта, может иметь тему.
Сложность в данном способе заключения договоров состоит в персональной идентификации контрагента. Традиционным способом идентификации служит собственноручная подпись. В соответствии с п.2 ст.160 ГК «использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи, либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом иными правовыми актами или соглашением сторон». ФЗ « Об электронной цифровой подписи» законодательно как раз и предусматривает такую возможность. В п.1 ст.4 указывается, что при соблюдении необходимых условий электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Любому, кто хочет получить в свое распоряжение личную электронную подпись достаточно обратиться в лицензионный управляющий центр. Здесь "росчерк пера" скопируют, занесут в электронную базу и выдадут сертификат, который и даст право использовать эту подпись при любых расчетах и сделках.
Также стоит оговорить, что является непосредственно моментом заключения договора с использованием электронной почты.
По общему правилу, договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ). Это правило является универсальным и применяется во всех случаях, когда заключение договора происходит путем обмена офертой и акцептом. При этом, в связи с техническими особенностями электронной коммуникации, следует оговорить, что является моментом отправления и получения сообщения, направленного по электронной почте – это относится как к оферте, так и к акцепту. Так как российский законодатель не урегулировал этот вопрос, то приходится использовать типовой закон «Об электронной торговле», рекомендованный Комиссией ООН по международной торговле (ЮНСИТРАЛ). В соответствии с п.1 ст. 15 этого закона, если составитель и адресат не договорились об ином, отправление сообщения данных происходит в момент, когда оно поступает в информационную систему, находящуюся вне контроля составителя или лица, которое отправило сообщение данных от имени составителя. Здесь под информационной системой, находящейся вне контроля составителя, понимается сервер, который получает сообщение от почтового сервера, на котором находится почтовый ящик составителя. То есть, с тех пор как почтовая программа после доставки сообщений уведомила пользователя, что в папке «исходящие» данных нет, сообщение считается отправленным. Сообщение считается полученным с момента, когда почтовая программа после доставки почты отразила сообщение в папке «входящие». Договор купли–продажи является консенсуальным, поэтому достаточно, чтобы стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, чтобы считать его заключенным.

2. Заключение договоров с использованием web-страниц.
Другим способом заключения договора является заключение с использованием web- страниц. Заключение договора с использованием публичной оферты характерно для деятельности интернет-магазинов.
Информация, размещаемая на страницах интернет-магазина в сети, помимо выполнения других функций, является публичной офертой. Согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Согласно п. 2 указанной статьи выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Однако не следует делать вывод, что всякое предложение, размещенное на web-странице – это публичная оферта. Существенным условием договора купли-продажи – является количество товаров (п.1 ст.454, п.3 ст.455 ГК РФ). Покупателю дается возможность определить количество приобретаемого товара в бланке заказа. Следовательно, web-страница, в этом случае содержит предложение делать оферты, а заполненный и отправленный бланк заказа – оферту. Если предложение на web-странице содержит все существенные условия договора, то для заключения договора требуется, лишь направление акцепта, которое осуществляется нажатием кнопки-иконки, подтверждающей согласие со стороны лица, получившего оферту и получение акцепта, которое презюмируется мгновенным, так как мгновенна WWW-связь. То есть, фактически, договор можно считать заключенным в момент нажатия кнопки «Согласен» или аналогичной. Но довольно часто Интернет предложения содержат не все существенные условия и являются приглашением делать оферты. В этом случае пользователь заполняет форму, определяя в ней недостающие условия, а затем отправляет ее, нажимая, как правило, ту же кнопку-иконку «Согласен». Эта заполненная форма – оферта. Значит, для того, чтобы договор считался заключенным необходимо получение пользователем подтверждения лица, распространяющего товары и услуги через этот сайт, о согласии заключить договор на данных условиях, то есть акцепта. Моментом заключения договора следует считать, когда акцептовавший получает сообщение, уведомление о принятии его акцепта (например, сообщение «ваша заявка принята»). Покупатель при таком способе заключения договора, как правило, идентифицирует себя путем регистрации на сайте продавца. Напомним, что в письменной форме по п.2 ст. 434 ГК РФ договор должен быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Происходит ли обмен документами при нажатии иконки на web-странице? Как правило, все общение поставщика товаров и услуг и их клиентов на web-странице сводится к оформлению бланка заказа, который отсылается на сервер и является единственным документом, закрепляющим сделку. Согласно ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным "с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара". Но, например, В настоящее время в абсолютном большинстве интернет-магазинов выдача кассового или товарного чека (или их вместе) производится курьером лишь в момент доставки товара. Тогда же производится оплата товара и передача его покупателю. Поэтому момент заключения договора при таком способе можно рассматривать как совершение акцептантом конклюдентных действий (п. 3 ст. 438 ГК РФ), а именно уплаты соответствующей суммы по договору купли-продажи.
К такому договору розничной купли-продажи, заключенному на основании дистанционного способа продажи товара, будут применяться нормы ст. 497 ГК РФ; Правила продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.97, положения ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара» ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.
Помимо общего порядка заключения договора, ГК РФ предусматривает несколько специальных разновидностей процедуры обмена офертой и акцептом между сторонами. Применительно к заключению договора купли-продажи посредством сети Интернет некоторый интерес представляет заключение договора на торгах, а именно на популярных интернет-аукционах. На таком аукционе лицо, желающее продать вещь, заполняет необходимые web-формы, как минимум, составляющие существенные условия договора купли-продажи, указывая предмет, его наименование и количество, стартовую цену и другие условия, после чего информация о продаваемом лоте вносится в базу данных аукциона. Лицо, желающее совершить покупку, по рубрикатору сервера находит необходимый лот и делает свое предложение, изменяя стартовую цену товара. Назначивший наивысшую цену до окончания срока данного лота считается победителем. Иногда указывается "блиц-цена", предложение которой означает победу на торгах еще до окончания их срока.
Данный вид аукционов не соответствует тому понятию торгов, которое содержит в статьях 447-449 ГК РФ. Во-первых, в интернет-аукционах не производится необходимого по закону уведомления от организатора о проведения торгов (за 30 дней). Организатор торгов (хозяин лота) может снять свой лот с торгов в любой момент без какой-либо ответственности. Во-вторых, при организации электронных аукционов не устанавливается обязанность сторон внести задаток. По императивному положению п. 5 ст. 448 ГК РФ за уклонение от подписания протокола торгов, имеющего силу договора, уклоняющаяся сторона несет ответственность в размере задатка (а организатор торгов еще и возмещает убытки). А так как задаток не вносится, то отсутствует вообще какая-либо ответственность сторон, предусмотренная нормами ГК о торгах. Наконец, в-третьих, при проведении электронных аукционов вообще не устанавливается обязанность заключения договора между продавцом и выигравшим покупателем. То есть если покупатель выиграл торги, то это еще не гарантирует ему, что продавец согласится заключить договор купли-продажи, обязать продавцу к заключению такой сделки, покупатель тоже не может. Нужно сказать, что во всех популярных-интернет аукционов действует система «рейтинга» - положительных оценок продавца покупателями, сделки с которыми прошли благополучно. Высокий положительный рейтинг – это своего рода «задаток», который может гарантировать надежность заключения договора с таким продавцом. Такая форма интернет-коммерции наименее урегулирована законодательством, а поэтому и заключения договора купли-продажи таким путем влечет сложности для обеих сторон договора (от несоответствия товара его описанию до отказа покупателя от оплаты товара или неполучения товара после его оплаты).
Как мы видим, Интернет, и заключение сделок посредством него является все-таки местом, слабо урегулированным действующим гражданским законодательством. Общие нормы гражданского права хоть и универсальные и с успехом применяются для электронных договоров, полностью не справляются с теми формами электронной коммерции, которые появляются во «всемирной паутине». Слабая урегулированность законодательными нормами порождает обычаи делового оборота, которыми и пользуются люди при заключении договоров через Интернет. Будущая задача законодателя – продолжить регламентацию заключения договоров через Интернет, что, прежде всего, касается заключения договоров с использованием web-страниц, так как этот сегмент Интернета, по сути, представляет собой действительно специфическое правовое пространство. Мною лишь обозначены проблемы данной сферы договоров, будем надеяться, что будут приняты необходимые решения со стороны законодателя.

Автор: Куляба Александр Викторович

Опубликовано: Правовая система России: совеременное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции "Актуальные вопросы развития современной науки, техники и технологий". 2010

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 32768


 Комментарии (Всего 0)