Россиянам могут выписать новый вид отчетности перед банками


В рамках Санкт-Петербургской международной банковской конференции председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева рассказала о том, что участники рынка готовят поправки к закону «О национальной платежной системе». В частности, банкиры хотят обязать клиентов уведомлять их о планируемом отъезде, смене технических параметров оборудования или нетиповых покупках.

Цель нововведений – улучшение системы защиты клиентов от хакерских атак. Г-жа Обаева добавила, что подозрительными будут считаться операции, проводимые в неудачное время, в нетиповом географическом положении, резкая смена получателя или суммы платежа, смена контактного телефона без уведомления банка, смена компьютера или IP-адреса без уведомления.

Алма Обаева подчеркнула, что продолжительность блокировки при возникновении предположений в сомнительности операций не будет превышать 15 минут, хотя максимальная блокировка транзакции может составить двое суток.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Щербакова Ольга (Первый Заместитель Генерального директора – Председателя Правления ПАО «Энергомашбанк»)

По Вашему мнению, не ущемляет ли права клиентов обязанность сообщать о «нетипичных» приобретениях и отъездах?

Очевидно, что законопроект имеет благие цели и намерения. Особенно с учетом того, что банковские злоумышленники придумывают новые способы для обмана. Именно поэтому кредитные учреждения постоянно совершенствуют свои системы защиты. Клиенты выбирают финансового партнера по ряду критериев, в том числе, обращая внимание на качество обслуживания и надежность. На данный момент с трудом видится, что все клиенты всегда будут самостоятельно уведомлять банки о возможных нетипичных платежах. Априори, кредитные учреждения заинтересованы в усилении уровня защиты электронных переводов. Но для блокировки операции банк должен обладать юридическим правом на такие действия. Если законодательно или в договоре с клиентом не будут описаны ситуации, по которым может осуществляться блокировка, то клиент может оспорить такую «заботливость», проявленную финансовой организацией. Поэтому в этом контексте целесообразнее говорить не об ущемлении прав клиента, а о доведении до него информации о дополнительном способе защиты своих денежных средств. Также немаловажно, чтобы новые нормы адекватно соотносились с ГК и другими законодательными актами по данной сфере.

Верёвочкина Елена (Управляющий Санкт-Петербургским филиалом РОСГОССТРАХ БАНКА)

По Вашему мнению, не ущемляет ли права клиентов обязанность сообщать о «нетипичных» приобретениях и отъездах?

Обязанность сообщать о «нетипичных» приобретениях и отъездах не может ущемлять права клиентов, если это делается для того, чтобы уберечь деньги клиентов от хищения. Законодательно это необходимо, чтобы банки получили право блокировки операций при наличии подозрения об их мошенническом характере. К сожалению, это необходимая мера, т.к. объем украденных со счетов клиентов средств с каждым годом растет и сегодня приобретает устрашающие объемы. Технически с этим невозможно справиться, если мошенникам стал известен пин-код и реквизиты карты. В этой связи и банкам, и клиентам может помочь анализ поведения держателей карт в разрезе характера трат, а в случае «нетипичного» поведения - возможность блокировки карты. Это может доставить некоторые неудобства в моменте для клиента, но они, разумеется, будут несопоставимо меньше, чем неудобства при хищении средств. Для того чтобы банк не воспринял манипуляции с картой как сомнительные и не заблокировал карту, клиенту всего на всего необходимо будет сообщить в банк о своих намерениях.

При этом стоит предусмотреть возможность быстрой разблокировки карты после идентификации клиента, если блокировка произошла. Также клиенту должна быть предоставлена возможность отказа от обязанности сообщать о своих передвижениях и нетипичном финансовом поведении при условии отсутствия его претензий к банку и платежной системе в случае хищения средств в результате мошеннических действий.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также