В I полугодии рынок кредитных карт вырос вместе с просрочкой


Аналитики коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» представили обзор рынка кредитных карт в первом полугодии 2016. По результатам исследования выяснилось, что займы по кредитным картам стали единственным сегментом рынка необеспеченного потребительского кредитования, который показал положительную динамику. Остальные же сегменты продолжают стагнировать.

В начале января 2016 года объем выданных займов по кредитным картам составил 1.041 трлн рублей, а уже к концу июня этот показатель увеличился до 1.1 трлн рублей. Аналитики подчеркивают, что наибольший рост по выдаче пришелся на январь, май и июнь, пишут «Известия»; такая тенденция объясняется повышенными тратами населения в период праздников и отпусков.

Небольшой рост сопровождался существенным увеличением просроченных кредитов. Рост просрочки эксперты связывают с тем, что в период экономической нестабильности граждане не могут оценить свои будущие доходы; посему, обращаясь в банк за кредитом, они не могут расплатиться с ним со следующей зарплаты.

Впрочем, в агентстве прогнозируют снижение просрочки к концу 2016 года на фоне ужесточения политики кредитных организаций при выдаче займов. В то же время объемы выдачи займов по кредитным картам могут вырасти до 1.2 трлн рублей.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Горох Дмитрий (Директор по связям с общественностью компании финансовых технологий ID Finance (MoneyMan, AmmoPay))

Удастся ли снизить просрочку по кредитным картам к концу 2016 года? Какие механизмы позволят это сделать?

Заявление о том, что рынок кредитных карт является единственным сегментом необеспеченного кредитования, который показывает положительную динамику в первом полугодии 2016 года, не соответствует действительности. Микрофинансирование в части беззалогового предоставления займов никогда с момента принятия закона о микрофинансировании в 2010 году не демонстрировало отрицательную динамику. Драйвером сегмента является онлайн-кредитование, объемы которого выросли в первом полугодии текущего года относительно прошлого на 63%. Что касается просрочки, то и сейчас по рынку кредитных карт она находится в рамках модели. Мы прогнозируем снижение уровня просроченной задолженности вместе с ужесточением кредитной политики банков-эмитентов кредитных карт к концу 2016 года.

Идрисов Рустам (Директор департамента розничных кредитных рисков Росэнергобанка )

Удастся ли снизить просрочку по кредитным картам к концу 2016 года? Какие механизмы позволят это сделать?

Несмотря на обилие различных техник снижения уровня просроченной задолженности, основным фактором ее снижения является рост благосостояния населения и, собственно, финансовая грамотность.

На мой взгляд, в текущих экономических условиях естественного снижения уровня просроченной задолженности ждать не приходится. Однако банки оперативно реагируют на тенденции в работе с просроченной задолженностью, ограничивая ее рост как при выдаче кредита, так и в работе с клиентами, допустившими просрочку. В последнем случае это могут быть напоминания о предстоящих платежах, оперативная работа по сбору просроченной задолженности или различные программы рефинансирования и реструктуризации просрочки.

Верёвочкина Елена (Управляющий Санкт-Петербургским филиалом РОСГОССТРАХ БАНКА)

Удастся ли снизить просрочку по кредитным картам к концу 2016 года? Какие механизмы позволят это сделать?

Снизить просрочку по кредитным картам можно двумя способами: через более активную работу с заемщиком и повышение эффективности процесса взыскания в конкретном банке.

Для снижения просроченной задолженности необходимо усилить работу с заемщиками по разумному использованию ими кредитной карты, т.е., по сути, необходимо повышать финансовую грамотность населения. Проблема в том, что зачастую клиенты не умеют пользоваться кредитными картами. В основном они выбирают полностью лимит, а затем гасят платеж и тут же снимают деньги обратно, из-за чего ссудная задолженность не снижается, а клиент гасит только проценты. И так очень длительное время. Также часто Клиенты видят в картах альтернативу микрозаймам, берут их, чтобы перекредитоваться, не задумываясь об общем увеличении финансовой нагрузки. Заемщики не знают очередность гашения, не знают, что в банк необходимо обращаться за реструктуризацией и чаще контактировать с банком по поводу урегулирования проблемы просроченной задолженности.

Для снижения просроченной задолженности конкретному банку в краткосрочной перспективе необходимо проведение целого комплекса мер, в том числе разработки программ реструктуризации и рефинансирования проблемных активов и сегментации проблемного портфеля.
Для проведения сегментации необходимо провести полный анализ всех должников:
- проверка финансового состояния (количество действующих кредитов, возбужденных исполнительных производств, текущих судебных процессов и т.д.)
- проведение тщательной работы по каждому сегменту проблемного портфеля.
В итоге клиенты могут быть разделены на следующие категории по способам работы с проблемным портфелем:
• взыскание силами банка на досудебной стадии (включая возможность проведения реструктуризаций и рефинансирования),
• взыскание в рамках судебной работы,
• возможность заключения договоров цессии (индивидуальной),
• списание бесперспективных активов (должники умерли, не было страхования, в наследство никто не вступал, проведен полный комплекс мер по взысканию задолженности, получены акты от ФССП о невозможности взыскания),
• участие в процедурах банкротства физических лиц.
Для проведения подобной масштабной работы необходимо большое количество человеко-часов, а также инструментов работы (допуски в базы данных, возможность осуществления выездов по тем или иным задачам, оптимизация телефонных разговоров – наличие соответствующего ПО и пр.).

И наконец, снижению размера проблемных кредитов также будет способствовать улучшение качества выдаваемых ссуд: проведение более глубокого анализа потенциальных заемщиков, ужесточение скоринга, опциональное подключение к процессу проверки сотрудников безопасности), т.к. по более качественно отработанным активам реже возникает просроченная задолженность.

В целом, стоит отметить, что по кредитным картам клиент легче выходит на просрочку. Это связано со статусом самого кредитного продукта: обычно карта идет «в довесок» к потребительскому кредиту или автокредиту, если это самостоятельный продукт, размер задолженности ниже среднего уровня обычного потребительского кредита. Карты не являются обеспеченными кредитами. Обычно клиент считает свою задолженность по карте менее существенной, чем, например, по автокредиту и, как следствие, не столь критичной к немедленному погашению. Сами же банки также в первую очередь стараются работают с более серьезными активами (обычно это структурный пробел в работе).

Резюме: для снижения до конца 2016 года проблемного портфеля по кредитным картам необходимо изменение статуса кредитной карты как кредитного продукта, и, как следствие, повышение требований к заемщику, проведение более углубленного анализа документов на выдачу кредита и структурирование работы по взысканию проблемных активов.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также