За год количество банковских точек в РФ сократилось на 11%


Согласно данным Банка России, российские банки стали массово закрывать свои представительства в целях оптимизации. Так, за год количество подразделений уменьшилось до 38.2 тысяч – наихудший показатель за все время фиксации.

Тенденция на сокращение стартовала в 2014 году. Тогда банки сократили свое присутствие на 2% - с 43.6 тысяч до 42.9 тысяч. До начала экономических колебаний можно было наблюдать совершенно иную тенденцию – количество офисов банков постоянно росло. В период с 2010 по 2013 гг. количество представительств по стране увеличилось на 80%.

В ЦБ представили уточненную статистику. За год количество допофисов сократилось на 9% (до 22 тысяч), кредитно-кассовых офисов – на 19% (до 2 тысяч), операционных офисов – на 6% (до 7.9 тысяч) и оперкасс вне кассового узла – на 13% (до 6.2 тысяч).

Больше всего подразделений было сокращено в Бурятии, Калмыкии и Дагестане - -23%, -20.8% и -20.5% соответственно. В десятку «лидеров» также попали: Хакасия, Тюменская, Омская, Сахалинская, Смоленская и Челябинская области. Меньше всего от упразднения пострадала Москва (-9.7%).

В то же время в Крыму и г. Севастополь банки нарастили свое присутствие на 52.7% и 42.1% соответственно. Положительная динамика наблюдалась в Северной Осетии (+6.8%), а также в Кабардино-Балкарии (+2.2%).
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Борискин Андрей (Директор департамента розничного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА)

Усложнит ли доступ для населения к банковским продуктам подобного рода оптимизация? Какие меры оптимизации, кроме сокращения отделений, рационально предпринять не в ущерб персонала и клиентов?

Сокращение сети с целью оптимизации затрат – логичный шаг многих банков в период кризиса. Часть из них, правда, просто трансформирует формат развития сети – не за счет новых точек продаж, а за счет покупки сетей других банков или открытия точек в местах присутствия партнеров.

Пока масштабы сокращения не сильно критичны в целом для системы, но могут быть ощутимы для отдельных регионов с низкой плотностью банковского присутствия.

Конечно, кредитные организации будут пытаться компенсировать закрытие отделений, стараясь, к примеру, перевести клиента на дистанционные каналы обслуживания – банкоматы и системы ДБО. Молодая и продвинутая часть банковской аудитории в этом плане ничего не потеряет. Что не скажешь об аудитории возрастной, которая до сих пор привыкла решать все финансовые вопросы лично, в офисе банка.

Таким образом, общая тенденция может привести к тому, что доступность банковских услуг для населения в некоторых регионах снизится. В части субъектов могут остаться офисы только крупных игроков, которые смогут позволить себе содержать отделения, даже с учетом временного убытка в кризис. Освободившуюся нишу могут также заполнить МФО, услуги которых для населения значительно дороже.

Борьбу за регионального клиента выиграют банки, вкладывающие в общефедеральное развитие сети.

Дьячков Юрий (Директор по развитию розничного бизнеса АО "Банк Финсервис", член Правления Банка)

По Вашему мнению, усложнит ли доступ для населения к банковским продуктам подобного рода оптимизация?

Современные технологии предоставления банковских услуг не всегда требуют наличия офиса банка. Основная масса игроков на рынке имеет продвинутый интернет-банк, мобильный банк, точки самообслуживания (банкоматы, терминалы и пр.). Технология работы в режиме онлайн стремительно развивается не только для физических, но и для юридических лиц. Для нас привычно оплачивать ЖКХ, телефон, интернет и услуги других провайдеров в интернет-банке или мобильном банке. Они также позволяют нам открывать вклады, переводить деньги между счетами и картами. Не секрет, что количество посещений офиса клиентом с приходом онлайн-технологий сокращается. Эта тенденция, проявляющаяся как среди физических лиц – клиентов банков, так и среди юридических лиц, скорее является тенденцией развития общества и технологий.

Какие меры оптимизации, кроме сокращения отделений, рационально предпринять не в ущерб персонала и клиентов?

Мера оптимизации и состоит в том, чтобы идти в ногу со временем, быть технологичными и современными. А это, прежде всего, развитие онлайн-технологий, а не расширение сети офисов.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также