ОКБ: выдача кредитных карт сократилась в четыре раза


Показатель выдачи кредитных карт банками в 2015 году упал в четыре раза — с 8,1 млн до 2 млн штук. Таким образом, данный сегмент за год сократился на 76%, говорится в отчете Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Общий объем одобренных кредитных лимитов по картам упал на 81% (с 386,7 млрд до 73,2 млрд рублей).

Всего с начала года банки выдали почти в два раза меньше розничных кредитов, чем за тот же период 2014-го - 14,4 млн штук против 25,4 млн. Автокредитов за десять месяцев 2015 года года выдано на 61% меньше (175,9 тыс. штук против 446,8 тыс.), кредитов наличными — на 27% (11,9 млн штук против 16,3 млн), ипотечных ссуд — на 31% (389,8 тыс. против 566,4 тыс.).
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Борискин Андрей (Директор департамента розничного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА)

С чем связано снижение выдачи кредитных карт?

Ухудшение экономической ситуации в России существенно сократило сегмент потребительского кредитования и, в частности, количество кредитов, выданных по пластиковым картам. Падение темпов выдач по картам объясняется падением реальных доходов населения и платёжеспособности клиентов, продолжающимся ростом доли просрочки и пр. На фоне падения платёжеспособности заемщики оцениваются банками гораздо жестче, кредитные продукты в большинстве своем предлагаются текущим клиентам или зарекомендовавшим себя ранее заемщикам, зарплатным клиентам или сотрудникам бюджетных организаций. Если карту получает клиент «с улицы», то ему устанавливается минимальный кредитный лимит, который увеличивается по мере демонстрации платежной дисциплины. Все это, естественно, повлияло на темпы выдачи карточных кредитов.

Милюков Владимир (Заместитель начальника Управления развития розничного бизнеса, «Интеркоммерц»)

На мой взгляд, существует несколько причин такого резкого сокращения объемов выдачи кредитных карт. Во-первых, более осторожное отношение клиентов к получению новых кредитов. Изменилась сама модель потребительского поведения, потенциальные клиенты склонны ограничивать себя в совершении крупных покупок и готовы пользоваться заемными средствами только в крайнем случае, используют их, как правило, на совершенно определенную цель. Для этих целей больше подходят потребительские или автокредиты. Во вторых, экономическая ситуация в стране и в мире снижает уверенность заемщиков в завтрашнем дне, поэтому значительная доля клиентов предпочитает не увеличивать, а сокращать свои долги. Таким образом, активные пользователи кредитных карт, использовавшие их для закрытия кассовых разрывов, предпочитают этого не делать. Следует так же учесть тот факт, что многие банки активно использовали кредитные карты в качестве системы лояльности или как кросс-продукты. В условиях снижения объемов выдачи потребительских, авто и ипотечных кредитов, а так же в связи с ужесточением рисковых показателей, пострадали и объемы выдачи кредитных карт.

Гойлов Андрей (Генеральный директор, SmartCredit)

Объем эмиссии банковских карт действительно снизился, и это объективная ситуация. С рынка ушли банки, не советующие предписаниям ЦБ, при этом требования к заемщикам значительно ужесточились — совокупность этих факторов привела к тому, что кредитов стало выдаваться в разы меньше. Банки уже не стремятся привлечь клиента любой ценой, предлагая свои продукты, в первую очередь, кредитные карты, всем желающим. А ещё совсем недавно это было очень распространенной практикой.
Так что, с одной стороны, спрос на подобного рода услуги стал ниже. С другой стороны, можно говорить о том, что население стало более грамотным и разборчивым в финансовом плане: если человека удовлетворяет работа одного банка, он не торопится оформлять карту в другой финансовой организации. Кроме того, многие стали понимать, что необеспеченные карточные кредиты, как правило, обходятся очень дорого, особенно если заемщики просрочивают выплаты.
Надо отметить, что в связи с ситуацией, сложившейся на банковском рынке, значительно увеличилось количество заявок на микрозаймы. Суммы, которые предлагают МФО, значительно меньше, чем у банков (обычно до 30 тыс. рублей). При этом микрофинансовые организации подходят к процессу выдачи кредитов очень серьезно и объективно оценивают свои риски. Соответственно, если человеку требуется небольшая сумма, он, скорее всего, не пойдет в банк, где для оформления потребуется ряд документов, а обратится в МФО, где он сможет получить необходимую сумму быстро и без лишней бумажной волокиты.

Горох Дмитрий (Директор по связям с общественностью компании финансовых технологий ID Finance (MoneyMan, AmmoPay))

Падение сегмента кредитных карт свидетельствует о том, что банки переориентировались с выдач кредитных карт внешним аудиториям, т.н. заемщикам "с улицы", на существующих клиентов собственного кредитного портфеля. Кредитные карты - один из самых рисковых сегментов, генерирующий большую долю просрочки, а зачастую и фрод. Ранее выдача кредитных карт носила массовый характер, банки очень слабо оценивали риски по сегменту. Риск-менеджмент сводился к тому, что банки управляли лишь лимитами по кредиткам. Уже год, как банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, пожинают плоды такой высокорисковой политики в прошлом.

Гордейко Сергей (Эксперт по ипотечному кредитованию, Русипотека)

Причина в росте осторожности и банков и заемщиков. Управление рисками стало жестче.

Мильштейн Дмитрий (Вице-президент по финансам, Евросеть)

В стране кризис, а население у нас последние годы было очень закредитовано. В тот момент, когда курс пошел резко вверх, цены в магазинах начали подниматься, возникла потребность откуда-то брать деньги для того, чтобы просто обеспечивать свой привычный образ жизни. Помимо всего прочего ужесточились кредитные условия по выдаче займов, получить кредит обычному человеку сейчас практически невозможно. Система скоринга у банков сильно ужесточилась, сейчас точно не получат кредиты те люди, у которых есть кредиты и просрочки какие-либо займам, которые обладают низким доходом или по каким-то критериям не относятся к благонадежным, например, часто передвигаются по стране.
В Евросети ситуация следующая. Банки, выдающие кредиты, с которыми работаем мы, также как и все остальные банки закрутили кредитный скоринг, то есть ужесточили проверку. Мы видим, во-первых, внешнее изменение клиента, который получает кредит. Сейчас это взрослый человек, который давно работает, не меняет место своей работы, у которого есть семья, дети, который имеет активы, квартиры, машины, дачи, одним словом, собственные чистые активы. Это тот человек, к которому в случае чего можно прийти и что-то забрать.
Во-вторых, мы видим, что банки с большей опаской выдают эти кредиты. В частности, то, насколько агрессивен банк на этом рынке зависит от уровня его внутренней кредитной просрочки, то есть количества просроченных кредитов, выданных самим банком.

Жигалов Евгений (Генеральный директор, учредитель Консалтинговый Центр "ЕЖ")

Для Банков один из самых маржинальных продуктов, конечно, кредитные карты. С 2005 года кредитные карты выдавились очень активно и приучали клиентов ими пользоваться. Затем наступил период, когда кредитные карты выдавались на условиях грейс-периода (беспроцентный срок пользования заемной суммой до 100 дней, в зависимости от Банка). Население стало перегружено кредитными картами (по 2-3 карты от разных Банков на семью). Соответственно риски по невыплатам стали значительно увеличиваться, а также со сложившийся ситуацией в Стране, да и в мире в целом. Банки постепенно стали снижать лимиты по кредитным картам у действующих клиентов и очень быстро перестали выдавать новым.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также