Процесс взыскания долгов предлагают стандартизировать


СРО «МиР» разработала для компаний-членов проект стандартов по взысканию долгов. Документом предполагается создание каждой микрофинансовой организацией базовых алгоритмов взыскания. Стандарты должны охватывать полный цикл работы с должниками, включая составление писем и СМС, проведение телефонных переговоров и организацию личных встреч.

Авторы проекта считают, что заниматься взысканием должны только опытные сотрудники МФО, пишет «Ъ». Исполнение выполнения стандартов будет проверять СРО в рамках комплексных проверок, а также по жалобам граждан. Если контролирующий орган обнаружит нарушение стандартов или законодательства, то МФО будет выписан штраф или вынесено предписание; при многократных нарушениях микрофинансовую компанию могут исключить из профильной СРО.

Более того, если МФО передаст долги коллекторскому агентству, последнее тоже должно будет придерживаться установленных стандартов в процессе взыскания. В противном случае (при выявленных нарушениях со стороны коллекторов) СРО будет наказывать МФО, которое передало долги.

В СРО «МиР» полагают, что введение единых стандартов позволит воздействовать на участников рынка. В ЦБ поддерживают проект и подчеркивают, что дополнительные требования к работе с должниками станут стимулом развития принципов ответственного кредитования на рынке микрокредитования.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Зиберт Юлия (Руководитель проекта "Микрокредиты России")

По Вашему мнению, стоит ли вводить дополнительные стандарты работы при взыскании долгов микрофинансистами? Как Вы оцениваете предложенные стандарты?

Взыскание долгов - самая болезненная тема для МФО. Ведь, когда граждане берут деньги, все прекрасно! А вот когда нужно возвращать... начинаются проблемы. Самое большое количество жалоб в адрес МФО касаются именно вопросов взыскания долгов. Когда звучат цифры по количеству претензий, никогда нет ведений о том, какое количество жалоб являются обоснованными. Как-то СРО "Единство" провело анализ, выяснилось, что большинство жалоб граждан даже не на грубое взыскание или нарушения, а на жизнь, на невозможность погашать долг. Часть жалобщиков считает, что с ними поговорили грубо, но при прослушивании разговора выясняется, что не было никакого давления, просто было предложено вернуть деньги. Говорят, что даже на роботов жалуются, сегодня же такие программы существуют, не сразу поймешь, что разговаривает с тобой не реальный человек, а условно, "Алиса". Понятно, что робот вряд ли может нахамить должнику, но тем не менее, граждане остаются недовольны. Психологический фактор очень большую роль играет в данном случае, разговор о долгах сам по себе уже неприятный. Но это не значит, что совсем нарушений нет. До сих пор случается, что в компаниях работают безграмотные взыскатели. Они позволяют себе вводить человека в заблуждение, например, утверждают, что за долги человека посадят в тюрьму. Или обещают испортить репутацию клиента. Конечно такие вещи нужно пресекать. Стандартизация процесса взыскания поможет снизить накал страстей, поможет установить рамки, а также и жалобы оценивать адекватнее. И улучшить имидж отрасли. При этом наверняка для МФО внедрение стандартов будет связано с увеличением расходов, но это обязательные вещи, не по желанию, для всех игроков это будет актуально, придется тратиться. Возможно часть игроков не потянут стандартизацию и уйдут в тень. Каждое решение Банка России и нововведение провоцирует уход игроков с рынка, в том числе в серую зону. Даже не знаю, где сейчас больше компаний - в реестре ЦБ или "черных кредиторов" в тени.

Кудряков Юрий (Генеральный директор финансового маркета Юником24)

По Вашему мнению, стоит ли вводить дополнительные стандарты работы при взыскании долгов микрофинансистами? Как Вы оцениваете предложенные стандарты?

На вопрос нужен или нет подобный стандарт, прекрасно отвечают цифры. Так, по данным ФССП, практически 50% от всех жалоб приходится именно на микрофинансовый сектор.

Поэтому, по мнению экспертов, внедрение единых требований для всех (в том числе МФО), кто взаимодействует с физическим лицом при осуществлении деятельности взыскания, позволит несколько сократить количество жалоб. Однако говорить о том, что данный стандарт позволит в корне изменить ситуацию, не приходится. В первую очередь, по той причине, что документ будет подписан участниками лишь одного СРО. Во-вторых, нелегальные игроки, к сожалению, как вели деятельность по взысканию без соблюдения все норм, так и продолжат ее вести.

Однако без таких маленьких шагов невозможно в будущем прийти к цивилизованному и «чистому» рынку.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также