Онлайн-продажи электроники в России впервые сократились

1 сентября 2015 г. Торговля 4 2450 Гэу Андрей

Падение онлайн-продаж электроники и бытовой техники в первом полугодии 2015 года зафиксировали Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и исследовательская компания Gfk. Согласно их данным, этот сегмент e-commerce за год сократился на 2,4%, составив 72,9 млрд руб. В АКИТ подчеркивают, что падение онлайн-продаж электроники и бытовой техники происходит в России впервые.

Спад наблюдался почти во всех категориях товаров: на 5,2% сократились продажи компьютеров, на 15,7% — потребительской электроники, на 31,9% — фотоаппаратуры, по 0,8% потеряли крупная и мелкая бытовая техника. Из всего сегмента бытовой техники и электроники выросли только продажи телефонов и смартфонов (на 23,6%).
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Шубенок Рустам (Директор по развитию продаж ритейлера «Связной»)

Как вы прокомментируете снижение онлайн-продаж электроники в первом полугодии 2015 года? Произойдет ли рост онлайн-продаж в данном сегменте до конца года?

Продажи различных категорий персональной электроники в 2015 году действительно снизились, причем снижение в деньгах менее значимо, чем в штуках, только из-за роста цен.
По нашим оценкам, в России в 1 полугодии 2014 года было продано 9,1 млн.смартфонов – это на 11% меньше, чем годом ранее. Оборот от продаж этой категории – оффлайн и онлайн – также упал на 2% к прошлому году. Продажи планшетов снизились еще значительнее – на 30% в штуках и 36% в рублях.

Динамика падения разных категорий зависит от того, насколько их можно отнести к предметам «первой необходимости». Обойтись без смартфона сегодня уже практически нельзя, поэтому эта категория чувствует себя лучше других. В то же время в условиях падения реальных доходов причина отказаться от планшета и фотокамеры вполне понятна.

В онлайне ситуация несколько лучше, чем на рынке в целом. Продажи смартфонов продолжают расти в деньгах – это связано с тем, что онлайн традиционно покупают более дорогие модели, цены на которые увеличились значительно. Кроме того, в условиях кризиса больше людей обратилось к онлайн-магазинам, поскольку в этом канале проще мониторить и сравнивать цены.

У «Связного» продажи находятся на уровне прошлого года, что на фоне падающего рынка мы считаем отличным показателем. Кроме того, мы видим значимый рост в ряде регионов (например, на Дальнем Востоке).

Особенность 2015 года - зависимость всплесков клиентской активности от курсов валют. Как только рубль падает значительно, продажи начинают расти. Например, в начале прошлой недели оборот от продаж Svyaznoy.ru вырос на 85%, средний чек вырос более чем на 25%. В такие моменты наибольшим спросом пользуются гаджеты высоких ценовых сегментов, что оказывает влияние в первую очередь на объем рынка в деньгах.

Сейчас давать точные прогнозы по динамике рынка сложно, однако, в 4 квартале можно рассчитывать на некоторое оживление продаж относительно весны и осени 2015. Этому поспособствует выход новинок и предновогодняя активность клиентов.

Киселева Дарья (Маркетолог, Логистическое Агентство "20А")

Разумеется, экономическая ситуация повлияла как на рынок интернет-торговли в целом, так и на онлайн-продажи бытовой техники. Волатильность рубля, политические санкции, ажиотажный спрос на технику в начале года привел к тому, что сегмент начал терять позиции. Лето — традиционный сезон спада продаж, покупатели уезжают в отпуска, к тому же наступает дачная пора.
Если изучить отчет более детально, то можно увидеть, что спад произошел не по всей стране. Например, Дальний Восток и Сибирь показали рост продаж в секторе онлайн-продаж электроники и бытовой техники. Центральный регион также показал неплохие результаты — по итогам первого полугодия 2015 года объём продаж составил 35,2 млрд рублей.
В декабре ожидается пиковый рост рынка. Это связно с предстоящими новогодними праздниками. Кроме того, в последнее время экономическая ситуация стабилизируется. Однако, оценивая рост рынка в денежном выражении, необходимо будет делать поправку на инфляцию.

Андронов Дмитрий (Директор аналитического центра, Ботинок.ру)

Произойдет ли рост онлайн-продаж в данном сегменте до конца года?

Не произойдет год к году, но произойдет сезонный рост. Связано это с тем, что:
1. В прошлом году был пиковый спрос на электронику, обусловленный девальвацией рубля - покупатели, как минимум, покупали электронику для себя "в прок", а, как максимум, пытались в нее инвестировать в тот момент, когда рубль был девальвирован уже сильно, а цены еще не пришли в соответствие с новым курсом. В этом году этот фактор работать не будет даже в том случае, если продолжится девальвация рубля - спрос удовлетворен на достаточно долгое время вперед.
2. Ситуация в сфере кредитования за прошедший год ухудшилась. Что также давит на рынок электроники
3. Снизились реальные располагаемые доходы населения.
4. Снизилась доступность электроники - цены коррелируют с курсом доллара, а располагаемые доходы снижается.

Горох Дмитрий (Директор по связям с общественностью компании финансовых технологий ID Finance (MoneyMan, AmmoPay))

Росту онлайн-продаж бытовой техники и электроники в России до конца года может способствовать два фактора:
1) Рост реальных доходов населения на фоне укрепления рубля, роста ВВП и т.д. Этого, к сожалению, в ближайший как минимум год не стоит ожидать.
2) Восстановление потребительского кредитования, которое станет триггером продаж, в том числе, электроники и бытовой техники. Необходимо развивать сегмент онлайн-POS продаж, новые кредитные продукты, которые будут привлекательны и удобны для граждан. К сожалению, этот сегмент крайне слабо развит кредитными организациями, в отличие от традиционного POS-кредитования, которое тем не менее, сегодня переживает не лучшие времена, как и рынок потребительских займов в целом.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также