К заемщикам «доберутся» через единую базу номеров


Закон «О связи» может быть изменен в ближайшей перспективе. Минкомсвязи готовит поправки, которые узаконят проверку принадлежности мобильных номеров их владельцам. Это поможет кредитным организациям и коллекторам в работе с заемщиками.

На практике внесение поправок означает создание единой базы данных номеров сотовых операторов, доступ к которой будут иметь некоторые участники финансового рынка. Их перечень определит правительство, пишут «Известия». Предполагается, что банки смогут установить, по данным базы, соответствие мобильного телефона ФИО заемщика.

Актуальность разработки законопроекта возникла из-за недобросовестности некоторых заемщиков, которые предоставляют банкам номера телефонов, выбрасывают сим-карты, а через полгода операторы связи передают неиспользуемый номер совершенно другому владельцу. Как результат, коллекторы дозваниваются не к заемщикам, а к людям, не имеющим отношение к взятым кредитным обязанностям.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Бобко Алексей (Руководитель портала "РынокВзыскания.РФ")

Как Вы оцениваете идею создания единой базы мобильных номеров для проверки заемщиков?

Идея создания единой базы мобильных номеров для проверки заёмщиков обсуждается уже давно. Действительно, в ряде случаев при взыскании задолженности звонки осуществляются на номера, владельцами которых является совершенно другое лицо. Это приносит дополнительное неудобство тем, кому звонят и лишние затраты для коллекторских агентств. Наличие возможности проверять актуальность мобильного телефона как на этапе "до" выдачи кредита/займа, так и на этапе "после" возникновения просрочки, может кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону для всех сторон.

Ещё одним важным шагом на пути регулирования рынка сим-карт является введение ограничение на указание телефона третьих лиц при заключении договора. Фактически, нужно получать согласие человека на то, чтобы его телефон был указан в договоре заёмщика. Иначе, любой заёмщик сможет и дальше указать "наугад" мобильный номер якобы своего родственника, по которому потом будут звонить коллектора.

Борискин Андрей (Директор департамента розничного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА)

Как Вы оцениваете идею создания единой базы мобильных номеров для проверки заемщиков?

На мой взгляд, база нужна. Первое, что делает даже не сильно злостный должник, меняет номер телефона. Далее номер становится неактивен, а впоследствии у него появляется новый владелец.

Мне кажется, в целях взыскания банковских долгов будет более эффективным создавать базы, привязываясь к фамилии клиента. Т.е. привязывать к фамилии абонента все когда-либо имеющиеся номера с информацией об активности абонента и принадлежности номера на момент запроса. Это позволит взыскателям не беспокоить новых владельцев звонками с просьбами вернуть долги, а также получить информацию обо всех активных номерах непосредственно должника.

Более того, такая информация поможет банкам и «на входе»: в момент проведения работы с клиентом на этапе принятия решения о выдаче кредита. У нормального законопослушного гражданина может быть в среднем от 1 до 3 номеров телефонов, а если у потенциального заемщика в анамнезе десятки номеров (активных и неактивных) – это повод более внимательно посмотреть на клиента, задать вопросы и сделать соответствующие выводы. Возможно даже, это может быть одним из факторов для отказа в представлении кредита, т.к. банк будет понимать, что в случае просрочки платежа с клиентом будет проблематично даже связаться по телефону. И наоборот, клиент, у которого, например, 10 лет один номер телефона, точно ни от кого не прячется и ведет нормальный образ жизни.

Будет еще более эффективным создавать такие базы с учетом информации о номерах телефонов всех операторов связи, т.е. к одной фамилии привязать все имеющиеся у него телефоны всех операторов связи.

Безусловно, это не поможет, если должники пользуются незарегистрированными «симками» или номерами, оформленными не на самого должника. Но это существенно осложнит должникам уход от ответственности и минимизирует возможные манипуляции.

В целом, создать можно любую базу, сложность в том, чтобы все участники процесса предоставляли соответствующую актуальную и достоверную информацию. Банки будут максимально заинтересованы в создании такой базы, но операторы связи скорее всего не продемонстрируют заинтересованности. Здесь поможет соответствующий закон.

Риск заключается в том, что такая информация может быть интересна широкому кругу лиц и использована в разных целях, не исключая злоупотреблений. По этой причине вопрос защиты информации и ответственности за ее сохранение выходит на передний план.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также