Российские банки смогут удерживать налоги с американских граждан и компаний


В Национальном совете финансового рынка (НСФР) считают, что российские банки должны иметь право удерживать налоги с граждан США и компаний для последующего перечисления американским налоговикам. Свои предложения в виде поправок в закон 173-ФЗ, который регулирует порядок применения в России американского закона FATCA, НСФР направил министру финансов РФ.

Сейчас закон 173-ФЗ от 28 июня 2014 года не дает права российским финучреждениям замораживать средства американских налогоплательщиков - этим занимаются иностранные банки-посредники, выставляя счета российским банкам за свои услуги. В то же время закон США FATCA обязывает иностранные банки и иные финансовые организации информировать Службу внутренних доходов (IRS) о счетах своих клиентов и взимать 30-процентный налог с их пассивных доходов.

Согласно FATCA, российские банки должны отчитываться об операциях физических лиц с 1 июля 2014 года, по юрлицам (в которых свыше 10% у американских владельцев) — со II квартала 2015 года. Сроки направления отчетности установлены на 31 марта. Однако в этом году этот срок продлили на 90 дней и последний день сдачи отчетности — 29 июня 2015 года.

При принятии 173-ФЗ было решено отказаться от идеи удерживать средства американцев из-за геополитических разногласий между странами. Сейчас Минфин оценивает целесообразность изменения позиции по этому вопросу.

Между США и всеми странами-участницами FATCA (фактически 90% стран мира, включая всю Европу и Азию) действуют межправительственные соглашения по применению данного закона. Россия и США такого соглашения так и не заключили.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Егоров Александр (Валютный стратег ГК TeleTrade)

Как вы прокомментируете идею наделения банков правом удерживать средства американцев? Насколько это коррелирует с присоединением России к FATCA?

Я думаю это является ответной мерой российских финансовых властей на аналогичные инициативы США. Не думаю, что в данном случае действительно будут приниматься какие-то серьезные меры, скорее всего все ограничится косметическими мерами. Что касается FATCA, то это уже несколько другой вопрос. Присоединение к этому соглашению необходимо лишь для тех российских банков, которые хотят работать на американском финансовом рынке. Однако необходимо также понимать, что FATCA для США является в первую очередь механизмом контроля капиталов и поэтому никакой корелляции в отношении российской инициативы тут нет.

Бодрова Анна (старший аналитик Альпари)

С одной стороны, мера, предложенная НСФР, вполне вписывается в международные рамки. Принимая подобное соглашение, Россия как будто делает шаг навстречу мировому бизнесу и показывает, что готова подстраиваться под определенные финансовые требования. С другой стороны, геополитический момент может обостриться когда угодно, и тогда факты удержания средств американских граждан могут быть восприняты в совершенно иной канве. Разногласия между поправками в 173-ФЗ и сводом правил FATCA видны невооруженным глазом, но, думается, что в случае новой волны обострения политических диалогов все это можно очень легко развернуть против России.

Алин Сергей (Старший аналитик, ИГ «Норд-Капитал»)

Как вы прокомментируете идею наделения банков правом удерживать средства американцев?
Идея хорошая и нужная. Да, раньше такая возможность отсутствовала в законе 173-ФЗ ввиду "геополитических сложностей", но, постойте за последние годы банковские технологии шагнули уже очень далеко. Полагаю, что благодаря современным наработкам и развившейся интернациональности бизнеса можно решить проблема разницы менталитета.

Каким образом это коррелирует с присоединением России к FATCA?

Напрямую, так как это обязательное условие сотрудничества с FATCA.

Жолудев Михаил Леонидович (Генеральный директор, КПФМ (КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ))

Напомню, что соблюдать требования FATCA российским банкам надо уже с 1 июля 2014 года, а пройти регистрацию в IRS (Служба внутренних доходов США) до 5 мая. Но это, конечно, по мнению американцев.
По законодательству США американский гражданин, где бы и как долго он не проживал, федеральные налоги обязан платить в казну США. В этом серьезное отличие законодательства Соединенных Штатов Америки от других стран, где чаще используется понятие налогового резидентства.
В России, чтобы быть налоговым резидентом и платить налоги в бюджетную систему РФ, гражданину необходимо находиться в России не менее 183 дней в году.
В тоже время в России сегодня взят курс на декларирование (до середины июня этого года) нашими бизнесменами принадлежащим им КИК (контролируемых иностранных компаний) и уплатой налогов с доходов этих компаний в бюджет РФ. Несоблюдение FATCA сделает для России затруднительным исполнение закона о КИК с американцами в части информационного обмена.
Но необходимо особо подчеркнуть, что в части нашего законодательства о контролируемых иностранных компаниях, речь идет об информационном партнерстве между государственными (в том числе и налоговыми) органами разных стран. Американцы же требуют соблюдения их законов на территории других суверенных государств, что на мой взгляд не вполне согласуется с соблюдением США основополагающих принципов международного права.

Сороко Антон (Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

Полагаем необходимость такого изменения в текущем законодательстве продиктована, в первую очередь, заморозкой переговоров по FATCA между РФ и США в свете сложной политической обстановки. Собственно, мы видим один из частных примеров, как политическая неопределенность может напрямую влиять на бизнес, которому приходится нести дополнительные издержки. В целом, данная поправка должна несколько облегчить жизнь нашим финансовым организациям.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также