Россиянам придется проходить полную идентификацию при обмене валюты
25 декабря 2015 г.
Банки и кредитование
2
2981
Гэу Андрей
Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также
Президент РФ надеется на взаимоприемлемое решение вопроса по транзиту газа в Европу через Украину6 декабря в 17:15 Внешняя политикаПравительство поможет многодетным семьям в выплате жилищных ссуд6 декабря в 15:59 ИпотекаНалог для самозанятых шагает по стране5 декабря в 17:22 Налоги |
Самое читаемое
Самое обсуждаемое
Минфин намерен ограничить работу филиалов иностранных страховых компаний Центробанк немного укрепил рубль по отношению к американскому доллару Аналитики подсчитали, сколько россияне заплатят в 2019 году в качестве обязательных платежей Коллекторам еще раз запретят взыскивать долги за ЖКУ Уже в 2020 году трудовые книжки россиян перейдут в электронный формат |
Происходящее называется просто – информационная суета.
Никакие новые правила обмена валюты специально не принимались.
ЦБ РФ упорядочил вопросы идентификации клиентов, в том числе в части упрощенной идентификации и издал Положение от 15 октября 2015 г. N 499-П «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Документ ничего принципиально нового не вводит.
Обсуждаемая анкета крайне проста. Кроме сведений, указанных в паспорте, могут быть указаны ИНН, контактные данные. Оговорка «ИНН, при наличии» сильно облегчает ситуацию, а отставить банку телефон не составляет труда. Говорить о потере времени не приходится.
Немного о банковской практике в части обслуживания физических лиц.
Аналитические операции с клиентскими данными, предусмотренные Положением, осуществляется без клиента, кроме минимальных on-line проверочных действий, которые и так проводятся.
В самые консервативные времена при каждой обменной операции банки делали копию паспорта клиента. Никакой трагедии не было, кроме легкого раздражения от бессмысленности. Потом от такой избыточной практики отошли. Автоматизация банковской деятельности многие процедуры позволила пересмотреть.
Вспомним, что одной из распространенных причин отзыва банковских лицензий является нарушение законодательства по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Иногда у банков от опасения репрессий со стороны регулятора бывают обострения в части чрезмерного выполнения некоторых норм. В данном конкретном случае может понадобиться иметь копию свидетельства об ИНН, что, безусловно, будет раздражать, но не более, чем другие вопросы банковской бюрократии. И если это где-то произойдет, то не стоит удивляться и тратить время на возмущение.
Клиент, который считается условно постоянным, не требует повторной идентификации в смысле указанного Положения. На практике это означает обычное предъявление паспорта.
Нет ничего плохого в комфорте обслуживания для постоянных клиентов. Еще раз дан скрытый намек, что нечего «бегать» по разным банкам, а постоянные отношения проще и банкам и клиентам.
Вывод.
В части обменных операций беспокоиться по поводу новых правил нет никакой необходимости. В подавляющем большинстве случаев изменения пройдут незаметно для клиентов - физических лиц.
Приложение. Системность в части информации о гражданах.
Суета вызвана переходным периодом в системе идентифицирующих граждан документов и системе обращения коммерческих банков к информации государственных органов.
Давно пора сделать ИИН в виде пластиковой карты, которая является обязательной и автоматически присваивается каждому гражданину при достижении 14-ти лет. С получением СНИЛС вопросов уже давно не возникает. Паспорт, СНИЛС, ИНН достаточны для полной идентификации гражданина. Все документы с собой вряд ли кто-то носит. Почему не поставить штампы в паспорт?
Независимо от бумажных (пластиковых) копий все документы должны быть информационно связаны. Особенность паспорта только в наличии фотографии в отличие от СНИЛС и ИНН. Решаем вопрос перепривязки документов при их смене.
Таким образом, коммерческие банки, получив паспорт, должны иметь возможность видеть номера СНИЛС и ИНН, а в дальнейшем получать доступ к различным проверочным механизмам.
До решения этих вопросов будет поддерживаться некоторая суета.
Посмотрим дальше. Допустим, что три документа связали и дали банкам доступ. Клиента надо найти, а телефон не существует, а по адресу регистрации никого нет. Тогда надо решать более сложные вопросы информационной привязки граждан. Например, обсуждать обязательный адрес электронной почты, выдаваемый гражданину для общения с государством. Тему можно продолжать довольно долго. Что-то разумно, что-то нет.
Сейчас интенсивно и довольно успешно решаются вопросы доступа гражданина к государству через различные электронные сервисы. Кстати, государство успешно пользуется обратной связью через личный кабинет налогоплательщика, сервисы госуслуг. Все проблемы начинаются, когда человек не хочет, чтобы к нему обратилось государство или коммерческий банк. Такая поведенческая реакция не может считаться нормальной, что требует понимания в бессмысленности расширения анкетных данных и способов идентификации.
В разумной перспективе достаточно on-line связать паспорт, ИНН, СНИЛС, и дать доступ к этой связке банкам.
Обсуждаемую сегодня тему это не затрагивает, так как анкета проста и вполне разумна.
Банк Хоум Кредит не осуществляет валютно-обменных операций в наличной форме. Клиенты, осуществляющие валютно-обменные операции с использованием дистанционного управления счетами, ранее уже идентифицированы банком, и дополнительная идентификация не требуется.