Банки будут выдавать кредиты после анализа профилей заемщиков в соцсетях


Отныне на решение российских банков о выдаче кредита может повлиять профиль потенциального заемщика в социальных сетях. Соответствующий сервис Social Attributes запустило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data.

Так, подписка заемщика на группы о сетевом маркетинге, быстрых кредитах или антиколлекторах увеличивает риск невыплаты кредита в 2-4 раза. При этом позитивные действия пользователя, например, публикация фотографий о путешествиях, напротив, снижают риски для кредитора.

«Будущее в управлении рисками в розничном кредитовании за внедрением инновационных решений, ориентированных на снижение рисков при кредитовании физических лиц», — заявил гендиректор НБКИ Александр Викулин.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Гордейко Сергей (Эксперт по ипотечному кредитованию, Русипотека)

Как вы оцениваете данное нововведение? Не ущемляет ли оно права потенциальных заемщиков?

Речь идет о дополнительных параметрах для принятия банком кредитного решения. На основе анализа открытых данных в социальных сетях в виде публикаций, фотографий, членства в группах можно получить сведения о социальном и поведенческом профиле заемщика.
Особенность момента в появлении технологии автоматизированного поиска и обмена этой информации с кредитором. Отметим, что НБКИ предлагает банкам много сервисов, которые имеют ценность из-за связи с обслуживанием кредита. Кредиторы уже давно просматривали профили в соцсетях. Просто теперь этот сервис можно отдать на профессиональный аутсорсинг. Вопрос в скорости и стоимости услуг НБКИ для банка.
Права и свободы не нарушается, так как заемщик предоставляет данные с отметкой "доступно всем". Так что, интернет, как открытое пространство, в очередной раз показывает судьбу размещенной в нем информации.
Оценка положительная. Особенно из-за возможности на основе большого массива данных разных кредиторов проверять и настраивать оценки.

Трупа Лига (Управляющий директор, Е заем)

Для рынка розничного кредитования этот сервис полезен, компании-кредиторы всегда рады любой возможности оценить потенциального заемщика. Дополнительные данные позволяют лучше оценить его платежеспособность при принятии решения о выдаче кредита или займа. За годы работы Е заем протестировал более 5 сервисов, оценивающих данные из соцсетей, и продолжает заниматься разработкой собственных скоринговых моделей на базе этих данных. Соцсети нам интересны с точки зрения социальной экономики, а именно для построения и сравнения социальных графов. Это важно, так как это еще один метод в анализе портрета потенциального заемщика.

Борцов Александр (Владелец SMM2.RU SMM2.RU)

Правильное нововведение. Банки должны сделать все, чтобы снизить свои риски. Другой вопрос, что у большинства заемщиков такие аккаунты, что толком из них ничего не понять: все скатились в бесконечные репосты бесконечно глупого контента и почти никто больше не делится собственным контентом. Исключение - только премиум прослойка из жителей столицы, которые, теша собственное самолюбие, размещают бесконечные фотки в инстаграме - вот по ним действительно можно делать выводы. Только обрабатывать их способен человек, искусственный интеллект пока фотографии не распознает с такой степенью достоверности, чтобы считать риски по кредитным займам.

Жигалов Евгений (Генеральный директор, учредитель Консалтинговый Центр "ЕЖ")

Социальные сети изначально предполагались только для личного общения, но это было совсем давно, еще лет 7-9 назад. Сейчас же, прежде чем разместить фотографию, высказывание на своей страничке, необходимо 10 раз подумать, дать себе ответы на ряд вопросов (А что мне это даст? К каким последствиям это может привести?). Размещенная информация в интернете переходит из состояния личной информации в публичную, где сопутствуют репутационные риски, которые могут нанести непредсказуемые последствия (примеров только за последний месяц предостаточно...). Данные правила касаются конечно же не только заемщиков банков...
Всю размещающую информацию нужно разделять на категории для всех/для друзей и родственников/для себя, и настроить фильтры приватности, тогда и риски вызвать недоверие у банков/потенциальных клиентов будут минимальны. Ведите социальные сети правильно, тогда и мыслей у вас таких не будет!
На самом деле радует применение инновационных методов в разных сферах, в том числе, и в банковской. Получить объективную информацию со страницы пользователя вряд ли получится, так как каждый увидит в публикациях свою картинку и представление о потенциальном заемщике. Однозначно нельзя сказать правильно/неправильно будут поступать банки, будут ли ущемлены права потенциальных заемщиков, но я считаю, что это дополнительный инструмент в копилку службы безопасности банков, перспективный и эффективный.

Смольская Ульяна (PR-Директор, Евросеть)

"Евросеть" давно при отборе кандидатов на работу просматривает при необходимости их аккаунты в социальных сетях, тем более, что это публичная информация с открытым доступом. Конечно, это не является решающим при отборе, но нередко помогает лучше понять личность человека. Поэтому логично, что банки об этом тоже задумались.

Матюшенко Антон (Президент, Российская ассоциация честных адвокатов)

Я поддерживаю данную инициативу. Социальные сети - это открытая и доступная всем информация, которой пользуются уже давно все, кому эта информация необходима. Никаких прав при этом не ущемляется.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также