Информация о владельцах МФО станет публичной


4 марта 2015 года ЦБ РФ выпустил указание, согласно которому микрофинансовые организации (МФО) обязаны публично раскрывать структуру собственности. Таким образом регулятор рассчитывает пресечь участие таких организаций в схемах по отмыванию денег.

По закону о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях «лица, прямо или косвенно распоряжающиеся 10% и более МФО, должны уведомлять об этом регулятора», говорится в письме, которое ЦБ на прошлой неделе разослал всем участникам рынка микрофинансирования.

В случае невыполнения указаний организации будут исключены из реестра МФО. Меры к МФО, которые откажутся огласить структуру собственности, будут применены по истечению двух месяцев.

Напомним, ранее требование предоставлять информацию об акционерах и бенефициарах касалось только банков.

По данным на 13 марта 2015 года, в госреестре МФО состояло 6335 компаний.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Алин Сергей (Старший аналитик, ИГ «Норд-Капитал»)

Как вы прокомментируете нововведение?

Мы рады, что регулятор продолжает наводить порядок не только среди банков, но и в стане иных профучастников. Это очень правильно, будет способствовать большей стабильности и прозрачности системы в целом. Если МФО претендуют на что-то серьёзное, им нечего скрывать, то пусть раскрывают структуру собственности. Ранее этого не делали, видимо, ввиду молодости нашего финансового рынка в целом/регулятор лишь недавно стал обладать более широкими полномочиями. На самом деле, это хорошо для самих МФО. Раньше они занимали менее солидное положение на рынке, к ним и присматривались, соответственно, не так тщательно.

Батин Борис (Генеральный директор, сервис онлайн кредитования MoneyMan)

Мы приветствуем требования ЦБ по раскрытию происхождения капитала микрофинансовых организаций, для компаний, претендующих на внесение в государственный реестр МФО. Это позволит сделать рынок более прозрачным, даст дополнительные инструменты мониторинга Банку России, касающиеся в том числе квалификации, деловой репутации бенефициаров и руководителей компаний. По сути новация пресекает предоставление микрофинансовых услуг вне правового поля.
Добросовестные компании и сегодня предоставляют сведения о своих бенефициарах в ЦБ. Возможно не все организации хотели бы делать подобную информацию публичной, но серьезным препятствием для осуществления деятельности требование ЦБ стать не должно. Крупным компаниям, давно оперирующим на рынке нечего скрывать.
В целом позиция ЦБ говорит о том, что Банк России намерен закрыть любые «серые» зоны в законодательстве, избежать любых двойных трактовок регулирования. Очевидно, что новация призвана усилить работу по мониторингу и пресечению сомнительных операций в рамках 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Также в конце 2014 года был принят так называемый «антиофшорный» закон, который установил механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций. Закон обязывает российских резидентов уплачивать налоги с прибыли их иностранных активов. Нововведение ЦБ будет также способствовать более эффективному контролю налогооблажения российских граждан-бенефициаров иностранных компаний, которым принадлежат те или иные микрофинансовые организации, ведущие операционную деятельность в России.

Жданухин Дмитрий (Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н.)

Требование Банка России по раскрытию бенефициаров МФО является очередным шагом по наведению порядка в сфере микрокредитования, которая изначально была интересна для лиц с капиталами самого различного, в том числе, сомнительного происхождения. Основной вопрос: удастся ли противодействовать злоупотреблениям, когда фактические владельцы остаются за спиной у "номиналов"? Для этого была введена отдельная статья в Уголовный кодекс России - ст. 173.1 "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица", но она эффективно не применяется. Одной из причин такого положения дел служит то, что в статье подставные лица описываются как люди, которые введены в заблуждение, а на практике "зиц-председатели Фунты", как правило, отдают себе отчет в том, какова их роль в организации.
Все это заставит МФО больше заботиться о повышении чистоты и эффективности собственной деятельности, особенно в части взыскания долгов, так как именно эта часть работы часто вызывает большую критику общественности. Также станет вопрос о правильном PR-сопровождении деятельности МФО.

Бодрова Анна (старший аналитик Альпари)

Не исключено, что на подобный шаг ЦБ пошел, как только обратил внимание на масштабы работы МФО. Объемы финансовых средств, проходящих через микрофинансовые организации, растут ежегодно. Вполне возможно, что здесь работают схемы, которые вызывают у регулятора подозрения в отмывании денег. В этом свете логично, что ЦБ хочет иметь под рукой сведения о бенефициарах и акционерах. Понимание структуры уставного капитала МФО помогло бы в повышении уровня прозрачности данных организаций и, в конечном итоге, сыграло бы в пользу повышения инвестиционной привлекательности российского банковского сектора в целом.

Егунова Анастасия (Руководитель департамента «Финансы, бухгалтерия, аудит», Penny Lane Personnel)

Как вы прокомментируете нововведение?

Вообще, требование стандартное для финансовых институтов. Удивительно не то, что это требование ввели, а то, что ввели так поздно! К, примеру, в Англии это сделали год назад.
МФО - это достаточно новое явление на рынке, которое сейчас не подпадает под стандарты классического регулирования банковской сферой. Однако, по мере роста оборотов микро-финансовых организаций, очевидно, будет увеличиваться и степень их регулируемости. В итоге, возможно, то, как будет регулироваться деятельность МФО, будет в известной степени схоже с тем, как регулируются банки. Поэтому предложенные введения, это скорее один из первых шагов.
Не секрет, что ЦБ планомерно проводит политику увеличения контроля за всеми типами финансовых институтов. Возможно, что основная цель - снижение незаконного оборота наличных средств и ограничение возможности легализации преступных доходов, как следствие - рост собираемости налогов. Так же решаются задачи увеличения прозрачности операций, снижения возможности манипулирования рынком, заключения инсайдерских и договорных сделок.

Почему требование появилось сейчас?

Здесь совпало несколько факторов: во-первых, рынок МФО очень вырос, лидеры рынка по объему операций стали сопоставимы со средними банками, во-вторых в условиях кризиса особенно остро звучит вопрос социальной стороны бизнеса МФО - количество клиентов и объем задолженности планомерно растет, а отношение в стране к "старушкам - процентщицам" всегда было негативное.
Раскрытие собственников МФО позволит отрезать от бизнеса откровенный криминал, сократит "оптимизацию" налогообложения, особенно в свете закона о КИК, ну и позволит, если что, "найти крайнего".

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также