Все магазины страны будут принимать безналичные расчеты

1 Изображение В Госдуму внесен законопроект по ограничению наличных платежей. Согласно документу, Центробанк получит право устанавливать их максимальную планку, а граждане смогут выбирать, в какой форме оплачивать товары и услуги в любой торговой точке страны.

Суть законопроекта заключается в развитии безналичных платежей и усилению борьбы с отмыванием капитала. По мнению авторов, разумной планкой для расчетов наличными представляется сумма в 600 тысяч рублей, поскольку рядовые граждане редко имеют дело с такими суммами.

Торговые и иные компании будут обязаны обеспечить прием карт и другие возможности по оплате. В случае невыполнения требований им грозит штраф: для физлиц от 1,5 до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 3 до 4 тыс. руб., для юрлиц — от 30 до 40 тыс. руб.

Планы ограничения наличных платежей давно вынашиваются правительством. Минфин уже предлагал с начала 2014 года запретить все наличные платежи суммой свыше 600 тыс. руб., а с 2015 года снизить планку до 300 тыс. рублей.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Рожанковский Владимир (Директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал»)

В случае принятия указанного законопроекта обычный потребитель не получит существенных плюсов, поскольку оплата наличными в России традиционно является наиболее распространенным, привычным и удобным способом расчетов. Кроме того, в нашей стране уже сформировалась достаточно развитая инфраструктура безналичных расчётов в торговых точках средней и крупной величины. Стоит также упомянуть и о банкоматах, через которые можно оплачивать многие услуги с помощью банковской карты.

У Эльвиры Набиуллиной уже был один похожий проект – национальная система кредитных карт. Разрабатывался он как полновесное «партийное задание», да вот только сейчас о нём ничего не слышно. То же самое может произойти и с пресловутой «пластификацией» зарплат. Как и в случае автомобильных дорог, в России просто нет адекватной по объёму инфраструктуры межбанковских электронных транзакций, не говоря уже о количестве банкоматов – в особенности, в регионах. В утрированном варианте непродуманность подобного проекта может обернуться тем, что старшее поколение помнит из жизни и быта в Советском Союзе: запись по номеркам на ладонях перед банкоматами, дежурство по ночам, чтобы утром успеть первыми снять наличность, пока она не закончилась.

Подобное нововведение в первую очередь создаст неудобства для физических лиц - при проведении сделок по покупке недвижимости и дорогостоящих автомобилей. Покупателю придётся вносить наличные деньги на банковский счёт и осуществлять перевод на счёт продавца, который после продажи, скорее всего, заберёт наличные из банка. Вероятно, с точки зрения борьбы с «отмыванием» капитала, эти меры не будут иметь большого эффекта, поскольку такие покупки оформляются официально, регистрируются в государственных органах и при определенных условиях уже подлежат контролю.

Что касается других расчётов, обычно осуществляемых наличными (например, покупка строительных материалов для индивидуального строительства, стоимость которых может превысить сумму в 600 тыс. руб.), они могут легко дробиться на более мелкие сделки, что будет требовать дополнительного анализа и контроля. Кроме того, серый оборот товаров, продаваемых «без документов», так и останется в тени. Вероятно, принятие этого закона ударит по мелким предпринимателям, поскольку подразумевает для них дополнительные принудительные расходы при ведении бизнеса, аналогично затратам на покупку и регулярное техническое обслуживание кассовых аппаратов при осуществлении многих видов деятельности.

В общем и целом, без предварительного строительства полноценной рознично-банковской инфраструктуры потребитель никаких выгод не получит, но получит массу неудобств и даже ухудшение качества жизни.

Осутин Сергей Владимирович (Генеральный директор НП «Лига Медиаторов»)

У правительства свои задачи - уменьшить объем теневого сектора экономики, увеличить собираемость налогов. Действительно, по данным правительства, доля наличных денег в России составляет 25% от общей денежной массы (в развитых странах от 7 до 10%). Однако принудительные меры, основанные на ограничениях, вряд ли окажутся эффективными. Надо создавать условия, чтобы человек сам выбирал безналичный расчет, как более выгодный, удобный. И государство должно способствовать этому, хотя по-прежнему предпочитает "запретить" и "ограничить". А предприниматель, бизнес которого "основан" на уходе от налогов, все-равно найдет способы, чтобы скрыть свои доходы. Да и налоговая до сих пор не научилась эффективно бороться с "фирмами-однодневками", регистрирующимися для этих целей.

Переход к электронным платежам, на мой взгляд, неотвратим, как важнейший элемент прогресса, но это задача историческая. Как говорил в своих стихах Андрей Вознесенский: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек". Сегодня обычный гражданин чувствует издержки безналичных расчетов при покупке автомобиля или недвижимости, отдавая от двух до пяти процентов суммы покупки в качестве банковской комиссии. Переход сдерживает и психологическая привязанность наших граждан к наличности, в то время как в пресловутой Америке на человека, пытающегося расплатиться в кассе супермаркета стодолларовой купюрой, будут смотреть подозрительно. Сейчас банковские карты есть примерно у 65% процентов населения, и крупный и средний ритейл уже давно стимулируют граждан к безналичному расчету, предоставляя возможность расплачиваться банковскими картами. Хорошим стимулом стали и интернет-магазины, предлагающие осуществлять выгодные покупки не выходя из дома.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также